10 лет – один ответ

В среду в Доме на Брестской стартовала выставка-конкурс «Ландшафтная Архитектура. Взгляд из дома…». В этом году она проводится уже в десятый раз, и в честь юбилея обзавелась новой номинацией под названием «Древо жизни». Однако в остальном все по-прежнему: масштабная, но довольно хаотичная экспозиция, досадное отсутствие инновационных проектов и атмосфера дружелюбного междусобойчика.

mainImg

Выставка действительно год от года меняется мало, как и сам вечно реконструируемый Дом на Брестской, от которого по-прежнему неумолимо веет «рыночными» 1990-ми. Впрочем, подобная традиционность, видимо, воспринимается участниками «Ландшафтной Архитектуры» как столь необходимый в кризисное время показатель устойчивости, – в этом году архитекторы и дизайнеры потянулись в знакомый дом с удвоенной силой.

Как известно, учредителем этой выставки выступает Москомархитектура, а ее бессменным покровителем – главный художник столицы Игорь Воскресенский, ежегодно произносящий на открытии «Ландшафтной архитектуры» пламенные речи за высокое качество благоустройства городских территорий. Посетив выставку в этом году, с уверенностью можно утверждать: призывы г-на Воскресенского услышаны.

Проектам городского ландшафтного дизайна отведена едва ли не треть всех экспозиционных площадей, на которых мастерские «Моспроекта-2» и «Моспроекта-4» представили самые разные варианты благоустройства скверов, парков, бульваров и т.д. И если еще несколько лет назад было весьма затруднительно сходу назвать хотя бы один значительный объект ландшафтного дизайна современной Москвы, то теперь выбор поистине велик. Правда, имеется в виду, прежде всего, само количество реализаций, потому что с таким их качеством, как «современность», по-прежнему имеются проблемы. Того, что сегодня принято во всем мире называть «ландшафтным дизайном» – объекты, созданные с использованием «зеленых» технологий и экологичных материалов, – на выставке практически нет. Зато на ней в изобилии представлены композиции, выполненные в классицистическом духе. Например, сквер с круглой гранитной клумбой и фонтаном посередине, разбитый между сталинской высоткой на Кудринской площади и зданием Новинского пассажа. Также строг и серьезен проект благоустройства Красногвардейского бульвара («Моспроекта-2»). А вот ландшафтные архитекторы «Моспроекта-4» и бюро «ЛААРДИ» считают себя, скорее, наследниками традиции модернизма 1960-х: их проекты (например, парк «Северное Тушино» или реконструкция территории вокруг прудов «Радуга» на пересечении Аллеи Жемчуговой с улицей Юности) более масштабны и лаконичны в использовании декоративных элементов. Впервые в экспозиции «Ландшафтной архитектуры» оказался и проект светового оформления комплекса зданий – Музея Космонавтики на Проспекте Мира. Скорее всего, это лишь первый ответ на недавнее заявление Игоря Воскресенского о разработке новой концепции единой светоцветовой среды столицы, и в ближайшие годы их станет больше.

Относительно новым жанром для отечественной ландшафтной архитектуры также является благоустройство территорий храмов, монастырей и подворий, где от проектировщиков требуется быть особенно чуткими к историко-культурному наследию, видовым характеристикам объектов и их особому назначению. Этот жанр представлен проектами благоустройства Успенского Свято-Георгиевского монастыря и Марфо-Мариинской обители.

По качеству и размаху ландшафтных проектов с работами московских архитекторов сегодня вполне способны конкурировать регионы, например Якутия, постоянный участник выставки. «Ландшафтный центр Якутии» в этом году показал интересный проект реконструкции сквера-памятника ссыльным полякам в Якутске. Территория, некогда подтопленная городским водоотводным каналом, сегодня оживлена благодаря элегантным деревянным настилам и композициям из местных растений.

Даже при первом беглом знакомстве с экспозицией бросается в глаза, насколько, по сравнению с предыдущими годами, уменьшилось количество частных объектов. Очевидно, что ландшафтники, как и остальные представители цеха, ощутили на себе все «прелести» экономического кризиса. Заказов стало на порядок меньше, а вот стилистические пристрастия клиентов пока так и не пришли к какому-то единому знаменателю. Как наглядно свидетельствует экспозиция в Доме на Брестской, подавляющее большинство частных садов продолжает проектироваться «в стилях» – тут и античность, и викторианская Англия, и модерн. Духом античности, например, проникнут проект «Нинфейская история»: на приусадебном участке создан настоящий перистиль, внутри которого разбита миниатюрная копия знаменитого сада Нинфа. Поражает воображение и краснодарский жилой комплекс «Королевская площадь», воспроизводящий не что-нибудь, а парижскую площадь Вогезов! Французский регулярный парк служит не только усладой для глаз, но и «прикрытием» подземной 2-хуровневой парковки.

Изобилие работ подобного рода чрезвычайно обостряло желание обнаружить на выставке хотя бы несколько по-настоящему современных и инновационных проектов. И упорные поиски в итоге были вознаграждены. Например, любопытный проект озеленения кровли насосной станции предусмотрен в рамках реконструкции территории поймы реки Чермянка (коллектив под рук. Г. Лихтеровой) – на крыше промышленного сооружения устраиваются парк-лабиринт, детская площадка и спортивная зона. А Антон Кочуркин из архитектурной группы «8 линий» представил на выставке проект метео-башни – 40-метровая конструкция, которая войдет в состав планируемого научного метеорологического центра, представляет собой интерактивный индикатор погоды. Стела покрыта прозрачным материалом, под которым спрятаны светодиоды, – они-то и будут проецировать на поверхность башни данные о погоде. Интересно, что этот объект для своей работы использует исключительно солнечную энергию. Оригинальностью дизайна и композиционного решения на себя также обратили внимание выставочный павильон «Берлога» на озере Селигер (ИНН – ГРУПП), напоминающий своими складками «Театр Mercury» Юрия Григоряна, и «Паровоз» – остроумная шашлычница арт-группы «Творюки».

Ту часть экспозиционного пространства, которая в этом году по причине кризиса оказалась не занята частными проектами, использовали для экспонирования своих дипломных работ студенты «Кафедры ландшафтной архитектуры» МАрхИ и факультета почвоведения МГУ. Здесь же разместились арт-объекты, выполненные в рамках новой конкурсной номинации «Древо жизни». Среди прочих особенно выделялись своими масштабами два «древа» – деревянный идол якутских дизайнеров и огромных размеров персонаж, придуманный архитектором Кириллом Баиром. Две известные студии – детская школа искусств «Старт» и мастерская «ТАФ» также не остались в стороне от экспериментов с «древом»: первые нарядили в платья-клумбы манекенов, а вторые смастерили древо «культуры и традиции», из которого вырастают «ростки креативности».

Полный список лауреатов выставки-конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома…» мы опубликуем 2 ноября, когда жюри объявит победителей. Однако и сейчас с большой степенью вероятности можно прогнозировать, что награды получат почти все участники конкурса, поскольку номинаций в нем очень много, а все действующие лица знакомы и дружны друг с другом. И это еще раз заставляет задуматься о самом формате этого мероприятия. Конечно, ежегодный смотр достижений в области ландшафтного дизайна – дело очень нужное, но то, как он организован и проводится сегодня, все меньше соответствует современным фестивальным стандартам и самим представляемым на нем проектам. Поэтому поздравляя выставку «Ландшафтная архитектура» с юбилеем, больше всего хочется пожелать ей креативности и свежих идей.

Ниже публикуем полный список награжеднных, предоставленный организаторами:

ГРАН – ПРИ не было присуждено

I место
В номинации «Общегородские территории»
Ландшафтная организация территории торгово-офисного городского центра по адресу: ул. Б. Грузинская, вл. 71
Авторы: «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, Мастерская №10

В номинации «Приусадебные участки»
Присудить два первых места:
1. «Сад-модерн»
Автор: Оксана Хлебородова
2. «Нинфейская история»
Авторы: Мария Ожерельева, Ольга Майорова, Михаил Судаков 

В номинации «Элемент ландшафтного дизайна»
«Цвет и тень»
Авторы: Людмила Белых, Ольга Шадрина, «Belstudio»

В номинации «Предмет в ландшафте»
«Гиперболоидная градирня Вулкан»
Авторы: Николай Полисский

В номинации «Проект»
«Постиндустриальный парк на территории завода ЗИЛ - Парк птиц»
Автор: Анна Корчагина

II место 
В номинации «Общегородские территории»
Комплексное благоустройство территории ансамбля «Марфо-Мариинской обители милосердия»
Авторский коллектив: Моспроект-3, Мастерские №№ 16

В номинации «Городские дворовые пространства»
По совокупности работ
Проект комплексного благоустройства территории гимназии №625 по ул. Шверника, д. 17, к.
Городская клиническая больница №15
Проект комплексного благоустройства территории МГПУ в Зеленограде
Авторский коллектив: ООО «ЛААРДИ»

В номинации «Приусадебные участки»
Присудить два вторых места:
1. «Игры с солнцем в сосновом лесу
Авторы: Киченко Татьяна, Круглова Ирина, «Фирма Фиттония»
2. Лесной участок в посёлке «Новое время» 
Автор: Игорь Фёдоров,  Ландшафтная компания «Новый сад»

В номинации «Элемент ландшафтного дизайна»
«Лефортовский партер» 
Авторы: Лидия Леонтьева, Александра Кукушкина, Елизавета Гинсбург, Елена Серегина, Ольга Пицакова

В номинации «Предмет в ландшафте»
Присудить два вторых места
1. «Волна»
Авторы: Творческая команда: Алексей Черников, Татьяна Дидковская, Сергей Ефимов, Иляна Сорочинская
2. «Берлога» на Селигере, Шар «Мегафон», Лавочки
Авторы: Мичурин Сергей, Конюков Андрей, Васильев Петр, ИНН-Групп

В номинации «Проект»
Посёлок «Маленькая Италия»
Автор: Мария Бодня, ООО «ROMBOSTYLE»

III место
В номинации «Общегородские территории»
Присудить два третьих места
1. Реконструкция сквера, прилегающего к зданию Национального академического Большого театра оперы и балета Республики   Беларусь в Минске 
Авторы:  «Минскпроект», авторский коллектив под рук-м Ирины Синельник
2. «Концепция художественного решения и схемы размещения цветников на городских территориях» 
Авторы:  «Моспроект-3», Мастерская №14

В номинации «Городские дворовые пространства»
Клубный поселок «Evergreen»
Автор: Мария Бодня, ООО «ROMBOSTYLE»

В номинации «Приусадебные участки»
Присудить два третьих места 
1. «Минимализм контрастов»
Автор:  Марина Аркадьева, «АСК-ландшафт» 
2. «Семь соток, семь квадратов»
Автор: Владимир Крячко, Марина Крячко, Сергей Симанчук, ландшафтная группа ArtGeo,

В номинации «Элемент ландшафтного дизайна»
Присудить два третьих места
1. «Имитация острова» 
Авторы:  Ландшафтная мастерская Сергеевых
2. Архитектурное освещение сквера у монумента «Космос» 
Авторы:  «Моспроект-3» Мастерская №9

В номинации «Предмет в ландшафте»
По совокупности работ
«Древогород «Москва»
«Паровоз» - мангал, гриль, печка
Авторы:  Юрий Фуштей, Андрей Трубин, Группа «Творюки»

В номинации «Проект»
Присудить четыре третьих места:
1.  «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ» - тематическая концепция оформления пространства жилых комплексов в г. Чебоксары
Авторы:  Черепанова Марина, Марьина Ольга, Фирма ландшафтного дизайна «FLORITEL»
2. Концептуальный проект жилищного, туристического, спортивно-оздоровительного и культурно-развлекательного комплекса «Лазурный берег» в рекреационной зоне юго-восточного р-на г. Махачкалы
Авторы:  «Моспроект-3», Мастерская №4
3. Проект благоустройства и озеленения общественной территории жилого комплекса "Олипийская деревня" в г. Новогорске
Автор:  Александр Шупейко, Ландшафтная компания «Verto»
4. «Рельефная история»
Автор:  Елена Асташкина

***

Спецприз Москомархитектуры «За высокий профессионализм»

В номинации «Проект»
По совокупности работ
ООО «Архитектон», руководитель Зусик А.И.

Звание «Лауреата» Конкурса с вручением Диплома:

В номинации «Общегородские территории»        
«За бережное отношение к природному комплексу»
«Матвеевский лес». Реабилитация и благоустройство
Авторский коллектив: «Экопарк-престиж»
 
В номинации «Приусадебные участки»
«Сад минимального ухода» в поселке Романцево 
Автор: Мария Проскурнина
«Бастион диких трав»
Автор: Наталья Деткова, «Экотерра-дизайн»
«Уютная Малаховка»
 Авторский коллектив: Фирма «Сад Богов»
«Жернова времени»
Автор: Владимир Сергеев

«За преемственность романтических традиций»
«Прозрачность бытия»
Авторский коллектив: Вера Герасимова, Ирина Сапронова, Наталья Борисова, Дизайн-студия «Арнат»

В номинации «Элемент ландшафтного дизайна»
«Найди своё место в картине природы»
Авторы: Елена Седова, Светлана Генералова, Наталья Бродовая, Анастасия Студитская, Садовая компания «Садко»
«Возраст красоты»
 Автор: Вита Бунина

В номинации «Проект»
«Наедине с Богом», Архитектурная  концепция развития территории
Успенского Свято-Георгиевского монастыря
Авторы: Родион Фаткуллин, Николай Широков, «Промгражданпроект» (Уфа)
«Бастион диких трав»
Автор: Наталья Деткова, «Экотерра-дизайн»
Проект реконструкции сквера-памятника ссыльным полякам в г.Якутске
Авторы: Никифоров В.А., Цыкун Н.И., «Ландшафтный центр Якутии»
«Дом в городе»
Автор: Татьяна Губская
По совокупности работ
Проект благоустройства общегородской рекреационной зоны на р. Каменка (г. Зеленоград)
Авторы: Дизайн-студия МИЭТ

В номинации «Предмет в ландшафте»
«Саранча»
Авторы: Мастерская художественной ковки "Вакула-Мастер"

Фото Натальи Коряковской
Сквер на Кудринской пл. «Моспроект-2», маст 10
Парк «Северное Тушино». «Моспроект-4»
«Ландшафтный центр Якутии». Проект рекоснтрукции сквера-памятника ссыльным полякам
Сад «Нинфейская история»
Сад «Модернъ»
Сад «Викторианский мятеж»
ЖК «Королевская площадь», г. Краснодар. Бюро «Архитектон»
Проект благоустройства Успенского Свято-Георгиевского монастыря. ООО «Промгражданпроект»
Реконструкция территории поймы р. Чермянка. Коллектив под рук. Лихтеровой Г.
Метео-башня. «8 линий»
Поселок «Маленькая Италия». Rombostyle и «Проект Меганом»
Проект реконструкции Нового Арбата. Усов Я., Сазонова И., Никитин А.
Проект реконструкции Нового Арбата. Усов Я., Сазонова И., Никитин А.
«Берлога». Выставочный павильон. ИНН-ГРУПП
«Паровоз». Группа «Творюки»
«Древо жизни». Мастерская «ТАФ»
«Древо жизни» якутских дизайнеров
«Древо жизни». Кирилл Баир
«Древо жизни». Детская школа-студия «Старт»
Проект студентов МАрХИ
Проекты студентов МАрХИ

31 Октября 2009

Похожие статьи
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
10 лет – один ответ
В среду в Доме на Брестской стартовала выставка-конкурс «Ландшафтная Архитектура. Взгляд из дома…». В этом году она проводится уже в десятый раз, и в честь юбилея обзавелась новой номинацией под названием «Древо жизни». Однако в остальном все по-прежнему: масштабная, но довольно хаотичная экспозиция, досадное отсутствие инновационных проектов и атмосфера дружелюбного междусобойчика.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.