Вопрос ребром

Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Компaния:
представительство компании BAUT на Архи.ру
Сайт:
baut.ru
0 Тип кладки, при котором кирпичи в ряду разворачивают ребром наружу, чаще всего под углом 45 градусов, называют «поребриком». Этот художественный прием известен давно – поребрик, чередуясь с бегунцом, нередко украшал барабаны и апсиды церквей, а также мог служить орнаментом, акцентирующим тот или иной элемент здания. В английской традиции этот тип кладки называют dog tooth – из-за зубчатого характера поверхности. 
Бизнес-центр «Депо №1»
© фотография предоставлена компанией «Славдом»

Исторически поребрик располагался в теле обычной кладки в основном тонкими поясами. Сегодня благодаря новым технологиям у архитекторов есть возможность делать «ребристой» или значительно большую поверхность и создавать новые фактуры. Системы кронштейнов BAUT, например, позволяют делать зубчатой всю поверхность стены, даже если она неровная, при этом располагать кирпичи друг над другом, в шахматном порядке или группами, сочетающими разные типы кладки. 

Предлагаем познакомиться с тремя примерами «зубчатой» кладки, реализованными с помощью системы BAUT.
Кирпичный лемех
История школы дизайна и искусств Saules skola берет начало в 1917 году, когда в Даугавпилсе открылись курсы рукоделия. Сегодня учебное заведение предлагает серьезную художественную подготовку, а после недавней реконструкции у него появилось два запоминающихся корпуса в историческом центре города: среднюю школу выделяет изогнутый фасад с ярко-оранжевыми керамическими панелями и витражными окошками, а начальная, как ни странно, выглядит более строго – за счет кубической формы и материала отделки. 
Iкола Saules в Латвии
© Изображение предоставлено BAUT

В изначальном проекте кладка кирпича воспроизводила традиционный солярный символ, что отсылает к названию школы: saules переводится как «солнечный». В итоговом варианте узор получился более абстрактным, зато фактура – более выраженная. Издалека кажется, что фасады школы состоят из нескольких «лоскутов», а вблизи становится видна рельефная поверхность, дающая богатую игру света и тени. 

Плоские типы кладки чередуются с объемными, среди которых есть и «зубчатая». В этом проекте кирпич развернут по отношению к стене меньше, чем на 45 градусов, а направление ребра чередуется в каждом ряду, что создает ощущение колеблющейся, волнистой поверхности. Способ кладки в сочетании с цветом и неоднородной фактурой кирпича ручной формовки придает поверхности стены природный характер, вызывая ассоциации с лемехом, чешуйками шишек, шерстью или вспаханной землей.  
Школа искусств «Saules skola»
© Изображение предоставлено компанией «Славдом»
Строгие ряды

Библиотека Академии наук Литвы имени Врублевских – одна из крупнейших в стране. Основное здание было построено в 1885 в центре Вильнюса. В ходе недавней реконструкции по проекту бюро Archinova было модернизировано книгохранилище, пристроенное к библиотеке в 1972 году – его полностью заменили на новое здание, восстановив в прежнем виде главный фасад, ценность которого заключалась в особом рельефе кладки. 
Библиотека Врублевскио в Вильнюсе
© Изображение предоставлено BAUT
Библиотека Врублевскио в Вильнюсе
© Изображение предоставлено BAUT

Глухая стена без окон, защищающая книги и рукописи от солнечного света, разделена на большие сегменты, соответствующие пропорциям исторического здания. Сегменты акцентируют «рамы» из столбцов кирпича, уложенного без перевязи. Внутри этих рам – ровные и ритмичные складки кирпича, уложенного под углом. Фасад восстанавливали с помощью кронштейнов BAUT, в результате здание обрело первоначальный вид и качественную конструкцию фасада, отвечающую современным требованиям по звуко- и теплоизоляции.

Юрий Оганян, директор UAB Bautopas

Каждые 4,65 м – это высота этажа – к железобетонной балке крепился ряд кронштейнов с шагом 260 мм. Под кронштейнами вывешивалось полтора ряда вертикальной кладки. Ниже – деформационный шов. А на кронштейнах кирпич укладывали уступами. Зубчатую пустоту за кирпичами заполняли раствором. Вес кладки при этом вырастал в полтора раза, что было предусмотрено при расчете кронштейнов.
 
  • zooming
    1 / 3
    Библиотека Врублевскио в Вильнюсе
    © Изображение предоставлено BAUT
  • zooming
    2 / 3
    Библиотека Врублевскио в Вильнюсе
    © Изображение предоставлено BAUT
  • zooming
    3 / 3
    Библиотека Врублевскио в Вильнюсе
    © Изображение предоставлено BAUT
Занавес из кирпича

Бизнес-центр «Депо №1» в Санкт-Петербурге, построенный по проекту Артема Никифорова, стал живой классикой – полюбоваться и изучить кладку этого здания приезжают архитекторы и профессионалы строительного дела. Одна из самых приметных частей объекта – кирпичная «кулиса», отмечающая главный вход. Поверхность хоть и глухая, но не ощущается тяжелой или давящей – все дело в кирпиче ручной формовки и мастерстве укладки: в каждом ряду кирпичи немного смещены относительно друг друга, из-за чего возникает ощущение легкой вибрации, сбивающей монотонность. 
Бизнес-центр Депо №1
© фотография предоставлена BAUT
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым

Это часть здания по сути – реконструкция. Сохранившиеся стены оказались слишком неровными, по вертикали были заметны большие отклонения. Поэтому при проектировании навесной системы BAUT разрабатывались индивидуальные решения: каждый квадратный метр рассматривали отдельно, подбирая нужную длину кронштейнов. 

Облицовка фасада усложнилась также тем, что кирпичная кладка начиналась намного ниже несущих конструкций. Специалистам BAUT удалось спроектировать и реализовать нестандартные понижающие пластины, которые помогли подвесить кирпичную кладку ниже несущей конструкции.
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым

Поставщики, технологии

01 Июля 2022

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
BAUT: другие статьи и новости
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
На чем держится фасад?
Крепления фирмы Baut позволяют работать по фасадам со сложными архитектурными формами – наклонной кладкой или, как в случае с ЖК «Квартал 9-18», кладкой по дуге.  Поставщик – компания  СЛАВДОМ
Технологии и материалы
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Сейчас на главной
За общим столом
В Лондоне открывается 22-й по счету летний павильон галереи «Серпентайн». В этот раз он посвящен еде – и всем остальным ресурсам.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.