Нынешнее состязание оказалось за все прошедшие годы самым многолюдным: было подано более 1000 заявок из 62 стран. В шорт-лист вошли 70 проектов. Победителем стал колумбийский архитектор Хуан Андрес Диас Пара с проектом Frozen in Time (Застывший во времени). Он вдохновился банальными для российских школьников словами «мороз и солнце, день чудесный». Здание одето, как ежик, в оболочку из тонких металлических трубок. Зимой из них должна сочиться и замерзать вода, формируя вокруг кинотеатра ореол разнообразных сосулек. Летом стена превращалась бы в плакучий фонтан наподобие бахчисарайского и даже окружала здание небольшим облаком, похожим на знаменитй павильон Диллер и Скоффидио.
Второе место получил проект Moving Light Palace, разработанный командой из Германии (Адриан Реинброт, Франциска Бетчер и Дженни Гроссман). Архитекторы придумали изменить облик кинотеатра с помощью завесы из тонких светящихся проводов с интерактивной иллюминацией. Провода светятся при дуновении ветра или если к ним прикасается человек – таким образом авторы решили вовлечь посетителей в формирование облика здания. Этот театральный занавес отражается в новом золотистом остеклении фасада и нескольких прямоугольных бассейнах перед ним.
Джозеф Сунг из Южной Кореи сравнил кинотеатр с ювелирным украшением и назвал проект The Pushkinsky Jewel. Он предложил упаковать здание в стеклянную коробку, увеличив этим его площадь и добавив общественного пространства. Периметр здания растягивается, образуя прогулочную галерею.
В финал конкурса вышли и еще три проекта. Так в работе под названием «All the World's a Stage» («Весь мир – сцена») предполагается «занавесить» отреставрированные фасады кинотеатра двойной белой «стеной», напоминающей гигантские вертикальные жалюзи. «Стена» становится поверхностью для эффектной игры света и разных образов.
Проект RECONNECTION предлагает устранить временные «наросты», мешающие воспринимать аутентичный облик кинотеатра 1960-х – т.е. освободить застроенные аркады нижнего этажа и связать основную галерею с изменившимся пространством сквера. Архитекторы накрывают существующую лестницу новым «слоем» парка, так чтобы пространство перед зданием буквально перетекало внутрь. Фасады кинотеатра делают интерактивными с возможностью устраивать на них различные презентации.
И наконец еще один финалист конкурса – проект NESTING THEATERS накрывает кинотеатр вместе с пространством перед ним ярко красным материалом от Corian, символизирующим знаменитую красную ковровую дорожку. Таким образом авторы заявили о намерении превратить «Пушкинский» из места для индивидуального просмотра фильмов в пространство социальной активности и разнообразных общественных событий.
Эти и остальные проекты можно увидеть на только что открывшейся выставке в Центральном Доме Архитектора; проекты, вошедшие в шорт-лист конкурса опубликованы здесь.
Н.К.