English version

Не хуже Притцкера

Сегодня в стильном и уютном зале ГЦСИ открылась выставка номинантов и лауреатов премии имени Якова Чернихова. Председатель  международного жюри, Элиа Зенгелис на пресс-конференции перед открытием выставки сказал, что считает учрежденную фондом Чернихова премию даже важнее Притцкера

mainImg
Выставка преследует ту же цель, что и премия: связать поиски авангарда с работой современных молодых (младше 44) архитекторов и направить их в будущее вслед за футуристическими мечтами самого авангарда, а значит – возродить дух 20-х годов XX века в работах архитектурной молодежи. Попытка связать воедино память об архитектурном авангарде и современность очень наглядно воплотилась в экспозиции. Посередине висят планшеты лауреатов – Пьер Антонио Аурели и Мартино Таттара, вокруг выставлена подлинная графика Якова Чернихова, архитектурные фантазии, а еще вокруг на стены проецируются презентации десяти из 55 номинантов, признанных лучшими. Получился своего рода пространственный рулет, позволяющий оценить сходство и отличия современного модернизма и его истоков.

Куратором конкурса стала Заха Хадид – именно она подобрала состав экспертов, среди которых Том Мейн, Эрик Эгераат, Питер Кук, которые отобрали номинантов для участия в конкурсе. Председателем жюри, которое выбрало лауреатов, стал британский архитектор Элиа Зенгелис. Именно он высказался на пресс-конференции в том смысле, что считает премию Фонда Чернихова даже более важной, чем Притцкер, потому что тот присуждается зрелым архитекторам, а здесь – премия, устремленная в будущее и стремящаяся это будущее сформировать.
О работах номинантов глава жюри сказал так: было много очень талантливых участников, но многие увлечены современными компьютерными технологиями, а эксперты искали яркий манифест, прорыв, адекватный военной этимологии слова «авангард» - передовой отряд, формирующий будущее. На фоне засилья формальных поисков таковыми оказались итальянцы, работающие в Нидерландах, Пьер Антонио Аурели и Мартино Таттара, группа DOGMA.

Молодые итало-голландцы мыслят себя европейцами в широком смысле, увлечены экологией и социальными проблемами, интересуются «больше городами, чем зданиями». Их работы – это в основном градостроительные концепции разной степени утопичности. На премию был представлен выставленный на Биеннале проект кладбища идеального города Вема, «города новых якобинцев», которые, будучи помещены на кладбище, будут в оппозиции к «гегемонии креативного класса» и проповедовать новый «образ жизни, основанный на солидарности, уединении и готовности поделиться жизненным пространством». Несложно заметить, что слов значительно больше чем форм, хотя слова все очень правильные. Формы – очень простые, архитекторы по их словам намеренно не прорисовывают здания, их презентации и планшеты больше похожи на схемы даже тогда, когда изображают конкретные вещи. Большей отрешенности от пластических поисков, большего несходства с современными маститыми «звездами» сложно было бы и желать, поэтому выбор экспертов нельзя не признать соответствующим авангардной концепции премии, это своего рода преодоление авангардного наследия его же средствами – манифестом, теорией, отрицанием отжившей формы. Эта архитектура до такой степени погруженная в теорию новаций, что ее хочется назвать состоящей из слов – манифестов, концепций, теорий, от этого она становится невесомой, отчасти неуловимой, и этим притягательной. Такая словесная архитектура в противовес нашей бумажной.

Сами архитекторы сказали, что для них даже более важно получить российскую премию чем международную, очень важно что вручение происходит в Москве, потому что Москва для них – одна из интереснейших столиц XX века. Подтекстом здесь должно быть то, что Москва – одна из столиц русского авангарда, хотя если попробовать измерить Москву мерками урбанизма, проповедуемого лауреатами, то можно понять их радость как радость врача при виде интересного пациента – но это уже осталось за рамками обсуждения.

Вечером 13 ноября состоялась открытая лекция лауреатов Аурели и Таттара, на которой они показали три концептуальных градостроительных проекта, для Афин, для научного городка в Южной Корее и для столицы Албании Тираны. На лекции архитекторы еще раз подчеркнули свою увелеченность общественными пространствами, оригинальными идеями и некоторую холодность в отношении форм конкретных зданий. Южнокорейский проект, например, предполагает сочетание крестоообразных домов, пространства между которыми должны заполниться общественной жизнью. Немного напоминает равномерные ячейки кладбища новых якобинцев, проект которого был преставлен на премию и одновременно выставлялся на венецианской Биеннале. 14 ноября состоится торжественное вручение премии - лауреаты получат 50 тыс. Евро и номерную копию работы Якова Чернихова.

Помимо главного конкурса частью премии стало несколько дополнительных программ – студенческих и детских конкурсов, где тоже присуждались денежные призы (каждая из дополнительных номинаций – по 10 тыс.). Студенческий конкурс это визуализации архитектурных фантазий Якова Чернихова, в сумме призванные показать эти работы классика русского авангарда как не просто графические сюиты, а трехмерные пространства. Из визуализаций, конкурс на которые проводится уже три года, вскоре будет сделан фильм, демо-версия которого показывается в отдельном зальчике и очень впечатляет. Это красивые, профессиональные и очень современные композиции, сравнимые с тем, что показывают рядом проекции номинантов; еще можно и поспорить, где лучше.

Среди детских стендов безусловно привлекает внимание парный манекен в костюме в духе Черниховских архитектурных фантазий от студии «Старт» – своего рода «Рабочий колхозница», но не такие брутальные и веселее. Из трех первых премий детского конкурса одна досталась итальянским детям, и очень хорошо заметна разница: в то время как наши дети старательно рисуют в большей или меньшей мере абстрактные композиции, подчас вполне профессиональные по качеству исполнения – иностранные дети развлекаются, связывают коконы из веревок, корабли из картонных трубок и домики из полиэтиленовых мешков.
Лауреаты премии им. Якова Чернихова Мартино Таттара и Пьер Антонио Аурели. Фотографии Ирины Фильченковой
Пьер Витторио Аурели и Мартино Таттара, лауреаты премии имени Якова Чернихова. Андрей Чернихов, председатель Фонда имени Я. Чернихова (справа)
Председатель жюри Элиа Зенгелис и член жюри Георги Станишев
Планшеты лауреатов премии. «Город новых якобинцев», кладбище идеального города Вема
Графика Якова Чернихова
Работы номинантов показывались в виде проекций на стенах зала
Костюм посвященный Якову Чернихову, от студии «Старт»
Трехмерный макет архитектурной фантазии Якова Чернихова
третье место за детский проект
zooming
Работа детской студии из Тольятти. Первая премия в детском конкусе
zooming
Работы детской студии из Турина. Первая премия в детском конкурсе

13 Ноября 2006

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Пресса: Андрей Чернихов: "Надо нащупать болевую точку"
Ушедший год можно назвать годом архитектурных премий: к традиционной "Государыне" и "Хрустальному Дедалу", учрежденному Союзом архитекторов России, добавились новые, из которых на звание самой громкой претендует "Вызов времени" - Международная премия имени Якова Чернихова для молодых архитекторов.
Пресса: Догматы инновационности
В середине ноября были объявлены лауреаты премии имени Якова Чернихова в области концептуальной архитектуры «Вызов времени». По случаю чего в Государственном центре современного искусства прошла пресс-конференция с участием первых лауреатов — работающих в Нидерландах итальянцев Пьера Витторио Аурели и Мартино Таттара (архитектурное бюро DOGMA), их лекция, открытие выставки номинантов премии, а на следующий день — и торжественная церемония ее вручения.
Пресса: Команда, которая построит города
Вот уже пятый год в Димитровграде работает детская школа-студия архитектурного творчества и дизайна "СТАРТ". Ее основали и работают здесь с ребятами активные, талантливые люди, находящиеся в постоянном поиске нового, интересного, необычного - Михаил и Ольга Вавиловы, Елена Аверина, Инесса Огуречникова, Наталья Стрельченко, Елена Шарапова, Лариса Андреева, Юлия Белодубровская, Николай Русанов. Они называют себя командой
Пресса: На «Вызов времени» ответили итальянцы
Лауреатами первой международной архитектурной премии в области концептуальной архитектуры, носящей имя выдающегося представителя русского архитектурного авангарда Якова Чернихова, стали итальянцы Пьер Витторио Аурели и Мартино Таттара из группы DOGMA с проектом «города новых якобинцев», кладбища в несуществующем городе Вема
Пресса: Архитекторов наградили за нестандартность
Во вторник вечером в Российском молодежном театре прошла торжественная церемония награждения лауреатов архитектурной премии "Вызов времени". Эта награда носит имя Якова Чернихова – пионера архитектурного авангарда 1920 годов
Пресса: Дедушкина победа. Фонд Чернихова наградил за идеи
Премией имени Якова Чернихова “Вызов времени” награждают за концептуальную архитектуру, т. е. не за конкретные произведения, а за смелые и новые большие идеи. В Государственном центре современного искусства открылась выставка первых ее лауреатов. Рассмотреть на ней было возможно только хрестоматийную графику самого Чернихова
Пресса: Первая международная именная архитектурная премия
России появилась первая международная именная архитектурная премия. Она носит имя Якова Чернихова, советского архитектора-авангардиста, автора знаменитых архитектурных фантазий, которому, по его словам, «удалось доказать, что графической грамотности можно также научиться, как можно человеку вообще стать грамотным»
Пресса: «Вызов времени» имени Якова Чернихова
Выставка номинантов премии имени Якова Чернихова в области концептуальной архитектуры «Вызов времени» открылась в Государственном центре современного искусства
Не хуже Притцкера
Сегодня в стильном и уютном зале ГЦСИ открылась выставка номинантов и лауреатов премии имени Якова Чернихова. Председатель  международного жюри, Элиа Зенгелис на пресс-конференции перед открытием выставки сказал, что считает учрежденную фондом Чернихова премию даже важнее Притцкера
Пресса: «Вызов времени» отвергает / следует Zeitgeist?
14 ноября в Российском Академическом молодежном театре в Москве состоялось вручение первой международной премии имени Якова Чернихова в области концептуальной архитектуры «Вызов времени». Конкурс инициирован Международным благотворительным фондом имени Я.Чернихова (ICIF). Событие беспрецедентное - как с точки зрения адресности награды, которой удостоены не только молодые архитекторы (возрастной ценз - до 44 лет), но и дети, так и объема международного участия как следствия небывалого размера премии - суммарно, по нескольким номинациям, 100 тысяч евро (для сравнения: Притцкеровская - 100 тысяч долларов) и представительного жюри и организационного комитета - достаточно сказать, что председателем жюри, в которое входили Д.Суджик, Г.Станишев и А.Чернихов, являлся Э.Зенгелис, а в экспертном совете значатся имена Т.Мэйна, П.Кука, Э. ван Эгераата
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.