25.02.2013

Британцы у Южного полюса

В Антарктиде начала работу научная станция Halley VI, спроектированная бюро Hugh Broughton Architects и инженерами AECOM.

информация:

Антарктическая станция Halley VI © British Antarctic Survey
Антарктическая станция Halley VI © British Antarctic Survey
Как следует из порядкового номера, это уже шестая станция из названных в честь астронома Эдмонда Галлея: они сменяли друг друга на шельфовом леднике Брант (75˚35'S, 26˚39'W). с конца 1950-х. Первые четыре постепенно занесло снегом: в год его прибывает на 1,5 м. Пятая оказалась в другой опасности: из-за прогрессирующего таяния льдов она может уплыть на отколовшемся айсберге, так как ледник сползает в океан со скоростью 400 м/год.
Антарктическая станция Halley VI © Anthony Dubber
Антарктическая станция Halley VI © Anthony Dubber

В то же время, этот важный пост покинуть нельзя: именно здесь в 1985 была обнаружена дыра в озоновом слое, и это лишь один из результатов наблюдений за таянием льдов, изучения магнитного поля Земли и верхней части ее атмосферы, мониторинга явлений «космической погоды».
Антарктическая станция Halley VI © British Antarctic Survey
Антарктическая станция Halley VI © British Antarctic Survey

Новая станция стоимостью 26 млн фунтов была поручена авторам проекта в результате международного конкурса в 2004 (победившие тогда инженеры Faber Maunsell с тех пор вошли в состав AECOM). Реализация плана заняла так много времени, так как строить в Антарктиде можно лишь 9 летних недель в году. Поэтому на возведение станции ушло 4 года, хотя рабочие в сезон трудились круглосуточно. Также усложнило строительство ограничение грузов по массе: нельзя перевозить по льду ничего тяжелее 9,5 т. Даже использование типовых деталей, рассчитанных на легкую сборку, не намного ускорило процесс.
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton Architects
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton Architects

Станция Halley VI приподнята над уровнем льда на 4 м, поэтому снег занесет ее нескоро. Кроме того, каждая из ее опор снабжена полозьями, поэтому ее легко перевезет на новое место бульдозер (например, подальше от трещины во льду). Она состоит из 8 модулей, одного красного — с баром, салонами, бильярдной и т. д., и 7 голубых — типовых. Их назначение можно легко менять в зависимости от текущих нужд, превращая спальни в лаборатории, и наоборот. Общая площадь станции — 1510 м2. Блоки из трех и пяти модулей разделяет противопожарный мост. Станция обращена боком к преобладающему направлению ветров: в сочетании с аэродинамической формой модулей это препятствует образованию крупных сугробов и заносов.
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton Architects
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton Architects

Проект учитывает сложные условия пребывания в Halley VI: зимой, когда число сотрудников сокращается до 16 (летом их 70), 50 дней длится полярная ночь и температура падает до -40.  Скорость ветра достигает 36 м/с, а при свете дня случается «снежная мгла», когда из-за белизны ландшафта человек теряет ориентацию в пространстве.
Антарктическая станция Halley VI © James Goby/BAS
Антарктическая станция Halley VI © James Goby/BAS

Для лучшей изоляции снаружи фасады покрыты высокоэффективным стеклопластиком, окна получили тройное остекление, а купол красного модуля закрыт полупрозрачными панелями с изоляцией наногелем.
Антарктическая станция Halley VI © Karl Tuplin
Антарктическая станция Halley VI © Karl Tuplin

Большой размер оконных проемов и прозрачные перекрытия коридоров сокращают затраты электроэнергии в светлое время суток. Качество изоляции в 100 раз превышает существующие британские нормы: присос воздуха составляет 0,1 м3/м2/час при давлении в 50 Па.
Антарктическая станция Halley VI © Anthony Dubber
Антарктическая станция Halley VI © Anthony Dubber

Воду в Антарктике добывают из льда, затем фильтруют и очищают; сточную воду также необходимо очистить, чтобы она не загрязняла окружающую среду. На все это тратится очень много энергии, поэтому экономия воды жизненно важна для станции. В Halley V человек потреблял 120 л/сутки (средний британец потребляет 160 л), а в Halley VI речь идет всего о 20 л/сутки. Такой результат достигнут с помощью вакуумной системы слива (такая используется на кораблях и самолетах), регуляторов напора и таймеров-регуляторов выхода воды для смесителей и душа.
Антарктическая станция Halley VI © James Goby/BAS
Антарктическая станция Halley VI © James Goby/BAS

Отопление почти полностью осуществляется за счет тепла, попутно вырабатываемого при функционировании генераторами энергии.
Антарктическая станция Halley VI © Anthony Dubber
Антарктическая станция Halley VI © Anthony Dubber

Особое внимание уделено психологическому состоянию исследователей: в полярную ночь мягко усиливающееся с утра освещение общественных зон имитирует рассвет, а большие поверхности остекления обеспечивают связь с окружающим ландшафтом. Интерьер выдержан в «весенней гамме» ярких, но не кричащих цветов, также использована древесина кедра, запах которой поможет справиться с сенсорной недостаточностью.

Н. Ф.
Антарктическая станция Halley VI © Anthony Dubber
Антарктическая станция Halley VI © Anthony Dubber
Антарктическая станция Halley VI © Caraig Brown
Антарктическая станция Halley VI © Caraig Brown
Антарктическая станция Halley VI © Sam Burrell
Антарктическая станция Halley VI © Sam Burrell
Антарктическая станция Halley VI © Sam Burrell
Антарктическая станция Halley VI © Sam Burrell
Антарктическая станция Halley VI © British Antarctic Survey
Антарктическая станция Halley VI © British Antarctic Survey
Антарктическая станция Halley VI © Anthony Dubber
Антарктическая станция Halley VI © Anthony Dubber
Антарктическая станция Halley VI © British Antarctic Survey
Антарктическая станция Halley VI © British Antarctic Survey
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton
Антарктическая станция Halley VI © Mike Rose
Антарктическая станция Halley VI © Mike Rose
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton Architects
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton Architects
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton Architects
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton Architects
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton Architects
Антарктическая станция Halley VI © Hugh Broughton Architects

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Проект из каталога (случайный выбор):

Магазин Hermes
Ренцо Пьяно, 1998 – 2001
Магазин Hermes

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Филармония Люксембурга
Кристиан де Портзампарк, – 2005
Филармония Люксембурга

Технологии:

09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
другие статьи