Приводненная архитектура

В прошедшую пятницу были объявлены итоги конкурса «Москва-река в Москве». Первую премию получил «Моспроект-4», предложивший устроить на воде площадку, которую можно заполнить как угодно. Вторую – корабль-лаборатория Тотана Кузембаева для анализа уровня загрязнения реки. Третью – плавучий клуб мастерской А.Асадова.

24 Июня 2009
mainImg
0

Конкурс «Москва-река в Москве» стартовал в апреле. К участию пригласили одиннадцать известных архитектурных мастерских и попросили их сделать «эскизное решение инновационных объектов на воде». В конце прошедшей недели состоялась выставка представленных на конкурс работ (18-22 июня), а 19 июня жюри объявило о своем решении. Одиннадцать участников представили не одиннадцать проектов, как можно было предположить, а в три раза больше – целых тридцать пять. Жюри, в свою очередь, присудило три главные премии и еще семь поощрительных, в общей сложности десять. Так что никто не ушел обиженным. Ну, почти.

Выставка конкурсных работ в Манеже была организована одновременно для зрителей и для жюри. Поэтому планшеты были подписаны не именами участников и названиями мастерских, а номерами – чтобы продемонстрировать беспристрастность судей. Впрочем, номера стали преградой в основном для безыскусных зрителей – члены жюри на пресс-конференции признались, что авторский почерк во многих случаях был узнаваем, и для них не составило труда догадаться, кто есть кто. Надо, правда, признать, что этакая игра в «угадайку» разнообразит жизнь уважаемых экспертов – помимо судейства, можно развлечься опознаванием творческих почерков. Можно делать ставки, кто больше угадал участников; даже интересно, у кого из членов жюри был бы лучший результат. Впрочем, система судейства по номерам считается международно признанным орудием справедливости, ее активно начали использовать у нас несколько лет назад – одним из самых  громких примеров был конкурс по Стрельне. Для зрителей же – на следующий день после объявления результатов все имена подписали к планшетам синей ручкой.

Итак, первое место и всеобщее признание на этот раз досталось «Моспроекту-4» и Дмитрию Бушу за проект «Свободное пространство». Александр Кудрявцев признал его «удивительной авторской находкой». А Виктор Логвинов, объявляя победителя, сказал, что выбрали его «за простоту идеи, которая лежала на поверхности, но не была замечена другими участниками».

Действительно, там, где все остальные придумывали разное наполнение, Дмитрий Буш предпринял обратный ход – сделал площадку, которую можно заполнять чем угодно. Немного напоминает горшочек Винни-Пуха, не правда ли?
В основе проекта – положенная на воду Москвы-реки прямоугольная платформа с ночной подсветкой. Делать, на ней, как было сказано, можно что угодно – разбить газон, задать концерт, зимой залить каток. На каток, правда, похоже больше всего и по размеру получается особенно органично – небольшой такой стадиончик. Учитывая, что Дмитрий Буш славится именно замечательными стадионами (которые он проектирует и строит как правило в соавторстве с членом жюри и директором «Моспроекта-4» Андреем Боковым), то можно подумать, что и здесь архитектор сумел перенести кусочек стадиона, как просили, на реку. Ну а зная, как москвичи любят кататься на коньках – просто обожают, достаточно посмотреть на очереди в разных Мега- и прочих комплексах – то и отбоя от такого развлечения зимой не будет. Сама по себе идея покататься не где-нибудь, а прямо на Москве-реке – многих приведет в восторг.

Второе место досталось Тотану Кузембаеву за проект «Разрез Москвы-реки». Это плавучая лаборатория для исследования воды, флоры и фауны реки. В зависимости от степени загрязнения медийный фасад лаборатории меняет свой цвет от красного до зеленого, информируя жителей столицы о состоянии реки. В мировой архитектурной практике такое решение называется «архитектурой реакции», и на Западе существует несколько похожих по замыслу  проектов, воплощенных в городе и оповещающих жителей, например, о плотности движения на мосту.

Третью премию присудили «Плав-клубу» на Лужнецкой набережной» мастерской А.Асадова. Эта мастерская представила на конкурс целых четыре проекта, связанных между собой, в том числе плавучий бульвар вдоль реки, «Плав-бульвар». «Клуб» – это составная часть «бульвара»; он перекрыт волнообразной крышей ярко-зеленого цвета. Во впадинах и на возвышениях волнистой поверхности задуманы амфитеатр, кафе, галерея, сувенирные лавки.

Работы, получившие семь поощрительных премий, жюри определило как «проекты, рекомендуемые для реализации». По мнению судей, их объединяет отчетливое понимание функции и стремление решить вполне определенные городские проблемы. Две мастерские получили одновременно и две «главные» премии и еще по одной поощрительной, став, таким образом, фаворитами жюри: это «Моспроект-4» и бюро Тотана Кузембаева.

1.
«Моспроект-4» поощрили за гостиницу на 40 мест, которую жюри ласково поименовало «Зеленой гостиницей» за фасад. Это овальное здание на воде, обнесенное сеткой, по которой стелется «живая стена» из вьющихся растений.

2.
Еще одна отличившаяся работа «Моспроекта-4» – открытый всесезонный бассейн. Название само по себе говорящее – какая еще мастерская могла предложить столько вариантов спортивного использования реки? Всем остальным бы только клубы, бары да дискотеки, а тут – здоровый образ жизни в различных проявлениях. Проект, впрочем, красивый: овальная чаша приподнята над рекой, внутри стадион, а по краям – стена воды. Бассейн-фонтан чем-то похож на гостиницу от того же «Моспроекта-4», только один окружен растениями, другой водой.

3
Поощренный проект Тотана Кузембаева – пристань-галерея «Призрак». Роль призраков в нем играют перегородки, они расположены к набережной торцами, поэтому при фронтальном взгляде «исчезают», а если посмотреть сбоку появляются. Изменчивость форм перекликается с изменчивостью функции в зависимости от времени суток. Днем это пристань, к которой пришвартовываются корабли, ночью – галерея медийного искусства. По словам архитекторов, это позволит более эффективно использовать объект в любое время суток.

4.
Проект Александра Бродского выдает стиль автора – «Пивной зал с трибуной» перед Белым домом. Трибуна, пляж, смотровая площадка, все на Краснопресненской набережной. Под трибуной пивной зал на 300 мест. Вспоминается, как люди в 1993-м ходили на Новоарбатский мост с биноклями смотреть на штурм Белого дома. Бродский придумал для такого случая все необходимое – где посидеть и что выпить, но только трибуны обращены от Дома правительства в обратную сторону – на Дорогомиловку. Можно смотреть на проезжающие правительственные кортежи и на гостиницу «Украина», например.

5.
Михаил Хазанов предложил «Балаганчик»: яркие цветные шатры, шапито, тенты, все это на воде. По мнению автора яркие пятна могут изменить к лучшему серый невзрачный вид таких набережных, как например Бережковская.

6.
«Универсальная серийная баржа» мастерской Сергея Киселева – многофункциональный архитектурно-судостроительный объект, состоящий из подвижных и стационарных элементов. По замыслу архитекторов, плавающие платформы различного назначения (подвижные элементы) пришвартовываются к причалам (стационарным элементам). Такое решение создает систему взаимосвязанных объектов, которые могут либо стоять, либо двигаться и выполнять всевозможные функции. Чем-то похоже на проект-победитель – тоже множество функций на выбор, плюс модульность.

7.
«Проект Меганом» предложил набор из тридцати элементов, основу которых составляет прямоугольная платформа. Вариантов использования такой платформы – опять же – может быть бесконечно много: парк, гостиница, выставочное пространство, бассейн, баня. Можно сказать, что этот набор элементов стал собирательным образом всех остальных проектов, представленных на конкурс.

Как видим, идеи в чем-то похожи и повторяются. Основные темы: многофункциональная платформа, одна или несколько, их устанавливают на воде и используют по разным назначениям днем и ночью, зимой и летом и в принципе – на усмотрение того, кто использует. На этой идее построен проект-победитель от «Моспроекта-4», получивший за нее определение «уникального». Однако похожий принцип эксплуатируют (правда, не вынося его в название) также работы мастерской Сергея Киселева и «Меганома»; к ним примыкает «Балаганчик» Хазанова и «Призрак» Кузембаева. В таком соседстве победивший проект кажется не таким уж универсальным и не сильно отличающимся от других – у него как минимум четыре товарища. Идея создать некую площадку, которую можно использовать как хочется – кажется, вообще говоря, одной из самых очевидных.

Хотя надо заметить, что Москва город большой, и в ней отчаянно много пустых пространств, которые сложно застроить по причине беспорядочных коммуникаций под ними. На московских пустырях можно было бы сделать множество катков и общественных пространств – город не обладает той скученностью, которая по-настоящему заставляла бы строить на реке дополнительные площадки – мест, которые можно заполнить любой общественной функцией без строительства, здесь еще предостаточно. Даже без пустырей – в Москве масса неосвоенных, недоокультуренных общественных пространств – слишком много, чтобы отвоевывать для них место на реке. Так что площадки универсального назначения на воде это скорее аттракционы – ну и ответ на конкурсное задание заодно. Хотите проект на воде – вот, пожалуйста, вам горшок пустой, он предмет простой – в него можно положить что угодно.

Любопытно, что в смысле освоения водного пространства все авторы едины – предлагают то плот, то дебаркадер, то здание-пирс над водой. Никто не предложил чего-то радикально другого – ни переделки набережной, ни моста, ни, скажем, острова. Конкурсные проекты не стали полноценным ответом и на разговоры круглого стола о выключенности Москвы-реки из города. Это скорее здания-корабли и здания-пирсы, то есть в данном случае не река открывается городу, а город перемещается на речную поверхность. Но если заказчик – ассоциация судостроителей, то вполне логично, что будут проектировать дома на воде. Вероятно, поэтому обсуждение результатов конкурса в прессе пошло по одному пути – все говорят о дебаркадерах – с существующими плавучими ресторанами московские власти то ли борются (по последним заявлениям), то ли нет – судя по тому, что они имеют отношение к конкурсу проектов, который предлагает, по сути, похожие вещи, только более развитые, сложные и дорогие.

Также занятна практика подачи нескольких проектов от одной мастерской-участника. Конкурс был закрытым, т.е. участников приглашали, но количества работ по-видимому никто не регламентировал. Или наоборот, попросили побольше. В итоге из 11 участников каждый в среднем сделал по три (а то и четыре-пять) проектов. А жюри отметило семь мастерских, причем одну дважды, другую трижды. Впору открывать счет: две премии, три премии… И анализировать итоги алгебраически, например, три награды из десяти – хороший результат.

Еще более интересна структура конкурса. Ц:СА его организовал, заказчиком выступила Национальная Ассоциация судовладельцев (что вполне логично – отсюда и проекты на воде, а не рядом). Московское отделение Международной академии архитектуры (МААМ) – «инициировало» (или даже выступило куратором, тут источники противоречат). СМА и Союз архитекторов России – поддержали, а Общественный совет при мэре Москвы (это самое интересное) – утвердил. Участие мэрии и Москомархитектуры далее предполагается таким: все конкурсные проекты пройдут регламент, что, по-видимому, должно стать шагом к их вероятной когда-нибудь реализации.

Так что состав причастных к устройству конкурса можно определить как смешанный: ассоциация судовладельцев, архитектурные союзы, мэрия. Состав участников тоже смешанный: от Бродского до ГИПРОНИИ РАН и даже Шиморского судоремонтного завода. Правда, руководитель ГИПРОНИИ Юрий Платонов в какой-то момент вышел из жюри (вначале был, потом перестал упоминаться), ну так институту ничего и не присудили. Проект Бродского в виде трибуны перед Белым домом тоже вряд ли построят – но он украсил общий состав, определенно.

Мы как-то за последние двадцать лет привыкли, что архитекторы делятся на подгруппы по интересам: одни выставляются на Арх-Москве, другие на Зодчестве или Золотом Сечении; одни участвуют в «бумажных» конкурсах идей и выставках объектов. другие – в заседаниях, третьи – погружены в коммерческую практику. Разумеется, никогда не было между этими группами четких границ, но несложно заметить, что в последнее время все как-то пришло в движение и стало смешиваться. Хорошо ли это – сложно сказать, но может быть, смешанный состав устроителей и участников обеспечит реализацию результата? Хотя пока что конкурс выглядит больше концептуальным – нацеленным на актуализацию проблемы реки в городе и на разговоры об этой проблеме, а в осуществление проектов как-то не очень верится.

Но может быть, мы окажемся неправы и через пару лет по Москве-реке поплывет экологический теплоходик, лаская глаз миганием красного фонаря, обозначающего уровень загрязнения воды.

zooming
«Свободное пространство» – первая премия. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Фотография Анны Герасименко
zooming
Фотография - Ц:СА
zooming
Директор Ц:СА Ирина Коробьина на пресс-конференции по объявлению результатов конкурса. Фотография - Ц:СА
zooming
«Свободное пространство» – первая премия. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Фотография Анны Герасименко
«Свободное пространство» – первая премия. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Изображение предоставлено Ц:СА
«Разрез Москвы-реки» – вторая премия. Мастерская Тотана Кузембаева. Изображение предоставлено Ц:СА
«Плав-клуб» – третья премия. Мастерская А.Асадова. Изображение предоставлено Ц:СА
Набор элементов. Проект Меганом. Изображение предоставлено Ц:СА
Гостиница на 40 мест. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Изображение предоставлено Ц:СА
«Балаганчик». ЗАО «Курортпроект». Фотография Анны Герасименко
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Изображение предоставлено авторами
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Фрагмент 1. Изображение предоставлено авторами
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Фрагмент 2. Изображение предоставлено авторами
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Фрагмент 3. Изображение предоставлено авторами
Пивной зал с трибуной. Бюро «Александр Бродский». Изображение предоставлено Ц:СА
Открытый всесезонный бассейн. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Изображение предоставлено Ц:СА
Пристань-галерея «Призрак». Мастерская Тотана Кузембаева. Изображение предоставлено Ц:СА

24 Июня 2009

Юлия Тарабарина

Авторы текста:

Анна Герасименко, Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Пресса: Играющий судья
Продолжение публикации интервью с экспертом номинации «Архитектура и дизайн» конкурса «Полигон для творчества 2010» Андреем Асадовым.
Пресса: Водно-строительная жажда. Каменные парапеты набережных...
«Москва-река давно невидима глазам реальных жителей нашего города, а главное – она потеряна «бескультурным слоем» ее эксплуатации, – сказал президент московского отделения Международной академии архитектуры Юрий Платонов. Он был инициатором конкурса архитектурных объектов на воде «Москва-река в Москве» и предложил освоить столичную водную гладь по-своему.
Пресса: Москва-река превратится в стройплощадку?
На прошлой неделе в столице были подведены итоги архитектурного конкурса «Москва-река в Москве»*. Его главной задачей было показать, что набережные и сама река Москва могут быть использованы иначе, чем сейчас, когда вдоль реки расположены автодороги, в лучшем случае небольшие прогулочные зоны, а по воде ходят несколько прогулочных катеров.
Пресса: Выходили на берег
На прошлой неделе были подведены итоги архитектурного конкурса «Москва-река в Москве», организованного Ц:СА. Конкурс проводился по просьбе Национальной ассоциации судовладельцев. Приглашены к участию были мастерская А. Асадова, Александр Бродский, Алексей Бавыкин, ЗАО «Курортпроект» (М. Д.Хазанов), Проект Меганом (Ю.Э.Григорян), архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры», Тотан Кузембаев и др.
Пресса: Москва-река в интерьере города
Москва-река считается одной из самых чистых водных артерий, протекающих в границах европейских столиц, однако состояние ее вод особого оптимизма не внушает. Решиться искупаться в черте города в Москве-реке можно лишь от отчаяния, а выловленную в ее водах рыбу, говорят, не едят даже кошки.
Пресса: Руби концы! Дефицит земли заставляет Москву спуститься...
На днях в столице подвели итоги беспрецедентного конкурса - впервые архитекторы придумывали, что можно построить не на суше, а на поверхности Москвы-реки. Что это означает? Строители ищут антикризисные варианты? Мэр Москвы сложил оружие в многолетней войне с дебаркадерами? Или владельцы ненавидимых городскими властями плавсредств хотят напомнить о себе?
Пресса: Против течения. Архитекторы задумались, как спасти...
Завершился конкурс «Москва-река в Москве», на который было представлено 35 проектов по улучшению пространства и берегов основной водной артерии столицы. Главной заботой почти всех архитекторов стало возвращение Москвы-реки жителям города. Не исключено, что года через два-три главной строительной площадкой станут водная поверхность и берега реки.
Приводненная архитектура
В прошедшую пятницу были объявлены итоги конкурса «Москва-река в Москве». Первую премию получил «Моспроект-4», предложивший устроить на воде площадку, которую можно заполнить как угодно. Вторую – корабль-лаборатория Тотана Кузембаева для анализа уровня загрязнения реки. Третью – плавучий клуб мастерской А.Асадова.
Пресса: Бульварное кольцо уйдет на воду. Архитекторы представили...
Набережные Москвы-реки далеки от идеалов благоустроенного города. Потоки машин отпугивают пешеходов. О многочисленных кафешках, магазинчиках и т.д., расположенных рядом с водой, остается только мечтать. Для души есть лишь рестораны-дебаркадеры. Да и с теми городские власти воюют.
Пресса: Москву-реку виртуально обустроили
Плавучий пляж, надводный бульвар, экологический светофор – эти и другие проекты были представлены на архитектурном конкурсе «Москва-река в Москве», завершившемся в столице.
Пресса: Вдохнуть жизнь в Москву-реку
Столичные власти задались вопросом, как заставить замусоренную реку, в которой страшно даже ловить рыбу, приносить прибыль? В эти дни подводят итоги конкурса на лучший проект по использованию водных ресурсов. Фантазия конкурсантов безгранична - и беспробочное судоходство, и плавучие гостиницы.
Пресса: «Плавучий пляж» победил в конкурсе архитектурных...
В конкурсе «Москва-река в Москве» на создание лучшего архитектурного объекта на воде победил проект «плавучего пляжа». Об этом сообщил сегодня президент Российской академии архитектуры и председатель жюри Александр Кудрявцев.
Пресса: Подход к воде. Транспортная магистраль или плавучий...
Круглый стол под названием «Москва-река как ресурс развития городской жизни» прошел неделю назад в галерее «Вхутемас». Участников (архитекторов, журналистов, критиков) собрали организаторы конкурса «Москва-река в Москве» Центр современной архитектуры и Национальная ассоциация судовладельцев.
Пресса: Москва-река как ресурс развития
В июне будут подведены итоги конкурса «Москва-река в Москве», организованного Ц:СА по заказу Национальной Ассоциации судовладельцев. Куратор конкурса – МААМ. 22 мая в галерее ВХУТЕМАС состоялся круглый стол «Москва-река как ресурс развития городской жизни», приуроченный к конкурсу.
Сценарии для Москвы-реки
В прошедшую пятницу в галерее «ВХУТЕМАС» прошел круглый стол «Москва-река как ресурс развития городской жизни». В нем приняли участие известные московские архитекторы, архитектурные критики, градостроители и представители Национальной Ассоциации судовладельцев, по заказу которой недавно стартовал конкурс на оформление акватории Москвы-реки. А пока архитекторы думают над концепциями, гости круглого стола принялись за обсуждение роли Москвы-реки и возможных сценариев включения ее в жизнь города.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?