Вода для жизни

Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.

mainImg
Компания ДОМ.рф проводит форум «Среда для жизни» ежегодно начиная с 2016 года в разных городах: предыдущие были в Казани, Самаре, Великом Новгороде и Калининграде соответственно. Формат, как у многих современных форумов такого рода, сочетает официальную часть с профессиональной. На «Среде для жизни» присутствовали премьер-министр Михаил Мишустин, глава Минстроя Ирек Файзуллин, руководитель ДОМ.рф Виталий Мутко. Также как и главы многих администраций, главные архитекторы городов и иностранные урбанисты (он-лайн). Презентации некотрых участников и видеозаписи некоторых сессий можно найти на сайте форума. Премьер объявил со сцены о продолжении финансирования бесплатной образовательной программы Архитекторы.рф. В этом году на форуме также наградили победителей конкурса проектов благоустройства малых городов и исторических поселений (список см. здесь). 

Форум прошел на территории Нижегородской ярмарки, в павильоне №1/2, часть которого, восходящая к 1990-м годам, была реконструирована – обшита зеркальной сталью – в 2020 году по проекту неизвестного автора, а другая часть, белая со строгой пилонадой в духе московского Дворца съездов – построена в 2021 году по победившему в конкурсе проекту Станислава Горшунова / бюро ГОРА. Сам павильон, бросающий блики на себя и отражающийся в луже-фонтане ярмарочной площади, благоустроенной по проекту megabudka, хорошо подошел для темы фестиваля 2021 года – «Город и вода». 
Павильон №1(2) на Нижегородской ярмарке. Правая часть – проект АБ ГОРА, благоустройство площади – проект megabudka
Фотография: Архи.ру

Суммировать вкратце все, что происходит на такого рода мероприятиях, довольно сложно: с одной стороны, экологические сюжеты, связанные с потеплением, наводнениями и очисткой воды от вредных сбросов, обсуждают настолько давно, что они стали общим местом, да и повестке постиндустриального общества, нацеленной на использование рекреационного потенциала рек и озер в противовес промышленному, уже лет 20, если не все 50. В то же время, как заметил шведский градостроитель Йоханнес Товатт «…тема [воды] звучит очень поэтично, а чего еще ожидать, если находишься в России?». То есть это в очередной раз возвращение к теме воды можно понять и как момент романтизации вопроса комфортной городской среды, вопроса в целом довольно прагматичного с точки зрения улучшения социального климата «непостроенной [по словам Андрея Бокова] страны».

С другой стороны, именно в нынешнем 2021 году проект «Чистая вода» перешел из нацпроекта «Экология», курируемого министерством природных ресурсов, в нацпроект «Жилье и городская среда» курируемый Минстроем – не исключено, что это и простимулировало нынешний «водный» акцент «Среды для жизни».
Форум «Среда для жизни», 2021. Выставка
Фотография: Архи.ру

Комфортная городская среда плюс вода равняется, преимущественно, благоустройству набережных и рекреационному значению воды. Соответственно была оформлена и сопровождающая форум выставка: стенды из полированного волнистого металла с фактурой, похожей на рябь воды. Организатор форума ДОМ.рф показал 10 инициированных им проектов набережных: от Сергиева Посада и Юрьевца до Магадана. 
Форум «Среда для жизни», 2021. Выставка
Фотография: Архи.ру
Форум «Среда для жизни», 2021. Выставка
Фотография: Архи.ру

Если добавить к этому 160 конкурсных проектов Малых городов и проекты, показанные главами городов и архитекторами, то получается очень много, своего рода компендиум по опыту работы с прибрежными территориями. Причем иностранные участники показывали проекты, в том числе, достаточно давние, хрестоматийные, как например проект Асперн Зиштадт в Вене с его искусственным озером, выигравший конкурс в 2006 году, а россияне сосредоточились на новых проектах. Привычно лидировала Казань, на этот раз со стратегией развития реки Казанки от бюро Orchestra, и принимающая сторона – Нижний Новгород с юбилейным благоустройством, Петербург с Севкабель Портом и проектом реновации кронштадтских фортов. В створе между старым-хрестоматийным и новым почему-то почти не прозвучала Москва-река – впрочем, поменьше говорить о столице на общероссийских мероприятиях – тоже своего рода тенденция. 
Форум «Среда для жизни», 2021. Выставка
Фотография: Архи.ру

Разговоры, нацеленные на позитив и бесконфликтность, в основном были посвящены фиксации достижений, определению задач и тенденций. Много говорилось об обсуждении проектов с жителями, о «малых делах» и потенциале точечных улучшений, о росте качественного уровня проектов в целом. С последним следует согласиться – усвоение стандарта подачи, также как и набора современных приемов, налицо: на смену пузатым балюстрадам и фестончатым фонтанам уже вполне уверенно пришли деревянные амфитеатры, мостики в никуда и надежный генератор позитива – городские качели. «Конструктор» пополняется, единожды примененные решения быстро «растворяются» в практике, период метаболизма невелик, зато и набор «современных решений», освежающих улицы и площади, становится все более устойчивым. Теперь неудивительно обнаружить под ногами 20 видов мощения на одной площади. Ощущение такое, что на наших глазах формируется некий обобщенный стандарт, этакий общероссийский проект, хороший всем, кроме разве что того, что в отдельных проектах все сложнее разглядеть (как, вероятно, и предложить) индивидуальную узнаваемую «изюминку». Впрочем архитекторам megabudka на Окской набережной Нижнего это удалось – в частности, в форме «вышек» для наблюдения за рекой. 
Благоустройство Окской набережной, Нижний Новгород, проект АБ megabudka, 2021
Фотография: Архи.ру

Тенденция к вытеснению прибрежных промзон благоустроенными набережными, производства – рекреацией, повторюсь, в мире существует достаточно давно, хотя, по данным, озвученным на форуме, в России по-прежнему благоустроенных набережных в городах всего 10%. 

Относительно новый подход, впрочем ему тоже лет 10-15, не меньше – естественные набережные и, кроме того, естественный подход к борьбе с наводнениями, которых в мире с изменением климата становится все больше. Специалисты называют старый индустриальный подход к его бетонными заграждениями и дамбами «серым», а новый, дружественный по отношению к природе – «зеленым» (в частности, это озвучено в книге выступавшей на форуме Марии Фалолеевой «Новый город для нового климата»).

Говоря обобщенно, современная тенденция – не отгораживаться от воды гигантскими дамбами, а адаптироваться к ней, не предотвращать наводнения, а регулировать их, отводя для воды причитающееся ей место. В этом смысле самые «модные» берега – зеленые, парки – дождевые, рассчитанные на сбор и перераспределение влаги «почвой, как губкой» – что, в частности, применено в шотландском Glasgow & Clyde Valley, парке с очень большим бюджетом, реализация которого рассчитана на 35 лет, или в проекте парка долины реки Тринити, который планируется реализовать в Далласе к 2022 году. Вспоминается и болотный парк Дзюньи Исигами. Бывший главный архитектор Торонто рассказал о проекте защиты от наводнений в устье реки Дон, впадающей в озеро Онтарио: в свое время при создании промзоны устье реки было перемещено, теперь, в рамках нового жилого и паркового девелопмента, река возвращается в свое старое русло – туда, где она будет течь естественным образом – а также резервируются территории поймы для затопляемого парка по контуру вдоль реки. Естественное течение должно улучшить экологию озера Онтарио в целом; проект, однако, не пренебрегает и «серыми» методами защиты от наводнения, строго разводя естественно затопляемые и защищенные от наводнений территории. 
Проект защиты портовой территории Торонто от наводнений и развития ее инфраструктуры, 2016. Проект развивается с 2002 года и рассчитан на реализацию в 2023 году

Парки, рассчитанные на затопление, не сторонятся воды и избегают непроницаемого бетона, берега в них – максимально естественные и гигроскопичные, возможны заболоченные участки (вспоминаем «болото», впрочем очень небольшое, в парке «Зарядье» – тоже отзвук тенденций). Современный приречный парк может быть расположен в затопляемой пойме, приподниматься над ней, позволяя гулять над водой – к слову, один такой парк обустроен в Хотьково на реке Паже; в принципе подобные решения достаточно распространены, не только в Европе, Америке и Японии, но и в России. Вспомним и парк Веретьево Александра Бродского. Здесь стоит упомянуть и «казус Вологды», связанный именно с тем, что общественность и специалисты предпочли зеленые берега реки устаревшему «серому» бетонному берегоукреплению. 

Из российских затопляемых парков на форуме были особенно заметны два сюжета. Один – проекты Новосибирска из сообщения главного архитектора города Александра Ложкина. В Новосибирске благоустраивается целая вереница парков, среди них затопляемые территории на левом берегу Оби, Михайловская набережная, археологический парк. 

Другой парк спроектирован по заданию ДОМ.рф для Ангарска как часть мастер-плана города [«Новая земля», ИТП «Урбаника», APREL architects, агентство  «Градостроительная школа»]. Река Ангара имеет извилистое русло, но течет быстро, во время половодья разливается, затопляя берега. Кроме того, по ней по-прежнему сплавляют лес. Первоначально администрация города планировала строительство бетонной стены берегоукрепления, полностью отрезающей затопляемый мыс от города. Архитекторы предложили создать на этой почти-потерянной территории парк – большие паводки случаются раз в 100 лет, как правило территория уходит под воду где-то на 10%, и она давно стала «дикой» рекреаций жителей города. Павильоны, приподнятые на искусственных холмах и дополнительно на ножках, такие же приподнятые тропинки по соседству с обычными, затопляемыми водой, должны создать достаточно гибкую систему, способную функционировать в любое время без ущерба для себя. Авторы разделили проект на 9 стадий, которые можно реализовывать последовательно и автономно. Особенно хорош променад, извивающийся по синусоиде над водой на тонких опорах, самая дорогая часть проекта.
Проект парка в Ангарске, рассчитанного на вероятность подтопления
© APREL architects, Urbanica, Новая земля

Однако затопляемый парк – лишь часть мастер-плана Ангарска, разработанного компанией «Новая земля», также по заказу ДОМ.рф и посвященного реновации пятиэтажной застройки города. Проект появился как отклик на недавнее наводнение в городе Тулуне Иркутской области, в 300 км от Ангарска. По словам авторов мастер-плана, пятиэтажки Ангарска были построены с особенностями технологических решений, из-за которых сейчас швы между панелями деградируют. Значительная часть жилого фонда города подлежит сносу и замене, сохранить пятиэтажки в данном случае не получится, сейчас идет поиск инвесторов. 

Проект для Ангарска проявляет другое направление разговоров на форуме – помимо благоустройства набережных и парков, то есть «сине-зеленого каркаса», занявшего где-то 75% процентов всего внимания, обсуждали комплексное развитие территорий (КРТ, или «всероссийскую реновацию»), и мастер-планирование, все более актуальное при работе с КРТ. Главный архитектор Московской области Александра Кузьмина показала несколько территорий КРТ: в Мытищах, Балашихе, Одинцово и Раменском, вместе с разработанными для них правилами; министр градостроительной деятельности Нижегородской области Марина Ракова продемонстрировала больше ста площадок КРТ для подведомственной ей территории. 

КБ «Стрелка» представило разработанный по заказу ДОМ.рф и хорошо подходящий к теме форума мастер-план Кисловодска, рассчитанный в равной степени на благоустройство города-курорта, поддержку чистоты целебных источников и очистку городских рек. В частности, проект предлагает многочастные противопаводковые пороги, рассчитанные на последовательное разделение и «смягчение» потока воды. 
Стенд с презентацией мастер-плана, разработанного КБ Стрелка для Кисловодска. Мастер-план рассчитан на период до 2030 года
Фотография: Архи.ру

Если говорить о целостном подходе и каркасе, в том числе сине-зеленом, – это определение постоянно повторялось во многих выступлениях – то имеет смысл отметить также проект, разработанный архитекторами Wowhaus для Белгорода, и рассчитанный на объединение многих, частью благоустроенных (по проекту КБ Стрелка 2017 года) приречных зеленых территорий в единую систему парков. 
Зеленый каркас Белгорода / Wowhaus

***  

Итак, разговоры балансировали на грани отголосков юбилея, обсуждения благоустройства со всеми его плюсами, включая снижение спада населения и даже его рост, – и проблематики изменения климата. Любопытно, что практически не обсуждали, разве что упоминали, вопросы загрязнения и очистки воды в реках – вероятно, они самые ресурсоемкие и в то же время не слишком попадают в рамки комфортной среды. И в целом несмотря на в целом алармисткий характер всех вопросов, связанных с водой: ее не хватает, ее загрязняют, она, с другой стороны, прибывает и вызывает наводнения, – все обсуждение носило исключительно позитивный характер. Даже попытки ведущего в формате блиц-опроса задавать вопросы в духе «как вы боретесь?» (к примеру, с желанием инвесторов застроить набережные высотным жильем вместо того, чтобы отдать их публичным паркам) неизменно наталкивались на ответы из серии «мы не боремся», «мы адаптируем», и тому подобные. 

Очевидно, что проекты благоустройства, или комфортной среды, в разных городах страны количественно прибывают, как благодаря конкурсу Малых городов, который стимулирует города-участники не только «подтягивать» качество проектов к мировым стандартам, но и искать на них дополнительное финансирование, – так и в крупных проектах, посвященных парковым каркасам целых городов, где теперь делается акцент на связность зеленых территорий, их проекцию на мастер-план всего города или агломерации. Надо думать, что облагородить 90% набережных в российских городах таким прогрессивным образом быстро не получится, но и задача форума – обозначить пути, которыми на государственном уровне видится развитие нацпроектов, показать примеры, чтобы затем ждать появления инвестиций на разумное-доброе, стимулирующее развитие и капиталоемкость территорий. 

***


В качестве дополнения – пост Алексея Новикова, компания Habidatum, о роли локации и среды в стоимости недвижимости (локация – 80%, среда 5%):
 
 

10 Сентября 2021

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.