01.12.2014

Рукотворное небо

Проект Нового аэропорта Стамбула от бюро Grimshaw: архитектурная традиция в самодостаточной вселенной для современного «кочевника».

информация:

Новый аэропорт Стамбула © Grimshaw
Новый аэропорт Стамбула © Grimshawоткрыть большое изображение

Раньше города развивались вокруг удобных речных и морских гаваней: расположение у этих логистических узлов было залогом процветания поселения. Современные ключевые транспортные точки, аэропорты, вынесены за пределы больших городов и сами стали своеобразными городами, где есть все необходимое для жизни. Герой спилберговского «Терминала» застревает в таком «однодневном» городе и устраивает там себе полноценную жизнь. И это не натяжка, ведь характер современного бизнеса превращает аэропорт с его гостиницами, ресторанами и прочей инфраструктурой, включая и сами самолеты, во второй (или первый?) дом для многих активных деловых людей. При частых и длительных перелетах уже трудно понять, это ты движешься в мире или мир движется вокруг тебя, а твой самолет неподвижен.
 
Новый аэропорт Стамбула © MIR / Grimshaw
Новый аэропорт Стамбула © MIR / Grimshawоткрыть большое изображение

Новый аэропорт от команды Grimshaw, Nordic Office of Architecture и Haptic Architects в Стамбуле – это даже не отдельный город, а самодостаточная вселенная под собственным небом. Единая крыша, поднятая гораздо выше внутренних членений аэропорта, пронизана искусственным и естественным светом, подобно облачному небу. Ажурная легкость потолков, его бело-голубой цвет, шаг и расположение колонн делают крышу практически невесомой. Сочетание естественного и искусственного верхнего освещения напоминает о солнце, звездах и луне, дневной и ночной «системах освещения» мира. Авторы проекта предполагают, что строгая геометрия потолка и выявление ключевых зон с помощью естественного света помогут пассажирам не потеряться внутри аэропорта, то есть по искусственному небу можно будет ориентироваться. Это в сочетании с наполненностью перекрытия климатическими установками дополняет эстетическую аналогию с небом еще и тождеством функций.
 
Новый аэропорт Стамбула © Grimshaw
Новый аэропорт Стамбула © Grimshawоткрыть большое изображение

На широких просторах под единым небом-крышей создана рукотворная вселенная: объемы функциональных блоков похожи на города и горные массивы, в долинах текут потоки людей, а по тропам эскалаторов можно попасть в горные деревни бутиков и кафе. Деревья и электромобили дополняют ощущение полноценного мира.
 
Новый аэропорт Стамбула © Grimshaw
Новый аэропорт Стамбула © Grimshawоткрыть большое изображение

Масштаб постройки создает свою собственную внутреннюю линию горизонта. При этом небесные своды простираются за пределы стеклянных стен здания, что создает при взгляде изнутри ощущение бесконечности искусственного неба. Постепенно растворяясь в свете, оно как будто покрывает собой постройки, самолеты и ландшафт снаружи. Связь интерьера с окружением в данном случае не ставит аэропорт в контекст пейзажа, а, скорее, втягивает окружение в контекст аэропорта. Сложно понять, по какому из двух небес летают самолеты. Искусственная вселенная аэропорта не стремится раствориться в окружении, а втягивает под свой небосвод весь окружающий мир вместе с людьми.
 
Новый аэропорт Стамбула © Grimshaw
Новый аэропорт Стамбула © Grimshawоткрыть большое изображение

Именно этого мы ожидаем от одного из крупнейших аэропортов в мире, который, как планируется, сможет пропускать через себя сначала 90, а затем и 150 млн человек в год. Это предположение ясно подтверждает видеоролик Nordic Office of Architecture: взлетая над квадратиком лужайки, мы видим, как пятнышко рендеринга постепенно расползается по все большей территории, сначала визуализируя здание аэропорта, а затем и перерендеривая на компьютерный лад всю территорию вокруг. Когда она разрастается до панорамы земного шара из космоса, в стамбульский аэропорт стягиваются все самолеты мира.
 
Храм Святой Софии. Фото © Нина Фролова
Храм Святой Софии. Фото © Нина Фролова

По утверждению авторов проекта, архитектура аэропорта призвана напоминать о богатом архитектурном наследии Стамбула. Одним из аспектов такой связи является подчеркнутое превосходство интерьера над экстерьером здания. Представленные визуализации и видео игнорируют экстерьер, показывая его в виде схематичной коробочки. Вы ведь не можете увидеть экстерьер Вселенной?! Подобным образом экстерьер главного архитектурного сооружения бывшего Константинополя – собора Святой Софии – носит служебный характер: лишенный изящества и богатого декора, он скорее призван обеспечивать внутреннее пространство, чем внешний эффект, который сводится только к масштабу.
Храм Святой Софии. Фото © Нина Фролова
Храм Святой Софии. Фото © Нина Фролова

София Константинопольская – с ее колоссальным куполом и богатейшим внутренним убранством – модель Вселенной с собственными небесами, и не так важно, как эта вселенная выглядит снаружи. Важно, что она до сих пор поражает нас так же, как и наших предков: «не знали, где мы были, на небе или на земле». По образцу христианской святыни великие турецкие зодчие Синан и Седефкар Мехмет-Ага создали османскую архитектурную традицию культовых сооружений, которые сначала воспроизводили Святую Софию в сопоставимую величину, а затем – в уменьшенном и модифицированном виде.
 
Храм Святой Софии. Фото: Arild Vågen. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Храм Святой Софии. Фото: Arild Vågen. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Однако, если купола Святой Софии соподчинены в вертикальную иерархию, то в Новом аэропорту Стамбула – множество одинаковых куполов, напоминающих о горизонтальной мультикультурности. Храм связывает людей с небом духовным, а аэропорт – с материальным, поэтому горизонтальное лапидарное небо в нем вполне уместно. Не случайно в том же видеоролике появляются всего два архитектурных сооружения: мечеть Султанахмет, созданная по образцу Святой Софии, и будущий аэропорт.
 
Мечеть Султанахмет. Фото © Нина Фролова
Мечеть Султанахмет. Фото © Нина Фролова
Мечеть Султанахмет. Фото © Нина Фролова
Мечеть Султанахмет. Фото © Нина Фролова

Новый аэропорт Стамбула расположится на берегу Черного моря, в 35 км от центра города. Там планируется соорудить 6 взлетно-посадочных полос, а площадь его терминала №1 составит порядка миллиона квадратных метров, что сделает его самым большим в мире сооружением такого рода под единой кровлей. Пропускная способность комплекса постепенно возрастет с 90 миллионов пассажиров в год в 2018, когда завершится первый этап строительства, до 150 миллионов пассажиров, когда будет сдана финальная, четвертая очередь.
 
Новый аэропорт Стамбула © Grimshaw
Новый аэропорт Стамбула © Grimshawоткрыть большое изображение

Таким же впечатляющим по масштабу станет реконструкция по проекту бюро Grimshaw (в сотрудничестве с CH2Mhill, Ramboll и ARCADIS) Международного аэропорта Хорхе Чавеса в столице Перу Лиме. Существующий комплекс будет расширен в западном направлении на 700 гектаров; помимо прочего, там будут построены новый терминал и диспетчерская башня. Концепцию обновления аэропорта с бюджетом 950 млн долларов США планируется опубликовать к середине 2015 года.
Международный аэропорт Хорхе Чавеса в Лиме. Современный вид © Grimshaw
Международный аэропорт Хорхе Чавеса в Лиме. Современный вид © Grimshawоткрыть большое изображение

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Музей Синьцзинь-Чжи
Кенго Кума, 2010 – 2011
Музей Синьцзинь-Чжи

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Дом Apelle
Марко Касагранде, – 2013
Дом Apelle

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи