Ловцы света и тени на симпозиуме VELUX Daylight 2015

В Лондоне состоялся симпозиум VELUX Daylight, где обсуждалась роль естественного освещения в архитектуре и градостроительстве. Главным организатором этой встречи стала VELUX Group, которая является спонсором «Года света», провозглашенного ЮНЕСКО в 2015.

mainImg
Компaния:
VELUX (Велюкс)
Контакты:

 
Об энергии Солнца – в лондонских доках

День или ночь, свет или тень, сумрак или игра полутонов? Как уловить энергию солнца в офисах и жилых домах, под крышами которых наши современники иногда проводят до 90% своего времени? И как управлять естественным освещением, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему? Как примирить постиндустриальное общество с природой? Обо всех нюансах этих проблем и шла речь на симпозиуме VELUX Daylight 2015.
zooming
Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com

На территории старых лондонских доков (постройки XIX века), получивших новую жизнь усилиями современных архитекторов и дизайнеров, дискутировали о тенденциях в архитектуре зданий и дизайне интерьеров, о планировке городских районов и маленьких поселков, об исследованиях и передовых концепциях использования солнечного света.

Центральная тема – как «уловить» свет и тени в архитектурных формах во благо людей? Этими секретами и делились участники симпозиума, словно пытаясь вывести нас за руку из закопченных пещер.

Нефть, газ, уголь и даже ядерное топливо – это не бесконечные ресурсы. Да и вреда для здоровья от них иногда больше, чем пользы. Поэтому многие борцы за экологию активно «продвигают» небесное светило как неисчерпаемый (в ближайшие миллиарды лет) источник энергии.

Другие специалисты возражают экологам, напоминая о бескрайних пустынях на Земле, выжженных переизбытком солнечных лучей. И в тех краях от этого жара укрывают жилища в тени, а солнечной энергией пытаются заполнить аккумуляторы. Но на большей части Европы (и уж тем более в России) солнечная энергия скорей во благо и в радость, так как эти регионы звезда нашей планетарной системы балует светом и теплом нерегулярно. Потому многие участники симпозиума и призывали к более эффективному использованию дневного света, повторяя, как мантру, словосочетание «устойчивое развитие».

Приручить свет по-датски

Некоторые специалисты, напротив, призывали делать ставку не столько на развитие, сколько на возращение к опыту прошлого. Китайский профессор архитектуры Сун Ехао (Song Yehao) привел в пример опыт древних строителей Восточной Азии. Проницаемость в классических китайских домах, по мнению профессора Суна, упорядочивала все пространство как внутри, так и вокруг них. Но индустриальная революция и западное влияние лишили азиатскую архитектуру этой полупрозрачности, а вместе с ней и национальной идентичности.

Суровые просторы Северной Европы никогда не баловали людей избытком солнечного света и тепла и потому «нордические» жилища не отличаются проницаемостью. Но современные скандинавские архитекторы все чаще пытаются спроектировать «уловители солнца». Например, представленный на симпозиуме проект реновации существующих зданий на трех уровнях (весь микрорайон, отдельное здание, одна квартира) от датского архитектурного бюро «Хеннинг Ларсен Архитектс» (Henning Larsen Architects) подтвердил репутацию датчан как мастеров «приручения» света.

А что для этого нужно? Как правило, архитекторы используют свет для создания крупных акцентов – одну деталь спрятать, другую выдвинуть на передний план. И обычно до тонких штрихов дело не доходит. Датчане же постарались вникнуть во все детали – чтобы даже немногие солнечные лучи поймать в окнах и складках стен.

Если на севере проблема – как уловить солнце, то как быть на юге? Архитектор Дэвид Нельсон, партнер знаменитого Нормана Фостера, на симпозиуме больше внимание уделил проблеме тени. По его мнению, избыточность солнечного света возводит тень в «главные персонажи» архитектуры. И в южных широтах именно тень, а не свет, начинает диктовать условия по подбору строительного материала и в конструктивных решениях фасадов, крыш и интерьера.

Одной из звезд симпозиума стал датский художник Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), который свои «живописные полотна» растворяет в пространстве. Точнее, его крупномасштабные инсталляции становятся частью пейзажа или оживляют города. Так, например, несколько лет назад мосты Манхэттена обзавелись благодаря Элиассону настоящими водопадами. Другая из его знаменитых работ состояла из комнаты с большим круглым проемом в потолке, через которую солнечный луч рисовал образы на стенах внутри. А в Турбинном зале лондонской Галереи Тейт Модерн художник поместил искусственное солнце в сочетании с настоящим туманом: его Weather Project (2003-2004) был невероятно популярен среди горожан и туристов.
zooming
Олафур Элиассон. Фотография с сайта thedaylightsite.com

В последнее время Олафур Элиассон вместе с инженером Фредериком Оттесеном (Frederik Ottesen) активно продвигают проект Little Sun («Солнышко») – это система дешевых световых приборов для тех районов Земли, где нет доступа к электрическим сетям. Little Sun вместе с VELUX провели международный конкурс «Естественный свет» (Natural Light). Его победителями стали студенты из Аргентины – 23-летний Лука Фонделло (Luca Fondello) и 22-летняя Мариана Арандо (Mariana Arando), которые учатся на промышленных дизайнеров в Университете Буэнос-Айреса. Они разработали простой ручной светильник, работающий от солнечной энергии. 14 500 прототипов такой лампы будут распространены в Африке (Сенегале, Зимбабве и Замбии) в начале 2016 года.
zooming
Мариана Арандо и Лука Фонделло, победители конкурса Velux Natural Light 2015. Фотография с сайта velux.com

Архитектор как медик

Нередко на симпозиуме звучали реплики про необходимость строительства «здоровых зданий», в смысле не «огромных», а безвредных или даже полезных для здоровья человека. Многие из нас вынуждены большую часть своей жизни проводить в помещении. И как обеспечить таких людей солнечным светом в количестве, достаточном для жизненного тонуса? А сделать это архитекторы и строители могут только в тесном сотрудничестве со специалистами в медицине, физиологии, психологии и других дисциплинах, изучающих человека и общество.

Английский специалист по устойчивому развитию Коэн Стимерс (Koen Steemers) более детально остановился на аспектах «здорового здания» и описал пространства, где люди могут ощутить комфорт. По его мнению, архитектура – это один из главных элементов благополучия человека, наряду с деньгами и социальным статусом.

Коэн Стимерс уверен, что дизайн среды обитания имеет определяющее значение для качества жизни. Меняя среду своего обитания (дом, офис, клуб), любой человек может изменить качество своей жизни, повлиять на свое здоровье и долголетие. И получается, профессия архитектора схожа профессии медика.

Важно помнить об атмосфере внутри зданий

Организатор симпозиума VELUX Group уже давно развивает в своих проектах идею экономного природопользования и жизни в гармонии с окружающим миром. В рамках концепт-проекта «Образцовый дом 2020» (Model Home 2020) VELUX построила в разных странах Европы дома, где эффективно используется свет, тепло и свежий воздух.

VELUX активно поддерживает проведение исследований в области влияния естественного освещения на здоровье человека, потому и устраивает раз в два года подобные симпозиумы, начиная с 2005-го. А также VELUX проводит международные конкурсы для студентов архитектурных учебных заведений. Тем самым будущих архитекторов призывают не замыкаться в своих проектах только на поисках эффектных форм: теперь им надо помнить не только об интерьере, но и об атмосфере внутри здания.

А также архитекторы и строители должны научиться чувствовать пространство в крупных масштабах – в плотной городской застройке или более разреженной застройке поселков. Как изменить планировочную структуру, как расположить здания, чтобы они лучше получали свет, чтобы обитатели этих зданий ощутили полноценный комфорт.
zooming
Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com

Новые стандарты освещения – пока лишь проект

Один из «пророков» современности Ле Корбюзье как-то изрек: «История архитектуры – это история борьбы за свет». Развивая этот тезис, Наталья Сокол, представляющая Гданьский технологический университет, сделала акцент на «борьбе за разумное использование дневного света». На симпозиуме она поделилась опытом польских специалистов, занимающихся городским планированием. Она уверена, что визуальное восприятие пространства сильно влияет на здоровье людей, живущих там. Поэтому в Польше пытаются убедить чиновников внести изменения в строительные нормы и правила с учетом стандартов естественного освещения.

Кстати, о стандартах. На симпозиуме в Лондоне речь шла и о новых строительных нормах. При этом архитекторов и дизайнеров призывали к более тесному сотрудничеству с медиками, чтобы определить строительные нормы, которые действительно будут полезны для человека.

Профессор датского Института строительных исследований Марк Фонтуанон (Marc Fontoynont) представил проект «Европейского стандарта естественного освещения», который разрабатывается совместными усилиями многих экспертов из стран ЕС. Это будет целый свод норм и правил для архитекторов и строителей: как должны быть освещены рабочие места в офисах и на фабриках, как в жилых домах и зданиях эффективно использовать энергию солнца, как вычислять потребность в энергии для освещения помещений.

Принятие этих стандартов упростит и в то же время усложнит работу архитекторов и строителей. Но главное, оно обяжет заказчиков строительства и девелоперов не экономить на здоровье людей, которым предстоит жить или работать в новостройках.
zooming
Дебора Барнетт, компания Benya Burnett (США). Фотография с сайта thedaylightsite.com

Главная цель – впредь не допускать появления плохо освещенных помещений (в северных широтах) и, наоборот, переизбытка солнца (на «глобальном Юге»). В идеале, по замыслу экспертов, по новым стандартам естественное освещение помещений будет обеспечиваться как минимум в течение половины всех «солнечных» часов в году. И учитывать теперь придется не только размеры окон, их количество и прозрачность, но и ориентацию зданий по сторонам света, и взаиморасположение фасадов соседних построек. По сути, архитекторам и строителям придется моделировать микроклимат как внутри сооружений, так и в целых поселках и микрорайонах.

Проблема учета естественного освещения в России

Россию на симпозиуме представляла небольшая группа архитекторов и специалистов, приглашенных VELUX Group. Один из них – Алексей Иванов (московская «Архитектурная студия Иванова АРХДИЗАЙН»), который занимается проектированием малоэтажного жилья и поселков. В интервью для Archi.ru он заметил, что российский заказчик пока не готов учитывать естественное освещение при проектировании жилых домов, офисов и промышленных зданий:

«Эта тема возникает после экономики, расположения участка и остального – где-то на пятнадцатом месте», – говорит архитектор.

Также Алексей Иванов уверен, что при проектировании новых поселков в России очень кстати было бы учитывать естественное освещение, но пока это лишь мечта: «По-прежнему у нас самая большая беда – отсутствие профессиональных заказчиков. Человека, который занимается строительством поселков, чаще всего хватает на один проект. Ну на два. Новички же все считают на ходу. Меняют тип домов – меняется плотность застройки, значит, социальная нагрузка, транспортная, инженерная тоже требуют перерасчета. Приходится перепроектировать и пересогласовывать. Еще пять лет назад такого вопроса не было – как перепроектировать. Но сейчас финансовая ситуация диктует подобную «гибкость»».

Но заказчик диктует свою волю не только на просторах России. И это уже глобальная проблема: как архитектору убедить заказчика, что нужно учитывать не только цемент, кирпич и краску, что все эти материалы должны быть обязательно дополнены солнечным светом? И тут все зависит не только от полета фантазии архитектора, но и от его таланта «переговорщика».

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

25 Ноября 2015

VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Сила света
Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.