Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
«Северсталь» производит сталь и металлопрокат более 60 лет, в портфолио компании – объекты такого уровня как Западный скоростной диаметр, «Лахта Центр», стадионы Чемпионата мира по футболу 2018, «Сколково», Русский мост. В этом году компания, отвечая на запросы рынка, запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Покрытые слоем искусственно контролируемой «ржавчины», эти поверхности устойчивы к внешним воздействиям – и обладают живой естественной фактурой и цветом, который со временем набирает глубину. 
  • zooming
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

 
 
Один из недавних объектов, на фасадах которого использована атмосферостойкая сталь Forcera – физкультурный комплекс в Стрельне, на территории ЖК Veren Village, недавно отмеченном общероссийской архитектурной премией «Хрустальный Дедал». 


Первоначальный проект предполагал облицовку из композитных панелей, имитирующих цвет и фактуру дерева, однако заказчик остановился на атмосферостойкой стали.  Для 545 м2 фасадов была использована Forcera, а ламели обшиты листами из стали Cor-Ten – такое совмещение продуктов сделало объект еще более интересным с точки зрения архитектуры. Скульптурный и яркий объем ФОК выделяется на фоне домов с кирпичными фасадами и кровлей из фальцевого металла, играя роль локальной доминанты, не подавляющей свое окружение. 

Раис Баишев, Елена Копытова,
АБ «Остоженка»:
zooming

«Да, первоначально мы планировали фасады из композитного материала с фактурой дерева. Но считаем решение, принятое заказчиком Veren Village, неожиданным и приятным подарком. Нам, авторам проекта, понравился результат – атмосферостойкая сталь обладает привлекательной фактурной, живой и яркой поверхностью. Разнообразная «бархатная» облицовка акцентировала форму, объем стал более цельным, лучше проявилось его отличие от жилых домов комплекса. Здание привлекает взгляды, создает удачный контраст и повышает визуальное качество среды в целом. 

Надо сказать, это один из редких случаев, когда решение о смене материала, принятое в процессе реализации проекта, оказало позитивное влияние на результат. Как известно, нередко процесс идет по пути экономии, причем баланс стоимости и ущерба оказывается негативным: сэкономили чуть-чуть, а испортили много. В данном случае получилось наоборот – это радует». 
  • zooming
    1 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 6
    Физкультурно-оздоровительный комплекс в Стрельне. Атмосферостойкая сталь Forcera, концерн «Северсталь»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

***

Российская атмосферостойкая сталь: технология

Отличие российской атмосферостойкой стали компании «Северсталь» от зарубежных аналогов, прежде всего, в сырье. Производитель использует местную железную руду, кокс собственного производства, известняк и легирующие элементы, технология же соответствует российским и международным стандартам. «Северсталь» предлагает различные марки атмосферостойкой стали, среди которых:
  • горячекатаный прокат 14ХГНДЦ, произведен по стандарту ГОСТ: толщина 2,0-50,0 мм, крупная текстура патины, подходит для инфраструктурных объектов;
  • горячекатаный травленый прокат А606, произведен по американскому стандарту ASTM: толщина 2,0-5,2 мм, мелкая текстура патины, используется в архитектурных и художественных проектах;
  • холоднокатаный прокат А606 марка стали 45, произведен по стандарту СТО: толщина 0,5-3,0 мм, мелкая текстура патины, наилучшим образом подходит для внешней и внутренней отделки зданий.
Патинированная сталь в России: микроистория
В нашей стране атмосферостойкую сталь начали применять в 2000-е годы, и одним из первых авторов, открывших для себя и горожан возможности этого материала, был Сергей Скуратов.
Жилой Комплекс «Арт хаус»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Дом Art House (2006–2012) в Тессинском переулке непротиворечиво сочетает рельефный и многотоновый кирпич ручной работы – на нем так живописно лежит снег зимой – и кортеновую поверхность въезда в парковку, вентвыхода подземного пространства и подпорной стенки со стороны Тессинского переулка. Архитектор подчеркивает, что выбор такого сочетания был нацелен на максимальную брутальность, «лофтовость» дома в ответ на его артхаусное название. Требовалось создать живую, сложную и в то же время не-гламурную поверхность.
  • zooming
    Жилой Комплекс «Арт хаус»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Жилой Комплекс «Арт хаус»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Затем, что, если говорить о работах Сергея Скуратова, среди них встречаются как вкрапления «ржавчины» в малых формах – к примеру в ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках: здесь, в частности, на кортеновой стеле при входе на внутреннюю площадь разместилась редкая для московской архитектуры вещь – подпись архитектора. Это справедливо, она там должна быть, поскольку комплекс – едва ли не первый из московских ЖК со сложным, многоуровневым общественным пространством, в котором приватные зоны сочетаются с городскими в рамках достаточно сложной, но продуманной многоуровневой режиссуры. Кортеновые стелы здесь поддерживают «дорогу в школу» – легкий навесной переход, связывающий в верхнем уровне все дворы. Кортен предполагался в нижнем ярусе здания школы Садовых кварталов – в последнем конкурсном варианте 2020 года. 
  • zooming
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография: предоставлена АБ Сергей Скуратов architects
  • zooming
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография: предоставлена АБ Сергей Скуратов architects

Очень много кортена предполагал проект ГМИИ имени А.С. Пушкина, предложенный Сергеем Скуратовым на конкурсе 2014 года. В 2015–2016 появляется проект «самого кортенового» дома в лоте №2 на бульваре ЗИЛАРТа: фасад одного из корпусов полностью кортеновый, и снаружи, и со двора. 
Жилой комплекс ЗИЛАРТ, лот №2. Сталь SSAB
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс ЗИЛАРТ, лот №2. Сталь SSAB
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS

В лоте №1 из кортена – «хвост кометы», часть восточного фасада: поначалу она была совершенно оранжевой. Там же из «заржавленного железа» исполнен очень любопытный козырек над въездом в парковку, с крупными конусными фонарями, верхнюю часть которых можно увидеть по дворе. Под этим козырьком нередко проводят фотосессии, настолько оригинальным получилось пространство. 
  • zooming
    Садовые кварталы, лот №1. Сталь SSAB
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Садовые кварталы, лот №1, въезд в подземную парковку и фонари верхнего света в кортене. Сталь SSAB
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS

Безусловно, кортен – очень выигрышный материал. Я полюбил его давно – когда увидел скульптуры Ричарда Серра в музее Гуггенхайма и его же гигантские объекты в Париже. И работы с металлом Ансельма Кифера. Материал выразительный, глубокий, цвет и фактура меняются на протяжении жизни и в то же время сохраняют, в определенных рамках, заданный первоначально тон.
 
С моей точки зрения кортен – прежде всего материал современного искусства, абстрактной скульптуры, живописи и объектов. Можно, вероятно, сказать, что он приближает архитектуру к современному искусству, усложняет ракурс, позволяет уйти от прямолинейного высказывания. Поверхность меняется, живет, эта жизнь оставляет следы, как-то «документируется». Один цвет смешивается с другим, возникают случайные линии, пятна. Есть художники, которые выстраивают свои объекты на таком смешении оттенков. Иногда это бывает очень интересно.

Мне не нравится глянец и не нравится полированная сталь. Мне ближе живые поверхности, способные развиваться, добавлять живописные оттенки, лессировки. В которых, скажем так, содержится будущая жизнь и потенциал – пусть нюансированных – но трансформаций. Вспоминается из детства: чуть наклонная ржавая поверхность, покрытая снегом или льдом. Она похожа на кору старого дерева; это сильное тактильное переживание – когда проводишь рукой по холодной поверхности и пальцы цепляются, под снегом, за шершавую ржавчину. Или вытаскиваешь, с некоторым усилием, некую ржавую железяку из-под снега. В нем есть ностальгия – не зря на протяжении второй половины XX века ржавчину связывали не только со старением, но и с воспоминанием как таковым, и с вечностью... Этот, образно говоря, «траченый временем» материал осмысленно появляется там, где автору хочется сказать и сделать нечто большее, нежели просто предъявить миру полезность и уместность.
 
С другой стороны, атмосферостойкая сталь материал сложный, капризный, для архитектора – подчас непредсказуемый. Он требует ответственности, культуры и опыта работы: как от автора проекта, так и от исполнителя. Необходимо много внимания и усилий при авторском надзоре. Образец, который производитель показывает при выборе материала, не всегда точно соответствует тому, что мы получаем в итоге. Нужно прогнозировать, оценивать вероятности, наблюдать и контролировать, не забывать о том, что ты отвечаешь за то, что получится в результате. Иными словами, если работаешь с этим материалом, важно приложить максимум сил, знаний и опыта для того, чтобы объект, в конечном счете, ответил ожиданиям автора.

Однако есть и практические плюсы: лист толщиной 2 см может служить одновременно финишным элементом фасада и его конструктивной основой, он не требует дополнительного каркаса, в отличие от тонкой полированной стали или алюминия.

  • zooming
    1 / 3
    Объект Ричарда Серра в музее Гуггенхайма
    Фотография © Сергей Скуратов
  • zooming
    2 / 3
    Объект Ричарда Серра в музее Гуггенхайма
    Фотография © Сергей Скуратов
  • zooming
    3 / 3
    Объект Ричарда Серра в музее Гуггенхайма
    Фотография © Сергей Скуратов

 
Пламя: как рождается атмосферостойкая сталь

В целом процесс изготовления атмосферостойкой стали такой же, как и обычной: сначала производится чугун – железная руда, кокс, известняк нагреваются в доменной печи до температуры 2000°C. Затем в конвертерной печи варится сталь, разливается в слябы, раскатывается в лист. Свои особенные свойства материал приобретает благодаря химическому составу и виду термической и механической обработки.

При упоминании атмосферостойкой стали зачастую на ум приходит всем известная нержавейка, которая используется для производства пищевого оборудования, бытовой техники, столовых приборов, хирургических инструментов. Но она значительно отличается по химическому составу. Привычная нержавеющая сталь содержит до 25%  «не железных» компонентов – хрома, никеля, титана. Атмосферостойкие стали – низколегированные. Они содержат менее 0,2% углерода и в общей сложности менее 5% легирующих элементов – меди, хрома, никеля, фосфора, кремния и марганца. Как и обычные углеродистые стали, атмосферостойкие окисляются, но благодаря химическому составу это процесс происходит гораздо медленнее и в какой-то момент останавливается. 
zooming
Арт-объект «Котенок с мячом», художник и скульптор Дмитрий Нечепуренко. Сталь Forcera
© Изображение предоставлено «Северсталь»
Арт-объект «Котенок с мячом», художник и скульптор Дмитрий Нечепуренко. Сталь Forcera
© Изображение предоставлено «Северсталь»
Оттенить реальность
И все же самое распространенное применение кортена – в малых формах и даже интерьерах. Самым свежим примером может служить общественное пространство в первом ярусе Центра «Зотов», ранее хлебозавода №5, а теперь центра исследования конструктивизма. Его интерьер реставрирован по руководством Сергея Чобана, который поставил перед собой задачу максимально сохранить все внутри на дату начала работы – 2018 год, добавив лишь необходимое. В хлебозаводе перфорированная кортеновая стена скрывает ядро, в котором расположено инженерное, в том числе вентиляционное, оборудование – техника, необходимая для работы музейного пространства. Кроме того бархатистая кортеновая фактура оттеняет натурально-исторические, во множестве заплаток, кирпич и бетон стен и полотка: будучи в основе своей брутальным материалом, он между тем парадоксально актуален, по-современному гламурен и хорошо подходит для центра, связанного с исследованием истории искусства модернизма. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов»
Фотография: Архи.ру
Центр изучения конструктивизма «Зотов»
Фотография: Архи.ру
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Сергей Чобан, между тем, как мы помним, автор второго во времени и самого крупного по размерам здания с кортеновыми фасадами – БК «Феррум» в Петербурге. Он состоит из двух корпусов, выстроенных неподалеку от БЦ «Бенуа», который когда-то прославил Сергея Чобана в России, здания с фасадами из стекла, на которое методом шелкографии были нанесены эскизы театральных костюмов Александра Бенуа. 

БЦ «Феррум», завершенный в 2021 году, не менее оригинален, но еще и экспрессивно брутален: два его корпуса 4500 м2 и 11 000 м2, оплетены рельефной сеткой объемных, крупных кортеновых полос. Пройти мимо такого здания, на заинтересовавшись, невозможно: оно активнейшим образом работает с пространством вокруг себя, оно скульптурно.

«Управляемая ржавчина» хорошо оттеняет многоцветье ближайших построек (их автор тоже Сергей Чобан) – в то время как золотистая поверхность входных лоджий, в свою очередь, уравновешивает кортен. Снаружи он, получается, заводской – ржавый, но на срезе-то золотой. 
  • zooming
    1 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    2 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    3 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    4 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    5 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    6 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    7 / 7
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten

Одно из основных преимуществ кортена для меня как для архитектора заключается в том, что он изначально обладает живой неоднородной поверхностью, которую другие материалы приобретают только с течением длительного времени. Бархатность, мягкость тональных переходов хорошо сочетаются с любой формой объекта.

Использование кортена уместно везде, в интерьере и ландшафте, на фасадах зданий. Но, безусловно, применение этого материала необходимо каждый раз обосновывать – например, скульптурной формой поверхности или определенными смысловыми параллелями. Этот материал – сильное и иногда даже слишком плакатное средство, и при поспешном и чересчур повсеместном употреблении его применение может казаться данью моде.

 
Химия: патина в оттенках дождя

Атмосферостойкая сталь поставляется в виде рулона, ленты или листа – и на строительной площадке ее сложно отличить от обычной стали. Трансформация происходит позже: под естественным воздействием осадков, влажности, примесей в воздухе.

Под влиянием различных  факторов на поверхности стали образуется слой гидрата окиси железа, то есть ржавчины. У обычной стали этот слой пористый, а скорость окисления со временем увеличивается и приводит к полному разрушению металла.

У атмосферостойкой стали все наоборот: скорость коррозии в определенный момент замедляется до нанопоказателей, а слой ржавчины превращается в барьер, который надежно защищает «сердцевину» от кислорода, влаги и грязи. Это происходит за счет обогащения оксида железа сульфатами тех самых легирующих элементов: меди никеля или хрома. 
cic =

Ирина Ванхонен, эксперт компании «Северсталь»

У каждого элемента своя роль. Медь повышает адгезию, прочность и эластичность патины. Фосфор действует как катализатор для меди и повышает начальную реакционную способность атмосферостойких сталей, что приводит к равномерному распределению коррозии без пятен, придает патине однородный вид, а также ускоряет «заживление» при случайном повреждении оксидного слоя. Хром и никель способствуют образованию нерастворимых основных сульфатов, которые снижают пористость оксидного слоя, обеспечивая защиту базовой поверхности металла от воды и кислорода. Хром, никель и кремний также улучшают механические характеристики стальной основы.

Для формирования патины требуется чередование влажной и сухой погоды. Влага способствует созданию оксидного слоя, а в результате его высыхания образуется стойкий слой с низкой проницаемостью – защитная патина. Ее внешний вид зависит от времени, температуры, влажности, концентрации в воздухе диоксида серы и хлоридов. В городских условиях, например, патина приобретает более темный цвет, а поверхности, подверженные воздействию непогоды, будут иметь более мелкое зерно, чем защищенные. Промышленные выбросы и выхлопы увеличивают скорость развития патины, поскольку, оседая на поверхности металла, они удерживают влагу и соли. Также ускорить процесс патинирования можно с помощью химической обработки. 

Как показывают исследования, проведенные в различных научных институтах, в первые три года эксплуатации толщина листа атмосферостойкой стали теряет с внешней стороны не более 18 микрон, далее потеря снижается до 2 микрон в год. Для досконального изучения свойств материала «Северсталь» проводит совместные испытания с Московским институтом стали и сплавов, Санкт-Петербургским политехническим университетом, ЦНИИПСК имени Мельникова. 

Узнать больше о производстве, свойствах атмосферостойкой стали и нюансах ее эксплуатации можно из вебинара и презентации, подготовленных компанией «Северсталь». 
Детали в пространстве
Одна из самых благодарных сфер применения кортена – ландшафт. Он естественен по определению, следы потоков дождя в окружении растений выглядят правильно. Одним из первых в России кортен использовал Юрий Григорян – к примеру, в Гончаровском парке-сквере, где из атмосферостойкой стали сделан все входы и тонкий лепесток техпомещения; в корке зимнего льда он удивительно устойчив. Работа того же автора – амфитеатр в начале набережной ЗИЛАРТа.
Техпомещение в Гончаровском парке. Авторы проекта благоустройства – АБ Меганом
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Техпомещение в Гончаровском парке. В корке зимнего льда особенно эффектно. Авторы проекта благоустройства – АБ Меганом
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другой пример, чуть более поздний – парк Тюфелева роща в ЗИЛАРТе, предложенный Джери ван Эйком. Его по периметру опоясывает брутальная, с острыми носами по краям, структура из кортена – не навес и на большем протяжении даже не дорожка для прогулок, а просто «ржавый скелет», объединяющий, тем не менее, парк своим парадоксальным хребтом. 
Парк Тюфелева роща, 2019. i!melk; Джери ван Эйк
Фотография: Архи.ру

Атмосферостойкая сталь все чаще используют и при создании малых форм: пространство «Брусницын» в Петербурге украшает фигура «рыжего» слона, вход в соседний Севкабель порт отмечает портал из кортена, скульптуры «Шишка» можно заметить в Иннополисе и многих других городах. Эффектно смотрятся плоские или ландшафтные перфорированные фигуры, а также поверхности, обработанные лазерной резкой. 
Ландшафтные скульптуры из стали Forcera
© Изображение предоставлено «Северсталь»

А чего стоит недавняя инсталляция в городе Сянъян, изображающая с помощью заржавленной поверхности стали следы от протекторов на дороге, полной грязи, который в Сянъяне уже, видимо, мало. 
Объект паблик-арта «Отпечаток» / Imprint
Фотография © Jin Weiqi. Предоставлено Field Conforming Studio
Объект паблик-арта «Отпечаток» / Imprint
Фотография © Jin Weiqi. Предоставлено Field Conforming Studio
Атмосферостойкую сталь благодаря ее фактуре используют в качестве акцента в интерьерных проектах. В ресторане Cho, спроектированном бюро KIDZ, внимание притягивают объемные панели с тремя цветами оксидирования: желтоватым, коричневым и насыщенно-темным. В кафе «Слой», расположенном в БЦ Ferrum, лента из стали дает парадоксальное сочетание легкости и брутальности. По словам архитекторов, фактура атмосферостойкой стали не надоедает, поскольку меняется с каждым сезоном и в зависимости от освещения. 
Карта из стали Forcera и стабилизированного мха, изготовленная компанией Steelmasters
© Изображение предоставлено Steelmasters

Далее мы бы хотели дать слово еще нескольким архитекторам, которые в своих проектах используют атмосферостойкую сталь.  
cic =

Петр Советников и Вера Степанская, Katarsis Architects

У нас в стране ржавое всегда смотрится органично, и мы бы хотели использовать сталь Forcera в своих проектах как можно чаще. Правда пока, к сожалению, у нас был только один случай, когда довелось столкнуться с этим замечательным материалом на практике.

Проект смотровой площадки в виде креста, расположенной в Мурманске, на сопке с панорамным видом на порт, должен стать не только знаковым местом для этого фантастического города, но и мостом между небом и землей, средством общения со Вселенной и символом надежды. Проект пока не реализован, но мы уверены в его воплощении в будущем.
 
Опыт проектирования с использованием атмосферостойкой стали сам по себе увлекателен. Тонкостей много – это и несовместимость с черным металлом (сварку с каркасом, при его наличии, стоит делать через нержавейку), и специфика хранения и монтажа, и специальные сварочные присадки, и сертифицированный крепеж. В общем, при проектировании, стоит особенно тщательно продумывать все узлы. Это вещь не так проста, как может показаться.

Но результат однозначно стоит потраченных усилий, потому что в конечном итоге материал может жить очень долго, красиво старея.

  • zooming
    1 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis
  • zooming
    2 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis
  • zooming
    3 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis
  • zooming
    4 / 4
    Смотровая площадка в Мурманске, макет.
    © Изображение предоставлено АБ Katarsis

cic =

Мария Яско, архитектор

Сталь как рабочий материал очень интересна. На мой взгляд, архитекторы будут сохранять дружественный настрой по отношению к ней долгое время – за возможность реализовывать объемные композиции не только прямых, но и плавных форм, а также за эстетическую ценность.

Внешний виду стойкого, подлинного материала вызывает у архитекторов искреннюю любовь, сравнимую разве что с чувствами по отношению к бетону. В первую очередь интересно использовать большое количество открытого материала, который сам по себе очень выразителен. Но и способы обработки стыков могут работать на образ, меняясь от заводской аккуратности до продуманной небрежности, которой можно добиться ручной обработкой в мастерской. Несмотря на то, что сталь – материал довольно грубый, при определенном подходе и подаче она производит впечатление чего-то живого и настоящего.

  • zooming
    1 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско
  • zooming
    2 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско
  • zooming
    3 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско
  • zooming
    4 / 4
    Приземление. Конкурсный проект на разработку концепции ренновации территории домостроительного комбината ДСК – 500 в Тюмени, 2022
    YoYo Bureau © изображение предоставлено Марией Яско

cic =

Дарья Мирошниченко, АБ KLAUZURA

Бюро KLAUZURA использовало кортен в одном из проектов по реновации. Очень увлекательно следить за старением этого живого и неоднородного материала, который обогащает архитектурные элементы. При этом кортен очень устойчив к различным погодным условиям и долговечен, что тоже важно при реализации проектов. Он может использоваться без дополнительной защиты в условиях атмосферного воздействия. Благодаря образованию на поверхности патины такая сталь даже без дополнительного покрытия обладает исключительными антикоррозионными свойствами. 

Проект реновации
© Изображение предоставлено KLAUSURA

Поставщики, технологии

Северсталь

16 Августа 2022

Северсталь: другие статьи и новости
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.