Мастер яркого высказывания

Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.

mainImg
Архитектор:
Владимир Сомов
«Фоукс – Феникс, Гарри».
Из книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере
 
В 2019 году Владимир Сомов передал в музей современного искусства Зураба Церели ММОМА около 50 своих живописных и графических работ, и сейчас они стали основой для выставки в образовательном центре музея, в Ермолаевском-17: многие знают это место, оно прямо за домом «Патриарх». Выставка разместилась на двух этажах, 2 и 3, причем на 3 – архитектура, а на 2 – живопись.
Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Новообразованная в ММОМА коллекция Сомова на выставке дополнена вещами из фондов Музея архитектуры, музея Гараж, а еще, местами довольно остроумно, – книгами из коллекции кураторов Катерины Зайцевой и Елены Милановской, – к примеру они довольно точно сопоставляют звезды в клетках из конкурсных проектов Сомова с похожей звездой, тяготеющей к прямому цитированию, в «бумажном» проекте «Башня Звезды в Вашингтоне» 1988 года.
Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

А также роликами, звукозаписями – картина получается довольно объемной, удачной для изучения творчества архитектора, который, как и многие его коллеги по творчеству послевоенного времени, вроде бы известен и в то же время не так много мы о нем знаем, если разбудить-спросить. Видимо, настало время выставок-итогов, и вот они, одна за одной. Сомов – заметная фигура и интересная выставка.

Первое впечатление, особенно если предсказуемо войти на второй этаж – какая же фантастически, нахально яркая сюрреалистическая живопись, наполненная эротическими коннотациями так, что Фрейд со Штекелем нервно курят в стороне.

Глянцевитая, анилиновая по цвету, на холстах разных форм, среди которых лидер – гитарообразная женская фигура, составленная из диванных спинок, найденных на помойке. Что при взгляде на картину вообще не читается, надо вникать с экспликацию, а так – можно подумать, что нарочно выпилена была такая основа, в унисон с голубым силуэтом, заимствованным у Матисса, в соседнем зале за углом.
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Красно-желтый коллаж «Синдром Феникса» в этой компании, к слову сказать, не самый интересный, хотя, возможно, переломный в сторону глянцевито-ярких и крупных композиций. Но название для выставки он дал отменное, тем более что сделан в переломном же 1991 году и – в двух одинаковых экземплярах. Хочется сравнить со «Смутным» Кандинского 1917 года и его же первой абстрактной акварелью, но тут, скажем так, абстракция и смутность исторической ситуации помножены на ярмарочную пестроту, и почему-то вспоминаются рынки конца восьмидесятых и девяностых. Но настроение – уверенно-позитивное. 

Итак, сюрреализм, или как мы говорили в художественной школе, «сюрик». В нашем детстве в 1980-е (или 1970-е?) был мультик, явно придуманный сторонниками академической выучки против соперников-авангардистов, там фигурки в духе Хуана Миро бегали по экрану под песню «Какими мы были, какими мы стали». Теперь я знаю, что это был привет Владимиру Сомову. Ну, или ему в том числе. И осуждающие разговоры о популярности анилиновых красителей в 1980-е тоже помню хорошо. Не говоря уже об осуждении карточных игр как азартных.

Так вот все эти осуждения и эта пропаганда Сомову были глубоко до лампы. Или скорее даже питали его творчество. 
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Надо ли говорить, что это совершенно не похоже на «обычную» живопись архитекторов, такую, какую в основном показывают в ЦДА, пасторальные пейзажики и натюрмортики, изредка перемежаемые портретами и еще реже обнаженной натурой. Такие вещи можно любить или не любить, но что они ошарашивают, так это точно. А для любителей оценивать искусство по ценнику тут есть вещь «Город – зло» 2005 года, коллаж на оргалите с цитатой из картины Мунка «Крик», о котором написано, что на конкурсе «Время. Город» в Доме на Брестской он получил II премию, и не просто, а $1500. А присудило премию жюри, в котором участвовал архитектор Борис Улькин, по словам Александра Раппапорта, «ясновидец и экстрасенс, <...> человек знания в эзотерическом смысле слова». 

Текст на коллаже – о том, как ужасен город: «опухоль на теле человека, холодная бездушная машина для житья, жизнь ради работы вместо работы ради жизни»... и так далее. 

Ну и легко узнаваемая прямая цитата, как из того Матисса. 
Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сомов родился в 1928 году в Херсоне, в семье было 4 ребенка, а мать работала кухаркой в столовой. Но он с детства увлекался перерисовыванием картинок, увеличивая то, что находил на открытках. Учиться уехал в Москву в МИИТ, но уже через год поступил в МАРХИ. В МАРХИ его заметили, будучи первокурсником Сомов участвовал в конкурсном проекте ГЭС по Ереваном, который победил и был реализован; а потом победил в конкурсе на павильон ВДНХ, причем конкурс был «взрослый». 

Однако – все это относится к классической архитектуре, расцвету «сталинского ампира», – руководил Борис Бархин, Сомов делал отмывки, собирал орнаменты, успел постажироваться у Жолтовского, Щусева, Руднева. 
  • zooming
    Студенческие работы В.А. Сомова. Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Студенческие работы В.А. Сомова. Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сразу после выпуска в 1953 году и в начале профессиональной работы Сомов «переключается» на модернизм – в Астрахани, под руководством Павла Крата, приехавшего из Югославии. Книги Палладио, приведенные с собой их МАРХИ в Астрахань, Сомов там и оставил. 

Другой источник формирования Сомова, уже как художника – его занятия в студии Элия Белютина с начала 1960-х до 1974 года. Работы середины 1960-х годов, объединенные тоном сепии, собраны на одной стене, но другие штудии разбросаны по обоим залам и надо приглядываться к датам, чтобы понять, как быстро они цвет. Или какое место занимают среди работ Сомова-художника церкви, то похожие на акварели Мавриной, то прорисованные узнаваемым контуром, как на открытке. 
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Само по себе то, что Сомов отдал свои работы в ММОМА говорит о том, что он видел себя как современного художника, или как минимум видел в своей работе две «половины»: художника и архитектора. 

Впрочем, между живописью и архитектурой Сомова есть переклички, и они хорошо чувствуются. Кураторы нащупывают их в своих текстах, несколько робко и наукообразно. На самом деле сходство очевидно – то и другое, живопись и архитектура, смелы до экстравагантности. 

Архитектура Сомова, как и его живопись – очень смелая, даже осмелюсь сказать, не без сюрреализма. Это сложные, «замороченные» композиции. Ничего подобного – в таком объеме – у других авторов нет. Сомов целенаправленно искал мотивированную, но интересную, заметную, яркую, остранённую до нереальности, – форму.
Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Поиск архитектурной формы Сомова был основан на теории Виктора Гамаюнова о Проективографии, изложенной в книге 1976 года и в докторской диссертации 1989 года

В теории много геометрии, это видно уже по обложке. Кураторы приводят такое описание: «метод отображения трехмерных объектов на плоскости (многогранных структур), в основе которого лежат групповые операции с элементами пересекающихся плоскостей».

По-моему, чудо как продуктивно для архитектурных штудий. 
Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вот потолок Драмтеатра – та самая проективография, особенно если смотреть на эскизы. И объем, и модуль, и рисунок на сетчатку проецируется какой-то удивительный. 

Но не только потолок, конечно, а все эти звезды, стоящие на своих лучах, стереометрические фигуры на грани между монументальным искусством и архитектурой. Не зря значками с их проекцией на выставке помечен каждый зал как иконкой. 
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сомов очень мало построил, катастрофически мало, всего два больших здания, и оба строили очень долго: новгородский Драмтеатр с 1973 по 1987 год – 14 лет, и театр в Благовещенске с 1969 по 2006, – 37 лет, почти что 40. 

Вероятно поэтому формы, которые он разрабатывал, закрепились больше в профессиональном сознании «бумажников», чем в профанном или даже искусствоведческом. Сейчас архитектуру Сомова, как и его живопись, тоже не могу сказать, что очень известную, «вводят в оборот». Хотя каталога, во всяком случае пока, насколько мне известно, не предвидится. 

А Драмтеатр – каким еще мы его увидим, когда снимут кокон лесов? Но это уже следующий разговор. 

Между тем хочется вернуться к тому, как у Сомова все перемешано, причем на контрастах: ярко – так уж мега-ярко, сложно так уж очень сложно, до нереального. Он как будто был готов даже не адаптировать, а впитать любые крайности. Или они не казались ему таковыми? Сюрреализм прародительниц и отрицание города как места где нет пространства и воздуха, коты и гигантские звезды. Или вот – очень впечатлило – эскиз шествия на Красной площади к 10-летию демократии. С орлами вместо звезд, но тем же, советским, обилием флагов. Это в каком же, в 2001? М-да. Удивительно, как все накладывается и пересекается, особенно в сознании художника, не чуждого крайностей. 
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Владимир Сомов. Синдром Феникса». ММОМА, Еромолаевский, 17. 20.03 – 19.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка работает до 19 мая. 
Архитектор:
Владимир Сомов

20 Марта 2024

Похожие статьи
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Технологии и материалы
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.