Метавселенные, цифровое искусство и национальная идентичность архитектуры: на Дизайн заводе прошел фестиваль «День архитектора»

В первые выходные июля в Москве состоялся фестиваль «День архитектора на Дизайн заводе», приуроченный к Международному дню архитектора. Сквозными темами проекта были новые технологии и национальная идентичность современной российской архитектуры. За два дня гостями и участниками этого события стали более 800 человек.
Фотография предоставлена пресс-службой фестиваля

Фестиваль стартовал с открытия NEЙRO КОЛОДЦА – высокотехнологичного арт-объекта, созданного молодыми архитекторами бюро ARCHINFORM для Международной выставки-форума АРХ МОСКВА 2023. Именно NEЙRO КОЛОДЕЦ стал символом «Дня архитектора на Дизайн заводе» и задал концептуальные рамки события: инсталляция объединила цифровые технологии, знаковые архитектурные образы от архаики до современности и философию поиска смыслов в архитектуре.
 
«Мы отталкивались от присущих древним культурам представлений об изначальной сакральности архитектуры, утилитарные функции которой считались вторичными. Один из первообразов такой мистической архитектуры – колодец: человек не только набирал в нем воду, но и пытался разглядеть свое будущее. Так родилась ироничная метафора NEЙRO КОЛОДЦА как мистического портала между человеком и неким глобальным разумом, содержащим ответы на все вопросы. Однако глядящий в колодец человек всегда видел свое отражение, а, значит, ответы ему следовало искать, прежде всего, внутри себя», – рассказал об идее NEЙRO КОЛОДЦА основатель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев.

В программе первого дня фестиваля были профессиональные дискуссии, показы цифровых арт-объектов и перформансы. Ключевые события «Дня архитектора» модерировал Тимур Абдуллаев – руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM, основатель образовательного проекта «Школа главного архитектора», профессор Международной академии архитектуры.

Дискуссионная программа фестиваля началась с паблик-тока о национальной идентичности в архитектуре. В обсуждении участвовали основатель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев, сооснователь бюро Megabudka Кирилл Губернаторов, главный редактор журнала «Проект Россия», куратор спецпроекта Next фестиваля-ярмарки АРХ МОСКВА Юлия Шишалова и исследователь русской культуры, истории, традиций и обрядов, основатель и куратор выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» Элина Туктамишева.  

Общее смысловое поле дискуссии обозначил модератор Тимур Абдуллаев: «В попытке угадать будущее архитектор всегда пытается заглянуть за грань возможного. Каждый амбициозный творец надеется стать провидцем или даже создателем завтрашнего дня. Но действительность такова, что форсайт-сессии всегда основаны на исследованиях опыта прошлого: в поиске уникальной идентичности мы идем к истокам и обращаемся к первообразам».

Оживленная дискуссия развернулась вокруг основных вопросов модератора: что представляет собой русский / российский стиль в архитектуре, как он позиционируется и насколько востребован. Спикеры не стали проводить границу между русским и российским стилем и сошлись во мнении, что поиски национальной архитектурной идентичности отвечают общемировым тенденциям: последние развернулись от потерявшей свою актуальность темы глобализации в сторону локальности.

По мнению Юлии Шишаловой, русский стиль, по большей части, представляет собой искусственный конструкт: на разных исторических этапах его формировали правящая идеология и национальная архитектурная школа. «Русский стиль есть, но его нельзя описать парой архитектурных приемов, – считает Юлия. – Как, к примеру, определяется русская душа? Да, как угодно. И этого у нас никто позаимствовать не может».  

Самым важным в самоидентификации русской архитектуры, согласно рассуждениям Кирилла Губернаторова, являются не формы, детали, узлы или узоры, а базовые качества ее ментальной основы: удаль, юмор, красота. По мнению Кирилла, ярко выразил российскую ментальность в своем творчестве архитектор Александр Бродский. Спикер уточнил, что в русской архитектуре много заимствований, но все они перерабатываются с учетом атмосферы конкретного места.

На тему русского стиля в дизайне высказалась Элина Туктамишева: «Его характеризуют образность, сказочность, мифологичность – эти качества заложены в ДНК русского языка, объединяющего культурное пространство России».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что «русская архитектура» как бренд находится в стадии становления. Спрос на него еще не сформирован ни на внутреннем рынке, где конечный заказчик ориентируется, прежде всего, на удовлетворение базовых потребностей, ни на внешнем, где сильна международная конкуренция архитектурных школ. 

Вторая половина первого фестивального дня была посвящена архитектуре метавселенных – сетевых пространств, объединяющих элементы физической, виртуальной и дополненной реальностей, которые существуют в режиме реального времени и функционируют по своим внутренним законам.
 
О роли нейросетей в создании архитектуры будущего, о том, как они меняют эстетику и подходы к проектированию и влияют на профессию архитектора уже сейчас, говорили основатели и архитекторы ведущих российских бюро, эксперты в сфере гейм-дизайна и цифровых технологий: Александр Салов, (бюро Osetskaya.Salov (Archslon), гейм-дизайнер Даша Насонова и Андрей Киселев (Synthesis).

Модератор дискуссии Тимур Абдуллаев актуализировал этический контекст обсуждения, предложив рассмотреть осознанно провокационный тезис о восприятии искусственного интеллекта как некой «новой религии» и панацеи: «Профессионалов креативных индустрий по всему миру будоражит вопрос о созидательном потенциале нейрореальности: способна ли она, объединив коллективный опыт человечества, дать импульс генерации новых смыслов?». Особый интерес участников вызвали вопросы Тимура о том, кто несет ответственность за потенциальные ошибки нейросетей, и какая роль в ближайшем будущем достанется «белковому» архитектору.

По мнению Александра Салова, новые смыслы невозможно создать, пока не обозначена проблема – именно она является точкой старта для созидательной деятельности, и за ее формулировку отвечает человек. Современные нейросети работают по принципу обучения и решения задач на основе существующих в их библиотеках данных, они могут ответить на поступающий извне запрос, поэтому без постановки задачи не будет и решения.

Нейросеть представляет собой сверхэффективный вычислительный механизм для обработки больших данных, и в таком контексте архитектор выполняет функцию их оператора и тренера, считает Даша Насонова. В конечном счете использование нейросетей экономит время для решения рутинных задач, что оставляет больше ресурсов для творчества.

Использование нейросетей актуализирует и этические проблемы: уже сегодня есть возможность написать алгоритмы, при которых искусственный интеллект сможет и создавать задания для проектирования, и выполнять их. «Готово ли к этому общество?», – задал вопрос Александр Салов. По мнению Андрея Киселева, все риски за последствия действий нейросетей должен взять на себя тот, кто их обучает и контролирует. Даша Насонова, в свою очередь, считает, что многое зависит от уровня развития нейросетей: на данном этапе за все отвечают люди. 

Проект «Архитектура + PHYGITAL», разработанный командой ARCHINFORM в 2022 году на фестивале «Открытый город», визуализировал возможности новых технологий в решении острых проблем.  «Мы хотели уйти от банального развлекательного формата и спроектировали два метапространства (Сity Insight и EXPO Multiverse) с различными сценариями, каждый из которых отвечает на актуальные запросы современности, – поделился руководитель ARCHINFORM Тимур Абдуллаев. – Сity Insight посвящено городской среде и соседскому сообществу, опыту взаимодействия его участников между собой и с окружающей реальностью. Триггером для EXPO Multiverse послужила глобальная повестка – задача выживания человечества – этот вызов рассматривался как главная тема Всемирной выставки EXPO в метавселенной».
 
Основатель платформы метаверс W3rlds Иван Пузырев посвятил свою лекцию «Архитектура информации: от пещеры до метаверс» теме подготовки к реалиям цифрового будущего, которое уже наступает. Переход людей к новому формату коммуникаций с использованием дополненной и виртуальной реальностей, наряду с трансформацией механизмов верификации данных с развитием блокчейн, приводят креаторов, бизнес-сообщества и пользователей к интеграции этих технологий в единую сферу – Spatial Computing, или метавселенную. «Каким бы ни был следующий канал передачи и получения информации, он будет разработан с учетом того, что она уходит с плоскости экрана гаджета, где ей тесно, в открытое бесконечное пространство», – констатировал Иван. Любая метавселенная является примером пересечения важнейших технологий, которыми, как считает спикер, в скором времени будет пользоваться каждый второй житель планеты. Уже сегодня крупнейшие корпорации занимаются созданием своих метавселенных. Google прорабатывает пространство города City Scale, Apple – Room Scale, Microsoft создает решения для бизнеса – Hall Scale. Для построения правдоподобных виртуальных миров в реальном времени компания Nvidia формирует стандарт трехмерной графики Usd.

Финалом первого фестивального дня стала диджитал-вечеринка с треками от дизайнера и музыканта Polly Resonance, цифровыми полотнами и сетами от мультидисциплинарного коммьюнити Bureau 008.
Фотография предоставлена пресс-службой фестиваля

Образовательную программу второго дня фестиваля открыл Милан Стаменкович, магистр архитектуры, доцент МАрхИ, Член Союза Московских Архитекторов, сотрудник кафедры ИТарх МАрхИ, руководитель бюро АБ-РИД и творческого объединения AURA Creation. В своей лекции он рассмотрел нейроархитектуру как методологию создания комфортной среды.

Обращаясь к инструментарию нейронаук, нейроархитектура исследует психофизиологическое состояние человека в определенном пространстве. Разработанная нейроархитекторами среда способствует улучшению когнитивных способностей, стимулированию памяти и минимизации стресса.

Сегодня участники проекта AURA Creation, в числе которых – студенты профильных вузов и действующие профессионалы, – с помощью специального оборудования собирают базу данных когнитивных реакций на градостроительные и объемно-пространственные решения. По словам Милана Стаменковича, к настоящему времени удалось создать методы и инструменты, которые команда AURA Creation стремится упаковать в удобное программное обеспечение для архитекторов. «Разработка и использование специальных приложений по оценке психофизических реакций, возможно, приведет к тому, что эта процедура будет так же важна для проектных документов, как и инсоляция» – прогнозирует Милан. 

Евгений Зеленов (главный архитектор и руководитель META-лаборатории международной проектной компании Генпро) на лекции «Экспозиционный дизайн в реальном и виртуальных мирах» рассказал, как метавселенная становится рабочим инструментом архитектуры.

В феврале 2023 года компания Генпро открыла в метавселенной Spatial свой музей-шоурум с использованием параметрического дизайна – этот метод бюро применяет во многих своих разработках. По мнению Евгения Зеленова, появление такого проекта сформировало новый способ коммуникации с девелоперами и заказчиками. «Музей-шоурум, как виртуальное портфолио в метавселенной, хорошо работал на презентационные цели. Но нам хотелось более продуктивного виртуального общения, и мы пошли дальше», –   поделился Евгений. Новый продукт компании – «Метавселенная 2.0» – ориентирован и на внутреннюю коммуникацию сотрудников всех пяти российских офисов бюро, и на взаимодействие с внешней аудиторией. В «Метавселенной 2.0» можно работать, изучать и согласовывать проекты, учиться, проводить совещания и вечеринки. Это открытая система, куда каждый желающий может зайти со своим аватаром с помощью телефона, компьютера или VR-очков.

Ретроспективный взгляд на технологии и их влияние на типологии и функции архитектурных сооружений и общественных пространств представил Михаил Скворцов, доцент МИТУ МАСИ, ведущий архитектор бюро MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, автор одного из знаковых объектов арт-парка Никола-Ленивец. Архитектор начал свой экскурс в прошлое с последствий первой промышленной революции: изобретенный в 1796 году паровой двигатель коренным образом изменил и производственные отношения, и структуру общества, и типологию зданий: мастерских и работных домов, фабрик, казарм, вокзалов, торговых пассажей и доходных домов. Лекция завершилась XXI веком – эпохой цифровой революции: Михаил показал, как цифровизация породила общество, где тяга к индивидуальности совмещается с коллективным участием, а дифференциация осуществляется согласно общечеловеческим ценностям, а не по социальным классам. В таком контексте архитектура становится концептуальной и утрачивает свою привычную типологию, так как ее основным ценностным критерием становится создание комфортного пространства.

Ксения Наумова и Екатерина Курбатова из студии архитектуры и дизайна Дизайн Драйв раскрыли особенности создания комфортного интерьера с помощью «нейронок». Для оптимизации рабочего времени над проектом спикеры решили протестировать нейросети для дизайнеров: IMAGEN, MIDJORNEY, ROOMJPT.IO и др. Эксперимент выявил несовершенства последних. Поэтому вместе с IT-специалистами МГТУ имени Н.Э. Баумана дизайнеры разработали собственную нейросеть Design Machine, которая за 4 дня может выполнить месячный объем работы рендерщика.

В финале «Дня архитектора» своим видением цифрового будущего, нейросетей и их использования в архитектуре поделился создатель платформы SINTEZ.SPACE, руководитель экспериментальной проектной лаборатории ИОН Школы Дизайна РАНХиГС Андрей Киселев.  

Спикер призвал разделять нейросети и искусственный интеллект, который в настоящий момент еще не существует, и смыслы по-прежнему генерирует сам человек – архитектор. Нейросеть, по словам Андрея, может заниматься «предсказанием вероятностей в зависимости от контекста». Страхи тотального погружения человека в виртуальные миры метавселенных Андрей считает неуместными: имеет смысл говорить о виртуальной надстройке над реальным миром или интеграции метавселенных в него, что благодаря технологиям WEB 3.0 и 5G произойдет в ближайшем будущем. Для подготовки специалистов по работе в новой реальности создан SINTEZ.SPACE – экспериментальный образовательный проект Школы Дизайна ИОН РАНХиГС. В институции обучают гибридных специалистов, работающих на стыке архитектуры, средового и графического дизайна, технологий и мультимедиа. Задания программы позволяют сформировать новые компетенции: от проектирования физических пространств и объектов студенты переходят к созданию виртуальных артефактов и сред, а затем – к разработке концепций смешанной реальности. Развивая навыки работы с нейросетями, студенты обращаются к синтезу естественного и искусственного интеллектов в проектировании и исследованиях.

VR-инсталляция «4D в архитектуре» от проектного бюро MARKS Group в реальном времени погрузила гостей завершающего дня фестиваля в пространство будущего: разработчики представили виртуальную модель нового жилого комплекса «Бадаевский» от Capital Group.
 
Инициаторами и организаторами «Дня архитектора на Дизайн заводе» выступили Дизайн завод и архитектурное бюро ARCHINFORM в партнерстве с фестивалем Москомархитектуры «Открытый город». Событие прошло в павильоне КУБ на Дизайн заводе.

Партнеры фестиваля: LAMINAM, SCHUCO, VEKA.

Фестиваль архитектурного образования и карьеры «Открытый город»  проводится с 2016 года по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Организатор события – Москомархитектура, программная дирекция фестиваля – коммуникационное агентство «Правила общения». Цель фестиваля «Открытый город» – вовлечь студентов архитектурных вузов в реальный производственный процесс с участием ведущих специалистов из архитектурной и девелоперской среды города. Проект включает серию воркшопов, лекций, экскурсий и завершается выставкой в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. Тема «Открытого города» 2023 года – «Ре-формация социального»: участникам предложили амбициозно взглянуть на роль социальной архитектуры в формировании качества городской жизни и разработать широкий инструментарий архитектурных интервенций.

05 Июля 2023

Похожие статьи
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.