Urban forum: пространства для общества

Что говорили эксперты на московском урбанистическом форуме об общественных пространствах и общественном транспорте.

mainImg
Общественный транспорт в Москве должен стать неоспоримой альтернативой личному автотранспорту. В этом сошлись все участники дискуссии «Общественный транспорт: фокус на пользователя». Сама тема обсуждения определила приоритет человека. Город должен быть комфортным в первую очередь для пешехода, а уж потом для машин.

Максим Ликсутов, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, в своем докладе говорил о первостепенных задачах, которые город не только перед собой ставит, но и активно решает. Увеличение пропускной способности общественного транспорта, внедрение интеллектуальных цифровых систем, управляемых светофоров, информационных табло, единого билета на все виды общественного транспорта и т.д. Все эти меры к 2025 году, по словам Ликсутова, должны сократить максимальное время в пути в час пик до 50 минут.
Общественные пространства и город. mosurbanforum.ru
Максим Ликсутов, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. mosurbanforum.ru

Кульвир Рэйнжер, советник мэра Лондона по вопросам окружающей среды, уверен, что «в будущем развитие информационных технологий приведет к созданию «умной» транспортной системы». В Лондоне уже функционирует интересная модель, когда жители города могут получить всю информацию об общественном транспорте благодаря цифровым приложениям, рассредоточенным на улицах города и остановках городского транспорта.

Федерико Казаленьо, директор лаборатории Mobile Experience MIT, рассказал, что в Порту-Алегри в Бразилии жители сами  выявляют проблемы на дорогах и рассказывают о них городским властям. Это отдельная программа, которая на сегодняшний уже принесла хорошие плоды. В решении транспортных проблем всегда очень важно знать, чего не хватает жителям.
Пьер Лаконт, бывший президент Международной ассоциации специалистов по городскому и региональному планированию ISOCARP. mosurbanforum.ru

Пьер Лаконт, бывший президент Международной ассоциации специалистов по городскому и региональному планированию ISOCARP, одобрил меры, которые сегодня вводятся в Москве в попытках избавиться от бесконечных пробок на дорогах. При введении платных парковок в центре города эксперт посоветовал изучить опыт Цюриха, Неаполя или Прованса.

Мобильность, по убеждению Пьера Лаконта, городу могут обеспечить железные дороги. Проблема в том, что сегодня российские железные дороги существуют сами по себе, у них собственная «повестка дня», никак не увязанная с интересами Москвы. А нужно создавать сеть высокоскоростных железных дорог, которая объединит ближайшие областные и крупные города, в том числе заграничные.
В частности. по убеждению Лаконта, мог бы существовать такой скоростной маршрут: Москва, Санкт-Петербург и Хельсинки.
Еще один никак не используемый транспортный резерв – промышленные железные дороги, которые в обязательном порядке необходимо приспосабливать к нуждам города. Московское метро – одно из лучших в мире. Однако необходимо наладить взаимодействие между метрополитеном и железными дорогами. Вся транспортная структура должна быть взаимосвязана, только в этом случае она будет работать эффективно. Город не может позволить себе бесконечно расширять автодорожную структуру, это слишком дорого. Поэтому Лаконт советует сконцентрироваться на экономии пространства. Скажем, велосипед в городе занимает в 18 раз меньше места, чем машина. И, конечно, необходимо, поощрять пешеходов. Помимо разгрузки города это еще и оздоровит население, ведь «пешие прогулки чрезвычайно полезны для здоровья».
Вадим Храпун, руководитель практики по предоставлению услуг в сфере градостроительства, взаимодействия с органами власти и городской инфраструктуры. mosurbanforum.ru

Вадим Храпун, руководитель практики по предоставлению услуг в сфере градостроительства, в своем докладе говорил только о пешеходах. «Чем больше пешеходов, тем лучше транспортная ситуация», – уверен докладчик. В Москве же безраздельно властвует транспорт, пешеходу практически не остается никакого пространства. Пешеходные зоны если и существуют, то весьма фрагментарно и разрозненно. Вадим Храпун предлагает создать целостную связанную систему пешеходных зон и маршрутов. Для этого, в первую очередь, нужно ввести зонирование. Внутреннее кольцо вокруг Кремля по Моховой улице, по его словам, следует полностью отдать пешеходам. Территория внутри бульварного кольца должна быть организована таким образом, чтобы пешеход мог беспрепятственно и комфортно перемещаться, не задерживаясь на сложных транспортных развязках.

Оптимизация пространства внутри пешеходных зон также является важной частью реализации предложенной программы. Глубокий анализ территорий позволит понять, в какой части города следует отдавать предпочтение личному автомобилю, в какой – общественному транспорту, а где стоит пройтись пешком. Так, Вадим Храпун выделил на карте города так называемые зоны пяти минут – территории вокруг транспортных узлов в радиусе до 400 метров. Эти зоны должны быть исключительно пешеходными и хорошо благоустроенными, ведь как показывает статистика, основное передвижение осуществляется как раз внутри этих «пятиминуток».
Виктор Вахштайн, руководитель центра социологических исследований Президентской академии. Фотография Аллы Павликовой

В рамках сессии «Общественные пространства как генератор обновлений» социолог Виктор Вахштайн предложил делать акцент не на пространстве и на том, кто и как его проектирует, а на его общественной функции. «Пространства общественными не проектируются, они ими становятся, когда граждане внутри них начинают осознавать себя частью сообщества и частью города». Виктор Вахштайн представил интересную, но довольно пессимистичную статистику по Москве: более 60% людей, постоянно проживающих в столице, не чувствуют себя москвичами, притом что 20% из них – это люди, которые здесь родились, а 30% – живут здесь более 10 лет. 73% из тех, кто когда-то приехал в Москву, надеются в ближайшем будущем ее покинуть, делая выбор в пользу комфортных и благоустроенных западных городов.
«В описании москвичей Москва – это город-офис, в котором можно находиться и работать, но не жить. А парки в таком городе-офисе – это «курилки», куда человек заскакивает в перерыве между работой» – рассказал Вахштайн.
Способна ли качественная городская среда переломить ситуацию? Та же статистика показывает, что парки в Москве, тем не менее, могут быть по-настоящему востребованными, если помимо функции «зеленых легких» города, возьмут на себя роль событийных, культурных и развлекательных центров.

Антуан Грумбах, разработчик концепции Большого Парижа и один из победителей конкурса концепций развития Московской агломерации, тоже считает, что общественные пространства должны быть  многофункциональными, позволяющими горожанам делать выбор. Так, в проекте общественного пространства станции метро «Опера» в Париже планируется открыть всевозможные магазины, кафе, ледовый каток и подиум для дефиле.

Эндрю Харланд, архитектор и старший партнер LDA Design, рассказал о проекте парка в восточном Лондоне, в Ист-Энде. Идея состояла в объединении нескольких районов Ист-Энда посредством парка. Это устойчиво развивающийся район города, однако пространство там выстроено довольно эпизодично, его разбивает на куски река, канал, железные дороги, автомагистрали и промышленные зоны. Парк способен устранить эту разрозненность, а кроме того включить в сферу городской активности реку, поскольку сейчас к ней практически невозможно подойти. Проект, о котором рассказал Эндрю Харланд, призван освободить реку, сделать Ист-Энд открытым и доступным, а ландшафт – комфортным и привлекательным. Кроме того, это еще и серьезный инфраструктурный проект, предполагающий регенерацию довольно загрязненной территории.

Тимоти Маршалл, директор ETM Associates, в настоящее время занимается проектом московского парка Горького. Как рассказал американский эксперт,
важно не столько создать комфортное общественное пространство, сколько научиться им управлять, чтобы оно успешно работало долгие годы.
Управление должно стать одной из самых важных частей планирования. Центральный парк в Нью-Йорке за год посещают в среднем 33 миллиона людей, которые ходят по газонам, бросают мусор, ломают парковую мебель. При этом парк всегда сохраняет ухоженный вид, благодаря грамотно выстроенной программе управления.
Деревянный пляж в парке Горького. Источник buro247.ru

Когда пару лет назад архитектор Олег Шапиро пришел в парк Горького с потекшим катком, горой мусора и «криминальным» нагромождением аттракционов, стало очевидно, что в нашей стране о системе управления и поддержания парков в нормальном состоянии речи до сих пор не шло. Олег Шапиро рассказал, как он со своим бюро WowHaus пытался навести в центральном парке города порядок. Их работа была рассчитана на два года, предшествующих началу комплексной реконструкции. За короткое время из парка исчезли аттракционы, график работы стал круглосуточным, доступ – свободным, на берегу Москва-реки появился деревянный пляж, а в зимнее время стал функционировать искусственный каток.

Еще один, пока не осуществленный проект Олега Шапиро затрагивает набережные Москвы-реки. Река в российской столице, как и во многих других крупных городах мира – это практически утерянный ресурс, поскольку вдоль воды всюду тянуться автодороги. Убрать их повсеместно невозможно. Архитекторы предложили другой вариант – пустить параллельные набережные над водой, деревянные или на металлическом каркасе. Это позволит людям, наконец, увидеть реку.

Также совместно с Евгением Ассом бюро WowHaus работает над проектом пешеходной Крымской набережной взамен существующей четырехполосной дороги.
Никола-Ленивец. Фотография Дмитрия Павликова

Президент компании «Связной» Максим Ноготков, рассказал о планах развития Никола-Ленивца и новом, недавно запущенном проекте «Йополис». По словам Ноготкова, общественные пространства должны быть не только местом отдыха, но предоставлять человеку возможность творить, развиваться и учиться. Именно на этом построена концепция «Архполис», реализующаяся в Никола-Ленивце. Очень важным моментом в создании таких пространств является вовлечение в процесс будущих пользователей, чтобы люди с самого начала ощущали свою причастность. В никола-ленивецком парке художники и архитекторы имеют полную свободу в формировании среды. Тот же самый принцип вовлечения стал основополагающим для «Йополиса» – новой альтернативной социальной сети, которая позволит людям определять сценарий развития своего города. Каждый заинтересованный человек может самостоятельно инициировать проект, выставить его на обсуждение и голосование. Это прямая демократия, которая работает во многих городах мира. Например, в Мадриде проходит более 20 референдумов в год, благодаря которым жители решают, что нужно городу в первую очередь – школа или торговый центр. Бюджет города всегда ограничен, было бы неплохо, чтобы власти распределяли средства с учетом нужд горожан, а люди чувствовали личную ответственность не только за свою квартиру, но и за подъезд, двор, улицы и город в целом.

Все возрастающий запрос на качественные общественные пространства, не говоря уже о нарастающем возмущении горожан в связи со стабильно тяжелой транспортной обстановкой выводят две эти темы на первый план. Высказанные в рамках форума намерения, пожелания и прогнозы вселяют пусть смутную, но надежду на то, что когда-нибудь ситуация улучшится и в Москве.

13 Декабря 2012

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Пресса: Интервью: Тим Гилл о том, почему город должен быть...
В завершающем интервью из цикла бесед с участниками Moscow Urban Forum 2012, мы пообщались с Тимом Гиллом, независимым специалистом в области проектирования среды, ориентированной на детей, об экспериментальных детских площадках, о том, можно ли создать безопасную среду в крупном мегаполисе, а также, до какой степени игровые зоны должны быть опасными.
Пресса: Тим Стонор о математическом прогнозировании поведения...
Мы продолжаем публиковать интервью с участниками Moscow Urban Forum, прошедшем 4-5 декабря в Москве. На этот раз мы поговорили с Тимом Стонером, управляющим директором Space Syntax — компании, которая консультирует муниципалитеты и организации в области здравоохранения, образования, розничной торговли, транспорта по вопросам стратегии, экономики, планирования, дизайна, управления собственностью по всему миру.
Пресса: Москву не спасут кольца
Транспорт является ключевым фактором при развитии городов. Электрички и трамваи в последние годы изменили облик Нью-Йорка, Лондона, Парижа. О том, как менять свой облик, время задуматься и Москве.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.