Арх Москва light

В ЦДХ открылась «Арх Москва», выставка, которую все уже привыкли считать главным архитектурным событием года.

mainImg

Несколько лет назад она превратилась в фестиваль, а в прошлом году – доросла до звания первой московской биеннале архитектуры. В следующем году тоже будет биеннале, а в этом – некоммерческая программа подчинена девизу ‘Next’ и поиску новых имен. Идея чередовать биеннале с архитектурой молодых принадлежит Владу Савинкину и Владимиру Кузьмину, а в роли куратора программы выступает Барт Голдхоорн, основатель журнала «Проект Россия» и неизменный куратор некоммерческих программ «Арх Москвы» уже три года подряд.

Безусловно, всем было интересно, что же станет с «Арх Москвой» в наше неприятное кризисное время. И надо признать – выглядит она, во всяком случае на первый взгляд, хорошо, даже как будто немного лучше, чем прежде. Как женщина, которой пошла на пользу диета. В последние годы строительный и прочий бум заставлял выставку до некоторой степени «распухать», вытесняя содержательные экспозиции то в подвал, то на улицу под галерею, то еще куда-нибудь. В этом видели экспансию и расширение фестиваля, но было заметно, что хорошо продающиеся коммерческие площади не оставляют места другим, тем, за счет которых «Арх Москва» когда-то (уже достаточно давно) сделала свою славу не просто крупной и столичной, но содержательной и художественной выставки.

Зато сейчас все выглядит гармонично, как будто бы баланс экспозиций опять возвратился внутрь ЦДХ. Удивительно, но коммерческих стендов вполне достаточно – не то, чтобы мало, а в самый раз и они достаточно крупные и броские. Еще более удивительно, что архитектурных стендов в центральной коммерческой части на втором этаже (то есть мастерских, купивших места на выставке) тоже как будто бы много. На самом деле их конечно же меньше, примерно на треть, но главные герои на своих местах, и в общем балансе они занимают как будто бы то же место, что и в прошлом году. Все стало более разреженным, несколько более просторным, но общему впечатлению от выставки это идет на пользу. Она вовсе не стала беднее, а вот благороднее – стала. От архитекторов на открытии можно было услышать, что «Арх Москва» стала «легче». Что же, с таким определением стоит согласиться. ЦДХ перестало быть затесненным, выставки расположились более вольготно, ясно и логично.

Одно из самых заметных мест, при входе на второй этаж, занимает выставка архитектора года Сергея Скуратова. Надо сказать, что экспозицию «архитектора года» устраивают четвертый раз (до этого были Михаил Хазанов, «Меганом», Сергей Киселев), но все время ей доставались неудачные залы – то на ступеньках, то в самом дальнем зале на третьем этаже. А выставка Сергея Скуратова встречает зрителей при входе на второй, главный, этаж ЦДХ. Сразу видно, кто именно здесь архитектор года.

Кроме того, выставка очень удачно организует пространство – здесь Сергей Скуратов определенно поработал как архитектор. Входящего встречает широкий и асимметричный перспективный портал с лаконичной надписью. Он оформляет вход в обширную и высокую гипоскартонную выгородку – выставочный «домик». Внутри – проекты, на внешних стенах – фотографии реализаций. По собственному выражению Сергея Скуратова, проекты это то, что необходимо защищать, поэтому они внутри, а постройки – это уже состоявшиеся вещи, достояние критиков, фотографов и горожан, поэтому они снаружи. К этому можно добавить, что проекты черно-белые, постройки – цветные, хотя и не совсем, в несколько сдержанном скорректированном цвете. Все очень крупно, просторно, заметно и при этом изящно. К выставке выпущен небольшой каталог (предшественники этого не делали) с предисловием Барта Голдхоорна, словом, все исполнено, как полагается. Можно даже сказать, что Сергей Скуратов отнесся к званию архитектора года и к своей выставке особенно серьезно. Впрочем, его экспозиции на Арх Москве и раньше были заметны, хотя и не были такими огромными.

Центральный перекресток среди стендов архитектурных мастерских занимают по большей части известные герои, которые выставляются здесь постоянно: Савинкин&Кузьмин, на сей раз с чем-то похожим на выставку стеклянных скульптур, впрочем, обаятельную; Тимур Башкаев, как всегда с большим и сложным макетом, на сей раз металлическим, подвешенным на леске к потолку; и «Меганом» с макетом театра на Таганке, оранжевым, светящимся, красивым – это наверное самый заметный макет на «Арх Москве», меганомовцы вообще мастера макетов. «Архбабы» принесли три пары цветных женских ног; МАО – большие плакаты и маленькие экранчики с видео. 

В этом году в программе «Арх Москвы» два больших «иностранных дня» и соответственно две крупные экспозиции – Италии и Дании. День Италии намечен на четверг (28 мая), и включает пять мастер-классов итальянских архитекторов и реставраторов. Среди них есть известные: Беньямино Сервино, Паоло Дезидери и Массимо Кармасси, а есть – строящие в России (Данте Бенини, автор Глобал-тауна в Нижегородской области). Масштабная выставка Италии заслуживает называться «павильоном»; она занимает широкий «коридор» вдоль второго этажа. Экспозиция эффектная и дорогая, но тот факт, что она призвана прежде всего рекламировать итальянский камень, образцы которого развешаны по стенам, придает ей сходство с очень большим коммерческим стендом. Впрочем, вероятно, так и есть, только стенд представляет не фирму, а страну.

Экспозиции Дании на третьем этаже, напротив, выглядят вполне концептуально и «некоммерчески». Первая – Instants of architecture (Моменты архитектуры) – пришла на замену ранее высказанной идее организаторов «Арх Москвы». В Москву собирались привезти выставку Датского павильона Венецианской биеннале (посвященную экологии). Но это не случилось, и приехала другая выставка, посвященная Sustainable (устойчивой) архитектуре. Она показывает результаты работы 10 архитектурных бюро на заданную тему. Выставка датско-французская, вначале ее показывали в Париже, потом в Праге, теперь в Москве. По словам организаторов, в каждом городе она выглядит немного по-разному, но главный «несущий» элемент повсюду – ящик для фруктов. В Москве из этих ящиков сложена приятно пахнущая длинная комната, внутри которой – длинный же стол, на нем макеты, на стенах – картинки проектов. Подписи фломастерами на стенах. Все мило и обаятельно, но в содержание – если всерьез – надо вникать, читая привязанные веревками к ящикам толстые книги.

Вторая датская выставка находится рядом, она более забавна, чем глубокомысленна, хотя текстов и здесь предостаточно. Эта экспозиция посвящена тому, как велосипедное движение изменяет город. Правда, она больше похожа на выставку забавных велосипедов – каждый из них с какой-нибудь причудой, настоящая коллекция. Есть велосипеды по старинным моделям, есть несколько моделей с крышей и тремя колесами, один – меховой с рогами. Каждый образец поставлен в картонную коробку с прорезанными круглыми окнами, надписями и фотографиями архитектуры на стенах.
Датская экспозиция будет сопровождаться мастер-классами архитектурных бюро Дании и лекцией о внедрении велосипедной культуры в города.

Основная тема ‘Next’ представлена несколькими экспозициями. Одна из них, пришедшая на смену «Архкаталогу», занимает вестибюль на первом этаже. Здесь представлены работы 24 молодых архитекторов, отобранных в результате конкурса «Новые имена». Авторы этих работ в течение трех дней (по субботу включительно) можно будет увидеть вживую – они будут трудиться прямо на выставке над новыми конкурсными проектами – в самой дальней части третьего этажа (видимо, для того, чтобы творчеству мешали только  те посетители, которые туда доберутся) устроены каморки, компьютеры и мольберты. То, что будет сделано за эти несколько дней, в субботу вначале продемонстрируют, а затем вечером объявят четырех победителей. Четверо поедут в на биеннале Роттердам – и там уже роттердамское жюри выберет одного самого достойного. Он получит собственную персоналку на следующей «Арх Москве», той, которая вторая биеннале. Так по замыслу организаторов на выставке ‘Next’ будет выставляться «взрослый» архитектор, а на биеннале – молодой, чередуясь год за годом.

В программу ‘Next’ входит еще несколько выставок: экспозиция дипломных работ, также отобранных в результате конкурса, и три выставки, посвященные архитектурным школам или методикам преподавания: мастерской Евгения Асса и мастерской ТАФ из МАрхИ, и самарской мастерской Малахова и Репниной. Первая – в зале на втором этаже выставляет четыре студенческих проекта на актуальную тему реконструкции ЦДХ; обсуждение этих проектов состоится в четверг.
Две другие архитектурные школы представлены на так называемом «балконе» по соседству друг с другом – и здесь становится заметно, что они похожи, хотя самарская выставка сделана добротнее и аккуратнее, а выставка мастерской ТАФ – нарочито крупно и широко.

«Арх Москва» всегда вбирала в себя по нескольку «ассоциированных» проектов. В прошлом году по этой части наблюдался некоторый перебор, особенно в связи с выставками Москомархитектуры в здании ГТГ. В этом году все опять же стало спокойнее, остались более привычные партнеры. Это «Архстояние», которое «улетает»: его тема «вне земли». Золотое сечение, выставившее номинантов премии, врученной в начале этой недели, в пятницу будет награждать фаворитов интернет-голосования. Премия «Дом года», голосование по которой еще идет, объявит своих лауреатов в четверг вечером и тоже на «Арх Москве». Выставка зданий-номинантов на премию «Дом года», как московскую, так и проведенную впервые петербуржскую – устроилась на втором этаже прямо на стеклах, что красиво (получается похоже на слайды), но неудобно (солнце светит в глаза).
Там же нашла для себя место и выставка проекта «Города», причем картинки дополнены небольшой экологической акцией – сегодня вечером на открытии проекта можно было посадить семена в подвешенный над полом газон.
Один из новых партнеров «Арх Москвы» – союз архитекторов России, который назвал себя «патроном» мероприятия и впервые организовал здесь свой стенд – в виде арх-кафе на третьем этаже.

Словом, выставка вопреки опасениям не стала беднее, а напротив, как-то «утряслась» и похорошела. Посмотреть есть на что.

Мы планируем дополнительно освещать программу ‘Next’, мастер-классы и лекции.

Выставка продлится до 31 мая.

Арх Москва 2009. Фотографии Ю. Тарабариной
Вход на выставку Сергея Скуратова
Сергей Скуратов на открытии персональной выставки «Архитектор года»
Стенд бюро «Проект Меганом». Макет театра на Таганке
Вход на экспозицию Италии
Экспозиция Дании. «Моменты архитектуры»
Экспозиция Дании. «Моменты архитектуры»
Экспозиция Дании. Велосипеды
Экспозиция Дании. Велосипеды
АрхМосква Next 2009. Выставка «Новые имена»
Выставка премии «Дом года»

28 Мая 2009

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Пресса: «Меня нашли в капусте». Проект гаража в спальном районе
На последней «Арх Москве» гараж архитектора Рустама Керимова (бюро А-ГА) выиграл приз за экологически-рациональный дизайн. Крыша этого паркинга становится не только катком, огородом, бассейном и рынком, но и «клубом знакомств», где можно встретиться, подружиться и даже пожениться.
И снова шахматы
27 октября в ЦДХ состоялось вручение «Премии Авангард». Эта церемония поставила точку в первом общероссийском конкурсе на звание лучшего молодого архитектора страны, который стартовал на «Арх Москве» нынешней весной. Премию в размере 10 тысяч долларов от фонда «Русский авангард» получил Федор Дубинников, ученик Евгения Асса.
Пресса: Интервью Сергея Скуратова журналу "САР"
Один из самых востребованных московских архитекторов, руководитель собственного бюро и «Архитектор года» по версии «Арх Москвы-2008» Сергей Скуратов, по традиции, представит на нынешней «Арх Москве» свою персональную экспозицию. О личном и коллективном, об искусстве и ремесле, об архитектурной моде, экономике и своих пристрастиях - в эксклюзивном интервью Сергея Скуратова.
Пресса: Новые имена или новое поколение?
Минувшая АРХМОСКВА была уникальна, по крайней мере в одном отношении. Впервые за 15 (?) лет АРХМОСКВА от демонстрации достижений отдельных архитекторов перешла к постановке и обсуждению профессиональных проблем (не могу здесь не согласиться с К.Ассом, высказавшим сходную точку зрения на сайте openspace).
Пресса: Инициатива Союза архитекторов
В минувший четверг в рамках программы XIV Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва состоялась общероссийская конференция архитекторов. Обсудить проблемы градостроительства в России - такова была тема конференции - собрались ведущие архитекторы страны, представители Союза архитекторов России и Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).
Пресса: Фиксация перелома. Выставка АрхМосква становится...
«АРХ Москва» — самая тенденциозная выставка архитектуры в России. Куратор, который выбирается организаторами, задает тему, отбирает экспонентов некоммерческих проектов или, как было раньше, участвует в отборе «Архкаталога» (который в этом году был заменен сольной выставкой архитектора года 2008 Сергея Скуратова).
Пресса: Форма любви. Выставка Сергея Скуратова - архитектора...
АРХ Москва 2009 закончилась. Однако выставка архитектора Сергея Скуратова продлена до 6 июня. В прошлом году он был награжден титулом «Архитектор года» и в этом, согласно правилам АРХ Москвы, представил персональную экспозицию.
Пресса: Сказки Андерсена: день Дании на АРХ Москве.
29 мая на АРХ Москве прошел день Дании. Он сложился из презентации выставки «Моменты архитектуры» и лекций четырех датских архитекторов. Датчане поразили проектами дешевого экологичного жилья – прекрасного, как сказки Андерсена, но недоступного в России.
Пресса: Школа общения. Архитектурное образование на "Арх Москве-2009"
Естественное продолжение темы NEXT — образование. В рамках АРХ Москвы показаны три архитектурных школы: московская Мастерская Экспериментального Учебного Проектирования Евгения Асса, Мастерская ТАФ (Театр архитектурной формы) Александра Ермолаева и учебная творческая Мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной из Самары. Школа как архитектурное пространство была осмыслена в лекции финского архитектора Севери Бломштеда.
Пресса: Грамматика стены
В ЦДХ на Крымском валу 27 мая открылась главная ежегодная архитектурная выставка "Арх-Москва". Гостем выставки по приглашению журнала AD стал архитектор Моше Сафди — человек, построивший сегодняшний Иерусалим. О Моше Сафди — Григорий Ревзин.
Пресса: Арх-Москва'09 и велосипеды
Сейчас «Арх-Москва» совсем не та, что раньше. Вроде не хуже прежнего, а соли нет. Ведь что такое была «Арх-Москва» раньше? Это был клуб архитектурной оппозиции Лужкову. Был Лужков и его придворные архитекторы, которые в угоду ему застраивали Москву домами-кренделями, а были честные-благородные архитекторы, которые выставлялись на «Арх-Москве».
Пресса: Архитектура на вырост
Программа «Next!», где представлены молодые дарования, задает тон на XIV Международной выставке архитектуры и дизайна «Арх Москва–2009», открывшейся в ЦДХ.
Пресса: Поколение Next: они будут строить новый мир
Вчера, 27 мая, в Центральном доме художника на Крымском Валу открылась ежегодная выставка «АРХ Москва» – крупнейший в нашей стране смотр в области современной архитектуры. Конечно, экономический кризис, бушующий во всех сферах жизни, не мог не сказаться на тематике и составе экспозиции.
Пресса: Архитектурные рецепты от пробок. XIV Международная...
Думать о будущем, строить по-новому: умно, грамотно, интересно, без ущерба для уже освоенного исторического пространства города, умело и точно вписываться в природный ландшафт, использовать новейшие технологии и экологически чистые материалы" - приблизительно так лаконично и внятно можно охарактеризовать концепцию нынешней архитектурной выставки.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.