Три концепции для «Ударника»

Репортаж об объявлении результатов конкурса и три проекта победителей.

mainImg
29 мая в здании кинотеатра «Ударник» состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов закрытого международного конкурса на проект реставрации бывшего кинотеатра и его приспособление под музей современного российского искусства. В ходе пресс-конференции были названы имена трех финалистовпервое место присудили Robbrecht en Daem architecten (Бельгия), второе — Stephan Braunfels Architekten (Германия), а третье — Arata Isozaki & Associates (Япония). Окончательного победителя определит заказчик конкурса. Публикуем проекты и репортаж с пресс-конференции и комментарии членов жюри. 

Пресс-конференция проходила в стенах кинотеатра «Ударник» – памятника архитектуры конструктивизма, являющегося частью комплекса знаменитого Дома на набережной и построенного по проекту Бориса Иофана в 1931 году. В светлом зале первого этажа, освещенного множеством больших люстр, утопающих в исчерченных правильными крупными окружностями сводах, в этот дождливый день собрались известные архитекторы из самых разных стран мира, представители крупнейших музеев современного искусства, профессора и искусствоведы. Все с нетерпением ждали объявления результатов конкурса. Участники – а всего на финальный этап проектирования было отобрано шесть команд – ожидали итогов с волнением, а многочисленная публика, прогуливающаяся по залу и осматривающая развешенные вдоль белоснежных стен проекты – с неподдельным интересом. И это неудивительно, ведь о желании превратить «Ударник» в новый музей международный культурный Фонд Бреуса, выступивший заказчиком конкурса, объявил еще два года назад. С тех пор общественность не без тревоги наблюдала за судьбой уникального памятника архитектуры начала XX века.
Первое место. Проект музея современного музея. Robbrecht en Daem architecten (Бельгия)
zooming
Экспозиция проектов-финалистов в здании бывшего кинотеатра «Ударник». Фотография Аллы Павликовой

Но, надо сказать, что к выполнению поставленной задачи организаторы подошли очень разумно и деликатно. К участию в конкурсе были приглашены только те архитектурные бюро, которые имеют опыт реализации масштабных музейных проектов и реставрации архитектурных памятников. Одним из главных критериев оценки конкурсных проектов было бережное и уважительное отношение к зданию. Да и состав жюри, в который вошли такие высокопрофессиональные эксперты, как куратор Жан-Юбер Мартен, архитектор Жан-Луи Коэн, директор Музея современного искусства в Антверпене Барт де Баре, директор немецкого музея архитектуры DAM во Франкфурте-на-Майне Петер Шмаль, директор Государственного музея современного искусства в Салониках Мария Цанцаноглу, директор ГЦСИ Михаил Миндлин, архитектор Сергей Скуратов и глава BREUS Foundation Шалва Бреус, не мог не вызвать доверия.
Жюри конкурса в полном составе. Фотография предоставлена организаторами

Барт де Баре, начавший свое выступления с признания в любви городу Москве, отметил, что «конкурс собрал лучших архитекторов, и каждый из них показал свое особое видение будущего музея. Для жюри выбор был чрезвычайно сложным, поскольку речь шла о важной площадке города, которая когда-то была центром притяжения для москвичей. Спустя годы кинотеатр был оставлен и забыт горожанами. Теперь перед архитекторами стоит задача вернуть это великолепное здание москвичам».
Барт де Баре. Фотография Аллы Павликовой

Перед участниками конкурса была поставлена, действительно, очень сложная задача – сохранив особый образ и неповторимую атмосферу кинотеатра, создать в нем пространство совершенно иного рода. Музейная деятельность подразумевает большое количество открытых и хорошо освещенных площадей и различных сценариев организации экспозиционного пространства. Михаил Миндлин заметил, что с точки зрения музея площадь кинотеатра – невелика, а здесь к тому же требуется разместить не просто музей, а настоящий культурный центр. При этом проекты обязаны четко соответствовать требованиям реставрации, и предлагаемое архитектурное решение ни в коем случае не должно перегружать здание.
Мария Цанцаноглу. Фотография Аллы Павликовой

Мария Цанцаноглу пояснила, что выбор жюри был основан на трех основных критериях. Во-первых, было важно, соответствует ли предложение техническому заданию конкурса и принципам работы с памятниками архитектуры. Во-вторых, оценивалась возможность многофункционального использования площадей, проведения в здании различных мероприятий. И в-третьих, проект не должен был слишком активно вторгаться в архитектуру здания, наделяя его несвойственными ему чертами. Как отметили члены жюри, все шесть финалистов прекрасно справились с поставленными задачами, но победа осталась за теми, кто продемонстрировал наиболее деликатное обращение с наследием прошлого.
Петер Шмаль. Фотография Аллы Павликовой

Петер Шмаль, делясь впечатлениями о ходе заседания жюри, рассказал, что проекты трех лидеров конкурса стали очевидны почти сразу. Дискуссий не вызвал и вопрос о первом месте. А вот проекты, занявшие второе и третье места, оказались очень близки по количеству голосов жюри – отрыв был минимальным. При этом Шалва Бреус подчеркнул, что, несмотря на распределение мест, все три бюро имеют шанс заключить с заказчиком контракт на реализацию проекта. Итоговый выбор будет сделан в течение 2-3 недель по итогам личных переговоров заказчика с архитекторами.
Шалва Бреус. Фотография Аллы Павликовой
***
 
Представляем проекты тройки финалистов с авторскими пояснениями и комментариями жюри:
 
Первое место. Robbrecht en Daem architecten (Бельгия)

Первое место. Проект музея современного музея. Макет. Robbrecht en Daem architecten (Бельгия). Фотография Аллы Павликовой

Музей, по мнению автора, это живой организм. Глава бюро Поль Роббрехт отметил, что здание «Ударника» – это настоящая репрезентация мира, не приукрашенная излишеством деталей. Главным героем проекта является свет, которым наполняются буквально все помещения музея, обозначая плавный переход от полумрака цокольного этажа к максимально освещенным галереям под куполом здания. Его архитектор сделал открытым, прозрачным. Помимо этого, внутреннее пространство музея обладает выходом к реке и завораживающей панорамой Москвы. Выставочные пространства окружены («окутаны») образовательными студиями и помещениями архива, сохраняющего историю памятника для будущего.
Поль Роббрехт. Фотография Аллы Павликовой
Первое место. Проект музея современного музея. Robbrecht en Daem architecten (Бельгия)
Первое место. Проект музея современного музея. Robbrecht en Daem architecten (Бельгия)
Жан-Юбер Мартен. Фотография Аллы Павликовой

Жан-Юбер Мартен о проекте-победителе:
«Проект близок к оригиналу, к тому образу, который когда-то задумал Борис Иофан – а «Ударник» был создан как своего рода знак в городе. Поль Роббрехт в своем проекте предусмотрел возможности для очень гибкого использования архитектурных особенностей здания и открыл его для жителей города. Уникальность проекта – в обилии естественного света, которым архитектор наполняет все пространство музея благодаря решению открыть центральный купол».

Петера Шмаля восхитила чуткость подхода к зданию:
«Автор больше других искал душу здания и, кажется, сумел ее найти».
***
 
Второе место. Stephan Braunfels Architekten (Германия)

Второе место. Проект нового музея современного искусства. Stephan Braunfels Architekten (Германия)

Штефан Браунфельс уверен, что музей современного искусства предполагает присутствие самых разных культурных направлений – помимо живописи и скульптуры, это может быть и музыка, и танец, и театр, и кинотеатр, и концертный зал. Поэтому автор предложил создать довольно гибкое пространство, пригодное для любого современного искусства. Минималистичность его подхода обусловлена стремлением оставить как можно больше выставочных помещений, сохранив форму окружности, которая так активно используется и во внешнем облике здания, и в его интерьерах. Первый этаж превращен в большое и открытое фойе, которое также может служить для временных выставок. На трех уровнях, расположенных выше, предлагается организовать помещения для многофункционального использования. Снаружи архитектор также вносит некоторые изменения – например, устроить над основным объемом большой красный «флаг», который одновременно мог бы служить для размещения афиш и баннеров. Это временный и при необходимости легко разбираемый объект.
Штефан Браунфельс. Фотография Аллы Павликовой
Второе место. Проект нового музея современного искусства. Stephan Braunfels Architekten (Германия)
Второе место. Проект нового музея современного искусства. Stephan Braunfels Architekten (Германия)


Петер Шмаль:
«Браунфельс предложил минималистский подход в создании современного музея высокого уровня. Проект выглядит очень убедительно, хотя такой подход, на мой взгляд, не слишком вяжется с самим зданием и Москвой в целом – даже с точки зрения его реализации».
***
 
Третье место. Arata Isozaki & Associates (Япония)

Третье место. Концепция музея современного искусства. Arata Isozaki & Associates (Япония)

Изодзаки предложил устроить внутри здания три независимые галереи. Второй этаж отведен под размещение крупногабаритных экспонатов. Еще одна галерея, размещенная на нижнем уровне, превращается в гибкое и разноплановое пространство, а третья будет служить медиа-галереей, где можно проводить, в частности, театральные постановки. Также на первом этаже появится большой ресторан с видом на реку, а все образовательные студии Исодзаки помещает на балкон. Фасад, обращенный к улице, как и первые этажи здания, он делает максимально открытыми. Оригинальный план кинотеатра остается практически неизменным, кроме понижения уровня первого этажа, которое позволяет расширить экспозиционное пространство. Для организации всевозможных выставок планируется использовать передвижные стеклянные перегородки. Черный куб в центре зала служит мобильной галереей. Так, при необходимости куб может стать белым, повиснуть в воздухе или совсем исчезнуть.
Презентация проекта Arata Isozaki & Associates. Фотография Аллы Павликовой
Третье место. Концепция музея современного искусства. Макет. Arata Isozaki & Associates (Япония)
Третье место. Концепция музея современного искусства. Arata Isozaki & Associates (Япония)
Arata Isozaki & Associates. Макет. фотография предоставлена организаторами

 

31 Мая 2014

Пресса: «Не нужно бояться современного искусства»
В четверг, 29 мая, будет объявлен победитель закрытого конкурса на разработку проекта музея современного российского искусства в здании бывшего кинотеатра «Ударник». Бизнесмен, глава культурного фонда BREUS Foundation, коллекционер и учредитель Премии Кандинского Шалва Бреус, который и затеял проект превращения кинотеатра в музей, рассказал «Газете.Ru» о том, почему новый музей должен быть именно в «Ударнике», почему выбрано это место и что в нем будет выставляться, а также о том, что такое искусство и что такое современное искусство.
Пресса: Попытка музея
«Здесь будет музей», обещает красное полотнище над входом в «Ударник». Легендарному кинотеатру предстоит реконструкция, но как выставочная площадка он уже функционирует.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.