Начало лета становится все более напряженным временем для архитекторов. С тех пор, как «Арх Москва» превратилась в фестиваль, к ней стали присоединяться различные уже известные мероприятия: в прошлом году это был (тоже фестиваль) «Под крышей дома», в этом – «Золотое сечение».
Премия союза московских архитекторов, заслужившая прочную профессиональную репутацию за 14 лет своего существования, как известно, уже несколько лет реформируется. Результатом трансформаций стало учреждение молодежной премии «Перспектива», которая, чередуясь со «взрослым» Золотым сечением, состоялась уже дважды. В этом году настала очередь «сечения», но одновременно «Арх Москва» объявила молодежную программу “Next” и получилось немного странно. Впрочем, теперь каждый год молодые архитекторы получат по фестивалю, один год – “Next”, следующий – «Перспектива». А пока лауреаты «Золотого сечения» будут объявлены позднее, чем обычно, и на новом месте – на «Арх Москве».
Это не единственное новшество. Организаторы ввели новую процедуру предварительной открытой «защиты» представленных на премию проектов. Защищаются не все, а только номинанты – в этом году из всех поданных на конкурс было отобрано тринадцать проектов – шесть в разделе постройки и семь в разделе проекты. В прошедшую среду в доме архитекторов состоялись публичные «слушания»: авторы избранных работ рассказывали жюри, а также всем присутствующим (журналистам и прочим зрителям) о своем замысле. Но задавать вопросы имели право только члены жюри. Так они готовились к тому, чтобы определить лауреатов.
Прошедшее 20 мая обсуждение чередовало проекты с постройками, а известных архитекторов – с молодыми авторами. «Защита» началась с проекта кукольного театра в Ханты-Мансийске, архитектурно-художественного объекта, созданного архитектором Асей Мидовой и художником Михаилом Шемякиным. Этот, совершенно «кукольный», театр, архитектурная часть которого перекликается с творчеством Френка Гери, должен стать символом детства и детского творчества для холодного сибирского города, зима в котором длится 9 месяцев в году.
Среди частных жилых домов был выбран дом в поселке Малаховка архитектора Владимира Моргунова, напоминающий горизонтальный небоскреб Эль Лисицкого.
Жюри также отметило комплекс «Времена года» на Кутузовском проспекте, о котором много говорят и пишут в течение последних двух лет, проект, показанный осенью на венецианской биеннале.
Желто-белые панельные дома в 5-м микрорайоне города Видное представлял Александр Скокан. Из его рассказа стало ясно, что это первый жилой комплекс для этого района из задуманных шести, и пока другие не построены, именно он определяет внешний вид города с автомагистрали. Второй объект «Остоженки», уже в разделе проекты – это градостроительная концепция микрорайона «АванГрад» в городе Омске. Новый микрорайон предполагается построить на месте ныне существующей деревни Большая Островка, освоение которой стало возможным благодаря новому мосту, соединяющему деревню с городом Омском. Для того, чтобы предотвратить хаотичную точечную застройку, была разработана общая градостроительная концепция района, которая, однако, предполагает сохранение частных домов «особо настойчивых жильцов».
Особняком среди номинированных объектов стоит банный комплекс «Крыша мира», полностью деревянное здание, в планировке напоминающее древнегреческий периптер, с круговым обходом, колоннами и плоской крышей. Когда об этом комплексе рассказывал его автор Николай Белоусов, в первый и единственный раз за все время обсуждения возникло ощущение, что для архитектора эта постройка – целый мир, и название «Крыша мира», вероятно, отражает это очень отчетливо.
«Защита» сопровождалась выставкой. 19 мая, за день до обсуждения, в фойе Центрального дома архитектора открылась экспозиция всех работ, представленных на конкурс. Планшеты с проектами и постройками сгруппированы по типологии, хотя вряд ли увязаны в единую систему. Соединенные в изогнутые змейки под углом друг к другу, и расположенные рядами, они образовали тесноватые узкие коридорчики, по которым следовало проходить посетителям.
Проходя по извилистым «улочкам» между планшетами выставки, можно было удивиться разнообразию работ, которые так и не стали номинантами конкурса. Среди них были градостроительные проекты, общественные здания, частные дома, и даже реставрация домов XIX века и храмов. Если пофантазировать и представить себя в роли члена жюри «Золотого сечения», то лично я выбрала бы три проекта – Олимпийский маяк и Термитник (архитекторы Усов Я.Ю., Сазонова И., Никитин А.), а также Fleur House (архитекторы Бурханов Ю. Г., Соколова Н. В.). Олимпийский маяк – это одно из многочисленных предложений для предолимпийского Сочи, представляющее собой стеклянный стержень, обвитый двумя спиралями-пандусами, по краям которых высажены деревья. Функциональные объемы здесь располагаются в стеклянных сферах, вынесенных из основного стержня в разные стороны. Второй проект, тех же авторов, что и предыдущий, «Термитник», офисный комплекс в Рио-де-Жанейро. Мощная образность внешней оболочки здания действительно напоминает постройки термитов и заставляет сопоставить трудолюбие термитов с работой тех людей, которые будут приходить в это офисное здание. Fleur House также наполнен символикой, но более романтичной – это цветок, где различные по функции пространства-лепестки соединяются центральным атриумом. Авторы проекта утверждают, что архитектура должна дарить людям «любовь, добро и красоту». Чем ни готовый манифест для нового течения в архитектуре?!
Обсуждение проектов-номинантов на конкурс «Золотое сечение-2009» проходило в рабочей атмосфере и очень напоминало студенческие семинары в архитектурном институте, где студенты выходят к доске и отчитывается о проделанной работе. Только здесь среди участников «защиты» выступали не только начинающие, но и именитые архитекторы. Выслушав всех авторов, жюри конкурса удалилось на совещание, по итогам которого будут выбраны лучшие проекты и постройки 2007-2009 годов. Торжественное объявление победителей и вручение премии «Золотое сечение-2009» состоится 25 мая.