Преодолевая стены

Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.

mainImg
Компaния:
BAUT
Сайт:
baut.ru
Современные города ставят перед архитекторами все больше вызовов. Один из самых серьезных – строительство в исторических районах, где многоплановый контекст и нормативные ограничения дополняет необходимость достойно продолжить устоявшийся ансамбль. Решение подобных задач не бывает простым, за каждым удачным зданием стоит работа не только архитекторов, но и инженеров, подбирающих технологии, которые позволят воплотить творческий замысел.

Один из ярких примеров – дом Skarnu apartamentai в Старой Риге, где эффектные наклонные стены удалось облицевать кирпичом, а фасад усложнить рельефной кладкой с помощью системы BAUT.
Жилой дом Skarnu apartamentai в Риге
© Изображение предоставлено BAUT
Ответственное место

Дом Skarnu apartamentai строился в средневековой части города, на площади в Старой Риге, куда выходят три выдающихся по своим архитектурным качествам и исторической ценности здания: церковь Святого Петра, церковь Святого Георгия и церковь Святого Иоанна, которую многие годы занимает Музей декоративно-прикладного искусства. Эти здания, как и большинство других, расположенных в Старой Риге, находятся под тройной охраной – города, государства и ЮНЕСКО. 



Не удивительно, что проект для столь ответственного места выбирали на международном конкурсе, который состоялся в 2006 году. Участникам нужно было предложить знаковое здание, которое при этом будет учитывать исторический контекст и восстановит пространственную структуру площади – до Второй мировой войны на этом месте находился многоквартирный дом с мясной лавкой на первом этаже. Лучше всех с поставленной задачей справилось бюро латышских архитекторов Martins Jaunromans и Mara Abele.
Жилой дом Skarnu apartamentai в Риге
© Изображение предоставлено BAUT
Скульптурность и слои

Все выбранные архитекторами решения соотносятся с масштабом, колористикой и материалами окружающей застройки, но без прямого цитирования: здание не имитирует историческое окружение, обходится без явных контрастов, оставаясь отчетливо современным.   
Жилой дом Skarnu apartamentai в Риге
© Изображение предоставлено BAUT

Первые три этажа составляют базу здания и коррелируют с типичными для средневековья двух- и трехуровневыми особняками, которые также присутствуют на площади. Эту часть акцентирует рельефная кладка, придающая дому дополнительный слой, который успешно заменяет патину и кракелюр: он может являться отсылкой как к руинам, оставленным Второй мировой войной, так и поверхности стены соседней Церкви святого Иоанна, где под штукатуркой прячется кирпич. Помимо этого объемная кладка нового дома вступает в перекличку с черепицей окружающих построек и придает поверхности стены некоторую рукотворность.  
Жилой дом Skarnu apartamentai в Риге
© Изображение предоставлено BAUT

Далее стены приобретает уклон, благодаря чему абрис верхних этажей напоминает скатную кровлю. С одной стороны уклон начинается на уровне четвертого этажа, с другой – на уровне пятого. Такая асимметрия, вероятнее всего, возникла как ответ на нормы инсоляции и сохранения пространственно-видовых характеристик исторической застройки. Впрочем, «неправильность» вполне органично смотрится в средневековом городе, который не раз приспосабливался к меняющейся жизни за счет пристроек и переделок.  

Узкие окна в пол архитекторы располагают в шахматном порядке и снабжают лаконичными металлическими решетками – эта часть перекликается со скульптурой Бременских музыкантов, установленной на площади в качестве подарка от города-побратима Бремена.
Жилой дом Skarnu apartamentai в Риге
© Изображение предоставлено BAUT

На первом этаже дома сейчас располагается ресторан, остальные уровни занимают квартиры, открывающие виды на три стороны. Квартиру на шестом этаже дополняет терраса, которую за счет отступа от конька кровли не видно с прилегающих улиц.  
Материализация замысла

Реализовать выбранное архитекторами решение оказалось непросто, однако отступать от него не представлялось возможным. Воплотить задуманное удалось с помощью системы BAUT.  
Жилой дом Skarnu apartamentai в Риге
© Изображение предоставлено BAUT

Несмотря на то, что сейчас кирпич кажется очевидным материалом для данного места, архитекторы рассматривали и другие варианты, пробуя на моделях различные фасадные системы, в том числе деревянные панели. Каркас решили делать металлическим, поскольку въезд в центральную часть города грузовому транспорту запрещен, и на каждый рейс приходилось получать разрешение. Доставить на площадку металлические конструкции в разобранном виде и монтировать их на месте оказалось значительно проще.  

Затем последовал долгий период подбора цвета и фактуры: после того, как были возведены несущие стены, образцы кирпича вставляли в оконные проемы, чтобы найти наилучший вариант, который будет работать при разном освещении в разное время суток. Попробовав светлые и темные оттенки, архитекторы вернулись к традиционному красному кирпичу. 

Собранные из металлического каркаса наклонные стены утеплили, после чего предстояло облицевать их кирпичом – это стало настоящим вызовом из-за сложной геометрии здания. Решение отыскалось у компании BAUT, которая предложила крепления на кронштейнах. 
cic =

Юрий Оганян, директор UAB Bautopas

Первоначально по проекту на наклонных плоскостях и кладка должна была быть наклонена. Нам ставилась задача крепить кронштейны к наклонной плоскости – от этого мы категорически отказались. Пришлось доказывать, что кронштейны «работают» только при вертикальной нагрузке. К тому же выяснилось, что при стыковке двух наклонных плоскостей и наклонной плоскости с вертикальной, горизонтальные швы не совпадают. Было принято решение выполнить наклонную кладку ступеньками.

Когда была решена проблема стыковки и кронштейнов, возникла вторая проблема. Центр тяжести наклонной кладки смещался внутрь и не попадал на полку кронштейна. Нами было принято решение ввести в конструкцию опорную, для кладки, плоскость в виде плиты, прикрепленной к стеновой конструкции. Так все проблемы были решены.


Жилой дом Skarnu apartamentai в Риге
© Изображение предоставлено BAUT


Система BAUT была разработана в 2005 году в Литве и быстро обрела популярность за счет гибкости решений и широкого спектра возможностей, открывающихся для архитекторов. Система состоит из кронштейнов, хомутов и арматуры из нержавеющей стали и позволяет реализовывать сложные формы фасада. BAUT применим при любых типах кладки над проемами (горизонтальная, вертикальная, комбинированная) и с любыми видами облицовочного кирпича, включая ригельный и тонкий.

В 2020 году в России было успешно локализовано производство кронштейнов, что сделало их доступнее по цене при сохранении высокого качества оригинальных импортных изделий.

Поставщики, технологии

02 Июня 2022

BAUT, Компания Славдом: другие статьи и новости
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.