Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.06.2011

«Пушкинский» не узнать

На этой неделе были объявлены победители международного конкурса архитектурных идей «Changing the face – меняя облик». Компания DuPont проводила его совместно с Союзом архитекторов России, поскольку «лицо» предстоит менять известному московскому зданию – кинотеатру «Пушкинский».

Кинотеатр «Россия». Архивное фото http://farm4.static.flickr.com/
Кинотеатр «Россия». Архивное фото http://farm4.static.flickr.com/
Построенный в 1961 году кинотеатр «Россия» удачно пережил кинобум последних десятилетий и оброс разве что аляповатой пристройкой казино «Шангрила». Кинотеатр по-прежнему однозальный, на 2056 мест, и до сих пор неясно, будет ли владеющая им компания КАРО Фильм переделывать его в современный мультиплекс. Конкурс «Changing the face» даже не предполагает такой переделки, поскольку это состязание концепций и идей, а не проектов. Задача конкурса, который регулярно проводит компания DuPont – продемонстрировать возможности изменения того или иного известного здания с использванием материалов и технологических решений, предлагаемых этой компанией. Пока что эти конкурсы не переходили стадию идей, хотя нельзя сказать, чтобы это было совсем невероятно. Однажды подопытным шедевром был даже сам римский Колизей, который естественно переделывать не стали (что, прямо скажем, к лучшему). А вот варианты реконструкции Пирейской башни в порту Афин местным властям понравились – возможно, что башня станет первой реализацией в истории «Changing the face».
1 место. Frozen in Time. Хуан Андрес Диас Пара
1 место. Frozen in Time. Хуан Андрес Диас Пара

Нынешнее состязание оказалось за все прошедшие годы самым многолюдным: было подано более 1000 заявок из 62 стран. В шорт-лист вошли 70 проектов. Победителем стал колумбийский архитектор Хуан Андрес Диас Пара с проектом Frozen in Time (Застывший во времени). Он вдохновился банальными для российских школьников словами «мороз и солнце, день чудесный». Здание одето, как ежик, в оболочку из тонких металлических трубок. Зимой из них должна сочиться и замерзать вода, формируя вокруг кинотеатра ореол разнообразных сосулек. Летом стена превращалась бы в плакучий фонтан наподобие бахчисарайского и даже окружала здание небольшим облаком, похожим на знаменитй павильон Диллер и Скоффидио.
2 место. Moving Light Palace. Адриан Реинброт, Франциска Бетчер и Дженни Гроссман
2 место. Moving Light Palace. Адриан Реинброт, Франциска Бетчер и Дженни Гроссман

Второе место получил проект Moving Light Palace, разработанный командой из Германии (Адриан Реинброт, Франциска Бетчер и Дженни Гроссман). Архитекторы придумали изменить облик кинотеатра с помощью завесы из тонких светящихся проводов с интерактивной иллюминацией. Провода светятся при дуновении ветра или если к ним прикасается человек – таким образом авторы решили вовлечь посетителей в формирование облика здания. Этот театральный занавес отражается в новом золотистом остеклении фасада и нескольких прямоугольных бассейнах перед ним.
3 место. The Pushkinsky Jewel. Джозеф Сунг
3 место. The Pushkinsky Jewel. Джозеф Сунг

Джозеф Сунг из Южной Кореи сравнил кинотеатр с ювелирным украшением и назвал проект The Pushkinsky Jewel. Он  предложил упаковать здание в стеклянную коробку, увеличив этим его площадь и добавив общественного пространства.  Периметр здания растягивается, образуя прогулочную галерею.
Финалист. All the World’s a Stage
Финалист. All the World’s a Stage

В финал конкурса вышли и еще три проекта. Так в работе под названием «All the World's a Stage» («Весь мир – сцена») предполагается «занавесить» отреставрированные фасады кинотеатра двойной белой «стеной», напоминающей гигантские вертикальные жалюзи. «Стена» становится поверхностью для эффектной игры света и разных образов.
Финалист. RECONNECTION
Финалист. RECONNECTION

Проект RECONNECTION предлагает устранить временные «наросты», мешающие воспринимать аутентичный облик кинотеатра 1960-х – т.е. освободить застроенные аркады нижнего этажа и связать основную галерею с изменившимся пространством сквера. Архитекторы накрывают существующую лестницу новым «слоем» парка, так чтобы пространство перед зданием буквально перетекало внутрь. Фасады кинотеатра делают интерактивными с возможностью устраивать на них различные презентации.
Финалист. NESTING THEATERS
Финалист. NESTING THEATERS

И наконец еще один финалист конкурса – проект NESTING THEATERS накрывает кинотеатр вместе с пространством перед ним ярко красным материалом от Corian, символизирующим знаменитую красную ковровую дорожку. Таким образом авторы заявили о намерении превратить «Пушкинский» из места для индивидуального просмотра фильмов в пространство социальной активности и разнообразных общественных событий.

Эти и остальные проекты можно увидеть на только что открывшейся выставке в Центральном Доме Архитектора; проекты, вошедшие в шорт-лист конкурса опубликованы здесь.   

Н.К.