Приводненная архитектура

В прошедшую пятницу были объявлены итоги конкурса «Москва-река в Москве». Первую премию получил «Моспроект-4», предложивший устроить на воде площадку, которую можно заполнить как угодно. Вторую – корабль-лаборатория Тотана Кузембаева для анализа уровня загрязнения реки. Третью – плавучий клуб мастерской А.Асадова.

mainImg

Конкурс «Москва-река в Москве» стартовал в апреле. К участию пригласили одиннадцать известных архитектурных мастерских и попросили их сделать «эскизное решение инновационных объектов на воде». В конце прошедшей недели состоялась выставка представленных на конкурс работ (18-22 июня), а 19 июня жюри объявило о своем решении. Одиннадцать участников представили не одиннадцать проектов, как можно было предположить, а в три раза больше – целых тридцать пять. Жюри, в свою очередь, присудило три главные премии и еще семь поощрительных, в общей сложности десять. Так что никто не ушел обиженным. Ну, почти.

Выставка конкурсных работ в Манеже была организована одновременно для зрителей и для жюри. Поэтому планшеты были подписаны не именами участников и названиями мастерских, а номерами – чтобы продемонстрировать беспристрастность судей. Впрочем, номера стали преградой в основном для безыскусных зрителей – члены жюри на пресс-конференции признались, что авторский почерк во многих случаях был узнаваем, и для них не составило труда догадаться, кто есть кто. Надо, правда, признать, что этакая игра в «угадайку» разнообразит жизнь уважаемых экспертов – помимо судейства, можно развлечься опознаванием творческих почерков. Можно делать ставки, кто больше угадал участников; даже интересно, у кого из членов жюри был бы лучший результат. Впрочем, система судейства по номерам считается международно признанным орудием справедливости, ее активно начали использовать у нас несколько лет назад – одним из самых  громких примеров был конкурс по Стрельне. Для зрителей же – на следующий день после объявления результатов все имена подписали к планшетам синей ручкой.

Итак, первое место и всеобщее признание на этот раз досталось «Моспроекту-4» и Дмитрию Бушу за проект «Свободное пространство». Александр Кудрявцев признал его «удивительной авторской находкой». А Виктор Логвинов, объявляя победителя, сказал, что выбрали его «за простоту идеи, которая лежала на поверхности, но не была замечена другими участниками».

Действительно, там, где все остальные придумывали разное наполнение, Дмитрий Буш предпринял обратный ход – сделал площадку, которую можно заполнять чем угодно. Немного напоминает горшочек Винни-Пуха, не правда ли?
В основе проекта – положенная на воду Москвы-реки прямоугольная платформа с ночной подсветкой. Делать, на ней, как было сказано, можно что угодно – разбить газон, задать концерт, зимой залить каток. На каток, правда, похоже больше всего и по размеру получается особенно органично – небольшой такой стадиончик. Учитывая, что Дмитрий Буш славится именно замечательными стадионами (которые он проектирует и строит как правило в соавторстве с членом жюри и директором «Моспроекта-4» Андреем Боковым), то можно подумать, что и здесь архитектор сумел перенести кусочек стадиона, как просили, на реку. Ну а зная, как москвичи любят кататься на коньках – просто обожают, достаточно посмотреть на очереди в разных Мега- и прочих комплексах – то и отбоя от такого развлечения зимой не будет. Сама по себе идея покататься не где-нибудь, а прямо на Москве-реке – многих приведет в восторг.

Второе место досталось Тотану Кузембаеву за проект «Разрез Москвы-реки». Это плавучая лаборатория для исследования воды, флоры и фауны реки. В зависимости от степени загрязнения медийный фасад лаборатории меняет свой цвет от красного до зеленого, информируя жителей столицы о состоянии реки. В мировой архитектурной практике такое решение называется «архитектурой реакции», и на Западе существует несколько похожих по замыслу  проектов, воплощенных в городе и оповещающих жителей, например, о плотности движения на мосту.

Третью премию присудили «Плав-клубу» на Лужнецкой набережной» мастерской А.Асадова. Эта мастерская представила на конкурс целых четыре проекта, связанных между собой, в том числе плавучий бульвар вдоль реки, «Плав-бульвар». «Клуб» – это составная часть «бульвара»; он перекрыт волнообразной крышей ярко-зеленого цвета. Во впадинах и на возвышениях волнистой поверхности задуманы амфитеатр, кафе, галерея, сувенирные лавки.

Работы, получившие семь поощрительных премий, жюри определило как «проекты, рекомендуемые для реализации». По мнению судей, их объединяет отчетливое понимание функции и стремление решить вполне определенные городские проблемы. Две мастерские получили одновременно и две «главные» премии и еще по одной поощрительной, став, таким образом, фаворитами жюри: это «Моспроект-4» и бюро Тотана Кузембаева.

1.
«Моспроект-4» поощрили за гостиницу на 40 мест, которую жюри ласково поименовало «Зеленой гостиницей» за фасад. Это овальное здание на воде, обнесенное сеткой, по которой стелется «живая стена» из вьющихся растений.

2.
Еще одна отличившаяся работа «Моспроекта-4» – открытый всесезонный бассейн. Название само по себе говорящее – какая еще мастерская могла предложить столько вариантов спортивного использования реки? Всем остальным бы только клубы, бары да дискотеки, а тут – здоровый образ жизни в различных проявлениях. Проект, впрочем, красивый: овальная чаша приподнята над рекой, внутри стадион, а по краям – стена воды. Бассейн-фонтан чем-то похож на гостиницу от того же «Моспроекта-4», только один окружен растениями, другой водой.

3
Поощренный проект Тотана Кузембаева – пристань-галерея «Призрак». Роль призраков в нем играют перегородки, они расположены к набережной торцами, поэтому при фронтальном взгляде «исчезают», а если посмотреть сбоку появляются. Изменчивость форм перекликается с изменчивостью функции в зависимости от времени суток. Днем это пристань, к которой пришвартовываются корабли, ночью – галерея медийного искусства. По словам архитекторов, это позволит более эффективно использовать объект в любое время суток.

4.
Проект Александра Бродского выдает стиль автора – «Пивной зал с трибуной» перед Белым домом. Трибуна, пляж, смотровая площадка, все на Краснопресненской набережной. Под трибуной пивной зал на 300 мест. Вспоминается, как люди в 1993-м ходили на Новоарбатский мост с биноклями смотреть на штурм Белого дома. Бродский придумал для такого случая все необходимое – где посидеть и что выпить, но только трибуны обращены от Дома правительства в обратную сторону – на Дорогомиловку. Можно смотреть на проезжающие правительственные кортежи и на гостиницу «Украина», например.

5.
Михаил Хазанов предложил «Балаганчик»: яркие цветные шатры, шапито, тенты, все это на воде. По мнению автора яркие пятна могут изменить к лучшему серый невзрачный вид таких набережных, как например Бережковская.

6.
«Универсальная серийная баржа» мастерской Сергея Киселева – многофункциональный архитектурно-судостроительный объект, состоящий из подвижных и стационарных элементов. По замыслу архитекторов, плавающие платформы различного назначения (подвижные элементы) пришвартовываются к причалам (стационарным элементам). Такое решение создает систему взаимосвязанных объектов, которые могут либо стоять, либо двигаться и выполнять всевозможные функции. Чем-то похоже на проект-победитель – тоже множество функций на выбор, плюс модульность.

7.
«Проект Меганом» предложил набор из тридцати элементов, основу которых составляет прямоугольная платформа. Вариантов использования такой платформы – опять же – может быть бесконечно много: парк, гостиница, выставочное пространство, бассейн, баня. Можно сказать, что этот набор элементов стал собирательным образом всех остальных проектов, представленных на конкурс.

Как видим, идеи в чем-то похожи и повторяются. Основные темы: многофункциональная платформа, одна или несколько, их устанавливают на воде и используют по разным назначениям днем и ночью, зимой и летом и в принципе – на усмотрение того, кто использует. На этой идее построен проект-победитель от «Моспроекта-4», получивший за нее определение «уникального». Однако похожий принцип эксплуатируют (правда, не вынося его в название) также работы мастерской Сергея Киселева и «Меганома»; к ним примыкает «Балаганчик» Хазанова и «Призрак» Кузембаева. В таком соседстве победивший проект кажется не таким уж универсальным и не сильно отличающимся от других – у него как минимум четыре товарища. Идея создать некую площадку, которую можно использовать как хочется – кажется, вообще говоря, одной из самых очевидных.

Хотя надо заметить, что Москва город большой, и в ней отчаянно много пустых пространств, которые сложно застроить по причине беспорядочных коммуникаций под ними. На московских пустырях можно было бы сделать множество катков и общественных пространств – город не обладает той скученностью, которая по-настоящему заставляла бы строить на реке дополнительные площадки – мест, которые можно заполнить любой общественной функцией без строительства, здесь еще предостаточно. Даже без пустырей – в Москве масса неосвоенных, недоокультуренных общественных пространств – слишком много, чтобы отвоевывать для них место на реке. Так что площадки универсального назначения на воде это скорее аттракционы – ну и ответ на конкурсное задание заодно. Хотите проект на воде – вот, пожалуйста, вам горшок пустой, он предмет простой – в него можно положить что угодно.

Любопытно, что в смысле освоения водного пространства все авторы едины – предлагают то плот, то дебаркадер, то здание-пирс над водой. Никто не предложил чего-то радикально другого – ни переделки набережной, ни моста, ни, скажем, острова. Конкурсные проекты не стали полноценным ответом и на разговоры круглого стола о выключенности Москвы-реки из города. Это скорее здания-корабли и здания-пирсы, то есть в данном случае не река открывается городу, а город перемещается на речную поверхность. Но если заказчик – ассоциация судостроителей, то вполне логично, что будут проектировать дома на воде. Вероятно, поэтому обсуждение результатов конкурса в прессе пошло по одному пути – все говорят о дебаркадерах – с существующими плавучими ресторанами московские власти то ли борются (по последним заявлениям), то ли нет – судя по тому, что они имеют отношение к конкурсу проектов, который предлагает, по сути, похожие вещи, только более развитые, сложные и дорогие.

Также занятна практика подачи нескольких проектов от одной мастерской-участника. Конкурс был закрытым, т.е. участников приглашали, но количества работ по-видимому никто не регламентировал. Или наоборот, попросили побольше. В итоге из 11 участников каждый в среднем сделал по три (а то и четыре-пять) проектов. А жюри отметило семь мастерских, причем одну дважды, другую трижды. Впору открывать счет: две премии, три премии… И анализировать итоги алгебраически, например, три награды из десяти – хороший результат.

Еще более интересна структура конкурса. Ц:СА его организовал, заказчиком выступила Национальная Ассоциация судовладельцев (что вполне логично – отсюда и проекты на воде, а не рядом). Московское отделение Международной академии архитектуры (МААМ) – «инициировало» (или даже выступило куратором, тут источники противоречат). СМА и Союз архитекторов России – поддержали, а Общественный совет при мэре Москвы (это самое интересное) – утвердил. Участие мэрии и Москомархитектуры далее предполагается таким: все конкурсные проекты пройдут регламент, что, по-видимому, должно стать шагом к их вероятной когда-нибудь реализации.

Так что состав причастных к устройству конкурса можно определить как смешанный: ассоциация судовладельцев, архитектурные союзы, мэрия. Состав участников тоже смешанный: от Бродского до ГИПРОНИИ РАН и даже Шиморского судоремонтного завода. Правда, руководитель ГИПРОНИИ Юрий Платонов в какой-то момент вышел из жюри (вначале был, потом перестал упоминаться), ну так институту ничего и не присудили. Проект Бродского в виде трибуны перед Белым домом тоже вряд ли построят – но он украсил общий состав, определенно.

Мы как-то за последние двадцать лет привыкли, что архитекторы делятся на подгруппы по интересам: одни выставляются на Арх-Москве, другие на Зодчестве или Золотом Сечении; одни участвуют в «бумажных» конкурсах идей и выставках объектов. другие – в заседаниях, третьи – погружены в коммерческую практику. Разумеется, никогда не было между этими группами четких границ, но несложно заметить, что в последнее время все как-то пришло в движение и стало смешиваться. Хорошо ли это – сложно сказать, но может быть, смешанный состав устроителей и участников обеспечит реализацию результата? Хотя пока что конкурс выглядит больше концептуальным – нацеленным на актуализацию проблемы реки в городе и на разговоры об этой проблеме, а в осуществление проектов как-то не очень верится.

Но может быть, мы окажемся неправы и через пару лет по Москве-реке поплывет экологический теплоходик, лаская глаз миганием красного фонаря, обозначающего уровень загрязнения воды.

zooming
«Свободное пространство» – первая премия. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Фотография Анны Герасименко
zooming
Фотография - Ц:СА
zooming
Директор Ц:СА Ирина Коробьина на пресс-конференции по объявлению результатов конкурса. Фотография - Ц:СА
zooming
«Свободное пространство» – первая премия. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Фотография Анны Герасименко
«Свободное пространство» – первая премия. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Изображение предоставлено Ц:СА
«Разрез Москвы-реки» – вторая премия. Мастерская Тотана Кузембаева. Изображение предоставлено Ц:СА
«Плав-клуб» – третья премия. Мастерская А.Асадова. Изображение предоставлено Ц:СА
Набор элементов. Проект Меганом. Изображение предоставлено Ц:СА
Гостиница на 40 мест. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Изображение предоставлено Ц:СА
«Балаганчик». ЗАО «Курортпроект». Фотография Анны Герасименко
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Изображение предоставлено авторами
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Фрагмент 1. Изображение предоставлено авторами
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Фрагмент 2. Изображение предоставлено авторами
«Универсальная серийная баржа». Сергей Киселев и партнеры (Сергей Киселев – рук., Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов). Фрагмент 3. Изображение предоставлено авторами
Пивной зал с трибуной. Бюро «Александр Бродский». Изображение предоставлено Ц:СА
Открытый всесезонный бассейн. ГУП МНИИП «Моспроект-4». Изображение предоставлено Ц:СА
Пристань-галерея «Призрак». Мастерская Тотана Кузембаева. Изображение предоставлено Ц:СА

24 Июня 2009

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Пресса: Играющий судья
Продолжение публикации интервью с экспертом номинации «Архитектура и дизайн» конкурса «Полигон для творчества 2010» Андреем Асадовым.
Пресса: Водно-строительная жажда. Каменные парапеты набережных...
«Москва-река давно невидима глазам реальных жителей нашего города, а главное – она потеряна «бескультурным слоем» ее эксплуатации, – сказал президент московского отделения Международной академии архитектуры Юрий Платонов. Он был инициатором конкурса архитектурных объектов на воде «Москва-река в Москве» и предложил освоить столичную водную гладь по-своему.
Пресса: Москва-река превратится в стройплощадку?
На прошлой неделе в столице были подведены итоги архитектурного конкурса «Москва-река в Москве»*. Его главной задачей было показать, что набережные и сама река Москва могут быть использованы иначе, чем сейчас, когда вдоль реки расположены автодороги, в лучшем случае небольшие прогулочные зоны, а по воде ходят несколько прогулочных катеров.
Пресса: Выходили на берег
На прошлой неделе были подведены итоги архитектурного конкурса «Москва-река в Москве», организованного Ц:СА. Конкурс проводился по просьбе Национальной ассоциации судовладельцев. Приглашены к участию были мастерская А. Асадова, Александр Бродский, Алексей Бавыкин, ЗАО «Курортпроект» (М. Д.Хазанов), Проект Меганом (Ю.Э.Григорян), архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры», Тотан Кузембаев и др.
Пресса: Москва-река в интерьере города
Москва-река считается одной из самых чистых водных артерий, протекающих в границах европейских столиц, однако состояние ее вод особого оптимизма не внушает. Решиться искупаться в черте города в Москве-реке можно лишь от отчаяния, а выловленную в ее водах рыбу, говорят, не едят даже кошки.
Пресса: Руби концы! Дефицит земли заставляет Москву спуститься...
На днях в столице подвели итоги беспрецедентного конкурса - впервые архитекторы придумывали, что можно построить не на суше, а на поверхности Москвы-реки. Что это означает? Строители ищут антикризисные варианты? Мэр Москвы сложил оружие в многолетней войне с дебаркадерами? Или владельцы ненавидимых городскими властями плавсредств хотят напомнить о себе?
Пресса: Против течения. Архитекторы задумались, как спасти...
Завершился конкурс «Москва-река в Москве», на который было представлено 35 проектов по улучшению пространства и берегов основной водной артерии столицы. Главной заботой почти всех архитекторов стало возвращение Москвы-реки жителям города. Не исключено, что года через два-три главной строительной площадкой станут водная поверхность и берега реки.
Приводненная архитектура
В прошедшую пятницу были объявлены итоги конкурса «Москва-река в Москве». Первую премию получил «Моспроект-4», предложивший устроить на воде площадку, которую можно заполнить как угодно. Вторую – корабль-лаборатория Тотана Кузембаева для анализа уровня загрязнения реки. Третью – плавучий клуб мастерской А.Асадова.
Пресса: Бульварное кольцо уйдет на воду. Архитекторы представили...
Набережные Москвы-реки далеки от идеалов благоустроенного города. Потоки машин отпугивают пешеходов. О многочисленных кафешках, магазинчиках и т.д., расположенных рядом с водой, остается только мечтать. Для души есть лишь рестораны-дебаркадеры. Да и с теми городские власти воюют.
Пресса: Москву-реку виртуально обустроили
Плавучий пляж, надводный бульвар, экологический светофор – эти и другие проекты были представлены на архитектурном конкурсе «Москва-река в Москве», завершившемся в столице.
Пресса: Вдохнуть жизнь в Москву-реку
Столичные власти задались вопросом, как заставить замусоренную реку, в которой страшно даже ловить рыбу, приносить прибыль? В эти дни подводят итоги конкурса на лучший проект по использованию водных ресурсов. Фантазия конкурсантов безгранична - и беспробочное судоходство, и плавучие гостиницы.
Пресса: «Плавучий пляж» победил в конкурсе архитектурных...
В конкурсе «Москва-река в Москве» на создание лучшего архитектурного объекта на воде победил проект «плавучего пляжа». Об этом сообщил сегодня президент Российской академии архитектуры и председатель жюри Александр Кудрявцев.
Пресса: Подход к воде. Транспортная магистраль или плавучий...
Круглый стол под названием «Москва-река как ресурс развития городской жизни» прошел неделю назад в галерее «Вхутемас». Участников (архитекторов, журналистов, критиков) собрали организаторы конкурса «Москва-река в Москве» Центр современной архитектуры и Национальная ассоциация судовладельцев.
Пресса: Москва-река как ресурс развития
В июне будут подведены итоги конкурса «Москва-река в Москве», организованного Ц:СА по заказу Национальной Ассоциации судовладельцев. Куратор конкурса – МААМ. 22 мая в галерее ВХУТЕМАС состоялся круглый стол «Москва-река как ресурс развития городской жизни», приуроченный к конкурсу.
Сценарии для Москвы-реки
В прошедшую пятницу в галерее «ВХУТЕМАС» прошел круглый стол «Москва-река как ресурс развития городской жизни». В нем приняли участие известные московские архитекторы, архитектурные критики, градостроители и представители Национальной Ассоциации судовладельцев, по заказу которой недавно стартовал конкурс на оформление акватории Москвы-реки. А пока архитекторы думают над концепциями, гости круглого стола принялись за обсуждение роли Москвы-реки и возможных сценариев включения ее в жизнь города.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.