01.03.2006

Третий Вавилон

ИД Building и журнал ARX приступили к реализации медиа-проекта по промоушену рынка высотного строительства. Конференция «Высотное строительство в Москве и России: Взгляд в будущее», прошедшая первого марта в Москве, стала первой акцией проекта

информация:

Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы
Александр Кузьмин, главный архитектор Москвыоткрыть большое изображение
О высотном будущем столицы в качестве преамбулы к докладам выступающих рассказал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Высотная застройка Москвы ведется, как он сказал, по принципу кратера: запрет на высотное строительство в центре, взрыв диаграммы силуэта в районе 4-го транспортного кольца и спад к инвестиционно непривлекательным окраинам. Известно, что в рамках реализации программы «Новое кольцо Москвы», выделено 60 зон. При этом очередь из инвесторов, заинтересованных в строительстве высоток на этих территориях, насчитывает 140 названий. Но не все, как утверждает Кузьмин, способны оценить масштаб ответственности. В результате некоторые из начатых объектов приходится «замораживать». Ситуация усугубляется отсутствием нормативов по высотному строительству в столице. Для каждого здания, как сказал глава Москомархитектуры, «свой джентльменский набор». При этом новые требования могут предъявляться на стадии проектирования и даже строительства. Таким образом, в частности, в столице появляются архитектурные курьезы. Но, по замечанию Александра Кузьмина, Москва – город многоликий. «Это в Питере, – как пошутил главный архитектор столицы, – прежде чем что-либо начертить, надо одеть смокинг».

Лондонец Билл Прайс, директор WSP Conculting Engineers, принимавший участие в проектах Башни Свободы и Heast Tower (Нью-Йорк), Torre Mayor (Мексика) и других, рассказывая о технологии строительства высотных сооружений и вопросах безопасности, особо подчеркнул значение вклада, который может сегодня внести инженерное искусство в архитектурное проектирование. Из подборки материалов, посвященных теме высотного строительства в предыдущем журнале ARX (это также часть глобального медиа-проекта), известно, что фасады Heast Tower, расшитые диагонально перекрещенными стальными балками, это не столько артистичный жест лорда Фостера, сколько инженерное решение, учитывающее геометрию треугольника как наиболее стабильную и жесткую.

Француз Жан Пистр, президент Valode & Pistre, на примере проектов своей компании для Екатеринбурга рассказал о возможностях развития высотного строительства в России (показателен выбор нестоличного мегаполиса). Несмотря на озвученные в выступлении Александра Кузьмина данные опроса москвичей, согласно которым 15% из них с радостью поселились бы в высотке, г-н Пистр исходил из ситуации отрицательного отношения к небоскребам в обществе. Но отмечал градостроительное и имиджевое значение высотных сооружений и призывал нивелировать возможные негативные влияния на окружающую среду посредством образности и символизма, которые кроме всего прочего могут стать архитектурными ресурсами выражения национальной идентичности. Так при проектировании екатеринбургских высоток французы использовали образы двух воинов, окрестив получившуюся пару небоскребов при въезде в Екатеринбург «стражами Урала», и ставшую уже культурным символом России башню Татлина. Во французских проектах прочитывались более простые образы – цветок лилии, скала, парус, маяк.

Российский архитектор Сергей Скуратов рассказал на конференции о своем опыте проектирования комплекса высоток на улице Мосфильмовская (Москва). Его образ – танцующие пары. Их две. Вихреобразная динамическая композиция скрученных винтом сооружений перекликается с «танцующим у моря», как его назвали в журнале ARX, зданием Turning Torso (Швеция, г. Мальмо) Сантьяго Калатравы. Но неполный – в московском варианте – винт башен создает ощущение «ввинчивания в небо», легкого поворота головы «танцующих» в сторону центра Москвы (в целях оптимизации видовых сценариев и лучшей инсоляции квартир). «Одежда» зданий – иррациональная нерегулярная структура с рельефным чередованием матового и темного стекла и усветлением фасадов кверху. Однако, как выяснилось в ходе обсуждения доклада, после расчета, переводящего эту сложную «эмоционально выстраданную» архитектором образность в стоимость затрат на строительство (более 3,5 тыс. $), началась типичная, по словам российских выступающих, для нашей страны история переделок и компромиссов. «Надо быть, наверно, меценатом и очень ценить архитектуру, чтобы согласиться на строительство подобных зданий», – сказал Сергей Скуратов.

В следующем докладе Тимура Баткина, заместителя гендиректора Дон-Строй (заказчика комплекса на Мосфильмовской), архитектура среди перечисленных факторов прибыльности зданий и в самом деле не значилась. Хотя, по опыту западных коллег, озвученному на конференции, удачное архитектурное решение способно увеличить стоимость недвижимости на 25 и более процентов и подстегнуть динамику продаж. Но в ситуации перегретого рынка недвижимости столицы все, вероятно, и так движется весьма динамично. Поэтому и высотка на Мосфильмовской возводится не одна, а, как то сейчас модно в самом урожайном в плане высотного строительства Китае, целым квартетом. Кстати, на Западе небоскребами являются прежде всего офисные здания (лишь 1/5 составляют жилые), в то время как в Москве пропорция обратна. Это ставит ребром вопрос не только о гармонизации видовых сценариев и учета инсоляции квартир (именно в этих целях затевался винт в комплексе на Мосфильмовской), но и требует включения в комплекс социальной инфраструктуры.

Сергей Скуратов уделил внимание визуальной самодостаточности комплекса. Учитывая строгость московских согласователей в плане соблюдения уже ставшего пресловутым «бассейна визуальных связей», он вывел на городскую сцену не один небоскреб, а целую компанию. И не только потому, что, как шутил архитектор, с другом или с подружкой куда-либо прийти всегда веселее, чем в одиночестве. А потому что высотка в силу своих габаритов всегда неуместна, но стоит образоваться комплексу как структура сразу же становится самодостаточной.

Американец Райан Мюлленикс, заместитель директора NBBJ Columbus (США), свой доклад посвятил инфраструктурной самодостаточности высоток. По его мнению, разноплановая городская среда – это средство выражения того многообразия, которое присуще городу. Но как только высотка, будучи всегда столь отличной визуально от городского контекста, попадает от него в инфраструктурную зависимость, она терпит неудачу, коммерческий крах. Все современные небоскребы в США стремятся к созданию в своих недрах самоподдерживающейся среды. По сути, отмечал г-н Мюлленикс, это город в городе. И все прогрессивные подходы к проектированию высоток направлены на формирование микрокосма в рамках отдельного здания либо, что еще лучше, их комплекса.

Строительство высотки – это сегодня и всегда сложная и прежде всего коммуникативная задача. Лари Гетс, первый заместитель директора NBBJ Seattle (США), даже поделился с российскими коллегами бытующим у них принципом 4 «С»: codes, clients, consultants, contractors. То есть от того, насколько проработаны кодексы по высотному строительству и насколько быстро и конструктивно на их основании могут договориться об общих целях клиенты, консультанты и контракторы (подрядчики) зависит сегодня эффективность высотного строительства.  Образ Нового Вавилона, обкатанный во втором номере журнала ARX при разборе всемирно известных уже построенных небоскребов, а также опыт западных коллег, представленный в рамках прошедшей конференции, показывает, что на Западе властям и разнопрофильным профессионалам договариваться между собой удается. В России, судя по всему, дело пока обстоит сложнее, как в плане нормативных документов, так и в плане профессиональной коммуникации. Последнюю проблему и пытаются решить ИД Building и журнал ARX, обозначив в качестве своей миссии создание универсального языка архитектуры.
Билл Прайс, директор WSP Conculting Engineers (Англия)
Билл Прайс, директор WSP Conculting Engineers (Англия)открыть большое изображение
Жан Пистр, президент Valode & Pistre (Франция)
Жан Пистр, президент Valode & Pistre (Франция)открыть большое изображение
Сергей Скуратов, президент «Сергей Скуратов ARCHITECTS» (Москва)
Сергей Скуратов, президент «Сергей Скуратов ARCHITECTS» (Москва)открыть большое изображение
Ларри Гетс, первый заместитель директора NBBJ Seattle (США)
Ларри Гетс, первый заместитель директора NBBJ Seattle (США)открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Василий Крапивин
  • Владимир Плоткин
  • Всеволод Медведев
  • Олег Шапиро
  • Наталия Зайченко
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Ликин
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Кузнецов
  • Константин Ходнев
  • Александр Скокан
  • Наталья Сидорова
  • Антон Бондаренко
  • Наталия Шилова
  • Рустам Керимов
  • Илья Машков
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Курков
  • Евгений Герасимов
  • Валерия Преображенская
  • Полина Воеводина
  • Арсений Леонович
  • Сергей Сенкевич
  • Николай Миловидов
  • Андрей Асадов
  • Антон Надточий
  • Юлий Борисов
  • Анатолий Столярчук
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Бровкин
  • Андрей Романов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Екатерина Грень
  • Михаил Канунников
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Уткин
  • Игорь Шварцман
  • Иван Кожин
  • Марк Сафронов
  • Владимир Биндеман
  • Никита Бирюков
  • Александра Кузьмина
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Явейн
  • Сергей Орешкин
  • Александр Попов
  • Екатерина Кузнецова
  • Даниил Лоренц
  • Роман Леонидов
  • Антон Ладыгин
  • Олег Карлсон
  • Александр Асадов
  • Сергей Труханов
  • Сергей Чобан
  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Владимир Ковалёв
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Токарев
  • Антон Барклянский
  • Карен Сапричян
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Селивохин
  • Олег Мединский
  • Валерий Лукомский
  • Левон Айрапетов
  • Вера Бутко
  • Станислав Белых
  • Юрий Сафронов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи