Манежный дебют

Двадцать четвертая Арх Москва открылась в Манеже. Там дышится, пожалуй, лучше, чем в ЦДХ, и много инсталляций. Участвуют 250 компаний из 14 стран.

mainImg
Как ни крути, а главная интрига Арх Москвы текущего года – место проведения. Выставка-фестиваль, столь успешно организуемая Экспо-парком в ЦДХ 23 года подряд с 1995 года, и сросшаяся в сознании многих с местом, в этом году, хотя разговоры шли давно, была вынуждена покинуть свой дом и переселиться в Манеж, давнюю и традиционную площадку больших московских выставок со времен Высоцкого (напоминаю: «…на выставке в Манеже к вам приблизится мужчина с чемоданом, скажет он: не хотите ли черешни…». Чемоданы – спойлер – на этот раз есть, но об этом чуть позже). Впрочем, многим Арх Москва после переезда скорее понравилась: как ни болела в свое время прогрессивная общественность за модернистское здание Сукояна / Шевердяева 1962 / 1973 годов, а пространство конноспортивного зала эпохи ампира воспринимается лучше. Что говорить, бетанкуровские балки, восстановленные Павлом Андреевым в 2005, выглядят эпично и висят над головой на, кажется, недосягаемой высоте.

Впрочем, архитектор года 2018 Тотан Кузембаев предпринял попытку достать до потолка, превратив свою экспозицию в аналог Вавилонской башни. Деревянный зиккурат в центре манежного зала виден отовсюду, отчетливо доминирует в пространстве, приманивает входящего. Экспозиции архитектора года и раньше бывали внушительными, но, пожалуй, никогда еще они не занимали главное место в пространстве всей выставки столь определенно. На втором этаже зиккурат Тотана тоже был бы хорош, и до потолка там высоко, и все же не так, как в Манеже, где его видно отовсюду.
Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру
  • zooming
    1 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Поначалу была идея сделать башню с лестницей, чтобы каждый мог подняться до потолка и потрогать «бетанкуровские балки», – рассказывает Тотан Кузембаев. – Но не получилось из-за высотных ограничений Манежа. Не разрешили, словом, доставать до потолка, хорошо, что не глас с неба, а только администрация. Итак, инсталляция состоит из крупной деревянной решетчатой конструкции, похожей на зиккурат, немного – на иофановский Дворец Советов, и еще немного на башню Татлина, из-за легкого поворота ярусов. В нижнем регистре, у глаз посетителей, в створах между решетками Тотан поместил чертежи своих конструкций: «здесь все вообще посвящено каркасу», – уточняет автор. Контурные рисунки на прозрачной пленке становятся дополнительным слоем восприятия полупрозрачного сооружения, чья специфика – именно что наслоение разных тем и объемов, ограниченно доступных и для глаза, и для проникновения.
  • zooming
    1 / 3
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Внутрь можно войти, но входов немного и внутри тесновато, как под строительными лесами, зато над головой переплетение тонких балок. И можно обойти по периметру вокруг, как по деамбулаторию. В центре же в конструкцию вплетен каркас казахской юрты, причем не какой-нибудь, а принадлежавшей младшему брату Тотана, пожертвованной для такого случая и привезенной на фуре из Казахстана специально для выставки. Внутрь можно заглянуть, но не зайти: расписная калитка закрыта. Внутри – своего рода конструктор: маленькие глиняные кирпичи, из них выстроено несколько игрушечных домиков. «В моем детстве игрушек не было, – говорит Тотан, – и я лепил их из глины. И теперь слепил кирпичи. Может быть, вечером придут мои внуки, я покажу им, как играть, посмотрим, что у них получится». Действительно, к вечеру в день открытия кто-то был внутри, а домики из глиняных кирпичей были разобраны. Означает инсталляция, по словам автора, голову архитектора, а может быть, его душу, где есть ядро и есть слои, и за вдохновением надо обращаться куда-то вглубь и что-то оттуда выуживать, – близкий многим, но с трудом вербализуемый процесс творчества. Так что понятно, почему не пускают внутрь, кто же пустит всех подряд к себе в душу или в голову? Все же это аналог Святая Святых, хорошо хоть заглянуть можно. Кроме того Тотан Кузембаев говорит о разных материалах, послойно распределенных в пространстве: дерево внешнего каркаса, воспоминание о войлоке (по-казахски юрта не юрта, а «войлочный дом»), глина.
  • zooming
    1 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Объект Тотана Куземаева. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

А юрта в работах Тотана встречается второй раз после инсталляции на венецианской биеннале 2008 года куратора Аарона Бецки, на набережной Арсенала: там юрта была покрыта войлоком, внутри был итальянский фиат, запорожец итальянской сборки, и юрта, как рассказал нам архитектор, впоследствии оказалась в коллекции Ренцо Пьяно.

Все же жаль, что не дали соорудить лестницу в небо до потолка. Но так или иначе пространство выставки развивается от центра, где сейчас стоит башня Тотана. Ей вторят – стенд Калужской области, где лекционный зал окружен решетчатыми деревянными арками, пожалуй самое приятное лекционное пространство на выставке. Область – специальный гость, планируется насыщенная программа обсуждения будущих трансформаций города Калуги. За Калугу, город полный памятников провинциального классицизма особенной калужской школы, в последние 30 лет немало изуродованный, хочется скрестить пальцы и загадать, чтобы оставшейся средовой застройке, не говоря уже о памятниках, повезло в процессе улучшизма, а не наоборот. Впрочем, всем, кого интересует вопрос, добро пожаловать на стенд, см. программу, планируется много разговоров.
  • zooming
    1 / 3
    Калужская область. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Калужская область. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Калужская область. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

С другой стороны от «зиккурата» – деревянный же стенд специального проекта журнала speech:, который на Арх Москве не впервые уже показывает архитектуру «по странам». На сей раз герой Турция, отобраны общественные здания и показанная архитектура, надо признать, более чем интересна, а рассматривать ее удобно благодаря инсталляции Сергея Чобана и Александры Шейнер, напоминающей деревянный ковер, расстеленный на полу, и вздыбившийся волнами-скамейками, на которых можно сидеть, глядя на планшеты проектов, размещенные на пологой стороне волн. Скамейки полны. В парк Заряде бы перенести такую инсталляцию.
  • zooming
    1 / 3
    Турция. speech:. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Турция. speech:. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Турция. speech:. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

И еще раз, очень жаль, что Тотану Кузембаеву не дали построить лестницу в духе известных сооружений венецианской биеннале в Арсенале, там их теперь появляется до десяти за раз, если не больше. Между тем одна подобная лестница – не до небес, а просто немного вверх, и всё же начало положено – в Манеже появилась на стенде бюро Archimatika, посвященном нескольким школам, спроектированным архитекторами, в том числе гимназии A+, показанной подробно, с фотографиями и макетами помещений.
  • zooming
    1 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Впрочем на входе в главный зал Манежа нас встречает тоже сильная группа: стенд Москомархитектуры посвящен конкурсным проектам станций метро, каковые представлены совершенно-белыми объектами, которые соорудили студенты под руководством архитекторов buromoscow в рамках образовательной программы МКА «Открытый город». Руководство, надо думать, было довольно-таки тотальным, поскольку все объекты подчинены общему, довольно строгому, стилю и совершенно не похожи на привычный студенческий разнобой.
  • zooming
    Место встречи. Стенд МКА. Арх Москва 2019. buromoscow
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Место встречи. Стенд МКА. Арх Москва 2019. buromoscow
    Фотография: Архи.ру

По сторонам – два проекта молодых бюро и их пиар-агентств. С одной стороны Баланс – башня из коробок из-под кроссовок New balance, по словам Артема Укропова из megabudk-и, «архитектура, направленная на новое поколение».
New balance. Арх Москва 2019
Фотография: Архи.ру

С другой – Дом будущего сегодня, в нем, надо признать, больше участников и информации, поскольку каждый показал свой стенд, большей или меньшей информационной насыщенности. Здесь-то мы и находим чемоданы, целую башню из них, символизирующую мобильность жилья будущего, их показывает Archimatika. В целом проекты вращаются вокруг идеалов: коливинга, мобильности, селф-девелопмента сообществ и перемещения из небоскребов на землю. Среди проектов проводится отдельный конкурс.
  • zooming
    1 / 8
    Дом будущего сегодня. GAFA & АТОМ ag/ Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    Дом будущего сегодня. Archslon. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    Дом будущего сегодня. Archslon. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    Дом будущего сегодня. Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 8
    Дом будущего сегодня. Archimatika. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    Дом будущего сегодня. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    Дом будущего сегодня. Blank architects. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    Дом будущего сегодня. Blank architects. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Самый заметный проект в нижнем ярусе Манежа – «Московские странности», экспозиция работ учеников студии Nowadays в МАРШ: очень насыщенная и по количеству проектов, представленных объемно и информативно, и по числу интересных, хотя в основном «бумажных» и провокативных, идей. Там можно провести целый день, вот только душновато.
  • zooming
    1 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    «Московские странности» / Nowadays / МАРШ. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Стенд Баухауса, призванный отметить 100-летие великой школы – другой акцент нижнего яруса, в нем запланировано много мероприятий, вот только маловато стульев и всё вместе как-то перенасыщено реквизитом.

Нынешняя Арх Москва проходит с подзаголовком NEXT, хотя, как мы замечали и раньше, он все больше размывается. Где здесь NEXT – не всегда разберешь, что в целом созвучно ситуации: молодые бюро не такие уж и молодые, а в Арх Каталоге выставки идея NEXT не проявлена, в нем участвуют очень маститые мастера.

Новая идея куратора всей выставки в целом и каталога в частности Ильи Мукосея – представить каталог в виде инсталляций на общую тему выставки «старое и новое». Очень точно отвечает теме самая высокая, башенного типа инсталляция Сергея Скуратова: макет проспекта Сахарова, примерно 4-метровый, поставлен вертикально, а экспонируется не что иное, как небоскреб, спроектированный архитектором рядом с Центросоюзом Ле Корбюзье. Тот самый, к которому было очень-много-вопросов у градозащитников, проект, успешно защищенный, впрочем, архитектором на «Школе наследия». Объект получился похожим на стелы каких-то доисторических, скажем так, куросов. Или на световой меч, воткнутый в город.

Николай Лызлов показал старое и новое в виде своих фотографий, старого и молодого. Сергей Чобан представил шахматы: черные фигуры в них – домики со скатными крышами и ступенчатые ардекошные высотки – ферзи и короли, а новое – белые призмы разного размера, но без различий. Фигуры можно двигать и, в принципе, даже играть в них. Группа – вот на этот раз скорее молодых, хотя тоже относительно – архитекторов: Mukosey: architecture / design / media; Nowadays; Citizenstudio; «Синдикат» и АМ Алексея Козыря, показывает коллективный проект «Арктического музея современного искусства» в Норильске, самого северного, по словам авторов, из музеев современного искусства. UNK project демонстрирует проект дворца единоборств в Лужниках, засвеченный пока только в рассылке МКА и youtube. Бюро Практика выставило проект благоустройства «магальной части Дербента» под названием Стена времени. Его тоже ждет отдельная презентация на Арх Москве. ABD architects – офисное здание в Волгограде. «Студия 44» – проект превращения электростанции в центре Пскова в жилье, отчасти лофт. Бюро ASADOV размышляет о реновации в абстрактных кирпичах и моховой зелени. DNG ag выставили интерактивную черно-белую песочницу, символизирующую «жизнь города как бесконечный процесс». Витрувий и сыновья поместили живую луковицу в ржавую металлическую клетку. Словом, каталог перестал быть каталогом, но превратился в креативную выставку.
  • zooming
    1 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Арх каталог. Проект buromoscow. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Арх каталог. Проект Сергея Скуратова. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

Этим и отличается Арх Москва от «Зодчества», манежного старожила: минимумом каталогизации и максимумом креативности. Здесь не особенно приветствуют дробную информацию мелких планшетов. Хотя как сказать, может быть элемент каталогизации уместен и возможно он еще вернется. Пока же манежный дебют Арх Москвы должен был стать, по определению, ярким, и, пожалуй, упор на инсталляции помог достичь нужного эффекта и заявить о себе.
  • zooming
    1 / 7
    Мосинжпроект. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Мосинжпроект. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Арх Москва 2019
    Мосинжпроект. Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Стенд компании Крост. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

И еще, совсем забыла: в дальнем углу слева от главной сцены лектория Москомархитектуры журнал Проект Россия открыл голосование за лучшую модель наградного знака премии журнала. Всем предлагают написать номер фаворита на собственной визитке и бросить ее в лотерейный барабан.
  • zooming
    1 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Проект Россия: конкурс на знак премии. Арх Москва 2019
    Фотография: Архи.ру

16 Мая 2019

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Что будет с жильем?
Не исключено, что результатом конкурса «Дом будущего сегодня», проведенного на Арх Москве куратором Григориосом Гавалидисом из GAFA, станет появление в Москве новых прогрессивных форм жилья – коливингов. Публикуем презентации победителей.
День доминанты
Вчера вечером объявлены награды Арх Москвы за экспозиции, стенды и инсталляции. Публикуем полный список и фоторепортаж.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.