Промышленные зоны – перспективы развития

Что ждет промышленные территории Москвы и Санкт-Петербурга? Обсуждение в рамках II московского урбанистического форума.

mainImg
Тема реорганизации и трансформации московских промышленных зон в последнее время звучит все чаще и острее, особенно на фоне активного развития проекта преобразования гигантской промзоны в центре Москвы ЗиЛ. Понятно, что московский урбанистический форум не мог обойти стороной столь актуальный для столицы вопрос. Ему во второй день форума была посвящена отдельная сессия «Промышленные зоны в постиндустриальном городе».
Выставка проекта развития территории ЗиЛа в Манеже. Фотография mosurbanforum.ru
Алексей Комиссаров, руководитель московского департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. Фотография mosurbanforum.ru

По данным, озвученным модератором сессии Алексеем Комиссаровом, руководителем столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, в Москве на сегодняшний день насчитывается более 200 промышленных и производственных территорий, которые в общей сложности занимают площадь около 150 кв.км. А это огромный потенциал для дальнейшего развития города. При этом планирующаяся реорганизация этих территорий, большей частью давно не использующихся по своему прямому назначению, а то и вовсе заброшенных, не предполагает полного вывода производства из Москвы. «Такой задачи Правительство перед собой не ставит», – неоднократно за время дискуссии подчеркивал Алексей Комиссаров. Другое дело, что промышленные предприятия, сохраняющиеся в городе, должны обрести цивилизованные черты с ориентацией на инновационные технологии и минимизацию ущерба, наносимого окружающей среде.
Фабрика «Ротапринт». Архитектор Клаус Кирстен. Фотграфия de.academic.ru

С проблемой включения в живую городскую ткань изолированных и заброшенных заводских территорий сталкиваются многие города мира, в том числе и Берлин. Даниэла Брам, художница и одна из основателей некоммерческой организации "ExRotaprint" рассказала о проекте реорганизации фабрики по выпуску печатных машин «Ротапринт» в Восточном Берлине, в районе Веддинг. Фабричные здания конца 1950-х гг. строились по проекту архитектора Клауса Кирстена. Сегодня весь комплекс признан памятником архитектуры.

После того как в конце 1980-х гг. предприятие обанкротилось, и фабрика постепенно стала приходить в запустение, остаться значимым объектом для города ей помогли художники и дизайнеры, организовавшие здесь творческие мастерские и местные промыслы. Появлялись на территории фабрики и социальные учреждения, и небольшие организации, привлеченные доступной платой за аренду помещений. В 2000-е гг. был запущен проект "ExRotaprint", инициированный Даниэлой Брам и группой художников и архитекторов, которые отстаивали необходимость сохранить фабрику в неизменном историческом облике, не допустив ее превращения в элитный анклав, недоступный горожанам и жителям небогатого района Веддинг. В результате художники своими силами сумели создать новое культурное пространство, в котором появились музыкальные и живописные студии, школы и учебные центры, производственные мастерские и выставочные галереи. При этом сам комплекс смог сохранить свое лицо, и сегодня, по словам Даниэлы Брам, работает исключительно на интересы жителей.
«Фабрика Станиславского». Фотография acodrain.ru

Сергей Гордеев рассказал об успешном преобразовании промышленной территории в условиях российской действительности. Несколько лет назад он, выступая инвестором проекта, реконструировал фабрику Алексеевых – постройку XIX века, расположенную на улице Станиславского. Изначально это был театр, в советское время здание заняли кабинеты сотрудников завода «Электропровод». После серьезной, но бережной реконструкции, почти полностью воссоздавшей образ прежнего театра, зданию вернули и историческую функцию – сейчас там снова репетирует театральная студия. Помимо того, на территории бывшей фабрики появились и коммерческие объекты – гостиница, ресторан, офисы и жилой комплекс. Некогда промышленный, а теперь многофункциональный и самодостаточный квартал стал полностью проницаемым и открытым для города, предложив столице новые общественные пространства с садами и зеленью.

Маркус Аппенцеллер, сооснователь компании MLA+ из Нидерландов, в своем докладе предложил развивать в Москве лофт-культуру. Правильное использование промзон с обязательным акцентом на развитие транспортной и социальной инфраструктуры, по его убеждению, поможет изменить имидж города в целом. Многие промышленные здания являются памятниками индустриальной архитектуры. Это, с одной стороны, создает определенные сложности при освоении промзон, но с другой – новое использование существующих зданий – это отдельная и очень увлекательная тема, способная привлечь к работе молодых креативных проектировщиков и дизайнеров.

Маркус Аппенцеллер участвовал в разработке генерального плана реконструкции промышленных территорий в Шанхае. Существующие индустриальные объекты там обрели новые функции, работа велась по принципу сохранения и воссоздания. И только небольшая часть инфраструктурных объектов была построена с нуля. Еще один пример освоения закрытых производственных участков – олимпийский парк в Лондоне. По словам спикера, эта территория являла собой «самую впечатляющую коллекцию тупиков и замкнутых пространств». В ходе работы все их следовало открыть, сделать пространство свободным и предполагающим успешное использование в дальнейшем, после олимпийских игр.
Автор проекта развития территории ЗиЛ Юрий Григорян. Фотография mosurbanforum.ru

Юрий Григорян в своем выступлении подчеркнул необходимость разработки единой концепции для всех промышленных территорий Москвы. Есть несколько основных принципов реконструкции предприятий, которые для себя определил архитектор. Обязательно в качестве «зеленой компенсации» в них должны появляться парки. Здания, как часть идентичности пространства, во всех возможных случаях необходимо сохранять. Пространства между постройками должны быть открытыми, общественными, связывающими бывшую промышленную зону с соседними районами города. Застройка предполагается преимущественно смешанной и без крупных анклавов. Реализация и разработка таких проектов – это не только задача архитектора и инвестора, это междисциплинарная работа с привлечением социологов, экономистов, культурологов и т.д.

Также Юрий Григорян рассказал о своем проекте «зеленой реки» – линейного парка протяженностью более 200 м, который связал бы Битцевский парк и Лосиный остров. Вообще, по мысли архитектора, на месте малого кольца МЖД могло бы быть парковое кольцо. Следующая по маршруту электричка каждый раз останавливалась бы не просто в промзоне, а внутри небольшого парка или сквера.

Территория ЗиЛа, проект развития которой Юрий Григорян вместе с Алексеем Комисаровым и Сергеем Кузнецовым презентовали на форуме днем раньше, оказался на перекрестке двух рек – голубой (Москва-река) и зеленой (линейный парк).

Согласно концепции бюро «Проект Меганом», победившей в конкурсе на разработку проекта планировки ЗиЛа, центральное место в промзоне следует отвести большому парку, который предположительно появится в районе Нагатинской поймы. Магистральной линией пройдет зеленый бульвар, провоцирующий развитие вдоль него общественной функции. В случае если промышленные объекты с территории ЗиЛа будут выведены, на носу острова у Нагатинского затона построят жилые кварталы, у реки появится офисный кластер, а в верхней части участка сохранится небольшое количество инновационной индустрии. Авторы предлагают особый сценарий включения производства в формирующуюся городскую среду – «производство как спектакль», когда жители смогут сквозь специально предусмотренное остекление наблюдать за сходом с конвейера новых автомобилей.
Концепция развития промзоны ЗиЛ. Конкурсный проект бюро «Проект Меганом». Фотография www.allmoscowoffices.ru

Широкая озелененная набережная свяжет новый городской район с ДК «ЗиЛ», который изначально и был построен в одной связке с предприятием. Пешеходные мосты через Москва-реку свяжут остров ЗиЛа с городом. Общественный транспорт большей частью уйдет под землю.
Концепция развития промзоны ЗиЛ. Конкурсный проект бюро «Проект Меганом». Из экспозиции, представленной в Манеже

Предполагается, что реализовываться проект будет поэтапно: сначала необходимо осваивать существующие здания, затем постепенно пристраивать новые – так, чтобы ЗиЛ не превратился в одну глобальную стройку, а на фоне небольшого локального строительства сохранил место для жизни и деятельности.
Концепция развития промзоны ЗиЛ. Конкурсный проект бюро «Проект Меганом». Из экспозиции, представленной в Манеже

Алексей Комисаров на презентации проекта, подчеркнул, что производство на территории ЗиЛа при всех грядущих трансформациях будет только развиваться. Сейчас создано общество «Мосавтозил» и уже подписаны договоры с крупными автомобильными компаниями, которые гарантируют окупаемость проекта до 2024 года. Для реализации проекта планируется привлекать несколько девелоперов, что должно обеспечить разнообразие застройки.
Олег Пащенков, директор центра прикладных исследований европейского университета в Санкт-Петербурге. Фотография Аллы Павликовой

Олег Паченков, директор Центра прикладных исследований европейского университета в Санкт-Петербурге и заместитель директора Центра независимых социологических исследований (ЦНСИ), в рамках форума представил проект редевелопмента «серого пояса» Петербурга, осуществленный компаниями «Урбаника», «Открытая лаборатория и город» и «Открытое пространство», при поддержке РБК и портала «Петербург 3.0». По словам Паченкова, заброшенные промышленные территории – это «территории-иждивенцы», которые не приносят городу никакого дохода. Как преобразовать такие неблагополучные фрагменты города в успешные и комфортные для жизни районы? Основной принцип предложенной Олегом Паченковым модели состоит в вовлечении в процесс самых разных слоев населения. Важно понять, чьи интересы затрагивает данная конкретная территория, и вместе с выявленными заинтересованными лицами сформулировать общую концепцию ее развития. Только после этого можно начинать разработку собственно проекта.Такую модель, прототип девелоперского проекта совместного действия, инициативная группа во главе с Олегом Паченковым, не дожидаясь административного заказа, решила опробовать на примере конкретной территории «серого пояса» в Петербурге, в районе Балтийского вокзала. Здесь, вдоль Обводного канала, которым ограничивается центр города, тянется целая вереница еще функционирующих и уже давно разорившихся предприятий.

Был объявлен конкурс. Около 20 студентов профессиональных вузов Петербурга, составившие четыре междисциплинарные проектные группы, предложили свое видение будущего данной территории. Надо сказать, что молодые специалисты постарались сделать проекты максимально приземленными и тесно связанными с городским контекстом. Все участники избрали точечный подход, выявляя центры активности на рассматриваемой территории и выстраивая между ними пешеходные и транспортные связи. Главная проблема – отсутствие проницаемости. Именно на этом сделан основной акцент в представленных работах.
Группа № 1. «Мембрана». Из Презентации Олега Пащенкова

Группа № 1. «Мембрана»
Проект предполагает создание опорных центров притяжения, общественных пространств и парковых территорий; развитую пешеходную и велосипедную инфраструктуру; креативную индустрию, экопространства и культурные кластеры.
Группа №2. «Энергия связей». Из Презентации Олега Пащенкова

Группа №2. «Энергия связей»
В этой работе внимание уделено поэтапной реализации проекта – от обустройства пешеходных зон к масштабному строительству МФК – с целью продемонстрировать его реалистичность.
Группа №3. “Rara Structura”. Из Презентации Олега Пащенкова

Группа №3. "Rara Structura"
Предлагается создание среды иного качества – разнообразной и многофункциональной с парком, спортивным центром, пешеходными мостами и бульваром.
Группа № 4. «Проницаемость». Из Презентации Олега Пащенкова

Группа № 4. «Проницаемость»
Здесь название проекта говорит само за себя. Основная мысль, как и в предыдущих проектах, сделать пространство максимально проницаемым, чтобы промышленная территория не разрезала городскую ткань, а, напротив, становилась связующим элементом. Доминирующая связка проекта – Балтийский вокзал, как транспортный узел, и потенциальный творческий кластер на базе «Красного треугольника».

Огромный земельный и экономический ресурс московских и петербургских промзон открывает далекие перспективы развития. Конечно, на пути реализации грандиозных замыслов встает множество неразрешенных трудностей, как, скажем наличие частных и федеральных собственников, зачастую – нескольких на каждую промзону.
Все понимают, что процесс этот долгосрочный, но многообещающий.

12 Декабря 2012

Похожие статьи
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Пресса: Интервью: Тим Гилл о том, почему город должен быть...
В завершающем интервью из цикла бесед с участниками Moscow Urban Forum 2012, мы пообщались с Тимом Гиллом, независимым специалистом в области проектирования среды, ориентированной на детей, об экспериментальных детских площадках, о том, можно ли создать безопасную среду в крупном мегаполисе, а также, до какой степени игровые зоны должны быть опасными.
Пресса: Тим Стонор о математическом прогнозировании поведения...
Мы продолжаем публиковать интервью с участниками Moscow Urban Forum, прошедшем 4-5 декабря в Москве. На этот раз мы поговорили с Тимом Стонером, управляющим директором Space Syntax — компании, которая консультирует муниципалитеты и организации в области здравоохранения, образования, розничной торговли, транспорта по вопросам стратегии, экономики, планирования, дизайна, управления собственностью по всему миру.
Пресса: Москву не спасут кольца
Транспорт является ключевым фактором при развитии городов. Электрички и трамваи в последние годы изменили облик Нью-Йорка, Лондона, Парижа. О том, как менять свой облик, время задуматься и Москве.
Пресса: Urban Forum: город для человека
Как выглядит мегаполис, в котором хочется жить? А жить в удобном городе в России – это мечта или реальность? И, если это реальность, то как сделать мегаполис комфортным для жизни?
Пресса: «Почему бы не сделать это в России?»
Какое будущее ждет российские города? Как правильно развивать городские прибрежные зоны? На эти и другие вопросы в интервью «Газете.Ru» ответил дизайнер городской среды и участник Московского урбанистического форума Герт Урхан.
Пресса: «Храм Христа Спасителя говорит о том, что такое Москва,...
Деян Суджич, один из самых авторитетных архитектурных критиков в Великобритании, приехал на Московский урбанистический форум поговорить о дизайне городской среды. «Афиша» узнала у него, что он думает о российском Музее дизайна и современной архитектуре Лондона.
Пресса: «В Москве катастрофически не хватает общественных...
В конце октября стало известно, что в Москве на левом берегу Яузы, где уже действуют галереи Artplay, «Винзавод» и «Арма», может появиться арт-квартал. О том, как эта идея была воспринята столичными властями и какие вопросы надо решить, чтобы она была реализована, в интервью “Ъ” рассказал один из инициаторов проекта, соучредитель «Союза творческих территорий» и владелец State Development Андрей Гринев.
Пресса: Территория внутри
О достоинствах жизни в Лондоне и Нью-Йорке и о том, что общего между Большой Москвой и Уолл-стрит, рассказывает Саския Сассен.
Пресса: Саския Сассен: О преимуществе незавершенных систем
Институт «Стрелка» в рамках культурной программы II Московского международного урбанистического форума организовал лекцию «Города: окно в большие социальные и экономические реалии» известного американского социолога и экономиста Саскии Сассен.
Пресса: «В Британии школы похожи на тюрьмы с высокими заборами»:...
Тим Гилл уже 15 лет занимается детскими площадками, школами и вообще всем, что касается жизни детей в городе. В Москву эксперт приехал на Второй урбанистический форум и поговорил с «Афишей» о том, почему за детей не надо бояться.
Пресса: Столица в праздничном урбанстве
На прошлой неделе в Москве прошел международный урбанистический форум. Горожанам рассказали об успехах и намекнули, что без их участия столицу не улучшить, но не объяснили, в чем это участие должно заключаться. Пока на пути молодой российской урбанистики стоят непреодолимые барьеры.
Пресса: Москва: от клоуна к прекрасной даме
Как сделать наш город был не только великим, но и уютным? – таков был общий вопрос, ответ на который искали участники завершившегося Московского урбанистического форума. То, что происходило в Манеже, способно внушить хотя бы осторожный оптимизм (от неосторожных восторгов в этой сфере уже ничего не осталось).
Пресса: Полуостров ЗИЛ: что будут делать с главной московской...
Одну из самых больших московских промзон, к тому же расположенную недалеко от центра, обещают превратить в район, в котором и жить и работать будет комфортно. «Афиша» познакомилась с проектом переустройства ЗИЛа.
Пресса: Мэрия превратит промзоны в индустриальные парки
Столичные власти определились с развитием промышленных зон в «старой» и Новой Москве. Мэрия намерена оптимизировать простаивающие производственные площадки, создавая в пределах МКАД по одному индустриальному парку каждые два года.
Технологии и материалы
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Сейчас на главной
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Альпийская горка
Микропроект от бюро KIDZ: корнер цветочного магазина в петербургском фудкорте, который соединяет технологичность и красоту природной несовершенности.
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.