Защита по сечению

В среду в Московском доме архитектора прошло обсуждение работ номинантов конкурса «Зололтое сечение-2009». Авторы работ, предварительно отобранных, рассказывали жюри о своих проектах и уже реализованных объектах.

mainImg

Начало лета становится все более напряженным временем для архитекторов. С тех пор, как «Арх Москва» превратилась в фестиваль, к ней стали присоединяться различные уже известные мероприятия: в прошлом году это был (тоже фестиваль) «Под крышей дома», в этом – «Золотое сечение».

Премия союза московских архитекторов, заслужившая прочную профессиональную репутацию за 14 лет своего существования, как известно, уже несколько лет реформируется. Результатом трансформаций стало учреждение молодежной премии «Перспектива», которая, чередуясь со «взрослым» Золотым сечением, состоялась уже дважды. В этом году настала очередь «сечения», но одновременно «Арх Москва» объявила молодежную программу “Next” и получилось немного странно. Впрочем, теперь каждый год молодые архитекторы получат по фестивалю, один год – “Next”, следующий – «Перспектива». А пока лауреаты «Золотого сечения» будут объявлены позднее, чем обычно, и на новом месте – на «Арх Москве».

Это не единственное новшество. Организаторы ввели новую процедуру предварительной открытой «защиты» представленных на премию проектов. Защищаются не все, а только номинанты – в этом году из всех поданных на конкурс было отобрано тринадцать проектов – шесть в разделе постройки и семь в разделе проекты. В прошедшую среду в доме архитекторов состоялись публичные «слушания»: авторы избранных работ рассказывали жюри, а также всем присутствующим (журналистам и прочим зрителям) о своем замысле. Но задавать вопросы имели право только члены жюри. Так они готовились к тому, чтобы определить лауреатов.

Прошедшее 20 мая обсуждение чередовало проекты с постройками, а известных архитекторов – с молодыми авторами. «Защита» началась с проекта кукольного театра в Ханты-Мансийске, архитектурно-художественного объекта, созданного архитектором Асей Мидовой и художником Михаилом Шемякиным. Этот, совершенно «кукольный», театр, архитектурная часть которого перекликается с творчеством Френка Гери, должен стать символом детства и детского творчества для холодного сибирского города, зима в котором длится 9 месяцев в году.

Среди частных жилых домов был выбран дом в поселке Малаховка архитектора Владимира Моргунова, напоминающий горизонтальный небоскреб Эль Лисицкого.
Жюри также отметило комплекс «Времена года» на Кутузовском проспекте, о котором много говорят и пишут в течение последних двух лет, проект, показанный осенью на венецианской биеннале.

Желто-белые панельные дома в 5-м микрорайоне города Видное представлял Александр Скокан. Из его рассказа стало ясно, что это первый жилой комплекс для этого района из задуманных шести, и пока другие не построены, именно он определяет внешний вид города с автомагистрали. Второй объект «Остоженки», уже в разделе проекты – это градостроительная концепция микрорайона «АванГрад» в городе Омске. Новый микрорайон предполагается построить на месте ныне существующей деревни Большая Островка, освоение которой стало возможным благодаря новому мосту, соединяющему деревню с городом Омском. Для того, чтобы предотвратить хаотичную точечную застройку, была разработана общая градостроительная концепция района, которая, однако, предполагает сохранение частных домов «особо настойчивых жильцов».

Особняком среди номинированных объектов стоит банный комплекс «Крыша мира», полностью деревянное здание, в планировке напоминающее древнегреческий периптер, с круговым обходом, колоннами  и плоской крышей. Когда об этом комплексе рассказывал его автор Николай Белоусов, в первый и единственный раз за все время обсуждения возникло ощущение, что для архитектора эта постройка – целый мир, и название «Крыша мира», вероятно, отражает это очень отчетливо.

«Защита» сопровождалась выставкой. 19 мая, за день до обсуждения, в фойе Центрального дома архитектора открылась экспозиция всех работ, представленных на конкурс. Планшеты с проектами и постройками сгруппированы по типологии, хотя вряд ли увязаны в единую систему. Соединенные в изогнутые змейки под углом друг к другу, и расположенные рядами, они образовали тесноватые узкие коридорчики, по которым следовало проходить посетителям.

Проходя по извилистым «улочкам» между планшетами выставки, можно было  удивиться разнообразию работ, которые так и не стали номинантами конкурса. Среди них были градостроительные проекты, общественные здания, частные дома,  и даже реставрация домов XIX века и храмов. Если пофантазировать и представить себя в роли члена жюри «Золотого сечения», то лично я выбрала бы три проекта – Олимпийский маяк и Термитник (архитекторы Усов Я.Ю., Сазонова И., Никитин А.), а также Fleur House (архитекторы Бурханов Ю. Г., Соколова Н. В.). Олимпийский маяк – это одно из многочисленных предложений для предолимпийского Сочи, представляющее собой стеклянный стержень, обвитый двумя спиралями-пандусами, по краям которых высажены деревья. Функциональные объемы здесь располагаются в стеклянных сферах, вынесенных из основного стержня в разные стороны. Второй проект, тех же авторов, что и предыдущий, «Термитник», офисный комплекс в Рио-де-Жанейро. Мощная образность внешней оболочки здания действительно напоминает постройки термитов и заставляет сопоставить трудолюбие термитов с работой тех людей, которые будут приходить в это офисное здание. Fleur House также наполнен символикой, но более романтичной – это цветок, где различные по функции пространства-лепестки соединяются центральным атриумом. Авторы проекта утверждают, что архитектура должна дарить людям «любовь, добро и красоту». Чем ни готовый манифест для нового течения в архитектуре?!

Обсуждение проектов-номинантов на конкурс «Золотое сечение-2009» проходило в рабочей атмосфере и очень напоминало студенческие семинары в архитектурном институте, где студенты выходят к доске и отчитывается о проделанной работе. Только здесь среди участников «защиты» выступали не только начинающие, но и именитые архитекторы. Выслушав всех авторов, жюри конкурса удалилось на совещание, по итогам которого будут выбраны лучшие проекты и постройки 2007-2009 годов. Торжественное объявление победителей и вручение премии «Золотое сечение-2009» состоится 25 мая.

Владимир Плоткин представляет жюри «Времена года». Фотографии Анны Герасименко

22 Мая 2009

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Пресса: "Золотое сечение" коснулось ЦНРПМ
Премию «Золотое сечение» - одну из самых престижных и популярных наград в архитектуре, получил проект реставрации Марфо-Мариинской обители Покровского собора. Почти 10 лет над проектом работала архитектурная проектная мастерская №2.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.