Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
0
«Северсталь» производит сталь и металлопрокат более 60 лет, в портфолио компании – объекты такого уровня как Западный скоростной диаметр, «Лахта Центр», стадионы Чемпионата мира по футболу 2018, «Сколково», Русский мост. В этом году компания, отвечая на запросы рынка, запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Покрытые слоем искусственно контролируемой «ржавчины», эти поверхности устойчивы к внешним воздействиям – и обладают живой естественной фактурой и цветом, который со временем набирает глубину. 
  • zooming
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

 
 
Один из недавних объектов, на фасадах которого использована атмосферостойкая сталь Forcera – физкультурный комплекс в Стрельне, на территории ЖК Veren Village, недавно отмеченном общероссийской архитектурной премией «Хрустальный Дедал». 


Первоначальный проект предполагал облицовку из композитных панелей, имитирующих цвет и фактуру дерева, однако заказчик остановился на атмосферостойкой стали.  Для 545 м2 фасадов была использована Forcera, а ламели обшиты листами из стали Cor-Ten – такое совмещение продуктов сделало объект еще более интересным с точки зрения архитектуры. Скульптурный и яркий объем ФОК выделяется на фоне домов с кирпичными фасадами и кровлей из фальцевого металла, играя роль локальной доминанты, не подавляющей свое окружение. 

Раис Баишев, Елена Копытова,
АБ «Остоженка»:
zooming

«Да, первоначально мы планировали фасады из композитного материала с фактурой дерева. Но считаем решение, принятое заказчиком Veren Village, неожиданным и приятным подарком. Нам, авторам проекта, понравился результат – атмосферостойкая сталь обладает привлекательной фактурной, живой и яркой поверхностью. Разнообразная «бархатная» облицовка акцентировала форму, объем стал более цельным, лучше проявилось его отличие от жилых домов комплекса. Здание привлекает взгляды, создает удачный контраст и повышает визуальное качество среды в целом. 

Надо сказать, это один из редких случаев, когда решение о смене материала, принятое в процессе реализации проекта, оказало позитивное влияние на результат. Как известно, нередко процесс идет по пути экономии, причем баланс стоимости и ущерба оказывается негативным: сэкономили чуть-чуть, а испортили много. В данном случае получилось наоборот – это радует». 
  • zooming
    1 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

***

Российская атмосферостойкая сталь: технология

Отличие российской атмосферостойкой стали компании «Северсталь» от зарубежных аналогов, прежде всего, в сырье. Производитель использует местную железную руду, кокс собственного производства, известняк и легирующие элементы, технология же соответствует российским и международным стандартам. «Северсталь» предлагает различные марки атмосферостойкой стали, среди которых:
  • горячекатаный прокат 14ХГНДЦ, произведен по стандарту ГОСТ: толщина 2,0-50,0 мм, крупная текстура патины, подходит для инфраструктурных объектов;
  • горячекатаный травленый прокат А606, произведен по американскому стандарту ASTM: толщина 2,0-5,2 мм, мелкая текстура патины, используется в архитектурных и художественных проектах;
  • холоднокатаный прокат А606 марка стали 45, произведен по стандарту СТО: толщина 0,5-3,0 мм, мелкая текстура патины, наилучшим образом подходит для внешней и внутренней отделки зданий.
Патинированная сталь в России: микроистория
В нашей стране атмосферостойкую сталь начали применять в 2000-е годы, и одним из первых авторов, открывших для себя и горожан возможности этого материала, был Сергей Скуратов.
Жилой Комплекс «Арт хаус»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Дом Art House (2006–2012) в Тессинском переулке непротиворечиво сочетает рельефный и многотоновый кирпич ручной работы – на нем так живописно лежит снег зимой – и кортеновую поверхность въезда в парковку, вентвыхода подземного пространства и подпорной стенки со стороны Тессинского переулка. Архитектор подчеркивает, что выбор такого сочетания был нацелен на максимальную брутальность, «лофтовость» дома в ответ на его артхаусное название. Требовалось создать живую, сложную и в то же время не-гламурную поверхность.
  • zooming
    Жилой Комплекс «Арт хаус»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Жилой Комплекс «Арт хаус»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Затем, что, если говорить о работах Сергея Скуратова, среди них встречаются как вкрапления «ржавчины» в малых формах – к примеру в ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках: здесь, в частности, на кортеновой стеле при входе на внутреннюю площадь разместилась редкая для московской архитектуры вещь – подпись архитектора. Это справедливо, она там должна быть, поскольку комплекс – едва ли не первый из московских ЖК со сложным, многоуровневым общественным пространством, в котором приватные зоны сочетаются с городскими в рамках достаточно сложной, но продуманной многоуровневой режиссуры. Кортеновые стелы здесь поддерживают «дорогу в школу» – легкий навесной переход, связывающий в верхнем уровне все дворы. Кортен предполагался в нижнем ярусе здания школы Садовых кварталов – в последнем конкурсном варианте 2020 года. 
  • zooming
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография: предоставлена АБ Сергей Скуратов architects
  • zooming
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография: предоставлена АБ Сергей Скуратов architects

Очень много кортена предполагал проект ГМИИ имени А.С. Пушкина, предложенный Сергеем Скуратовым на конкурсе 2014 года. В 2015–2016 появляется проект «самого кортенового» дома в лоте №2 на бульваре ЗИЛАРТа: фасад одного из корпусов полностью кортеновый, и снаружи, и со двора. 
Жилой комплекс ЗИЛАРТ, лот №2. Сталь SSAB
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс ЗИЛАРТ, лот №2. Сталь SSAB
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS

В лоте №1 из кортена – «хвост кометы», часть восточного фасада: поначалу она была совершенно оранжевой. Там же из «заржавленного железа» исполнен очень любопытный козырек над въездом в парковку, с крупными конусными фонарями, верхнюю часть которых можно увидеть по дворе. Под этим козырьком нередко проводят фотосессии, настолько оригинальным получилось пространство. 
  • zooming
    Садовые кварталы, лот №1. Сталь SSAB
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Садовые кварталы, лот №1, въезд в подземную парковку и фонари верхнего света в кортене. Сталь SSAB
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS

Безусловно, кортен – очень выигрышный материал. Я полюбил его давно – когда увидел скульптуры Ричарда Серра в музее Гуггенхайма и его же гигантские объекты в Париже. И работы с металлом Ансельма Кифера. Материал выразительный, глубокий, цвет и фактура меняются на протяжении жизни и в то же время сохраняют, в определенных рамках, заданный первоначально тон.
 
С моей точки зрения кортен – прежде всего материал современного искусства, абстрактной скульптуры, живописи и объектов. Можно, вероятно, сказать, что он приближает архитектуру к современному искусству, усложняет ракурс, позволяет уйти от прямолинейного высказывания. Поверхность меняется, живет, эта жизнь оставляет следы, как-то «документируется». Один цвет смешивается с другим, возникают случайные линии, пятна. Есть художники, которые выстраивают свои объекты на таком смешении оттенков. Иногда это бывает очень интересно.

Мне не нравится глянец и не нравится полированная сталь. Мне ближе живые поверхности, способные развиваться, добавлять живописные оттенки, лессировки. В которых, скажем так, содержится будущая жизнь и потенциал – пусть нюансированных – но трансформаций. Вспоминается из детства: чуть наклонная ржавая поверхность, покрытая снегом или льдом. Она похожа на кору старого дерева; это сильное тактильное переживание – когда проводишь рукой по холодной поверхности и пальцы цепляются, под снегом, за шершавую ржавчину. Или вытаскиваешь, с некоторым усилием, некую ржавую железяку из-под снега. В нем есть ностальгия – не зря на протяжении второй половины XX века ржавчину связывали не только со старением, но и с воспоминанием как таковым, и с вечностью... Этот, образно говоря, «траченый временем» материал осмысленно появляется там, где автору хочется сказать и сделать нечто большее, нежели просто предъявить миру полезность и уместность.
 
С другой стороны, атмосферостойкая сталь материал сложный, капризный, для архитектора – подчас непредсказуемый. Он требует ответственности, культуры и опыта работы: как от автора проекта, так и от исполнителя. Необходимо много внимания и усилий при авторском надзоре. Образец, который производитель показывает при выборе материала, не всегда точно соответствует тому, что мы получаем в итоге. Нужно прогнозировать, оценивать вероятности, наблюдать и контролировать, не забывать о том, что ты отвечаешь за то, что получится в результате. Иными словами, если работаешь с этим материалом, важно приложить максимум сил, знаний и опыта для того, чтобы объект, в конечном счете, ответил ожиданиям автора.

Однако есть и практические плюсы: лист толщиной 2 см может служить одновременно финишным элементом фасада и его конструктивной основой, он не требует дополнительного каркаса, в отличие от тонкой полированной стали или алюминия.

  • zooming
    1 / 3
    Объект Ричарда Серра в музее Гуггенхайма
    Фотография © Сергей Скуратов
  • zooming
    2 / 3
    Объект Ричарда Серра в музее Гуггенхайма
    Фотография © Сергей Скуратов
  • zooming
    3 / 3
    Объект Ричарда Серра в музее Гуггенхайма
    Фотография © Сергей Скуратов

 
Пламя: как рождается атмосферостойкая сталь

В целом процесс изготовления атмосферостойкой стали такой же, как и обычной: сначала производится чугун – железная руда, кокс, известняк нагреваются в доменной печи до температуры 2000°C. Затем в конвертерной печи варится сталь, разливается в слябы, раскатывается в лист. Свои особенные свойства материал приобретает благодаря химическому составу и виду термической и механической обработки.

При упоминании атмосферостойкой стали зачастую на ум приходит всем известная нержавейка, которая используется для производства пищевого оборудования, бытовой техники, столовых приборов, хирургических инструментов. Но она значительно отличается по химическому составу. Привычная нержавеющая сталь содержит до 25%  «не железных» компонентов – хрома, никеля, титана. Атмосферостойкие стали – низколегированные. Они содержат менее 0,2% углерода и в общей сложности менее 5% легирующих элементов – меди, хрома, никеля, фосфора, кремния и марганца. Как и обычные углеродистые стали, атмосферостойкие окисляются, но благодаря химическому составу это процесс происходит гораздо медленнее и в какой-то момент останавливается. 
zooming
Арт-объект «Котенок с мячом», художник и скульптор Дмитрий Нечепуренко. Сталь Forcera
© Изображение предоставлено «Северсталь»
Арт-объект «Котенок с мячом», художник и скульптор Дмитрий Нечепуренко. Сталь Forcera
© Изображение предоставлено «Северсталь»
Оттенить реальность
И все же самое распространенное применение кортена – в малых формах и даже интерьерах. Самым свежим примером может служить общественное пространство в первом ярусе Центра «Зотов», ранее хлебозавода №5, а теперь центра исследования конструктивизма. Его интерьер реставрирован по руководством Сергея Чобана, который поставил перед собой задачу максимально сохранить все внутри на дату начала работы – 2018 год, добавив лишь необходимое. В хлебозаводе перфорированная кортеновая стена скрывает ядро, в котором расположено инженерное, в том числе вентиляционное, оборудование – техника, необходимая для работы музейного пространства. Кроме того бархатистая кортеновая фактура оттеняет натурально-исторические, во множестве заплаток, кирпич и бетон стен и полотка: будучи в основе своей брутальным материалом, он между тем парадоксально актуален, по-современному гламурен и хорошо подходит для центра, связанного с исследованием истории искусства модернизма. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов»
Фотография: Архи.ру
Центр изучения конструктивизма «Зотов»
Фотография: Архи.ру
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Сергей Чобан, между тем, как мы помним, автор второго во времени и самого крупного по размерам здания с кортеновыми фасадами – БК «Феррум» в Петербурге. Он состоит из двух корпусов, выстроенных неподалеку от БЦ «Бенуа», который когда-то прославил Сергея Чобана в России, здания с фасадами из стекла, на которое методом шелкографии были нанесены эскизы театральных костюмов Александра Бенуа. 

БЦ «Феррум», завершенный в 2021 году, не менее оригинален, но еще и экспрессивно брутален: два его корпуса 4500 м2 и 11 000 м2, оплетены рельефной сеткой объемных, крупных кортеновых полос. Пройти мимо такого здания, на заинтересовавшись, невозможно: оно активнейшим образом работает с пространством вокруг себя, оно скульптурно.

«Управляемая ржавчина» хорошо оттеняет многоцветье ближайших построек (их автор тоже Сергей Чобан) – в то время как золотистая поверхность входных лоджий, в свою очередь, уравновешивает кортен. Снаружи он, получается, заводской – ржавый, но на срезе-то золотой. 
  • zooming
    1 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    2 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    3 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    4 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    5 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    6 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    7 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten

Одно из основных преимуществ кортена для меня как для архитектора заключается в том, что он изначально обладает живой неоднородной поверхностью, которую другие материалы приобретают только с течением длительного времени. Бархатность, мягкость тональных переходов хорошо сочетаются с любой формой объекта.

Использование кортена уместно везде, в интерьере и ландшафте, на фасадах зданий. Но, безусловно, применение этого материала необходимо каждый раз обосновывать – например, скульптурной формой поверхности или определенными смысловыми параллелями. Этот материал – сильное и иногда даже слишком плакатное средство, и при поспешном и чересчур повсеместном употреблении его применение может казаться данью моде.

 
Химия: патина в оттенках дождя

Атмосферостойкая сталь поставляется в виде рулона, ленты или листа – и на строительной площадке ее сложно отличить от обычной стали. Трансформация происходит позже: под естественным воздействием осадков, влажности, примесей в воздухе.

Под влиянием различных  факторов на поверхности стали образуется слой гидрата окиси железа, то есть ржавчины. У обычной стали этот слой пористый, а скорость окисления со временем увеличивается и приводит к полному разрушению металла.

У атмосферостойкой стали все наоборот: скорость коррозии в определенный момент замедляется до нанопоказателей, а слой ржавчины превращается в барьер, который надежно защищает «сердцевину» от кислорода, влаги и грязи. Это происходит за счет обогащения оксида железа сульфатами тех самых легирующих элементов: меди никеля или хрома. 
cic =

Ирина Ванхонен, эксперт компании «Северсталь»

У каждого элемента своя роль. Медь повышает адгезию, прочность и эластичность патины. Фосфор действует как катализатор для меди и повышает начальную реакционную способность атмосферостойких сталей, что приводит к равномерному распределению коррозии без пятен, придает патине однородный вид, а также ускоряет «заживление» при случайном повреждении оксидного слоя. Хром и никель способствуют образованию нерастворимых основных сульфатов, которые снижают пористость оксидного слоя, обеспечивая защиту базовой поверхности металла от воды и кислорода. Хром, никель и кремний также улучшают механические характеристики стальной основы.

Для формирования патины требуется чередование влажной и сухой погоды. Влага способствует созданию оксидного слоя, а в результате его высыхания образуется стойкий слой с низкой проницаемостью – защитная патина. Ее внешний вид зависит от времени, температуры, влажности, концентрации в воздухе диоксида серы и хлоридов. В городских условиях, например, патина приобретает более темный цвет, а поверхности, подверженные воздействию непогоды, будут иметь более мелкое зерно, чем защищенные. Промышленные выбросы и выхлопы увеличивают скорость развития патины, поскольку, оседая на поверхности металла, они удерживают влагу и соли. Также ускорить процесс патинирования можно с помощью химической обработки. 

Как показывают исследования, проведенные в различных научных институтах, в первые три года эксплуатации толщина листа атмосферостойкой стали теряет с внешней стороны не более 18 микрон, далее потеря снижается до 2 микрон в год. Для досконального изучения свойств материала «Северсталь» проводит совместные испытания с Московским институтом стали и сплавов, Санкт-Петербургским политехническим университетом, ЦНИИПСК имени Мельникова. 

Узнать больше о производстве, свойствах атмосферостойкой стали и нюансах ее эксплуатации можно из вебинара и презентации, подготовленных компанией «Северсталь». 
Детали в пространстве
Одна из самых благодарных сфер применения кортена – ландшафт. Он естественен по определению, следы потоков дождя в окружении растений выглядят правильно. Одним из первых в России кортен использовал Юрий Григорян – к примеру, в Гончаровском парке-сквере, где из атмосферостойкой стали сделан все входы и тонкий лепесток техпомещения; в корке зимнего льда он удивительно устойчив. Работа того же автора – амфитеатр в начале набережной ЗИЛАРТа.
Техпомещение в Гончаровском парке. Авторы проекта благоустройства – АБ Меганом
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Техпомещение в Гончаровском парке. В корке зимнего льда особенно эффектно. Авторы проекта благоустройства – АБ Меганом
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другой пример, чуть более поздний – парк Тюфелева роща в ЗИЛАРТе, предложенный Джери ван Эйком. Его по периметру опоясывает брутальная, с острыми носами по краям, структура из кортена – не навес и на большем протяжении даже не дорожка для прогулок, а просто «ржавый скелет», объединяющий, тем не менее, парк своим парадоксальным хребтом. 
Парк Тюфелева роща, 2019. i!melk; Джери ван Эйк
Фотография: Архи.ру

Атмосферостойкая сталь все чаще используют и при создании малых форм: пространство «Брусницын» в Петербурге украшает фигура «рыжего» слона, вход в соседний Севкабель порт отмечает портал из кортена, скульптуры «Шишка» можно заметить в Иннополисе и многих других городах. Эффектно смотрятся плоские или ландшафтные перфорированные фигуры, а также поверхности, обработанные лазерной резкой. 
Ландшафтные скульптуры из стали Forcera
© Изображение предоставлено «Северсталь»

А чего стоит недавняя инсталляция в городе Сянъян, изображающая с помощью заржавленной поверхности стали следы от протекторов на дороге, полной грязи, который в Сянъяне уже, видимо, мало. 
Объект паблик-арта «Отпечаток» / Imprint
Фотография © Jin Weiqi. Предоставлено Field Conforming Studio
Объект паблик-арта «Отпечаток» / Imprint
Фотография © Jin Weiqi. Предоставлено Field Conforming Studio
Атмосферостойкую сталь благодаря ее фактуре используют в качестве акцента в интерьерных проектах. В ресторане Cho, спроектированном бюро KIDZ, внимание притягивают объемные панели с тремя цветами оксидирования: желтоватым, коричневым и насыщенно-темным. В кафе «Слой», расположенном в БЦ Ferrum, лента из стали дает парадоксальное сочетание легкости и брутальности. По словам архитекторов, фактура атмосферостойкой стали не надоедает, поскольку меняется с каждым сезоном и в зависимости от освещения. 
Карта из стали Forcera и стабилизированного мха, изготовленная компанией Steelmasters
© Изображение предоставлено Steelmasters

Далее мы бы хотели дать слово еще нескольким архитекторам, которые в своих проектах используют атмосферостойкую сталь.  
cic =

Петр Советников и Вера Степанская, Katarsis Architects

У нас в стране ржавое всегда смотрится органично, и мы бы хотели использовать сталь Forcera в своих проектах как можно чаще. Правда пока, к сожалению, у нас был только один случай, когда довелось столкнуться с этим замечательным материалом на практике.

Проект смотровой площадки в виде креста, расположенной в Мурманске, на сопке с панорамным видом на порт, должен стать не только знаковым местом для этого фантастического города, но и мостом между небом и землей, средством общения со Вселенной и символом надежды. Проект пока не реализован, но мы уверены в его воплощении в будущем.
 
Опыт проектирования с использованием атмосферостойкой стали сам по себе увлекателен. Тонкостей много – это и несовместимость с черным металлом (сварку с каркасом, при его наличии, стоит делать через нержавейку), и специфика хранения и монтажа, и специальные сварочные присадки, и сертифицированный крепеж. В общем, при проектировании, стоит особенно тщательно продумывать все узлы. Это вещь не так проста, как может показаться.

Но результат однозначно стоит потраченных усилий, потому что в конечном итоге материал может жить очень долго, красиво старея.

  • zooming
    1 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis
  • zooming
    2 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis
  • zooming
    3 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis
  • zooming
    4 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis

cic =

Мария Яско, архитектор

Сталь как рабочий материал очень интересна. На мой взгляд, архитекторы будут сохранять дружественный настрой по отношению к ней долгое время – за возможность реализовывать объемные композиции не только прямых, но и плавных форм, а также за эстетическую ценность.

Внешний виду стойкого, подлинного материала вызывает у архитекторов искреннюю любовь, сравнимую разве что с чувствами по отношению к бетону. В первую очередь интересно использовать большое количество открытого материала, который сам по себе очень выразителен. Но и способы обработки стыков могут работать на образ, меняясь от заводской аккуратности до продуманной небрежности, которой можно добиться ручной обработкой в мастерской. Несмотря на то, что сталь – материал довольно грубый, при определенном подходе и подаче она производит впечатление чего-то живого и настоящего.

  • zooming
    1 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско
  • zooming
    2 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско
  • zooming
    3 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско
  • zooming
    4 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско

cic =

Дарья Мирошниченко, АБ KLAUZURA

Бюро KLAUZURA использовало кортен в одном из проектов по реновации. Очень увлекательно следить за старением этого живого и неоднородного материала, который обогащает архитектурные элементы. При этом кортен очень устойчив к различным погодным условиям и долговечен, что тоже важно при реализации проектов. Он может использоваться без дополнительной защиты в условиях атмосферного воздействия. Благодаря образованию на поверхности патины такая сталь даже без дополнительного покрытия обладает исключительными антикоррозионными свойствами. 

Проект реновации
© Изображение предоставлено KLAUSURA

Поставщики, технологии

Северсталь

16 Августа 2022

Юлия Тарабарина Алёна Кузнецова

Авторы текста:

Юлия Тарабарина, Алёна Кузнецова
Северсталь: другие статьи и новости
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.