Метавселенные, цифровое искусство и национальная идентичность архитектуры: на Дизайн заводе прошел фестиваль «День архитектора»
В первые выходные июля в Москве состоялся фестиваль «День архитектора на Дизайн заводе», приуроченный к Международному дню архитектора. Сквозными темами проекта были новые технологии и национальная идентичность современной российской архитектуры. За два дня гостями и участниками этого события стали более 800 человек.
Фотография предоставлена пресс-службой фестиваля
Фестиваль стартовал с открытия NEЙRO КОЛОДЦА – высокотехнологичного арт-объекта, созданного молодыми архитекторами бюро ARCHINFORM для Международной выставки-форума АРХ МОСКВА 2023. Именно NEЙRO КОЛОДЕЦ стал символом «Дня архитектора на Дизайн заводе» и задал концептуальные рамки события: инсталляция объединила цифровые технологии, знаковые архитектурные образы от архаики до современности и философию поиска смыслов в архитектуре.
«Мы отталкивались от присущих древним культурам представлений об изначальной сакральности архитектуры, утилитарные функции которой считались вторичными. Один из первообразов такой мистической архитектуры – колодец: человек не только набирал в нем воду, но и пытался разглядеть свое будущее. Так родилась ироничная метафора NEЙRO КОЛОДЦА как мистического портала между человеком и неким глобальным разумом, содержащим ответы на все вопросы. Однако глядящий в колодец человек всегда видел свое отражение, а, значит, ответы ему следовало искать, прежде всего, внутри себя», – рассказал об идее NEЙRO КОЛОДЦА основатель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев.
В программе первого дня фестиваля были профессиональные дискуссии, показы цифровых арт-объектов и перформансы. Ключевые события «Дня архитектора» модерировал Тимур Абдуллаев – руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM, основатель образовательного проекта «Школа главного архитектора», профессор Международной академии архитектуры.
Дискуссионная программа фестиваля началась с паблик-тока о национальной идентичности в архитектуре. В обсуждении участвовали основатель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев, сооснователь бюро Megabudka Кирилл Губернаторов, главный редактор журнала «Проект Россия», куратор спецпроекта Next фестиваля-ярмарки АРХ МОСКВА Юлия Шишалова и исследователь русской культуры, истории, традиций и обрядов, основатель и куратор выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» Элина Туктамишева.
Общее смысловое поле дискуссии обозначил модератор Тимур Абдуллаев: «В попытке угадать будущее архитектор всегда пытается заглянуть за грань возможного. Каждый амбициозный творец надеется стать провидцем или даже создателем завтрашнего дня. Но действительность такова, что форсайт-сессии всегда основаны на исследованиях опыта прошлого: в поиске уникальной идентичности мы идем к истокам и обращаемся к первообразам».
Оживленная дискуссия развернулась вокруг основных вопросов модератора: что представляет собой русский / российский стиль в архитектуре, как он позиционируется и насколько востребован. Спикеры не стали проводить границу между русским и российским стилем и сошлись во мнении, что поиски национальной архитектурной идентичности отвечают общемировым тенденциям: последние развернулись от потерявшей свою актуальность темы глобализации в сторону локальности.
По мнению Юлии Шишаловой, русский стиль, по большей части, представляет собой искусственный конструкт: на разных исторических этапах его формировали правящая идеология и национальная архитектурная школа. «Русский стиль есть, но его нельзя описать парой архитектурных приемов, – считает Юлия. – Как, к примеру, определяется русская душа? Да, как угодно. И этого у нас никто позаимствовать не может».
Самым важным в самоидентификации русской архитектуры, согласно рассуждениям Кирилла Губернаторова, являются не формы, детали, узлы или узоры, а базовые качества ее ментальной основы: удаль, юмор, красота. По мнению Кирилла, ярко выразил российскую ментальность в своем творчестве архитектор Александр Бродский. Спикер уточнил, что в русской архитектуре много заимствований, но все они перерабатываются с учетом атмосферы конкретного места.
На тему русского стиля в дизайне высказалась Элина Туктамишева: «Его характеризуют образность, сказочность, мифологичность – эти качества заложены в ДНК русского языка, объединяющего культурное пространство России».
Участники дискуссии сошлись во мнении, что «русская архитектура» как бренд находится в стадии становления. Спрос на него еще не сформирован ни на внутреннем рынке, где конечный заказчик ориентируется, прежде всего, на удовлетворение базовых потребностей, ни на внешнем, где сильна международная конкуренция архитектурных школ.
Вторая половина первого фестивального дня была посвящена архитектуре метавселенных – сетевых пространств, объединяющих элементы физической, виртуальной и дополненной реальностей, которые существуют в режиме реального времени и функционируют по своим внутренним законам.
О роли нейросетей в создании архитектуры будущего, о том, как они меняют эстетику и подходы к проектированию и влияют на профессию архитектора уже сейчас, говорили основатели и архитекторы ведущих российских бюро, эксперты в сфере гейм-дизайна и цифровых технологий: Александр Салов, (бюро Osetskaya.Salov (Archslon), гейм-дизайнер Даша Насонова и Андрей Киселев (Synthesis).
Модератор дискуссии Тимур Абдуллаев актуализировал этический контекст обсуждения, предложив рассмотреть осознанно провокационный тезис о восприятии искусственного интеллекта как некой «новой религии» и панацеи: «Профессионалов креативных индустрий по всему миру будоражит вопрос о созидательном потенциале нейрореальности: способна ли она, объединив коллективный опыт человечества, дать импульс генерации новых смыслов?». Особый интерес участников вызвали вопросы Тимура о том, кто несет ответственность за потенциальные ошибки нейросетей, и какая роль в ближайшем будущем достанется «белковому» архитектору.
По мнению Александра Салова, новые смыслы невозможно создать, пока не обозначена проблема – именно она является точкой старта для созидательной деятельности, и за ее формулировку отвечает человек. Современные нейросети работают по принципу обучения и решения задач на основе существующих в их библиотеках данных, они могут ответить на поступающий извне запрос, поэтому без постановки задачи не будет и решения.
Нейросеть представляет собой сверхэффективный вычислительный механизм для обработки больших данных, и в таком контексте архитектор выполняет функцию их оператора и тренера, считает Даша Насонова. В конечном счете использование нейросетей экономит время для решения рутинных задач, что оставляет больше ресурсов для творчества.
Использование нейросетей актуализирует и этические проблемы: уже сегодня есть возможность написать алгоритмы, при которых искусственный интеллект сможет и создавать задания для проектирования, и выполнять их. «Готово ли к этому общество?», – задал вопрос Александр Салов. По мнению Андрея Киселева, все риски за последствия действий нейросетей должен взять на себя тот, кто их обучает и контролирует. Даша Насонова, в свою очередь, считает, что многое зависит от уровня развития нейросетей: на данном этапе за все отвечают люди.
Проект «Архитектура + PHYGITAL», разработанный командой ARCHINFORM в 2022 году на фестивале «Открытый город», визуализировал возможности новых технологий в решении острых проблем. «Мы хотели уйти от банального развлекательного формата и спроектировали два метапространства (Сity Insight и EXPO Multiverse) с различными сценариями, каждый из которых отвечает на актуальные запросы современности, – поделился руководитель ARCHINFORM Тимур Абдуллаев. – Сity Insight посвящено городской среде и соседскому сообществу, опыту взаимодействия его участников между собой и с окружающей реальностью. Триггером для EXPO Multiverse послужила глобальная повестка – задача выживания человечества – этот вызов рассматривался как главная тема Всемирной выставки EXPO в метавселенной».
Основатель платформы метаверс W3rlds Иван Пузырев посвятил свою лекцию «Архитектура информации: от пещеры до метаверс» теме подготовки к реалиям цифрового будущего, которое уже наступает. Переход людей к новому формату коммуникаций с использованием дополненной и виртуальной реальностей, наряду с трансформацией механизмов верификации данных с развитием блокчейн, приводят креаторов, бизнес-сообщества и пользователей к интеграции этих технологий в единую сферу – Spatial Computing, или метавселенную. «Каким бы ни был следующий канал передачи и получения информации, он будет разработан с учетом того, что она уходит с плоскости экрана гаджета, где ей тесно, в открытое бесконечное пространство», – констатировал Иван. Любая метавселенная является примером пересечения важнейших технологий, которыми, как считает спикер, в скором времени будет пользоваться каждый второй житель планеты. Уже сегодня крупнейшие корпорации занимаются созданием своих метавселенных. Google прорабатывает пространство города City Scale, Apple – Room Scale, Microsoft создает решения для бизнеса – Hall Scale. Для построения правдоподобных виртуальных миров в реальном времени компания Nvidia формирует стандарт трехмерной графики Usd.
Финалом первого фестивального дня стала диджитал-вечеринка с треками от дизайнера и музыканта Polly Resonance, цифровыми полотнами и сетами от мультидисциплинарного коммьюнити Bureau 008.
Фотография предоставлена пресс-службой фестиваля
Образовательную программу второго дня фестиваля открыл Милан Стаменкович, магистр архитектуры, доцент МАрхИ, Член Союза Московских Архитекторов, сотрудник кафедры ИТарх МАрхИ, руководитель бюро АБ-РИД и творческого объединения AURA Creation. В своей лекции он рассмотрел нейроархитектуру как методологию создания комфортной среды.
Обращаясь к инструментарию нейронаук, нейроархитектура исследует психофизиологическое состояние человека в определенном пространстве. Разработанная нейроархитекторами среда способствует улучшению когнитивных способностей, стимулированию памяти и минимизации стресса.
Сегодня участники проекта AURA Creation, в числе которых – студенты профильных вузов и действующие профессионалы, – с помощью специального оборудования собирают базу данных когнитивных реакций на градостроительные и объемно-пространственные решения. По словам Милана Стаменковича, к настоящему времени удалось создать методы и инструменты, которые команда AURA Creation стремится упаковать в удобное программное обеспечение для архитекторов. «Разработка и использование специальных приложений по оценке психофизических реакций, возможно, приведет к тому, что эта процедура будет так же важна для проектных документов, как и инсоляция» – прогнозирует Милан.
Евгений Зеленов (главный архитектор и руководитель META-лаборатории международной проектной компании Генпро) на лекции «Экспозиционный дизайн в реальном и виртуальных мирах» рассказал, как метавселенная становится рабочим инструментом архитектуры.
В феврале 2023 года компания Генпро открыла в метавселенной Spatial свой музей-шоурум с использованием параметрического дизайна – этот метод бюро применяет во многих своих разработках. По мнению Евгения Зеленова, появление такого проекта сформировало новый способ коммуникации с девелоперами и заказчиками. «Музей-шоурум, как виртуальное портфолио в метавселенной, хорошо работал на презентационные цели. Но нам хотелось более продуктивного виртуального общения, и мы пошли дальше», – поделился Евгений. Новый продукт компании – «Метавселенная 2.0» – ориентирован и на внутреннюю коммуникацию сотрудников всех пяти российских офисов бюро, и на взаимодействие с внешней аудиторией. В «Метавселенной 2.0» можно работать, изучать и согласовывать проекты, учиться, проводить совещания и вечеринки. Это открытая система, куда каждый желающий может зайти со своим аватаром с помощью телефона, компьютера или VR-очков.
Ретроспективный взгляд на технологии и их влияние на типологии и функции архитектурных сооружений и общественных пространств представил Михаил Скворцов, доцент МИТУ МАСИ, ведущий архитектор бюро MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, автор одного из знаковых объектов арт-парка Никола-Ленивец. Архитектор начал свой экскурс в прошлое с последствий первой промышленной революции: изобретенный в 1796 году паровой двигатель коренным образом изменил и производственные отношения, и структуру общества, и типологию зданий: мастерских и работных домов, фабрик, казарм, вокзалов, торговых пассажей и доходных домов. Лекция завершилась XXI веком – эпохой цифровой революции: Михаил показал, как цифровизация породила общество, где тяга к индивидуальности совмещается с коллективным участием, а дифференциация осуществляется согласно общечеловеческим ценностям, а не по социальным классам. В таком контексте архитектура становится концептуальной и утрачивает свою привычную типологию, так как ее основным ценностным критерием становится создание комфортного пространства.
Ксения Наумова и Екатерина Курбатова из студии архитектуры и дизайна Дизайн Драйв раскрыли особенности создания комфортного интерьера с помощью «нейронок». Для оптимизации рабочего времени над проектом спикеры решили протестировать нейросети для дизайнеров: IMAGEN, MIDJORNEY, ROOMJPT.IO и др. Эксперимент выявил несовершенства последних. Поэтому вместе с IT-специалистами МГТУ имени Н.Э. Баумана дизайнеры разработали собственную нейросеть Design Machine, которая за 4 дня может выполнить месячный объем работы рендерщика.
В финале «Дня архитектора» своим видением цифрового будущего, нейросетей и их использования в архитектуре поделился создатель платформы SINTEZ.SPACE, руководитель экспериментальной проектной лаборатории ИОН Школы Дизайна РАНХиГС Андрей Киселев.
Спикер призвал разделять нейросети и искусственный интеллект, который в настоящий момент еще не существует, и смыслы по-прежнему генерирует сам человек – архитектор. Нейросеть, по словам Андрея, может заниматься «предсказанием вероятностей в зависимости от контекста». Страхи тотального погружения человека в виртуальные миры метавселенных Андрей считает неуместными: имеет смысл говорить о виртуальной надстройке над реальным миром или интеграции метавселенных в него, что благодаря технологиям WEB 3.0 и 5G произойдет в ближайшем будущем. Для подготовки специалистов по работе в новой реальности создан SINTEZ.SPACE – экспериментальный образовательный проект Школы Дизайна ИОН РАНХиГС. В институции обучают гибридных специалистов, работающих на стыке архитектуры, средового и графического дизайна, технологий и мультимедиа. Задания программы позволяют сформировать новые компетенции: от проектирования физических пространств и объектов студенты переходят к созданию виртуальных артефактов и сред, а затем – к разработке концепций смешанной реальности. Развивая навыки работы с нейросетями, студенты обращаются к синтезу естественного и искусственного интеллектов в проектировании и исследованиях.
VR-инсталляция «4D в архитектуре» от проектного бюро MARKS Group в реальном времени погрузила гостей завершающего дня фестиваля в пространство будущего: разработчики представили виртуальную модель нового жилого комплекса «Бадаевский» от Capital Group.
Инициаторами и организаторами «Дня архитектора на Дизайн заводе» выступили Дизайн завод и архитектурное бюро ARCHINFORM в партнерстве с фестивалем Москомархитектуры «Открытый город». Событие прошло в павильоне КУБ на Дизайн заводе.
Партнеры фестиваля: LAMINAM, SCHUCO, VEKA.
Фестиваль архитектурного образования и карьеры «Открытый город» проводится с 2016 года по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Организатор события – Москомархитектура, программная дирекция фестиваля – коммуникационное агентство «Правила общения». Цель фестиваля «Открытый город» – вовлечь студентов архитектурных вузов в реальный производственный процесс с участием ведущих специалистов из архитектурной и девелоперской среды города. Проект включает серию воркшопов, лекций, экскурсий и завершается выставкой в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. Тема «Открытого города» 2023 года – «Ре-формация социального»: участникам предложили амбициозно взглянуть на роль социальной архитектуры в формировании качества городской жизни и разработать широкий инструментарий архитектурных интервенций.