Стартовала премия АРХИWOOD

Открыт сбор заявок на премию АРХИWOOD-2010 – за лучшее архитектурное сооружение с использованием дерева. Публикуем текст ее куратора: Николай Малинин рассказывает о первом заседании Экспертного совета премии и комментирует его решения.

Николай Малинин

Автор текста:
Николай Малинин

17 Декабря 2009
mainImg
0

Генеральный спонсор Премии – компания HONKA
соорганизатор – PR-агентство «Правила общения»

Современная русская деревянная архитектура – явление противоречивое. С одной стороны, частный деревянный дом – это самый массовый вид архитектуры в нашей стране. Но доминирует в этом жанре каркасная типовуха и об «архитектуре» говорить почти не приходится. Что ужасно обидно – учитывая богатые традиции русского деревянного зодчества, а также разнообразие этого жанра за рубежом. С другой стороны существует небольшая прослойка деревянного авангарда, пользующаяся любовью профессионалов и прессы, но сосредоточенная в основном в Николо-Ленивце да на курорте «Пирогово», а потому мало известная широкому кругу потенциальных потребителей.

Премия АРХИWOOD замышлялась как способ соединить два этих вектора. Не как очередная медалька, дабы потешить самолюбие архитекторов или попиарить спонсора, а как институция, структурирующая процесс. С одной стороны – как инструмент исследования того, что происходит в этом жанре, а с другой – как орудие просвещения и пропаганды. Выставка же в Музее архитектуры рассматривалась нами как возможность обозначить ориентиры, определить возможные векторы развития – опираясь на самое интересное, что было построено из дерева за последние 10 лет.

Правда, мы полагали, что те 120 объектов, которые составили выставку, все-таки хорошо всем известны. А более важным казалось зафиксировать само явление, продемонстрировать, что оно есть, что «прослойка» эта не так уж и узка. Поэтому каждый объект был представлен в виде крохотной фотографии… Это оказалось ошибкой, но приятной. Мы недооценили интерес публики и теперь с удовольствием сообщаем, что каталог выставки «Новое деревянное» обязательно будет напечатан – к майской выставке номинантов на премию 2010 года, которая пройдет в рамках II Московской биеннале архитектуры (там же будут подведены итоги Премии и награждены ее победители). Впрочем, именно этот интерес заставил нас еще серьезнее отнестись к формулировкам Положения о Премии. А также и написать этот комментарий.

Первое заседание Экспертного совета Премии, на котором обсуждалось Положение о премии, прошло в бурной дружественной обстановке. Основные сомнения вызвало наличие номинаций, которых предлагалось 8: частный дом, общественное сооружение, малый объект, арт-объект, интерьер, поселок, комбинирование дерева с другими материалами, реконструкция/реставрация. Оргкомитет полагал, что номинации задают стратегию отбора и судейства, внятную любому архитектору из любого уголка страны. В том смысле, что арт-объект, например, не будет сравниваться с жилым домом, а будет рассматриваться, в первую очередь, именно как произведение искусства. И т.д.

Однако, члены Совета, имеющие большой опыт участия в разнообразных жюри, убедили всех в порочности такого подхода. Во-первых, он провоцирует «награждение ради номинации» (номинация есть, а ничего достойного на нее не нашлось), а во-вторых, возникает риск оставить за бортом интересную работу, не вписавшуюся в набор номинаций. В результате Экспертный совет принял решение не фиксировать номинации, а утвердить их по результатам сбора конкурсных работ.

Сбор же работ будет происходить под обобщающей формулировкой: «За лучшее использование дерева в архитектуре».  Что должно отражать максимальную открытость Премии: на нее принимаются объекты всех жанров (включая как вышеперечисленные, так и любые иные), а кроме того, это означает, что выдвинуты могут быть и объекты, в которых дерево играет конструктивную роль, и те, в которых оно использовано как отделочный материал. Естественно, рассматриваться Экспертным советом они будут как разные категории.

Попытка корректно развести эти сюжеты была предпринята уже на выставке: тема «дерево в отделке» занимала отдельный зал. Но именно высочайший уровень представленной там архитектуры (постройки «Проекта Меганом», «архитекторов асс», «ДНК», «Панакома») однозначно убедили всех в том, что игнорировать эту линию в Премии было бы странно. А вот самые уникальные конструктивные разработки, которые существуют в нашей стране (работы лаборатории Станислава Турковского и Александра Погорельцева, ЦНИИСК им. Кучеренко), были слабо отражены на выставке именно потому, что они с трудом поддаются репрезентации. Обрастая в процессе строительства архитектурным «мясом», они теряют визуальную эффектность и требуют «расшифровки». Впрочем, Экспертный совет заверяет в том, что этот сюжет будет пристально рассмотрен и, возможно, будет введена отдельная номинация за конструктивное решение. Тем более, что на соискание премии 2010 года уже выдвинуто 7 новых работ ЦНИИСК. Досадно только то, что соревноваться, похоже, ЦНИИСК будет сам с собой…

Совет долго обсуждал, как обозначить социальный аспект Премии, подчеркнуть, что она направлена, в частности, и на поиск оригинальных решений в ситуации скромного бюджета. Главный редактор интернет-журнала «ЭКА» Лариса Копылова даже предложила ввести отдельную номинацию: «лучший проект для среднего класса». Всячески поддерживая этот посыл, Совет все-таки решил воздержаться от учреждения таковой номинации по причине невозможности провести четкую грань: где такая архитектура начинается и где кончается. Но мы, тем не менее, хотели бы подчеркнуть интерес Премии к этой проблематике и призвать к активному участию в конкурсе всех архитекторов, имеющих опыт в области малобюджетной деревянной архитектуры.

Также рассматривалось предложение главного редактора журнала «Интерьер + Дизайн» Наталии Тимашевой вручать отдельную премию молодым дарованиям – а поиск их является не менее принципиальной задачей Премии. Но и тут Экспертный совет признал себя не готовым провести разделения по возрастному признаку. Оставив за собой право в случае необходимости учредить соответствующий приз.

Не менее горячо дебатировался вопрос о составе жюри. Здесь проблема понятна: признанных мастеров в области деревянной архитектуры немного. Конечно же, хотелось бы видеть их всех в составе жюри. Но тогда возникает риск упустить интересные работы, которые этими же мастерами и создаются. А провоцировать этические двусмысленности (когда члены жюри судят собственные работы) тоже не хочется. Поэтому Экспертный совет принял решение формировать состав жюри после сбора работ на Премию, как вариант - из архитекторов, вообще не работающих в области деревянной архитектуры.

А самым больным вопросом оказалось название Премии. Первым о его категорическом неприятии заявил еще директор Музея архитектуры Давид Саркисян – в процессе подготовки выставки «Новое деревянное». Но Оргкомитет сделал вид, что не расслышал тревожного звоночка. Тогда уже Экспертный совет дружно заявил, что использование англицизма для Премии в области российской архитектуры неуместно, а употребление слова «архи» за последние 10 лет стало слишком частым.

Искренне соглашаясь с критикой, Оргкомитет, тем не менее, вынужден взять на себя ответственность за сохранение существующего названия. Признаюсь, мы долго искали достойную альтернативу. Но беда в том, что практически все русские слова, связанные с деревом, неизбежно несут на себе оттенок ругательного или комического: «бревно», «полено», «дуб», «пень»... Даже сугубо специальное прилагательное «кондовый» (то есть, лес, растущий в бору) стало синонимом слова «безыскусный». В этой ситуации есть понятная историческая логика, но нам-то как раз хочется переломить отношение к дереву как к чему-то устаревшему, немодному и безыскусному!

Задача Премии – доказать современность дерева, именно поэтому было забраковано одно из самых внятных предложений, высказанных на заседании Совета: назвать премию «Кижи». Увы, оно все-таки слишком уводит в седую (хотя и великолепную) старину. Кроме того, думается, что едва ли за пределами МКАД англоязычные слова кому-нибудь кажутся немодными, а подчеркнуть всемирную актуальность дерева – тоже важная задача премии. Вообще же членами Экспертного совета было предложено немало вариантов названия («Золотое дерево», «Русское дерево», премия имени Ополовникова, «Буратино»), но все они так или иначе сужают смысл Премии или с чем-нибудь ассоциируются, как «Щепка» – с Театральным училищем.

Поэтому в качестве компромисса Оргкомитет предложил давать вышеперечисленные названия отдельным номинациям. Например: премия за лучшую реставрацию с использованием дерева – «Премия имени Ополовникова», премия за лучшее продолжение традиций – «Кижи», премия лучшему заказчику деревянной архитектуры – «Буратино» (или, скорее, «Папа Карло»)… Большинство членов Экспертного совета смирилось с этим предложением, за исключением самого принципиального российского архитектора – Евгения Викторовича Асса, который объявил о своем выходе из Совета.

С глубоким сожалением констатируя эту потерю, Оргкомитет полагает, что все-таки в премии главное не название, а содержание. Как мы этот корабль нагрузим – так он и поплывет. В конце концов, кто такой Оскар? То ли первый муж Бетт Дэвис, то ли и вовсе дядюшка библиотекарши из голливудской Киноакадемии…

Итак, конкурс начинается. Положение о Премии АРХИWOOD – читайте здесь, там же приведена форма подачи заявки, контактные адреса и телефоны. Ждем ваших заявок! 

Николай Малинин. Фото: Анна Пешкова
zooming
Лариса Копылова. Фото: Анна Пешкова
zooming
Григорий Ревзин и Елена Гонсалес. Фото: Анна Пешкова
zooming
Владислав Савинкин и Николай Белоусов. Фото: Анна Пешкова
zooming
Евгений Асс и Тотан Кузембаев. Фото: Анна Пешкова
zooming
Николай Лютомский. Фото: Анна Пешкова
Алексей Муратов. Фото: Анна Пешкова
zooming
Владимир Кузьмин и Дмитрий Ромашков. Фото: Анна Пешкова
Наталия Тимашева. Фото: Анна Пешкова

17 Декабря 2009

Николай Малинин

Автор текста:

Николай Малинин
Похожие статьи
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Пресса: 18 октября 2010 г. состоялось первое заседание экспертного...
18 октября 2010 года состоялось первое в новом сезоне заседание Экспертного совета премии «АРХИWOOD» - общероссийской премии за лучшее архитектурное сооружение из дерева. Организаторы - компания HONKA и PR-агентство «Правила Общения». Куратор премии - архитектурный критик Николай Малинин.
Пресса: Сруб нашего времени
На прошлой неделе, 28 мая в России впервые вручалась премия АРХИWOOD. Премия показала, что из дерева можно строить дома не хуже каменных: прочно, удобно и красиво. Награды раздавали архитекторам, строящим дома из дерева, — всего выбирали из 150 заявок.
Премия – деревянному
28 мая в ЦДХ в рамках Арх Москвы состоялось вручение новой премии в области деревянной архитектуры «АРХИWOOD», организованной куратором Николаем Малининым и PR-Агентством «Правила Общения» при спонсорской поддержке компании «Росса Ракенне СПб», эксклюзивного дистрибьютора домов HONKA в России. Премию вручили по пяти номинациям – «функция», «конструктив», «дерево в отделке», «арт-объект» и «проект», причем по каждой их них два раза: по выбору жюри и по результатам народного голосования, которое проводилось одновременно в интернете на сайте премии и на выставке.
Выбираем деревянное!
Определен шорт-лист премии АРХИWOOD, начинается голосование. Публикуем текст Николая Малинина, в котором куратор подробно рассказывает о новом этапе развития премии.
Пресса: Лучшее деревянное. Идет прием заявок на премию АРХИ...
Современная русская деревянная архитектура – явление противоречивое. С одной стороны, частный деревянный дом – это самый массовый вид архитектуры в нашей стране. Доминирует же здесь каркасная типовуха, и об «архитектуре» говорить почти не приходится.
Пресса: Российская архитектура и sustainability: два сценария - от...
На втором Всемирном архитектурном фестивале в Барселоне (WAF) в шорт-лист попали сразу шесть российских архитекторов (1). Однако мэйнстриму в лице sustainability соответствовали, пожалуй, лишь деревянные объекты негородской выделки Т.Кузембаева и Н.Белоусова.
Стартовала премия АРХИWOOD
Открыт сбор заявок на премию АРХИWOOD-2010 – за лучшее архитектурное сооружение с использованием дерева. Публикуем текст ее куратора: Николай Малинин рассказывает о первом заседании Экспертного совета премии и комментирует его решения.
Пресса: Бедное. Русское. Деревянное
В Музее архитектуры (МУАР) проходит выставка «Новое деревянное. 1999-2009». Спонсор и организатор – компания HONKA. Куратор Николай Малинин искал в российской архитектуре идентичность. Ольга Орлова нашла ее в эстетике дачного самостроя и советских руин и во вторичном использовании старого дерева.
Пресса: Новая деревня. У архитекторов и у народа разные представления...
В Музее архитектуры проходит выставка «Новое деревянное», посвященная учрежденной в этом году премии, которая, как несложно догадаться, будет присуждаться за лучшую архитектуру из дерева. Куратор и зачинатель премии — Николай Малинин, главный редактор журнала Made in Future.
Пресса: Деревянные дома от-кутюр
Во вторник, 13 октября, в Музее архитектуры им. А. В. Щусева стартовала выставка «Новое деревянное. 1999–2009. Русская архитектура в поисках идентичности», посвященная отечественному деревянному зодчеству новейшего времени.
Пресса: Понты и стропила
В Музее архитектуры им. А. В. Щусева проходит выставка "Новое деревянное. 1999-2009. Русская архитектура в поисках идентичности". Обозреватель "Власти" Григорий Ревзин считает, что поиски вновь увели архитекторов далеко от России.
Пресса: Новое деревянное: выставка в МУАРе
Выставка современного деревянного зодчества открылась вчера в Музее архитектуры, во флигеле «Руина». Постройки Тотана Кузембаева, Александра Бродского и других архитекторов собрал известный архитектурный критик и главный редактор журнала Made in Future — Николай Малинин.
Дерево жизни, или жизнь в дереве
12 октября в Музее архитектуры открылась выставка «Новое деревянное. 1999 – 2009. Русская архитектура в поисках идентичности». Жанр у выставки смешанный – это одновременно и ретроспектива отечественной деревянной архитектуры за последние десять лет, и пролог новой премии АРХИWOOD, – а вот цели самые благородные. Куратор выставки и премии Николай Малинин, а также их организатор – компания HONKA намерены доказать, что деревянное зодчество – примета не только старины глубокой, но и ближайшего светлого будущего, ибо именно из этого материала можно создать архитектуру нового поколения – экономичную и экологичную, в меру рациональную и одновременно остроумную.
Пресса: В экспозиции - лучшие деревянные постройки российских...
От словосочетания деревянное зодчество веет архаикой, преданьями глубокой старины. Вероятно поэтому организаторы и участники выставки «Новое деревянное», которая открылась 12 октября в Музее архитектуры, в самом её названии акцентировали новизну. Здесь представлена сотня лучших деревянных построек, спроектированных и реализованных российскими архитекторами за последнее десятилетие.
Пресса: Новое деревянное. Русская архитектура в поисках идентичности
От частных домов до общественных зданий и арт-объектов из дерева – около ста построек ведущих российских архитекторов собраны в рамках одной экспозиции в Музее архитектуры имени Щусева. Сегодня там открывается выставка «Новое деревянное. Русская архитектура в поисках идентичности». Ее главная мысль: изобретать национальную идею в зодчестве не нужно.
Пресса: Постучим по дереву. Выставка деревянной архитектуры...
12 октября в Музее архитектуры им. Щусева откроется выставка «Новое деревянное 1999 – 2009». Покажут сливки: лучшие постройки лучших российских архитекторов. За выставкой последует конкурс ARCHIWOOD. После чего наступит расцвет деревянной архитектуры, который жаждут увидеть Лара Копылова и веб-журнал Эка.ru.
Технологии и материалы
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.