NEXT Architects – за рациональную архитектуру

Нидерландское бюро NEXT Architects занимается как архитектурой, так и дизайном, совмещая разработку отдельных предметов с проектированием зданий, мостов и проведением урбанистических исследований. На лекции в рамках московской архитектурной биеннале Барт Ройзер (Bart Reuser) изложил результаты новейших разработок архитекторов NEXT в сфере рационального планирования жилья. Лекция получилась очень теоретической, хотя и примеры новых работ архитектор тоже показал

mainImg
Мастерская:
NEXT architects

На нынешнюю биеннале Барт Голдхоорн пригласил два архитектурных бюро из родной Голландии – это крупная компания KCAP Architects & Planners, известные градостроители, выступающие партнером Рема Колхаса. Они показаны на выставке в Международном павильоне. А вторым Голдхорн выбрал как раз бюро NEXT, которые также есть на выставке и 28 мая выступили с лекцией. Барту Голдхоорну они понравились своими исследованиями в области рациональности городской застройки. По словам куратора биеннале, «эта рациональность важна, чем лучше она продумана, тем больше остается денег на архитектуру. Дальше уже архитектор выбирает, куда ему потратить сэкономленные деньги, на какие-то необычные вещи, на деталировку».

Барт Ройзер
Барт Голдхоорн и Барт Ройзер

Одно из направлений работы бюро NEXT Architects – исследования в сфере урбанизма и жилой архитектуры, которую они проводят совместно с Делфтским институтом, где Барт Ройзер, кстати, преподает. Результатом теоретических изысканий стали компьютерные программы, разработанные для быстрого определения типа застройки, исходя из заранее заданных параметров плотности. Свою лекцию Барт Ройзер в целом посвятил именно этой теоретической части их работы.

вот такие наиболее эффективные варианты, исходя из показателей плотности, выдает программа

Исследование различных аспектов плотности застройки в соотношении с пространством NEXT Architects проводили на примере Амстердама. По мнению Барта Ройзера, «плотность – это весьма относительная проблема, когда вы говорите о ней, подразумевая различные масштабы». Свою мысль он проиллюстрировал на карте Амстердама.

так выглядят 2 разных типа застройки при одинаковой плотности

Барт Ройзер:
–  «По мере того, как мы въезжаем или вплываем в город, мы видим все больше полностью застроенных территорий, расчерченных улицами. По мере углубления к историческому центру эта застройка начинает меняться по типологии, здания становятся меньше. Если в 1900 году 5 человек обычно жили в квартирах площадью 40 кв. м. и в среднем эти дома имели 4 этажа, то теперь это 2.5 человека на квартиру в 90 кв. м  и здания  высотой в 3 этажа. То есть, то же количество людей заняло гораздо большее жилое пространство. Плюс к этому увеличились пространства между зданиями для нужд парковок. Выходит, что за 100 лет для того же населения понадобилось в 8 раз больше пространства».

эта картинка иллюстрирует трансформацию основных типов зданий из каталога Blocklibrary

Барт Ройзер показал, как такую же динамику можно выяснить для состояния земельного фонда, т.е. свободных земель по ходу роста города. Учитывая, что показатели плотности непрерывно растут вверх, бюро NEXT Architects интересует, главным образом, «создание и развитие «открытых пространств» в рамках уже застроенных территорий». Барт Ройзер имеет ввиду не открытые площадки, а пространства внутри зданий, вспоминая классическое модернистское противоречие: здание, стоящее в открытом пространстве, и открытое пространство внутри здания. Так вот второе – это про них.

zooming
Villa Overgooi

К проблеме развития города, считает Барт Ройзер, существуют различные концептуальные подходы, из которых подход с позиции плотности кажется ему наиболее рациональным, поскольку «может дать выигрыш пространства для будущего». NEXT разработали несколько моделей, позволяющих найти различные варианты решения проблемы плотности застройки в отношении к глубине и ширине здания и расстояния между ними. 

zooming
Villa Overgooi

Программа действительно умная, но с другой стороны и слишком рациональная, выдает прямолинейные, и, скажем так, малоинтересные варианты. Например, она произвела линейную модель, состоящую из нескольких параллельных элементов при заданных параметрах. Может быть она наиболее эффективна, но для жизни не подходит. «Вопрос в том, считает Барт Ройзер, можем ли мы создать более умные модели с тем, чтобы сделать более богатую городскую среду. Модель позволяет подойти к тем результатам, которые мы даже не могли себе четко представить».

zooming
Villa Overgooi

Еще одна разработка бюро NEXT Architects  – это так называемая Blocklibrary, или изучение самого здания и его отношений со средой, итогом которого стал каталог из 880 типичных зданий, в масштабе от 5х5х5 метров до 50х50х50. Среди основных типов, из которых затем складываются различные вариации, Барт Ройзер назвал такие: простейший кубический отдельно стоящий домик; затем, если он растет вверх, получается тип «башня»; поставив рядом несколько, получается «ряд»; если они сливаются между собой, тогда «слиток», и, наконец, «блок».

zooming
Villa Overgooi

«Естественно, это весьма упрощенное мышление, говорит Барт Ройзер, так как все промежуточные понятия мы упускаем из виду. Для нас интересно узнать, что находится между этими ключевыми типами, т.е. некие промежуточные решения и их возможности». Поскольку матрица различных типов зданий часто дает неоригинальные, но эффективные решения, для архитекторов это полезная вещь. NEXT попытались улучшить ее за счет охвата «пробелов», т.е. того, что находится между основными типами. Барт Ройзер пояснил это на примере.

Villa Overgooi

Барт Ройзер:
– «Например, есть некая простая конструкция размером 50х50 м, плоская, и лучшее решение для дневного света в таком варианте – это внутренние дворики. Допустим, она начинает расти вверх, и тогда эта концепция со светом уже не работает и надо искать другие способы доступа солнца внутрь здания. Теперь нам нужно сделать разрезы по бокам здания и.т.п.». Таким образом, программа, оперирующая разными типами зданий и их трансформациями, дает некую подсказку, основу для дальнейших манипуляций архитектора. Тут задача заключается в том, по мнению Барта Ройзера, что необходимо поменять концептуальный подход к проблеме плотности и эффективности использования пространства и уйти от таких традиционных форм, как «блоки», «ряды» и пр. Все свои программные инновации Барт Ройзер называет «элементами стратегии дизайна». «Интерес в таком способе мышления заключается в том, что вы делите проблему на несколько составляющих и уже с ними начинаете отдельно работать. И таким образом  вы создаете различные инструменты и подходы к изучению урбанистической ситуации, или состояния города». 

zooming
Общежитие в Пекине

Под конец лекции Барт Ройзер обратился от теоретических схем к тому, как все это работает на практике, и показал два примера инновационного жилья. Первый – это необычный жилой дом в пригороде Амстердама под названием Villa Overgooi. Во-первых, необычен сам способ его реализации – дом строит не девелопер, а сами жильцы, это пять семей, сложивших свои средства и самостоятельно выбравших проект. Для Нидерландов такое в новинку, самому же Барту Ройзеру это явление кажется очень рациональным: «Это подвижная система, люди сами становятся девелоперами, и все исходит от их финансовых возможностей, что удешевляет проект, и они сами к тому же определяют размер своего дома».

Перед архитекторами NEXT встала нестандартная задача – разработать 5 жилых блоков общей площадью в 5 000 кв. м. одновременно учитывая требование, чтобы все это выглядело как одна большая вилла. В результате ряда трансформаций с объемом здания, а также семинара, который они провели с этими пятью семьями, получились пять индивидуальных апартаментов, непохожих друг на друга, но соединенных в единый объем. Причем каждый этаж был повернут относительно двух других, что давало исключительную ориентацию всему зданию, максимально комфортную инсоляцию и пространство. Впоследствии вся вилла была приподнята еще на один этаж, чтобы дать каждым апартаментам превосходный вид через близлежащую дамбу на расстилающийся за ней пейзаж с озером.

Барт Ройзер:
– «Первый этаж дома приподнят, а верхний «положен» на него в противоположном направлении. Это произошло из-за того, что с одной стороны был сад, а с другой озеро, и мы развернули верхний этаж и подняли его, чтобы у всех семей был прекрасный вид из окна. Верхний этаж застроен не целиком, здесь жильцы сэкономили. У них общий 1-й наземный этаж, через который все входят к себе домой. Следующий главный этаж – это пять квартир, спроектированные в одном направлении. А на верхнем этаже все расположено перпендикулярно. Наиболее важным мне кажется пространство под зданием, это как раз то, что я называю «пространством внутри здания», о чем я говорил вначале. Это абсолютно новая концепция пространства, где могут встречаться все жители дома, особенно дети».

В 2004 году NEXT Architects открыли офис в Пекине. Очень многие проекты в сфере жилого строительства сделаны ими совместно с китайскими партнерами. У них своеобразное разделение труда, как рассказал Барт Ройзер, «мы работаем над концепцией, участвуем на стадии дизайна, а наши партнеры уже на стадии создания чертежей и непосредственно строительства». Последний проект, который Барт Ройзер показал на лекции, расположен как раз в Пекине – это студенческое общежитие на 3500 человек. «Это типичный пример недорогой массовой застройки. Невзирая на то, что здесь все унифицировано и студенты живут в одинаковых условиях, тем не менее, каждому из жильцов мы хотели дать ощущение индивидуальности его пространства». 

Общежитие напоминает в плане две латинские буквы L, поставленные друг напротив друга. Это продиктовано стремлением максимально отделить корпус для мальчиков от второго, для девочек – в Китае с этим строго. Первый корпус обращен к югу, он на пару этажей пониже, и благодаря понижению высотности солнечный свет может проникать в два закрытых внутренних дворика. Оба здания соединяются рекреационным блоком, наподобие галереи, которым могут пользоваться обе стороны. Все комнаты стандартны, по 12 кв. м каждая, рассчитаны на 4 студентов, и имеют закрытый балкон. Эти балконы охватывают здание целиком, создавая, по мнению Барта Ройзера, некую «игру» между индивидуальными комнатами и комплексом в целом. 

Вот с такой интересной и нестандартной моделью в области планирования жилой архитектуры познакомил на своей лекции голландский архитектор, причем все, что касалось виллы на 5 семей, это еще и очень новое явление, практически никому не известное. Подводя итог лекции, Барт Голдхоорн заметил, что у нас «по-прежнему панельные дома считаются единственной возможностью достичь высокой плотности. В то время как расчеты помогли бы найти более экономичный вариант». Так что слушайте и учитесь…

Мастерская:
NEXT architects

31 Мая 2008

Похожие статьи
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Пресса: Cергей Cкуратов: высотная провокация
«Сергей Скуратов Architects» сегодня одно из немногих московских бюро, чьи работы неизменно вызывают повышенный интерес как у коллег, так и у широкой публики. Сооружения, построенные по проектам Сергея Скуратова, всегда отличаются яркой узнаваемой архитектурой и относятся к разряду архитектурных событий первого ряда. Большое внимание в профессиональной прессе уделялось его проекту небоскреба, но многие интересные аспекты создания этого высотного комплекса остались незатронутыми. Корреспонденту нашего журнала обладатель звания «Архитектор года 2008» Сергей Скуратов рассказал об особенностях возведения «Дома на Мосфильмовской» и специфике работы с компанией «ДОН-Строй», а также поделился своими впечатлениями о недавно прошедшей Венецианской архитектурной биеннале
Пресса: Фестиваль Lifestyle. Приглашает Б.Уборевич-Боровский
Одним из мероприятий Московской архитектурной биеннале стал фестиваль дизайна интерьера Lifestyle. Его запуск состоялся 2 июня. Место проведения – интерьерные бутики в районе метро «Фрунзенская», где были представлены работы ведущих архитекторов: арт-объекты, фотографии, инсталляции, призванные отразить качество жилого пространства и высокий дизайн в интерьере. В общей сложности пять площадок, на которых различные архитектурные бюро (среди них – АРХ4, Савинкин/Кузьмин и др.) пытались дать свой ответ на вопрос «Как жить».
Пресса: «Хорошему человеку – красивую жизнь»
В мае-июне прошла Первая московская архитектурная биеннале, в которую переродилась «Арх Москва». Ее тема – «Как жить» – сформулирована куратором Бартом Голдхоорном, оставшимся верным себе: в прошлом году он, так же будучи куратором тогда еще фестиваля, выбрал не менее неудобную как для архитекторов, так и для критиков тему «Городские пространства». И та, и другая, если и воспринимаются отечественным профессиональным сообществом, то боковым зрением. В первом случае профессиональное внимание имеет крен в сторону архитектурного объекта, «фигуры», а не «фона», во втором – вопросы «что?» и «сколько?» оказываются не в пример более культуросообразными, нежели «как?».
Пресса: Перерождение АрхМосквы: взгляд из Петербурга
После первой российской архитектурной биеннале и выставки АрхМосква прошло два месяца — время достаточное для того, чтобы можно было оценить результаты и перспективы не только развития этих выставок, но и участия в них мастерских. Мы попросили это сделать постоянных участников кураторских проектов выставки АрхМосква, представителей петербургских архитектурных студий «Витрувий и сыновья» и «Студия 44»
«Дополнительный этаж»
Несложно заметить, что немногие проекты российских архитекторов развивали на завершившейся московской биеннале заданную куратором тему массового жилья – значительно больше было красивых элитных кварталов. Проект, продемонстрированный бюро ICube в составе «Квартального вопроса» – одно из исключений. Архитекторы предложили остроумный вариант реконструкции панельного микрорайона путем обстраивания городского пространства между домами одноэтажной инфраструктурой
Пресса: Большое ухо на Ходынке
Дом-ухо, дом-парус, дом-кит... В неформальных очертаниях новостройки на окраине Ходынского поля каждый видит что хочет. Какое именно прозвище окончательно приклеится к этому дому, пока не ясно. Но без народного имени собственного это причудливое здание точно не останется. Во вторник в рубрике "Известий" "Код доступа", в которой наши корреспонденты инспектируют самые заметные из вновь открывающихся сооружений столицы, - дом, признанный москвичами по итогам интернет-голосования "Домом года-2007"
Снежинки над городом Солнца
В музее архитектуры в рамках первой московской архитектурной биеннале проходит редкостная выставка-исследование, посвященная малоизвестному произведению Ивана Леонидова – интерьерам дома пионеров, оформленных в конце 1930-х годов в Твери (Калинине) бригадой архитекторов и живописцев под его руководством
Пресса: "Интеко" провела экскурсию по уникальному дому "Парус"
10 июня 2008 года, во время проведения в Москве архитектурной биеннале, специалисты ЗАО "Интеко" и компании "СК Стратегия", действующей в ее составе, совместно с кураторами проекта "Свобода доступа" провели экскурсию по одному из самых необычных зданий Москвы – дому "Парус" на Ходынском поле, победившему в результате народного интернет-голосования в конкурсе "Дом года" в апреле. В этом мероприятии также приняли участие представители компании-проектировщика – института "Моспроект-4"
Пресса: Где узнать будущее своего района?
В филиале Третьяковки на Крымском Валу в рамках проходящей в столице Первой архитектурной биеннале открылась выставка актуализированного (уточненного и обновленного) Генплана Москвы. Она продлится до 22 июня 2008 года. С первого же дня работы выставки москвичи проявляют большой интерес к ее экспозиции. Но большинство уходят разочарованными
Пресса: "Новые города" строят только для "элиты"
На второй площадке Московской биеннале - в Музее архитектуры (Воздвиженка, 5) организаторы выставки обещали показать, какой станет Москва и другие российские города в будущем. "Новые города. Новое в городах" - так называется этот раздел биеннале. К сожалению, новости исчерпываются несколькими коммерческими проектами
Пресса: Неуместное декадентство. Последняя выставка Московской...
Пятого июня открылась последняя выставка Московской биеннале архитектуры — «Новые города, новое в городах», в анфиладе Музея архитектуры. Надо сказать, я возлагал на нее большие надежды — социально-ответственные и художественно ценные экспозиции международного и русского павильонов произвели на меня, как я уже писал, сильное впечатление. Тем сильнее был мой ужас.
«Крыша дома» на новом месте: подведены итоги X Международного...
Известный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома» на свой 10-летний юбилей поменял крышу Дома на Брестской – на здание на Крымском валу, где его приняла сама Третьяковка. Таким образом, фестиваль не только тематически, но и пространственно влился в проходящую в том же здании архитектурную биеннале. Вчера состоялось вручение как всегда многочисленных наград его участникам
Города в черном ящике
Вчера в анфиладе Музея архитектуры открылась выставка «Новые города. Новое в городах» - последняя по времени открытия экспозиция московской биеннале архитектуры
Пресса: Требуйте качества жизни!
Эта выставка способна поднять покупателей квартир на настоящий бунт. Вот, оказывается, каким должно быть массовое жилье и сколько оно должно стоить. Эту выставку надо обязательно посмотреть. Независимо от того, архитектор вы или человек, собирающийся купить квартиру. Интересна ли вам архитектура «просто так», или вы подумываете об ипотеке. В любом случае — смотреть обязательно.
Пресса: Архитектура ледяной свежести. Обзор спецпроектов...
Общеобразовательная и дидактическая часть первой Московской биеннале архитектуры, посвященная массовому и недорогому строительству, несмотря на всю ее необходимость, все же навевает скуку. Да, полезно стоять за библиотечными столиками-пюпитрами в занавешенной колоннаде ЦДХ и рассматривать проекты и макеты западных практиков. Но как-то хочется если не биеннального праздника, то хотя бы небольшого регтайма
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Сейчас на главной
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Пресса: 14 молодых архитекторов, бюро и команд, о которых скоро...
По просьбе «Собака.ru» сооснователь АБ «Хвоя», куратор фестиваля «Архитектон» и вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Георгий Снежкин делится мнением, кто из начинающих молодых архитекторов достоин внимания уже сейчас. Знакомьтесь, яркие представители архитектурной молодежной сцены! Они участвуют в проектировании кампусов по всей России (от Петербурга до Самары!) и в раскопках античного городища, открывают собственные бюро и архитектурный журнал, создают жилые дома на 3D-принтере, строят глэмпинг для Outline и готовят перформанс в рамках резиденции «Танец и архитектура» фестиваля Context.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.