3D-узоры из кирпича

Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

24 Декабря 2021
Архитектура Партнерский материал
mainImg
Компaния:
представительство компании Компания Славдом на Архи.ру
0
Современный кирпич и системы креплений позволяют архитекторам создавать запоминающиеся фасады и решать многие задачи: вписывать здание в исторический контекст, бороться с монотонностью, добиваться теплоты и тактильности при отчетливо современном образе. Самая обычная кладка из пестрого кирпича ручной формовки способна превратить простую стену в художественное высказывание, а в умелых руках он превращается в мощный инструмент: лепит форму не хуже бетона, оттеняет другие материалы, ловит свет и играет тенями.
 
Производители делают многое, чтобы замыслы архитекторов воплощались как можно более тонко: выпускают кирпичи ромбовидной формы, используют местные глины, возрождают старинные технологии, разрабатывают все новые цвета и фактуры. При этом материальность кирпича – его цвет, шероховатости, толщина и форма – это только половина его потенциала. Вторая, не менее мощная – это способы его кладки, которых в последнее время, опять же благодаря новым технологиям, появляется все больше. О них мы и поговорим в этом материале. 

Основа основ
 
У кирпича, как известно, две «рабочие» стороны: ложок – длинная, и тычок – короткая. Попеременное их использование позволяет получать множество типов поверхностей, создавать орнаменты и акценты. Иногда, чтобы традиционная кладка зазвучала по-новому, достаточно выдвинуть некоторое количество кирпичей за пределы плоскости стены, чтобы получилась объемная поверхность. Такой способ получил обобщенное название 3D-кладка и включает в себя множество вариаций. Рассмотрим некоторые из них, переходя от простых к сложным.   
Шоу-рум на Можайском шоссе
© Изображение предоставлено компанией «Славдом»
3D-узоры
 
Небольшие фрагменты 3D-кладки могут использоваться в качестве декоративного элемента, который подчеркивает тектонику здания и делает стену более интересной для разглядывания. Так в комплексе «Парк Апрель» за счет разного цвета облицовочного кирпича таунхаусы получают индивидуальность, а лаконичную форму и относительно плоскую стену дополняют «аппликации» из 3D-кладки – по сути это крестовая кладка, в которой тычок выдвинут наружу. 
ЖК «Парк Апрель»
© Изображение предоставлено компанией «Славдом»
Выдвинутые ложки создают уже совсем иную, «плетеную» поверхность. К такому приему обратились архитекторы общежития в Лондоне, облицованного кирпичом ENGELS Mystique. Здесь большие поверхности стены «разбавляет» также клаустра – ажурный способ перевязки, при котором часть кирпичей в ряду вынимается, образуя перфорированную поверхность. 
  • zooming
    1 / 3
    Общежитие на Kings Cross в Лондоне
    © Изображение предоставлено компанией «Славдом»
  • zooming
    2 / 3
    Общежитие на Kings Cross в Лондоне
    © Изображение предоставлено компанией «Славдом»
  • zooming
    3 / 3
    Общежитие на Kings Cross в Лондоне
    © Изображение предоставлено компанией «Славдом»
Еще один пример переосмысления традиционной кладки – апарт-отель Ye’s, спроектированный архитектурным бюро «Земцов, Кондиайн и Партнеры» при участии Nikken Sekkei. Главный фасад здания представляет собой многослойную композицию, которая олицетворяет связь прошлого и современного: внешний объем облицован камнем, внутренний – стеклом и керамогранитом, между ними – кирпичная «прослойка», но не вполне обычная. В самой что ни на есть традиционной ложковой кладке архитекторы слегка выдвигают ряды через один, что создает элегантную рифленую поверхность.   
ЖК «YE’S Marata»
© Изображение предоставлено компанией «Славдом»
3D-полотна
 
Благодаря современным навесным системам стали возможны и более сложные способы укладки кирпича, которые сообщают ему совершенно новые эстетические качества.

В ставшем уже знаменитом петербургском «Депо №1» Артем Никифоров стену с 3D-кладкой называет «кулисой» – большая глухая поверхность действительно напоминает тяжелый театральный занавес, который хочется разглядывать и трогать. Секрет живой поверхности не только в кирпиче ручной формовки, но и в мастерстве укладки – в каждом ряду кирпичи немного смещены относительно друг друга, из-за чего возникает ощущение вибрации. 

В данном случае технология потребовала особого подхода и расчета: при проектировании навесной системы BAUT, с помощью которой кирпичный фасад крепится к стене здания, разрабатывались индивидуальные решения.   
При реализации проекта «Депо №1» исходное здание оказалось слишком неровным: по вертикали были заметны большие отклонения. Поэтому каждый квадратный метр рассматривали отдельно и проектировали нужную длину кронштейнов. Для армирования кирпича при вертикальной кладке над окнами впервые применили систему DECOBAUT.

Облицовка фасада усложнилась тем, что начало кирпичной кладки было намного ниже несущих конструкций. При проектировании навесной системы BAUT, с помощью которой кирпичный фасад крепится к стене здания, разрабатывались индивидуальные решения. Так, получилось спроектировать и реализовать нестандартные понижающие пластины, которые помогли подвесить кирпичную кладку ниже несущей конструкции.

 

БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
Другой пример: поверхность стены школы искусств «Saules skola» в Латвии напоминает лемех благодаря удачно подобранному цвету и способу кладки – кирпич развернут относительно плоскости стены под острым углом, причем направление в каждом ряду меняется, что создает сложную волнообразную фактуру. Этого, впрочем, архитекторам показалось мало, и они дополнили «лемех» другими «лоскутами». В результате фасад – как бы странно это ни звучало – словно соткан из кирпича, а брутальная форма здания уравновешена ремесленной проработкой облицовочного материала. 
Школа искусств «Saules skola»
© Изображение предоставлено компанией «Славдом»
Школа искусств «Saules skola»
© Изображение предоставлено компанией «Славдом»
Пожалуй самый оригинальный способ работы с 3D-кладкой применила «Студия-44» в проекте академии танца под руководством Бориса Эйфмана: здесь кирпичи образуют орнамент из QR-кодов, которые при определенном освещении легко считываются смартфоном. 
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана. Главный фасад. QR код из кирпича реализован с помощью системы BAUT
© Студия 44
В завершение разговора о 3D-кладкой нельзя не вспомнить ЖК РАССВЕТ LOFT*Studio от DNK ag, где архитекторы уходят от плоскости стены, вылепливая из кирпича «плитки» с объемным орнаментом, которые дают глубокую игру света и тени и под разным углом воспринимаются как разные паттерны. 
ЖК Рассвет Loft Studio
© Изображение предоставлено компанией Славдом

Поставщики, технологии

24 Декабря 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Компания Славдом: другие статьи и новости
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
На чем держится фасад?
Крепления фирмы Baut позволяют работать по фасадам со сложными архитектурными формами – наклонной кладкой или, как в случае с ЖК «Квартал 9-18», кладкой по дуге.  Поставщик – компания  СЛАВДОМ
Компания Славдом приняла участие в реконструкции...
Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Технологии и материалы
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Незаживающая рана
Проект «памятника последнему геноциду» Георгия Федулова занял 3 место на международном конкурсе. Памятник, ради которого проводился конкурс, планируется установить в канадском городе Брамптоне.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Уголок в лесу
В проекте загородного дома RoomDesignBuro использует несколько нестандартных решений: каркасную систему на фанерных коннекторах, угловой план, мягкую кровлю и магнезиевое покрытие полов.
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.