Ловцы света и тени на симпозиуме VELUX Daylight 2015

В Лондоне состоялся симпозиум VELUX Daylight, где обсуждалась роль естественного освещения в архитектуре и градостроительстве. Главным организатором этой встречи стала VELUX Group, которая является спонсором «Года света», провозглашенного ЮНЕСКО в 2015.

mainImg
Компaния:
VELUX (Велюкс)
Контакты:

 
Об энергии Солнца – в лондонских доках

День или ночь, свет или тень, сумрак или игра полутонов? Как уловить энергию солнца в офисах и жилых домах, под крышами которых наши современники иногда проводят до 90% своего времени? И как управлять естественным освещением, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему? Как примирить постиндустриальное общество с природой? Обо всех нюансах этих проблем и шла речь на симпозиуме VELUX Daylight 2015.
zooming
Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com

На территории старых лондонских доков (постройки XIX века), получивших новую жизнь усилиями современных архитекторов и дизайнеров, дискутировали о тенденциях в архитектуре зданий и дизайне интерьеров, о планировке городских районов и маленьких поселков, об исследованиях и передовых концепциях использования солнечного света.

Центральная тема – как «уловить» свет и тени в архитектурных формах во благо людей? Этими секретами и делились участники симпозиума, словно пытаясь вывести нас за руку из закопченных пещер.

Нефть, газ, уголь и даже ядерное топливо – это не бесконечные ресурсы. Да и вреда для здоровья от них иногда больше, чем пользы. Поэтому многие борцы за экологию активно «продвигают» небесное светило как неисчерпаемый (в ближайшие миллиарды лет) источник энергии.

Другие специалисты возражают экологам, напоминая о бескрайних пустынях на Земле, выжженных переизбытком солнечных лучей. И в тех краях от этого жара укрывают жилища в тени, а солнечной энергией пытаются заполнить аккумуляторы. Но на большей части Европы (и уж тем более в России) солнечная энергия скорей во благо и в радость, так как эти регионы звезда нашей планетарной системы балует светом и теплом нерегулярно. Потому многие участники симпозиума и призывали к более эффективному использованию дневного света, повторяя, как мантру, словосочетание «устойчивое развитие».

Приручить свет по-датски

Некоторые специалисты, напротив, призывали делать ставку не столько на развитие, сколько на возращение к опыту прошлого. Китайский профессор архитектуры Сун Ехао (Song Yehao) привел в пример опыт древних строителей Восточной Азии. Проницаемость в классических китайских домах, по мнению профессора Суна, упорядочивала все пространство как внутри, так и вокруг них. Но индустриальная революция и западное влияние лишили азиатскую архитектуру этой полупрозрачности, а вместе с ней и национальной идентичности.

Суровые просторы Северной Европы никогда не баловали людей избытком солнечного света и тепла и потому «нордические» жилища не отличаются проницаемостью. Но современные скандинавские архитекторы все чаще пытаются спроектировать «уловители солнца». Например, представленный на симпозиуме проект реновации существующих зданий на трех уровнях (весь микрорайон, отдельное здание, одна квартира) от датского архитектурного бюро «Хеннинг Ларсен Архитектс» (Henning Larsen Architects) подтвердил репутацию датчан как мастеров «приручения» света.

А что для этого нужно? Как правило, архитекторы используют свет для создания крупных акцентов – одну деталь спрятать, другую выдвинуть на передний план. И обычно до тонких штрихов дело не доходит. Датчане же постарались вникнуть во все детали – чтобы даже немногие солнечные лучи поймать в окнах и складках стен.

Если на севере проблема – как уловить солнце, то как быть на юге? Архитектор Дэвид Нельсон, партнер знаменитого Нормана Фостера, на симпозиуме больше внимание уделил проблеме тени. По его мнению, избыточность солнечного света возводит тень в «главные персонажи» архитектуры. И в южных широтах именно тень, а не свет, начинает диктовать условия по подбору строительного материала и в конструктивных решениях фасадов, крыш и интерьера.

Одной из звезд симпозиума стал датский художник Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), который свои «живописные полотна» растворяет в пространстве. Точнее, его крупномасштабные инсталляции становятся частью пейзажа или оживляют города. Так, например, несколько лет назад мосты Манхэттена обзавелись благодаря Элиассону настоящими водопадами. Другая из его знаменитых работ состояла из комнаты с большим круглым проемом в потолке, через которую солнечный луч рисовал образы на стенах внутри. А в Турбинном зале лондонской Галереи Тейт Модерн художник поместил искусственное солнце в сочетании с настоящим туманом: его Weather Project (2003-2004) был невероятно популярен среди горожан и туристов.
zooming
Олафур Элиассон. Фотография с сайта thedaylightsite.com

В последнее время Олафур Элиассон вместе с инженером Фредериком Оттесеном (Frederik Ottesen) активно продвигают проект Little Sun («Солнышко») – это система дешевых световых приборов для тех районов Земли, где нет доступа к электрическим сетям. Little Sun вместе с VELUX провели международный конкурс «Естественный свет» (Natural Light). Его победителями стали студенты из Аргентины – 23-летний Лука Фонделло (Luca Fondello) и 22-летняя Мариана Арандо (Mariana Arando), которые учатся на промышленных дизайнеров в Университете Буэнос-Айреса. Они разработали простой ручной светильник, работающий от солнечной энергии. 14 500 прототипов такой лампы будут распространены в Африке (Сенегале, Зимбабве и Замбии) в начале 2016 года.
zooming
Мариана Арандо и Лука Фонделло, победители конкурса Velux Natural Light 2015. Фотография с сайта velux.com

Архитектор как медик

Нередко на симпозиуме звучали реплики про необходимость строительства «здоровых зданий», в смысле не «огромных», а безвредных или даже полезных для здоровья человека. Многие из нас вынуждены большую часть своей жизни проводить в помещении. И как обеспечить таких людей солнечным светом в количестве, достаточном для жизненного тонуса? А сделать это архитекторы и строители могут только в тесном сотрудничестве со специалистами в медицине, физиологии, психологии и других дисциплинах, изучающих человека и общество.

Английский специалист по устойчивому развитию Коэн Стимерс (Koen Steemers) более детально остановился на аспектах «здорового здания» и описал пространства, где люди могут ощутить комфорт. По его мнению, архитектура – это один из главных элементов благополучия человека, наряду с деньгами и социальным статусом.

Коэн Стимерс уверен, что дизайн среды обитания имеет определяющее значение для качества жизни. Меняя среду своего обитания (дом, офис, клуб), любой человек может изменить качество своей жизни, повлиять на свое здоровье и долголетие. И получается, профессия архитектора схожа профессии медика.

Важно помнить об атмосфере внутри зданий

Организатор симпозиума VELUX Group уже давно развивает в своих проектах идею экономного природопользования и жизни в гармонии с окружающим миром. В рамках концепт-проекта «Образцовый дом 2020» (Model Home 2020) VELUX построила в разных странах Европы дома, где эффективно используется свет, тепло и свежий воздух.

VELUX активно поддерживает проведение исследований в области влияния естественного освещения на здоровье человека, потому и устраивает раз в два года подобные симпозиумы, начиная с 2005-го. А также VELUX проводит международные конкурсы для студентов архитектурных учебных заведений. Тем самым будущих архитекторов призывают не замыкаться в своих проектах только на поисках эффектных форм: теперь им надо помнить не только об интерьере, но и об атмосфере внутри здания.

А также архитекторы и строители должны научиться чувствовать пространство в крупных масштабах – в плотной городской застройке или более разреженной застройке поселков. Как изменить планировочную структуру, как расположить здания, чтобы они лучше получали свет, чтобы обитатели этих зданий ощутили полноценный комфорт.
zooming
Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com

Новые стандарты освещения – пока лишь проект

Один из «пророков» современности Ле Корбюзье как-то изрек: «История архитектуры – это история борьбы за свет». Развивая этот тезис, Наталья Сокол, представляющая Гданьский технологический университет, сделала акцент на «борьбе за разумное использование дневного света». На симпозиуме она поделилась опытом польских специалистов, занимающихся городским планированием. Она уверена, что визуальное восприятие пространства сильно влияет на здоровье людей, живущих там. Поэтому в Польше пытаются убедить чиновников внести изменения в строительные нормы и правила с учетом стандартов естественного освещения.

Кстати, о стандартах. На симпозиуме в Лондоне речь шла и о новых строительных нормах. При этом архитекторов и дизайнеров призывали к более тесному сотрудничеству с медиками, чтобы определить строительные нормы, которые действительно будут полезны для человека.

Профессор датского Института строительных исследований Марк Фонтуанон (Marc Fontoynont) представил проект «Европейского стандарта естественного освещения», который разрабатывается совместными усилиями многих экспертов из стран ЕС. Это будет целый свод норм и правил для архитекторов и строителей: как должны быть освещены рабочие места в офисах и на фабриках, как в жилых домах и зданиях эффективно использовать энергию солнца, как вычислять потребность в энергии для освещения помещений.

Принятие этих стандартов упростит и в то же время усложнит работу архитекторов и строителей. Но главное, оно обяжет заказчиков строительства и девелоперов не экономить на здоровье людей, которым предстоит жить или работать в новостройках.
zooming
Дебора Барнетт, компания Benya Burnett (США). Фотография с сайта thedaylightsite.com

Главная цель – впредь не допускать появления плохо освещенных помещений (в северных широтах) и, наоборот, переизбытка солнца (на «глобальном Юге»). В идеале, по замыслу экспертов, по новым стандартам естественное освещение помещений будет обеспечиваться как минимум в течение половины всех «солнечных» часов в году. И учитывать теперь придется не только размеры окон, их количество и прозрачность, но и ориентацию зданий по сторонам света, и взаиморасположение фасадов соседних построек. По сути, архитекторам и строителям придется моделировать микроклимат как внутри сооружений, так и в целых поселках и микрорайонах.

Проблема учета естественного освещения в России

Россию на симпозиуме представляла небольшая группа архитекторов и специалистов, приглашенных VELUX Group. Один из них – Алексей Иванов (московская «Архитектурная студия Иванова АРХДИЗАЙН»), который занимается проектированием малоэтажного жилья и поселков. В интервью для Archi.ru он заметил, что российский заказчик пока не готов учитывать естественное освещение при проектировании жилых домов, офисов и промышленных зданий:

«Эта тема возникает после экономики, расположения участка и остального – где-то на пятнадцатом месте», – говорит архитектор.

Также Алексей Иванов уверен, что при проектировании новых поселков в России очень кстати было бы учитывать естественное освещение, но пока это лишь мечта: «По-прежнему у нас самая большая беда – отсутствие профессиональных заказчиков. Человека, который занимается строительством поселков, чаще всего хватает на один проект. Ну на два. Новички же все считают на ходу. Меняют тип домов – меняется плотность застройки, значит, социальная нагрузка, транспортная, инженерная тоже требуют перерасчета. Приходится перепроектировать и пересогласовывать. Еще пять лет назад такого вопроса не было – как перепроектировать. Но сейчас финансовая ситуация диктует подобную «гибкость»».

Но заказчик диктует свою волю не только на просторах России. И это уже глобальная проблема: как архитектору убедить заказчика, что нужно учитывать не только цемент, кирпич и краску, что все эти материалы должны быть обязательно дополнены солнечным светом? И тут все зависит не только от полета фантазии архитектора, но и от его таланта «переговорщика».

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

25 Ноября 2015

VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Сила света
Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.