В результате дом вместе со всеми прилегающими площадками и террасами занял примерно половину участка. Архитекторы предложили для него П-образный план: на дорогу ориентирована входная группа, гараж и технические помещения, а к плотной сосновой посадке обращены окна спален и гостиной, а также скрытые от посторонних глаз дворик и терраса.
От общего к частному
Сердцевину дома занимают общие для всех семей помещения. Снаружи этот блок проявлен большей высотой: от пола до подшивного потолка она составляет 3,9 метра, от цоколя до карниза – пять. Здесь размещаются основная входная зона с тамбуром и гардеробом, холл, пара кладовых и технических помещений, а также смысловой и фактический центр дома – кухня и гостиная, где за общим столом собираются все обитатели дома. К этому же блоку примыкает крытая стоянка на три машины и большая мощеная площадка перед ней.Длинный коридор, напоминающий внутреннюю улицу, «подключает» к общим помещениям четыре жилых флигеля. Каждый из них представляет собой автономную единицу с отдельным входом с улицы. Высота жилых блоков чуть меньше, чем у общих – 3,1 метра от пола до потолка, 3,4 от низа цоколя до карниза.
В южном крыле дома наиболее обособленно размещается мастер-спальня для пожилых родителей. Крытая терраса соединяет ее с отдельно стоящим блоком бани, в котором можно разместить оставшихся на ночь гостей.
Симметрично этой группе, в северном крыле, располагается наиболее развитый жилой блок для хозяев дома и их пяти детей. Здесь три спальни дополняет небольшая башня, на втором уровне которой располагается кабинет главы семьи. Из него можно выйти на просторную террасу на кровле площадью 64 м2. За этим жилым блоком линейно следуют еще два поменьше – для семей брата и сестры.
Продолжением кухни и гостиной становится крытая терраса, выходящая на укромный дворик-курдонер и следующие за ним сосновые посадки. Как и весь дом, терраса предлагает различные сценарии: от спокойного чаепития до шумных детских игр или больших застолий. Зонировать большое пространство помогают «перголы» из фибробетона. Вся терраса защищена от дождя и посторонних взглядов и позволяет больше времени проводить на открытом воздухе.
Также на участке построены сооружения котельной и хозяйственного блока, решенные с домом в едином архитектурном стиле.
Стойки и балки
Дизайн-код поселка регламентирует сдержанную стилистику и прямолинейные формы застройки, а также требования к материалам и текстурам фасадов из бетона, камня, металла и планкена. Заказчик при этом отдавал предпочтение традиционным домам из бруса.Разрешить коллизию архитекторам удалось благодаря конструктивной схеме. Чтобы уйти от классической «перевязки» углов в здании из бруса, авторы проекта предложили комбинированную систему, которая состоит из несущего деревянного каркаса и не несущих стен, заполненных брусом, помещенным «замке» между колоннами. Стены помещений в интерьере создают впечатление полностью деревянного дома, как и хотел заказчик.
Снаружи основным материалом отделки фасадов также является дерево – а именно широкий планкен из термодревесины, окрашенный в темно-коричневый цвет и установленный вертикально. Входные группы и террасы акцентируют бетонные галереи и перголы, покрытые молочно-белой штукатуркой. Этим же цветом отмечен второй уровень кабинета – своего рода капитанский мостик, из которого исходит управление домом.
Белая подложка галерей и козырьков соединяет многочисленные блоки в единую структуру, а в целом ребристый белый «слой» дома укрупненными штрихами обозначает его структуру, что может считываться как отсылка к прозрачной вилле Людвига Мис ван дер Роэ. На эту же ассоциацию работают крупные и мелкие «складки» пергол и фиброцементных вставок – аналогов штор, играющих у немецкого архитектора роль фасадов.
Широкий фальцевый карниз графитового цвета, как и тонкая лента цоколя из серебристого кварца, обозначают контур здания, завершая и структурируя движение вертикалей, а также подчеркивая его небольшую высоту. Встреча горизонтальных и вертикальных линей с некоторых ракурсов создает по-настоящему сложные, но выверенные композиции, ортогональность которых усложняется длинными косыми тенями.
Неизбежную при таком количестве жильцов и высотном ограничении экстенсивность дома архитекторам удалось взять под контроль и организовать в логичную структуру с активным общественным ядром и спокойной приватной периферией. Что дополнительно подтверждается выраженным ритмичным строем, симметрией и системой ненавязчивых акцентов.