Центр, город, агломерация
Крупнейшие города мира исторически развивались по одному из трех сценариев:
- развитие средневекового города-крепости
- свободное расширение городского поселения с включением окрестных городов и сел
- плановое (по плану) развитие относительно «молодых» городов.
Крупные города формировались на протяжении нескольких столетий, постепенно увеличивая население и расширяя территорию, что позволяет определить в них несколько концентрических зон, окружающих центр. Условно они могут быть названы так: историческое ядро => центр города => город => мегаполис => агломерация.
Из многочисленных крупных городов сегодня выделяют четыре мировые агломерации, существенно опреде-ляющие жизнь на Земле. Они, естественно, находятся под пристальным вниманием градостроителей. Это – Париж, Лондон, Нью-Йорк и Токио, представляющие разные парадигмы развития и имеющие свою специфику, характерную для разных регионов Земли.
Москва также может быть отнесена к глобальным центрам как по своим характеристикам, так и по влиянию на события в мире. Для оценки места Москвы среди ведущих городов Земли необходимо сравнить основные характе-ристики мировых мегаполисов.
В работе приводятся оценочные данные, ибо сведения национальных и международных организаций о чис-ленности населения городов и их агломераций существенно разнятся, что тесно связано с различными критериями и методикой выделения границ городских образований. Эти оценки можно получит по сведениям, подготовленным экспертами ООН из World Urbanization Prospects: The 2007 Revision. – New York, 2008.
Париж – типичный город с радиально-кольцевой планировочной структурой. Историческим центром города яв-ляется остров Ситэ, вокруг которого созданы два вложенных друг в друга «кольца». Первое из них ограничено це-почкой Внешних бульваров – это старинные предместья, вошедшие в городскую черту в XIII веке. Второе кольцо – старые промышленные и жилые кварталы, ставшие Парижем в XIX веке. Оба кольца соответствуют официальным границам департамента Париж. Его обрамляют 7 высокоурбанизированных департаментов, образующих вместе с городом Парижскую городскую агломерацию. Городское влияние распространяется и дальше, формируя Парижский городской район, границы которого совпадают с районом Иль-де-Франс. В табл. 1 приведены данные по структурным зонам Парижа.
Таблица 1
Структурные зоны | Границы | Площадь, км2 | Население, млн. |
Историческое ядро | «Священный овал» | 20 | 0,6 |
Центр города | Департамент Париж | 105 | 2,3 |
Город | Парижская агломерация в узких границах | 460 | 6,6 |
Мегаполис | Парижская агломерация в широких границах | 1,2 тыс. | 9,8 |
Агломерация | Парижский район – Иль-де-Франс | 12,0 тыс. | 11,6 |
Лондон образовался в результате срастания городков и деревень, расположенных вдоль Темзы, которые, об-разовав единое пространство, сохранили следы индивидуальности. В результате город имеет полицентрический характер, реальные границы которого трудно определить, и сегодня существует несколько определений города Лон-дона: City of London, Лондонское графство, Большой Лондон, Лондонский почтовый округ, Лондонский телеграфный округ, Лондонский транспортный округ и т.д. Можно выделить следующие элементы в территориальной структуре города: историческое ядро - Сити; Внутренний Лондон, включающий 13 городских районов и Внешний Лондон – пояс старых пригородов из 19 районов, которые вместе формируют Большой Лондон (Greater London). Эта историческая застройка окружена кольцом Метрополитенской зоны – новых пригородов и городов-спутников, разделенных сельской местностью. Большой Лондон и часть непосредственно примыкающих к нему территорий четырех графств образуют Лондонскую агломерацию, а включая весь пояс (еще семь графств) – Метрополитенский район. В табл. 2 приведены данные по структурным зонам Лондона.
Таблица 2
Структурные зоны | Границы | Площадь, км2 | Население, млн. |
Историческое ядро | Сити | 2,5 | 0,07 |
Центр города | «Внутренний Лондон» | 311 | 2,9 |
Город | «Большой Лондон» | 1,6 тыс. | 7,4 |
Мегаполис | Агломерация Большого Лондона | 5,4 тыс. | 10 |
Агломерация | Лондонский метрополитенский район | 11,4 | 17 |
Токио, как и Лондон, сформировался в результате поглощения столицей Японии ряда соседних городов. Се-годня Токио – центр гигантского городского образования, расположенного на берегу одноименного залива и на мно-гие десятки километров раскинувшегося в центре острова Хонсю. Официально Токио является не городом, а столичным округом (особой префектурой), который состоит из 62-х административных единиц – городов, поселков и сельских общин. Ядро этой агломерации – три городских района вокруг императорского дворца. Центральную зону города образуют 7 районов, вокруг которых находятся еще 16 районов. Эти 23 специальных района образуют «собственно город» или Токио-Ку. Районы приравнены по статусу к городам: у каждого есть свой мэр и городской совет. Столичная префектура (Токио-To) – урбанизированный район, вытянувшийся вдоль тихоокеанского побережья, подступая к внутренним горным массивам. Кроме 23 муниципалитетов, в префектуру входят 26 городов, один уезд и четыре округа, вместе образующих Токийский метрополитенский район (Большое Токио). Огромная агломерация включает Токио, Иокогаму и небольшие населенные пункты их окружающие. В табл. 3 приведены данные по структурным зонам Токио.
Таблица 3
Структурные зоны | Границы | Площадь, км2 | Население, млн. |
Историческое ядро | Городские районы Тиеда, Тюо, Минато | 42 | 0,3 |
Центр города | 7 центральных городских районов | 97 | 1,2 |
Город | 23 специальных района «Токио-Ку» | 622 | 8,7 |
Мегаполис | Большой Токио «Токио-Тоу» | 2,2 тыс. | 13,1 |
Агломерация | Агломерация Токио-Иокогама | 13,6 тыс. | 35,2 |
Нью-Йорк – самый молодой из мировых агломераций: первое европейское поселение появилось здесь только в 1626 г. С 1811 г. город развивается по генеральному плану, реализация которого позволила создать ортогональную сетку улиц и проспектов в центре города. Европейцы сразу же поняли эффективность размещения здесь города-порта, который стал стремительно расти, заняв почти весь остров Манхэттен. В результате в Нью-Йорке отсутствует ярко выраженное историческое ядро. Само понятие Нью-Йорк – многозначно, обозначающее территории со-вершенно разного масштаба. Это и округ Нью-Йорк, совпадающий с муниципальным районом Манхэттен, и собственно город – Нью-Йорк Сити, включающий помимо Манхэттена еще четыре района (Бруклин, Квинс, Бронкс и Рич-монд), и так называемый урбанизированный ареал Большой Нью-Йорк, и агломерация Большого Нью-Йорка. В табл. 4 приведены данные по структурным зонам Нью-Йорка.
Таблица 4
Структурные зоны | Границы | Площадь, км2 | Население, млн. |
Историческое ядро |
|
|
|
Центр города | Манхэттен | 60 | 1,4 |
Город | Нью-Йорк Сити | 781 | 8,2 |
Мегаполис | Большой Нью-Йорк | 7,3 тыс. | 16 |
Агломерация | Агломерация Нью-Йорк | 9,2 тыс. | 18,7 |
Москва, как и Париж, является типичным примером радиально-кольцевой структуры, характерной для горо-дов, развитие которых началось в Средние века. В городе можно выделить центральную точку – Московский Кремль – небольшая городская структура площадью 28 га, со своими проездами, площадями, парками и множеством строений. Однако сегодня здесь постоянными жителями могут считаться только солдаты Президентского полка. Стены Кремля – самое внутреннее московское кольцо. Первый городской пояс – район средневекового посада, размещенного у стен Кремля. Его границы (второе кольцо) проходят по бывшей китайгородской стене, которую формируют Китайгородский переулок, Старая, Новая, Лубянская, Театральная, Манежная и Боровицкая площади и связываю-щие их улицы и проезды. Далее расположились Бульварное, Садовое и Третье транспортное кольца (ТТК), Малая окружная железная дорога и Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД). Таким образом, от центра города до его границы сегодня можно насчитать 7 колец. Кольцевая структура прослеживается далеко за пределы города: на расстоянии 65 – 150 км от центра города проходят: 335-километровое Московское малое кольцо (бетонка), а так-же Большая Московская окружная железная дорога и «Большая бетонка» (Московское большое кольцо), оба кольца имеют длину более 550 км, хотя они и не повторяют друг друга.
Административно-территориальное деление города не совпадает с его кольцевой структурой. Так, за формальной городской границей (МКАД) из 125 районов города находятся 19 (15%), а все 10 районов ЦАО расположены как внутри, так и вне Садового кольца. Сегодня историческим центром (ядром) Москвы является территория внутри Садового кольца. Центральную зону города образует Центральный административный округ, внешняя граница которого близка к ТТК. Собственно город расположился внутри МКАД.
Столичный регион, кроме Москвы, включает более 50 городов, в том числе 14 с населением свыше 100 тыс. человек. Московская агломерация существенно отличается от других мировых агломераций – население сосредото-чено, в основном, в городах, вытянувшихся вдоль радиально отходящих от Москвы железных дорог, формируя мно-голучевую звезду. В Европе и Северной Америке крупные города окружают города и городки, где люди живут в частных домах. Эти пригороды занимают большие пространства, равномерно застроенные невысокими домами. Как правило, люди попадают в центр города на автомобиле или на пригородном поезде по многочисленным дорогам. Московская агломерация может быть условно разделена на два пригородных пояса, последовательно окружающих Москву – ближний и дальний, расположенных на расстоянии до 45 – 50 км и до 50 – 70 км от центра Москвы соот-ветственно. В ближнем пригородном поясе Москвы живет 4,1 млн. человек. Среди его множества городов и поселков можно выделить крупные (более 100 тыс. жителей) города: Балашиха (население – 215 тыс. человек), Химки (207), Королев (184), Мытищи (173), Люберцы (172), Одинцово (139), Железнодорожный (132), Красногорск (117). Население всех городов и поселков составляет около 2,9 млн. человек. В ближний пригородный пояс входят также 14 рай-онов различных округов Москвы и Зеленоград, являющийся округом Москвы, в которых живет 1,16 млн. москвичей. Вся московская агломерация (кроме Москвы) включает в себя 14 районов Московской области (из них 2 частично), 29 городских округа. Ежедневно маятниковая миграция между Москвой и населенными пунктами, расположенными в пригородных поясах, составляет более 1 млн. человек. В табл. 5 приведены данные по структурным зонам Москвы.
Таблица 5
Структурные зоны | Границы | Площадь, км2 | Население, млн. |
Историческое ядро | Внутри Садового кольца | 19 | 0,232 |
Центр города | ЦАО | 66 | 0,76 |
Город | Внутри МКАД | 890 | 10,36 |
Мегаполис | Первый пригородный пояс | 4,5 тыс. | 14,4 |
Агломерация | Московская агломерация | 13 тыс. | 17 |
Пять мировых столиц представляют три основных сценария развития: Париж и Москва с ярко выраженной радиально-кольцевой структурой сформировались вокруг средневековых крепостей, которые постепенно расширялись, окружая себя все новыми и новыми защитными сооружениями. Островные Лондон и Токио, отделенные от континента морями и, как следствие, от опасности набегов, росли без городских стен за счет поглощения окружающих городов, поселков, деревень. Некоторые из них до сих пор частично сохранили свою автономность. Молодой Нью-Йорк развивался по плану с учетом требований удобного доступа к разным районам.
Люди, дома, бульвары
Главное, что привлекает людей в мегагорода – возможность приложения труда в различных сферах деятельности для всех членов семьи. Да и саму семью здесь создать проще. Иными словами, большой город дает человеку больше возможностей для самореализации. Мегаполисы притягивают людей, увеличиваясь в размерах. В результате сегодня они вытянулись на огромные расстояния и чтобы попасть в нужное место необходимо преодолеть десятки километров, что возможно только используя транспорт. Поэтому жители больших городов «срослись» со своими автомобилями, образовав новых кентавров.
Сводные таблицы 6 – 8 позволяют оценить градостроительные характеристики Москвы среди мировых столиц.
Таблица 6
Структурные зоны | Площадь, км | |||||
Париж | Лондон | Токио | Нью-Йорк | Москва | Среднее | |
Историческое ядро | 20,0 | 2,5 | 42,0 |
| 19,3 | 21,0 |
Центр города | 105,0 | 311,0 | 97,0 | 60,0 | 66,0 | 116,1 |
Город | 460,0 | 1 579,0 | 621,7 | 781,0 | 890,0 | 866,3 |
Мегаполис | 1 200,0 | 5 400,0 | 2 187,7 | 7 300,0 | 4 500,0 | 4 117,5 |
Агломерация | 12 000,0 | 11 400,0 | 13 600,0 | 9 200,0 | 10 000,0 | 11 240,0 |
Таблица 7
Структурные зоны | Население, млн. чел. | |||||
Париж | Лондон | Токио | Нью-Йорк | Москва | Среднее | |
Историческое ядро | 0,60 | 0,01 | 0,33 |
| 0,23 | 0,3 |
Центр города | 2,30 | 2,90 | 1,20 | 1,40 | 0,76 | 1,7 |
Город | 6,60 | 8,10 | 8,65 | 8,20 | 10,36 | 6,7 |
Мегаполис | 9,80 | 10,00 | 13,10 | 16,00 | 14,40 | 11,1 |
Агломерация | 11,60 | 17,00 | 35,20 | 18,7 | 17,00 | 19,4 |
Таблица 8
Структурные зоны | Плотность населения, чел./га | |||||
Париж | Лондон | Токио | Нью-Йорк | Москва | Среднее | |
Историческое ядро | 300,0 | 28,0 | 77,6 |
| 120,2 | 131,5 |
Центр города | 219,0 | 93,2 | 123,7 | 235,3 | 115,2 | 157,3 |
Город | 143,5 | 51,3 | 139,2 | 105,0 | 116,4 | 111,1 |
Мегаполис | 81,7 | 18,5 | 59,9 | 21,9 | 32,0 | 42,8 |
Агломерация | 9,7 | 14,9 | 25,9 | 20,3 | 17,0 | 17,6 |
На транспортную ситуацию в городе влияют три основных фактора:
- плотность населения в различных зонах города
- количество автомобилей в городе и их количество на дорогах в конкретный момент (в первую очередь, в ча-сы «пик»)
- размер и качество улично-дорожной сети (УДС).
Как видно из табл.8 и графика 1, плотность населения в Москве, за одним исключением, меньше средних зна-чений по мировым столицам во всех зонах города. И только в городе плотность населения Москвы выше среднего значения, правда, всего на 4,8%.
Низкая плотность населения в Москве связана с основным постулатом построения городских кварталов – большая площадь дворов, жесткие требования по размерам двора на каждого жителя. При таком подходе, даже с увеличением высотности строительства, плотность населения существенно не возрастает. Второй особенностью Москвы является наличие многочисленных скверов и небольших парков, которые разбросаны по всему городу. Низ-кая плотность повышает расстояния, которые необходимо проехать от точки А до точки Б, требует строительства большого числа дорог, «задерживает» на улицах и магистралях много машин.
Другие столицы имеют иную парадигму застройки – плотные жилые кварталы и большие парки. Достаточно вспомнить парки Лондона, Парижа или Центральный парк Нью-Йорка площадью 340 га. Эти парки не «генерируют» автомобильные потоки – проложенные вдоль них магистрали, не имеющие пересечений и не требующие развязок, канализируют большой поток транзитных автомобилей, проезжающих по их границам.