Кристов Коль – архитектор глобализированной Европы, родился в Италии, 20 лет прожил в Германии, а строит по всему миру. О себе он говорит так: «Жить и работать в разных местах – это не проблема для современного урбанизированного общества. Я везде чувствую себя гостем, поскольку я всегда живу там, где работаю». Архитектор занимается, главным образом, урбанистическими проектами, причем он стойкий сторонник старого европейского города и вообще поклонник традиций, поскольку, по его мнению, в опыте предшествующих поколений уже есть все те ценные идеи, и современному архитектору нужно лишь переосмыслить их. Важно «поймать особую атмосферу европейских городов, их простой план, а потом сохранить их и развить». Его проекты зачастую «воссоздают» средневековые цитадели и замки, традиционную невысокую застройку в национальном духе и выглядят как исторические.
Кристов Коль:
– «Я верю в будущее города. Город – это место ментального взаимодействия людей. Выстроенный город – это выстроенная форма человеческой цивилизации. Город – это социально организованное пространство, в котором должна идти социальная жизнь, иначе он пуст. Как чашка, которую надо заполнить. Организация городского пространства довольно противоречивая идея, т.к. с одной стороны мы стремимся к уюту, но при этом в наше время даже при наличии прекрасных архитекторов свободного места становится все меньше. Идея пространства важна, но сегодня она теряется как таковая».
Кристов разделяет два важных для него понятия – «пространство» и «место». «Первое – это что-то неорганизованное, где человек может потеряться и чувствовать себя некомфортно. «Место» – это то, что тщательно спланировано». Глядя на город, нам только на первый взгляд кажется, заявляет Кристов Коль, что «здания в нем размещены в случайном порядке. На самом деле там все четко спланировано». О том, как возникает и развивается столь сложная вещь, как урбанистический проект целого города, поселения или отдельного района, Кристов Коль рассказал на примере собственного бюро Krier Kohl Architekten, где он работает вместе с Робом Крие (Rob Krier).
Кристов Коль:
– «Прежде всего, вам нужен план, «решетка», с которым вы могли бы соотнести модель. Затем на бумаге усилиями архитектора место приобретает какую-то организацию. Потом решается, где будут размещаться здания, а за этим вопросы инфраструктуры, парковки и пр. А вот после этого приглашаются архитекторы, и каждому из них предлагается построить здание на отведенном ему месте. Один из важных методов работы нашего бюро – приглашать большое количество профессиональных архитекторов, возможно, это и не самый дешевый способ, зато лучший для того, чтобы создать хорошую рабочую атмосферу. Важно, конечно, чтобы все они были согласны с генпланом.
Над организацией городского пространства, однако, должны размышлять также и сами жители,– это задача всех нас, а не отдельных специалистов, и реконструкция городов должна происходить постоянно. Прежде чем приступить к реализации проекта, мы должны спросить людей не только о том, в какой квартире они хотят жить, но что они хотели бы видеть в своем окружении. Монотонность меня очень пугает. Мне не понятно, почему, когда существуют различные взгляды, реализуются такие монотонные проекты, как сейчас».
В ходе лекции Кристов Коль рассказал о нескольких крупных урбанистических проектах для Нидерландов, над которыми он работал в последние годы.
Проект в Хертогенбосе (Hertogenbosch), оконченный в 2007 году – это оригинальное и эксклюзивное жилье. Среди обширных полей расположились несколько дорогих резиденций – нововыстроенных «замков», наподобие средневековых. Внутри одной из таких «цитаделей» Кристов Коль спроектировал элитный жилой квартал, заключенный в крепостные стены. Он представляет собой некий «идеальный город», вписывающийся в плане в четкий квадрат. Внутри него около 300 особняков, а также 150 апартаментов в четырех башнях. Постройки, по словам Коля, стоят достаточно тесно, что, однако, не мешает сделать ряд площадей и центральную пешеходную улицу.
В Бевервейке/ Хеемскерк (Beverwijk/Heemskerk), тоже в Нидерландах Кристов работает над проектом городского центра. Задача довольно сложная, по его словам, поскольку состоит из 15 более мелких проектов, зато в целом все выглядит очень «романтичным». Старая структура города здесь сохранена.
Кристов Коль:
– «Несмотря на то, что в проекте занято немного людей, темпы строительства велики. Это потому что в основном используются готовые конструкции и только фасады зданий складываются по кирпичику. Вот такая ручная работа. Для Нидерландов это очень типичный проект в силу того, что люди стремятся к высокой плотности, но каждый хочет иметь свои обособленные апартаменты. И в этом проекте важно пространство центральной площади, которая задает импульс всему движению в городе. Здесь мы бы хотели создать атмосферу, характерную для старых европейских городов. Несмотря на кажущуюся похожесть, каждый угол здания тут отличается один от другого».
Но, пожалуй, самый важный для архитектора проектом, который занял 12 лет его жизни и грозит растянуться еще на 15 – это Брандеворт, новый город, который строится между Эйндховеном и Хельмондом. Город разрастается вокруг центральной «крепости», в стенах которой как обычно есть магазины и рестораны, общественные здания и школа. В центре же выстроена и железнодорожная станция. А вокруг «цитадели» уже выросли несколько «деревень», отдельных райончиков с 2-3-х этажной застройкой и собственной инфраструктурой. «Геометрически они похожи, пояснил автор, но различны в планировке».
Кристов Коль:
– «Здесь простая планировка зданий, небольшая этажность. Каждый единый блок зданий состоит примерно из 50 домов, над домом трудятся от 3 до 5 архитекторов, а целым блоком занимается одна девелоперская компания. Да, архитекторы должны быть готовы работать вместе, хотя это и противоречит современному образованию, где каждый хочет индивидуального выражения. Но для такого масштабного проекта нам нужно было выработать определенный стиль работы, без этого его реализация немыслима. Если финансирование будет таким же, как в предыдущие 12 лет, то мы будем работать над ним еще 15.
Важно, что это город для обычных среднестатистических жителей, а не элитное жилье. Сейчас там уже некоторые живут по 7 лет, но Брандеворт продолжает строиться и населяться. Мы пытаемся вернуть людям, которые решили жить здесь, то, что вымещается из жизни других понятием рациональности. Мы пытаемся сделать их жизнь красивой».
Лекцию завершил Барт Голдхорн, поблагодарив своего коллегу за выступление и объяснив собравшимся, почему именно его он пригласил с лекцией на московскую биеннале.
Барт Голдхоорн:
– «Мне кажется, что работы Кристова Коля открывают целый спектр градостроительных инструментов, которые можно использовать, чтобы создать город. Кристов Коль показал, как это можно сделать в его стиле, но эти инструменты можно использовать и в любом другом направлении. В какой-то мере это инновационный подход, ведь на градостроительном уровне уроки постмодернизма до сих пор работают, причем даже тогда, когда сама архитектура может быть совершенно иной».