«Крыша дома» на новом месте: подведены итоги X Международного фестиваля архитектуры и дизайна

Известный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома» на свой 10-летний юбилей поменял крышу Дома на Брестской – на здание на Крымском валу, где его приняла сама Третьяковка. Таким образом, фестиваль не только тематически, но и пространственно влился в проходящую в том же здании архитектурную биеннале. Вчера состоялось вручение как всегда многочисленных наград его участникам

mainImg

В этом году «Крыша дома» осваивала новые для нее пространства Третьяковки на Крымском валу. Планшеты с проектами разместили в основном в фойе 3-го этажа, фойе 2-го заняли инсталляции участников. «Вход» на фестивальное пространство отмечает «триумфальная арка» «Бюро Слобода», дощатый каркас которой сплошь завешан разноцветными лентами-флагами. Двигаясь дальше, у окна – «комнатка» с зелено-оранжевой мебелью, прорастающей длинными «усами», и засыпанным камушками полом от известного дизайнера Елены Теплицкой. Тут же рядом пирамида из табуреток Дмитрия Букача. А инсталляцию «10 крыш» архитекторы Гикало и Купцов придумали специально к юбилею фестиваля. Самым эффектным объектом стала «Поляна» группы «А-Б» –настоящая, с грунтом и травкой. Выкопанный кусок дерна авторы уложили в металлическую форму сложной конфигурации, поставив все это на тонких ножках прямо на уровне глаз посетителей.

Обширного места третьяковских фойе все равно не хватило для плодовитых дизайнеров и архитекторов – «урезали», например, инсталляцию Бориса Уборевича-Боровского, оставив из семи проволочных конструкций «вертолетов», дотягивающихся до 3 этажа, только одну. Планшеты на третьем этаже теснятся и отнимают зрительское внимание друг у друга, и от этого изобилия и смешения всего со всем начинаешь попросту теряться. При беглом осмотре можно разу отметить преобладание модернистских проектов, соседствующих, правда, и с эклектикой и с откровенным кичем. Достойную альтернативу модернизму составила, главным образом, неоклассика Михаила Филиппова.

На фоне обилия дорогих и модных, но в большинстве своем не очень оригинальных «современных» проектов оформления квартир, гораздо интереснее выглядели проекты загородных домов, демонстрирующие разные подходы к организации жилого пространства в рамках модернизма, от авангардной романтики до утилитаризма. Здесь и «типовые» дома Владимира Сударикова в духе голландского модернизма, который становится тиражируемым в заводских масштабах. И, к сожалению не отмеченный жюри, но очень остроумный «дом-нора», который вместе с загородным домом бюро АРДЕПО разрабатывает актуальную тему «закапывания» здания в землю. В проекте «мобильного дома» Романа Леонидова узнается парафраз «передвижных» жилячеек советских 1920-х. А «Вилла Панорама» бюро «А-ГА» & «Проектный центр Экотектура» демонстрирует новый виток корбюзианства в подходе к формообразованию.

Такую разношерстность работ, очень разных по уровню исполнения, видимо, ощутило и жюри. Входившие в него Барт Голдхорн, Левон Айрапетов, Николай Малинин и другие судили на этот раз довольно сурово, что и к лучшему. Много номинаций остались без наград, зато действительно лучшие были выужены из всего этого многоликого и разноголосого хора. На судейство повлияла еще и промодернистская ориентация жюри – по признанию Николая Малинина, им было особенно трудно с «декорированием интерьера», где сквозь «модернистскую цензуру» удалось прорваться всего лишь одному неоклассическому проекту.

Награждение на этот раз, как впрочем и весь фестиваль, проходило не так, как обычно. Во-первых, потому что юбилей. По такому случаю перед церемонией гостей ждал сюрприз – короткий фильм-шутка под названием «собачья работа», в котором организаторы фестиваля предстали в виде четвероногих друзей разных пород и мастей, с бешеным рвением бегающих, выполняя очередное задание начальства. К10-летию приурочили и выставку победителей предыдущих лет.

Во-вторых в этом году «Крыша дома» стала частью архитектурного биеннале. В связи с этим она переехала на Крымский вал, а председателем жюри пригласили куратора Барта Голдхорна. Фестиваль, надо заметить, все свои 10 лет только и делал, что отвечал на вопрос «как жить», а потому в тему нынешней биеннале он вписался довольно органично, что не скажешь про его соседа – выставку Генплана Москвы этажом ниже. Представленные на смотр-конкурс интерьеры Барту Голдхорну в общей массе понравились, но скорее как некий хороший уровень в целом, из которого, между тем, ни одна интерьерная работа не заслужила первого места и это очень симптоматично. Все гладко и дорого, и нет ни одного, кто бы, по словам Голдхорна, выглядел «совсем новым».

Возможно, по этой причине из всех ярко выделялся один объект, причем отметили его в совсем разных номинациях – и «деталь», и «жилой дом», и «жилой интерьер», и «декорирование». Это отель «Friendhouse» Юрия Рынтовта (Харьков), которому жюри присудило гран-при. Хочется назвать его «отель-колобок» за причудливые формы, напоминающие колобки из теста с дырками от пальцев, которыми автор заменил обычные пилоны. Массивные доски перекрытия «продавливают» тесто, отчего оно оседает и как будто пружинит. Мотив повторяется и в оформлении стен отдельных номеров, с дырками-окошками, и в интерьере, где из того же «теста» вылеплены грибообразные колонны, вырастающие в потолок. Такая живая неровная фактура стены с ощущением ручной работы перекликается с украинскими избами-мазанками, отчего отель с иностранным названием «Friendhouse» становится похож на украинский хутор, но не всерьез, а несколько иронично.

Первое место за «реализованный жилой дом» получила «Вилла Панорама» бюро «А-ГА» & «Проектный центр Экотектура», которая заставляет вспомнить о постройках Ле Корбюзье благодаря прекрасно выявленной форме и чистому белому цвету. Вместе с авторами награде радовался и Николай Малинин, поскольку этот объект ему понравился задолго до конкурса, в связи с чем он опубликовал его в последнем номере своего журнала «Made in Future». С номинацией «проект-идея загородного жилого дома» для присуждения 1 места вышли разногласия, поскольку члены жюри справедливо решили разграничить два разных понятия «идея» и «проект». Поэтому за «идею» 1-е место дали коллективу бюро «А-Б», а в качестве «проекта» отметили частный жилой дом в поселке Малаховка мастерской «Атриум». Внешний «деконструктивистский беспорядок» этого дома на самом деле имеет ясную структуру – это анфилада комнат, закручивающаяся в спираль наподобие ракушки. Возникают и другие ассоциации, например, чешуя, сланец, знаменитая Сиднейская опера. Инженерно проект интересен системой так называемого «безимпостного остекления».

Самой лучшей «деталью интерьера» жюри нашло «болид» Веры и Алексея Лобановых из «Бюро Слобода». Он был, кстати, единственным объектом, представленным на выставке в материале, а не только на фотографиях. Болид, или крупный метеор параболической формы, образуемой сгорающим огненным «хвостом», понравился авторам своей обтекаемостью, и они многократно повторили его в различных деталях интерьера, от мягкой мебели до светильников.

Среди многих проектов, получивших награды, отдельного упоминания заслуживает дом в поселке Бенелюкс бюро АРДЕПО, получивший 2-е место в номинации «проект-идея загородного дома», потому что он, во-первых, привлекает манерой подачи материала, очень сдержанной, почти минималистской, и при этом толковой. А таких проектов всего-то два против тотального и навязчивого изобилия – еще один это «мобильная архитектура» Романа Леонидова, также четко и графично поданная на белом фоне. А во-вторых, этот объект соединяет экологичный подход, поскольку почти наполовину вкопан в землю, с супрематическим планом, который отчетливо виден при взгляде на объект сверху. Барт Голдхорн отметил этот проект «за очень грамотное решение с такой хорошей традицией, как дома Френка Ллойда Райта».

Барт Голдхорн, кстати, справедливо заметил, что с интерьером и частным домом в России ситуация куда приглядней, чем с социальным жильем, что демонстрирует нынешняя биеннале, и объяснил почему: «Именно с интерьера в России началось обновление жилья, в этой сфере впервые появились высококачественные работы. Интерьер стал самым важным вкладом российской архитектуры в мировую архитектурную дискуссию благодаря появлению такого понятия как свободная планировка. Частные дома показывают уже следующий шаг к улучшению качества жилья в России». А что после индивидуального дома? Конечно же, массовое жилье, за которое радеет Барт Голдхорн. Так что «Крышу дома» в этом контексте можно вполне рассматривать как красивый пролог к еще не написанной нами книге о хорошей жилой архитектуре.

Ниже приводим полный список награжденных:

Гран-При

Отель «Friendhouse» Юрий Рынтовт (Харьков)

I место

В номинации «Деталь интерьера»
- «Болид». Вера и Алексей Лобановы, «Бюро Слобода».

В номинации «Декорирование интерьера»
- Квартира «Гинтарас». Иван Шалмин

В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Проект загородного дома. Андрей Савин, Михаил Лабазов, Андрей Чельцов. Архитектурное бюро «А-Б»
- Частный жилой дома в поселке Малаховка. Антон Надточий, Вера Бутко, Екатерина Голованова, Алексей Калашников. Архитектурная мастерская «Атриум».

В номинации «Реализованный жилой дом»
- «Вилла Панорама». Рустам Керимов, Владимир Гуманков, Елена Мануилова. Архитектурное бюро «А-ГА» & «Проектный центр Экотектура»

В номинации «Общественный интерьер»
- Рекреационное пространство многофункционального комплекса «деловой дом Знаменка». Олег Попов, Ксения Скороход, Иван Свирин, Вита Данилова, Мария Свирина. Архитектурная мастерская «Попов и архитекторы».

Спецприз Москомархитектуры в номинации «Проект-идея загородного дома»
- Серия домов заводского изготовления. Владимир Судариков. Архитектурная мастерская 56

II место

В номинации «Декорирование интерьера»
- Квартира в Москве 150 кв.м. Марина Филлипова, Лейла Улуханова. D’Studio Style.

В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Проект загородного дома в поселке Бенелюкс. Павел Абрамов, Алексей Волков. Архитектурное бюро АРДЕПО.

В номинации «Реализованный жилой дом»
- Дом в Кратово. Михаил Филлипов, Мастерская Михаила Филлипова.

В номинации «Жилой интерьер»
- квартира «Воробьевы горы». Борис Уборевич-Боровский, Дарья Осипова. Архитектурное бюро «Uborevich Design»
- квартира-студия в Москве. Андрей и Мария Горожанкины

В номинации «Общественный интерьер»
- офис компании Yandex в Санкт - Петербурге. Петр Зайцев, Арсений Борисенко. Архитектурное бюро «za bor»
- бутик «Le Present» в Испании. Алексей Козырь, Илья Бабак, Александр Константинов, Мария Шустрова. Архитектурная мастерская Алексея Козыря

III место

В номинации «Жилой интерьер»
- «Дом-Кино». Дмитрий Овчаров, Борис Воскобойников. Студия «Nefaresearch».

Звание «Лауреата»:

В номинации «Деталь интерьера»
- Стол для переговоров. Архитектурное бюро «Рудаков и архитекторы».

В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Мобильная архитектура. Роман Леонидов. Архитектурное бюро Романа Леонидова
- «Tokyo House». Сергей Наседкин. Архитектурное бюро ARCH.625

"Реализованный жилой дом"
- «117 футов». Константин Ларин
- «Дом-скат» на Клязьминском водохранилище. Тотан Кузембаев, Сергей Саванец, Мария Салина. Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева.
- «Дом над лесом». Анна Щетинина. Архитектурное бюро «Терра»

В номинации «Жилой интерьер»
- Апартаменты. «Gabellini & Sheppard» (Нью-Йорк)
- «Отель-квартира». Виктор Фрейденберг

В номинации «Общественный интерьер»
- Флагманский офис компании «Симметрон. Электронные компоненты». Дмитрий Мелитонян

Фотографии Натальи Коряковской
zooming
Открытие экспозиции в ГТГ на Крымском валу в рамках биеннале 27 мая
zooming
Открытие экспозиции в ГТГ на Крымском валу в рамках биеннале 27 мая
Гран-При. Отель «Friendhouse» Юрий Рынтовт (Харьков)
Гран-При. Отель «Friendhouse» Юрий Рынтовт (Харьков)
I место «Деталь интерьера». «Болид». Проект частной квартиры. Вера и Алексей Лобановы, «Бюро Слобода».
I место. «Проект-идея загородного дома». Частный жилой дома в поселке Малаховка. Антон Надточий, Вера Бутко, Екатерина Голованова, Алексей Калашников. Архитектурная мастерская «Атриум».
I место. «Реализованный жилой дом». «Вилла Панорама». Рустам Керимов, Владимир Гуманков, Елена Мануилова. Архитектурное бюро «А-ГА» & «Проектный центр Экотектура»
Спецприз Москомархитектуры. Серия домов заводского изготовления. Владимир Судариков. Архитектурная мастерская 56
II место «Общественный интерьер». Офис компании Yandex в Санкт - Петербурге. Петр Зайцев, Арсений Борисенко. Архитектурное бюро «za bor»
II место «Декорирование интерьера». Квартира в Москве 150 кв.м. Марина Филиппова, Лейла Улуханова. D’Studio Style.
II место «Жилой интерьер». «Квартира студия в Москве». Андрей Горожанкин и Мария Горожанкина
II место «Жилой интерьер». Квартира «Воробьевы горы». Борис Уборевич-Боровский, Дарья Осипова. Архитектурное бюро «Uborevich Design»
II место. «Реализованный жилой дом». Дом в Кратово. Михаил Филиппов, Мастерская Михаила Филиппова.
II место. «Реализованный жилой дом». Дом в Кратово. Михаил Филиппов, Мастерская Михаила Филиппова.
II место «Проект-идея загородного дома». Проект загородного дома в поселке Бенелюкс. Павел Абрамов, Алексей Волков. Архитектурное бюро АРДЕПО
III место «Жилой интерьер». «Дом-Кино». Дмитрий Овчаров, Борис Воскобойников. Студия «Nefaresearch».
Звание «Лауреата». «Дом-скат» на Клязьминском водохранилище. Тотан Кузембаев, Сергей Саванец, Мария Салина. Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева.
Звание «Лауреата». “Tokyo House”. Сергей Наседкин. Архитектурное бюро ARCH.625
Звание «Лауреата». «Дом над лесом». Анна Щетинина. Архитектурное бюро «Терра»
Звание «лауреата». «Мобильная архитектура». Роман Леонидов. Архитектурное бюро Романа Леонидова
Звание «Лауреата». Флагманский офис компании «Симметрон. Электронные компоненты». Дмитрий Мелитонян
Звание «Лауреата». Стол для переговоров. Архитектурное бюро «Рудаков и архитекторы».
Дом-нора за Великими Луками. Леонид Сенявский
«Триумфальная арка». «Бюро Слобода»
Инсталляция. Владимир Судариков
Инсталляция Елены Теплицкой
«Устойчивая связь». Дмитрий Букач
Проект «Мультипикселизация». Виктор Фрейденберг
«10 крыш». Гикало и Купцов

06 Июня 2008

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Пресса: Фестиваль Lifestyle. Приглашает Б.Уборевич-Боровский
Одним из мероприятий Московской архитектурной биеннале стал фестиваль дизайна интерьера Lifestyle. Его запуск состоялся 2 июня. Место проведения – интерьерные бутики в районе метро «Фрунзенская», где были представлены работы ведущих архитекторов: арт-объекты, фотографии, инсталляции, призванные отразить качество жилого пространства и высокий дизайн в интерьере. В общей сложности пять площадок, на которых различные архитектурные бюро (среди них – АРХ4, Савинкин/Кузьмин и др.) пытались дать свой ответ на вопрос «Как жить».
Пресса: «Хорошему человеку – красивую жизнь»
В мае-июне прошла Первая московская архитектурная биеннале, в которую переродилась «Арх Москва». Ее тема – «Как жить» – сформулирована куратором Бартом Голдхоорном, оставшимся верным себе: в прошлом году он, так же будучи куратором тогда еще фестиваля, выбрал не менее неудобную как для архитекторов, так и для критиков тему «Городские пространства». И та, и другая, если и воспринимаются отечественным профессиональным сообществом, то боковым зрением. В первом случае профессиональное внимание имеет крен в сторону архитектурного объекта, «фигуры», а не «фона», во втором – вопросы «что?» и «сколько?» оказываются не в пример более культуросообразными, нежели «как?».
Пресса: Перерождение АрхМосквы: взгляд из Петербурга
После первой российской архитектурной биеннале и выставки АрхМосква прошло два месяца — время достаточное для того, чтобы можно было оценить результаты и перспективы не только развития этих выставок, но и участия в них мастерских. Мы попросили это сделать постоянных участников кураторских проектов выставки АрхМосква, представителей петербургских архитектурных студий «Витрувий и сыновья» и «Студия 44»
«Дополнительный этаж»
Несложно заметить, что немногие проекты российских архитекторов развивали на завершившейся московской биеннале заданную куратором тему массового жилья – значительно больше было красивых элитных кварталов. Проект, продемонстрированный бюро ICube в составе «Квартального вопроса» – одно из исключений. Архитекторы предложили остроумный вариант реконструкции панельного микрорайона путем обстраивания городского пространства между домами одноэтажной инфраструктурой
Пресса: Большое ухо на Ходынке
Дом-ухо, дом-парус, дом-кит... В неформальных очертаниях новостройки на окраине Ходынского поля каждый видит что хочет. Какое именно прозвище окончательно приклеится к этому дому, пока не ясно. Но без народного имени собственного это причудливое здание точно не останется. Во вторник в рубрике "Известий" "Код доступа", в которой наши корреспонденты инспектируют самые заметные из вновь открывающихся сооружений столицы, - дом, признанный москвичами по итогам интернет-голосования "Домом года-2007"
Снежинки над городом Солнца
В музее архитектуры в рамках первой московской архитектурной биеннале проходит редкостная выставка-исследование, посвященная малоизвестному произведению Ивана Леонидова – интерьерам дома пионеров, оформленных в конце 1930-х годов в Твери (Калинине) бригадой архитекторов и живописцев под его руководством
Пресса: "Интеко" провела экскурсию по уникальному дому "Парус"
10 июня 2008 года, во время проведения в Москве архитектурной биеннале, специалисты ЗАО "Интеко" и компании "СК Стратегия", действующей в ее составе, совместно с кураторами проекта "Свобода доступа" провели экскурсию по одному из самых необычных зданий Москвы – дому "Парус" на Ходынском поле, победившему в результате народного интернет-голосования в конкурсе "Дом года" в апреле. В этом мероприятии также приняли участие представители компании-проектировщика – института "Моспроект-4"
Пресса: Где узнать будущее своего района?
В филиале Третьяковки на Крымском Валу в рамках проходящей в столице Первой архитектурной биеннале открылась выставка актуализированного (уточненного и обновленного) Генплана Москвы. Она продлится до 22 июня 2008 года. С первого же дня работы выставки москвичи проявляют большой интерес к ее экспозиции. Но большинство уходят разочарованными
Пресса: "Новые города" строят только для "элиты"
На второй площадке Московской биеннале - в Музее архитектуры (Воздвиженка, 5) организаторы выставки обещали показать, какой станет Москва и другие российские города в будущем. "Новые города. Новое в городах" - так называется этот раздел биеннале. К сожалению, новости исчерпываются несколькими коммерческими проектами
Пресса: Неуместное декадентство. Последняя выставка Московской...
Пятого июня открылась последняя выставка Московской биеннале архитектуры — «Новые города, новое в городах», в анфиладе Музея архитектуры. Надо сказать, я возлагал на нее большие надежды — социально-ответственные и художественно ценные экспозиции международного и русского павильонов произвели на меня, как я уже писал, сильное впечатление. Тем сильнее был мой ужас.
«Крыша дома» на новом месте: подведены итоги X Международного...
Известный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома» на свой 10-летний юбилей поменял крышу Дома на Брестской – на здание на Крымском валу, где его приняла сама Третьяковка. Таким образом, фестиваль не только тематически, но и пространственно влился в проходящую в том же здании архитектурную биеннале. Вчера состоялось вручение как всегда многочисленных наград его участникам
Города в черном ящике
Вчера в анфиладе Музея архитектуры открылась выставка «Новые города. Новое в городах» - последняя по времени открытия экспозиция московской биеннале архитектуры
Пресса: Требуйте качества жизни!
Эта выставка способна поднять покупателей квартир на настоящий бунт. Вот, оказывается, каким должно быть массовое жилье и сколько оно должно стоить. Эту выставку надо обязательно посмотреть. Независимо от того, архитектор вы или человек, собирающийся купить квартиру. Интересна ли вам архитектура «просто так», или вы подумываете об ипотеке. В любом случае — смотреть обязательно.
Пресса: Архитектура ледяной свежести. Обзор спецпроектов...
Общеобразовательная и дидактическая часть первой Московской биеннале архитектуры, посвященная массовому и недорогому строительству, несмотря на всю ее необходимость, все же навевает скуку. Да, полезно стоять за библиотечными столиками-пюпитрами в занавешенной колоннаде ЦДХ и рассматривать проекты и макеты западных практиков. Но как-то хочется если не биеннального праздника, то хотя бы небольшого регтайма
Пресса: Генплан с человеческим лицом
В Москве открылась архитектурная биеналле - творцы из 18 стран представили свои проекты. Девиз праздника - "Как жить?" То есть показать, каким он должен быть - город для жизни. Здесь и обязательные макеты высоток, и элитного жилья, и менее броские, но более актуальные проекты развития городских районов. Москва вот-вот получит новый генплан - до 2025 город будут развивать по единым правилам
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.