Новая союзная политика. IX пленум Правления САР

5 декабря в Доме архитекторов прошел IX пленум Правления Союза архитекторов России. Новый президент Андрей Боков готовит союз к коренным переменам. В его политике уже отчетливо наметились две тенденции, во-первых, поставить деятельность союза на коммерческую основу, что смогло бы вернуть его былой престиж, а во-вторых – усилить централизацию власти. В последнем убеждает исключительно московский состав вице-президентов, утверждавшихся на пленуме.

mainImg

Главной темой нынешнего пленума стало утверждение кандидатур в вице-президенты по новым направлениям внутри САР и знакомство архитекторов с обновленной моделью союза, которую представлял Андрей Боков. Новый президент предлагает коренным образом пересмотреть структуру организации, чтобы сделать членство в союзе вновь престижным для архитекторов, поставить его деятельность на коммерческие рельсы и приспособить к изменившейся практике в связи с возникновением СРО.

По замыслу Андрея Бокова, союзную деятельность формируют два блока – профессиональной практики во главе с первым вице-президентом Сергеем Киселевым и блок c «комсомольским» названием «оргработа» под руководством вице-президента по контракту Сергея Качанова. Внутри них определяются направления деятельности, ключевыми фигурами в которых становятся вице-президенты, входящие в Президиум правления союза. Они руководят так называемыми рабочими группами, состав которых для большей эффективности расширен за счет включения в них, наряду с архитекторами – членами правления, также «советников правления» с правом совещательного голоса. Базовый состав этих рабочих групп был представлен на пленуме, аппарат штатных сотрудников еще предстоит сформировать.

Помимо уставной деятельности, каждое из направлений курирует свои целевые программы. Это абсолютное новшество для союза, которое, возможно, поможет ему адаптироваться к современным условиям архитектурно-строительного рынка за счет появления собственной юридической и страховой службы, рекламного агентства, гильдии экспертов, центра переподготовки и аттестации в связи с внедрением системы СРО и заменой лицензирования и пр.   

Надо сказать, что состав вице-президентов уже был избран ранее, нынешний же пленум расставил их по местам, т.е. утвердил за каждым свое направление. Таких направлений в блоке профессиональной практики оказалось семь. Законотворческую деятельность и все, что касается документов и регламента, возглавит Виктор Логвинов. Профессиональные советы (по градостроительству, архитектуре жилых и промышленных зданий, ландшафтной архитектуре и архитектурному наследию) – прежний президент САР Юрий Гнедовский. В их компетенцию, в частности, входит внедрение новых технологий в строительство, к примеру, развитие деревянного домостроения. Службой, связанной с советами, станет Гильдия экспертов взамен существующей вне союза экспертизы, уже неоднократно скомпрометировавшей себя коррупционными скандалами.

Вопросами СРО будет руководить пока не избранный глава ассоциации московских и региональных СРО. От его лица выступил Дмитрий Александров, президент московской «Гильдии архитекторов и инженеров (СРО)». Аттестацию архитекторов будет курировать Сергей Киселев, ставший во главе так называемой «Архитектурной палаты». Заметим, что каждая СРО определяет свои стандарты аттестата по степени строгости, таким образом, защищая свой авторитет. Роль объединяющего центра, по мнению Сергея Киселева, вполне мог бы взять на себя САР, внутри которого в качестве службы «Архитектурной палаты» возникает Центр переподготовки и аттестации, участвующий в экзаменах и выдающий аттестаты. Свою задачу Киселев, по его словам, видит в том, чтобы довести процедуру экзаменов до внешне понятной системы вроде тестов.

Хотя СРО в России существуют пока только на уровне юридических лиц, а не как на западе – физ. лиц, составляющих палаты или объединения аттестованных архитекторов, предполагается все-таки, что российские архитекторы смогут использовать личную печать (штамп), как знак квалификации. 

Направление «Образование и молодые специалисты» поручено Алексею Бавыкину, для которого оно оказалось абсолютно новым. Бавыкину предстоит задача не из легких – привлечь практикующих архитекторов к преподаванию в вузах и как-то примирить их с преподавательским контингентом. За профессиональную этику и третейский суд будет отвечать Александр Скокан. Суд внутри союза создается для решения конфликтов между юр. лицами, что предварит или даже сможет заменить разбирательство в арбитраже. Целевой программой в этой области, по идее Андрея Бокова, становится консалтинговое и рейтинговое агентство, хоть потребность в подобных вещах пока и не столь очевидна.  Вопросы правового обеспечения возложены на Сергея Гнедовского, который будет руководить юридической службой союза.

Во втором блоке союзных ведомств «Оргработа» его глава Сергей Качанов возглавит также направление, связанное с информационной службой, пиаром, СМИ и пр. Для Качанова, создавшего в свое время «Дом на Брестской», область социальных контактов хорошо знакома. Планы по оживлению этой ветви союзной деятельности поистине обширны – тут и появление собственного пресс-центра, и сотрудничество со специализированными СМИ, и свой интернет-портал (партнером которого, кстати, предполагается журнал «Проект Россия»), издание газеты и периодического журнала, а также оживление клубной работы самого ЦДА.

Особенно оживила присутствующих в зале архитекторов новость о создании собственного рекламного агентства, на роль которого уже подобрана одна из московских организаций. Представители регионов не на шутку обеспокоились проблемой дележа доходов, которые могут, по их мнению, целиком осесть в Москве. Вообще складывающая в обновленном союзе ситуация взаимоотношения центра и регионов неоднозначна. Удивляет тот факт, что все утвержденные вице-президенты, за исключением раздела региональной координации, исключительно москвичи. Если, допустим, руководителю области законотворчества или юридической службы действительно лучше быть ближе к органам центральной власти, то почему бы не поставить немосковского архитектора во главе вопросов этики? Совершенно явно, что новый президент начинает стягивать все нити власти к центру и не исключено, что это обернется для регионов утратой былой независимости, которой они пользовались при Юрии Гнедовском.

Президент САР - Андрей Боков
Структура обновленного союза архиткторов России. Схема, представленная Андреем Боковым
Дмитрий Александров
Алексей Бавыкин
Сергей Киселев

09 Декабря 2008

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.