Ловцы света и тени на симпозиуме VELUX Daylight 2015

В Лондоне состоялся симпозиум VELUX Daylight, где обсуждалась роль естественного освещения в архитектуре и градостроительстве. Главным организатором этой встречи стала VELUX Group, которая является спонсором «Года света», провозглашенного ЮНЕСКО в 2015.

Автор текста:
Павел Олигорский

mainImg
Компaния:
представительство компании VELUX (Велюкс) на Архи.ру
Контакты:
Центральный офис ВЕЛЮКС
в России: Москва,
ул. Нижняя Сыромятническая,
(ARTPLAY) 10 строение 2 (этаж 8),
Тел.: Москва (495) 640-87-20
Бесплатная линия в регионах:
8-800-200-7520

Архитектурно-строительный отдел:
archi@velux.ru
+7-916-334-50-86 Марина Прозаровская
+7-917-514-34-70 Анна Матлахова
0 Об энергии Солнца – в лондонских доках

День или ночь, свет или тень, сумрак или игра полутонов? Как уловить энергию солнца в офисах и жилых домах, под крышами которых наши современники иногда проводят до 90% своего времени? И как управлять естественным освещением, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему? Как примирить постиндустриальное общество с природой? Обо всех нюансах этих проблем и шла речь на симпозиуме VELUX Daylight 2015.
zooming
Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com

На территории старых лондонских доков (постройки XIX века), получивших новую жизнь усилиями современных архитекторов и дизайнеров, дискутировали о тенденциях в архитектуре зданий и дизайне интерьеров, о планировке городских районов и маленьких поселков, об исследованиях и передовых концепциях использования солнечного света.

Центральная тема – как «уловить» свет и тени в архитектурных формах во благо людей? Этими секретами и делились участники симпозиума, словно пытаясь вывести нас за руку из закопченных пещер.

Нефть, газ, уголь и даже ядерное топливо – это не бесконечные ресурсы. Да и вреда для здоровья от них иногда больше, чем пользы. Поэтому многие борцы за экологию активно «продвигают» небесное светило как неисчерпаемый (в ближайшие миллиарды лет) источник энергии.

Другие специалисты возражают экологам, напоминая о бескрайних пустынях на Земле, выжженных переизбытком солнечных лучей. И в тех краях от этого жара укрывают жилища в тени, а солнечной энергией пытаются заполнить аккумуляторы. Но на большей части Европы (и уж тем более в России) солнечная энергия скорей во благо и в радость, так как эти регионы звезда нашей планетарной системы балует светом и теплом нерегулярно. Потому многие участники симпозиума и призывали к более эффективному использованию дневного света, повторяя, как мантру, словосочетание «устойчивое развитие».

Приручить свет по-датски

Некоторые специалисты, напротив, призывали делать ставку не столько на развитие, сколько на возращение к опыту прошлого. Китайский профессор архитектуры Сун Ехао (Song Yehao) привел в пример опыт древних строителей Восточной Азии. Проницаемость в классических китайских домах, по мнению профессора Суна, упорядочивала все пространство как внутри, так и вокруг них. Но индустриальная революция и западное влияние лишили азиатскую архитектуру этой полупрозрачности, а вместе с ней и национальной идентичности.

Суровые просторы Северной Европы никогда не баловали людей избытком солнечного света и тепла и потому «нордические» жилища не отличаются проницаемостью. Но современные скандинавские архитекторы все чаще пытаются спроектировать «уловители солнца». Например, представленный на симпозиуме проект реновации существующих зданий на трех уровнях (весь микрорайон, отдельное здание, одна квартира) от датского архитектурного бюро «Хеннинг Ларсен Архитектс» (Henning Larsen Architects) подтвердил репутацию датчан как мастеров «приручения» света.

А что для этого нужно? Как правило, архитекторы используют свет для создания крупных акцентов – одну деталь спрятать, другую выдвинуть на передний план. И обычно до тонких штрихов дело не доходит. Датчане же постарались вникнуть во все детали – чтобы даже немногие солнечные лучи поймать в окнах и складках стен.

Если на севере проблема – как уловить солнце, то как быть на юге? Архитектор Дэвид Нельсон, партнер знаменитого Нормана Фостера, на симпозиуме больше внимание уделил проблеме тени. По его мнению, избыточность солнечного света возводит тень в «главные персонажи» архитектуры. И в южных широтах именно тень, а не свет, начинает диктовать условия по подбору строительного материала и в конструктивных решениях фасадов, крыш и интерьера.

Одной из звезд симпозиума стал датский художник Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), который свои «живописные полотна» растворяет в пространстве. Точнее, его крупномасштабные инсталляции становятся частью пейзажа или оживляют города. Так, например, несколько лет назад мосты Манхэттена обзавелись благодаря Элиассону настоящими водопадами. Другая из его знаменитых работ состояла из комнаты с большим круглым проемом в потолке, через которую солнечный луч рисовал образы на стенах внутри. А в Турбинном зале лондонской Галереи Тейт Модерн художник поместил искусственное солнце в сочетании с настоящим туманом: его Weather Project (2003-2004) был невероятно популярен среди горожан и туристов.
zooming
Олафур Элиассон. Фотография с сайта thedaylightsite.com

В последнее время Олафур Элиассон вместе с инженером Фредериком Оттесеном (Frederik Ottesen) активно продвигают проект Little Sun («Солнышко») – это система дешевых световых приборов для тех районов Земли, где нет доступа к электрическим сетям. Little Sun вместе с VELUX провели международный конкурс «Естественный свет» (Natural Light). Его победителями стали студенты из Аргентины – 23-летний Лука Фонделло (Luca Fondello) и 22-летняя Мариана Арандо (Mariana Arando), которые учатся на промышленных дизайнеров в Университете Буэнос-Айреса. Они разработали простой ручной светильник, работающий от солнечной энергии. 14 500 прототипов такой лампы будут распространены в Африке (Сенегале, Зимбабве и Замбии) в начале 2016 года.
zooming
Мариана Арандо и Лука Фонделло, победители конкурса Velux Natural Light 2015. Фотография с сайта velux.com

Архитектор как медик

Нередко на симпозиуме звучали реплики про необходимость строительства «здоровых зданий», в смысле не «огромных», а безвредных или даже полезных для здоровья человека. Многие из нас вынуждены большую часть своей жизни проводить в помещении. И как обеспечить таких людей солнечным светом в количестве, достаточном для жизненного тонуса? А сделать это архитекторы и строители могут только в тесном сотрудничестве со специалистами в медицине, физиологии, психологии и других дисциплинах, изучающих человека и общество.

Английский специалист по устойчивому развитию Коэн Стимерс (Koen Steemers) более детально остановился на аспектах «здорового здания» и описал пространства, где люди могут ощутить комфорт. По его мнению, архитектура – это один из главных элементов благополучия человека, наряду с деньгами и социальным статусом.

Коэн Стимерс уверен, что дизайн среды обитания имеет определяющее значение для качества жизни. Меняя среду своего обитания (дом, офис, клуб), любой человек может изменить качество своей жизни, повлиять на свое здоровье и долголетие. И получается, профессия архитектора схожа профессии медика.

Важно помнить об атмосфере внутри зданий

Организатор симпозиума VELUX Group уже давно развивает в своих проектах идею экономного природопользования и жизни в гармонии с окружающим миром. В рамках концепт-проекта «Образцовый дом 2020» (Model Home 2020) VELUX построила в разных странах Европы дома, где эффективно используется свет, тепло и свежий воздух.

VELUX активно поддерживает проведение исследований в области влияния естественного освещения на здоровье человека, потому и устраивает раз в два года подобные симпозиумы, начиная с 2005-го. А также VELUX проводит международные конкурсы для студентов архитектурных учебных заведений. Тем самым будущих архитекторов призывают не замыкаться в своих проектах только на поисках эффектных форм: теперь им надо помнить не только об интерьере, но и об атмосфере внутри здания.

А также архитекторы и строители должны научиться чувствовать пространство в крупных масштабах – в плотной городской застройке или более разреженной застройке поселков. Как изменить планировочную структуру, как расположить здания, чтобы они лучше получали свет, чтобы обитатели этих зданий ощутили полноценный комфорт.
zooming
Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com

Новые стандарты освещения – пока лишь проект

Один из «пророков» современности Ле Корбюзье как-то изрек: «История архитектуры – это история борьбы за свет». Развивая этот тезис, Наталья Сокол, представляющая Гданьский технологический университет, сделала акцент на «борьбе за разумное использование дневного света». На симпозиуме она поделилась опытом польских специалистов, занимающихся городским планированием. Она уверена, что визуальное восприятие пространства сильно влияет на здоровье людей, живущих там. Поэтому в Польше пытаются убедить чиновников внести изменения в строительные нормы и правила с учетом стандартов естественного освещения.

Кстати, о стандартах. На симпозиуме в Лондоне речь шла и о новых строительных нормах. При этом архитекторов и дизайнеров призывали к более тесному сотрудничеству с медиками, чтобы определить строительные нормы, которые действительно будут полезны для человека.

Профессор датского Института строительных исследований Марк Фонтуанон (Marc Fontoynont) представил проект «Европейского стандарта естественного освещения», который разрабатывается совместными усилиями многих экспертов из стран ЕС. Это будет целый свод норм и правил для архитекторов и строителей: как должны быть освещены рабочие места в офисах и на фабриках, как в жилых домах и зданиях эффективно использовать энергию солнца, как вычислять потребность в энергии для освещения помещений.

Принятие этих стандартов упростит и в то же время усложнит работу архитекторов и строителей. Но главное, оно обяжет заказчиков строительства и девелоперов не экономить на здоровье людей, которым предстоит жить или работать в новостройках.
zooming
Дебора Барнетт, компания Benya Burnett (США). Фотография с сайта thedaylightsite.com

Главная цель – впредь не допускать появления плохо освещенных помещений (в северных широтах) и, наоборот, переизбытка солнца (на «глобальном Юге»). В идеале, по замыслу экспертов, по новым стандартам естественное освещение помещений будет обеспечиваться как минимум в течение половины всех «солнечных» часов в году. И учитывать теперь придется не только размеры окон, их количество и прозрачность, но и ориентацию зданий по сторонам света, и взаиморасположение фасадов соседних построек. По сути, архитекторам и строителям придется моделировать микроклимат как внутри сооружений, так и в целых поселках и микрорайонах.

Проблема учета естественного освещения в России

Россию на симпозиуме представляла небольшая группа архитекторов и специалистов, приглашенных VELUX Group. Один из них – Алексей Иванов (московская «Архитектурная студия Иванова АРХДИЗАЙН»), который занимается проектированием малоэтажного жилья и поселков. В интервью для Archi.ru он заметил, что российский заказчик пока не готов учитывать естественное освещение при проектировании жилых домов, офисов и промышленных зданий:

«Эта тема возникает после экономики, расположения участка и остального – где-то на пятнадцатом месте», – говорит архитектор.

Также Алексей Иванов уверен, что при проектировании новых поселков в России очень кстати было бы учитывать естественное освещение, но пока это лишь мечта: «По-прежнему у нас самая большая беда – отсутствие профессиональных заказчиков. Человека, который занимается строительством поселков, чаще всего хватает на один проект. Ну на два. Новички же все считают на ходу. Меняют тип домов – меняется плотность застройки, значит, социальная нагрузка, транспортная, инженерная тоже требуют перерасчета. Приходится перепроектировать и пересогласовывать. Еще пять лет назад такого вопроса не было – как перепроектировать. Но сейчас финансовая ситуация диктует подобную «гибкость»».

Но заказчик диктует свою волю не только на просторах России. И это уже глобальная проблема: как архитектору убедить заказчика, что нужно учитывать не только цемент, кирпич и краску, что все эти материалы должны быть обязательно дополнены солнечным светом? И тут все зависит не только от полета фантазии архитектора, но и от его таланта «переговорщика».

Поставщики, технологии

25 Ноября 2015

Автор текста:

Павел Олигорский
VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Сила света
Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
Технологии и материалы
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Сейчас на главной
Формула жилья
Гигантский квартал социального жилья «Байцзывань» по соседству с Центральным деловым районом Пекина для звездного китайского бюро MAD стал первым проектом подобного типа.
Приют цифрового кочевника
Апарт-гостиница, спроектированная бюро GAFA для центрального округа Москвы, предлагает гостям проживать привычную рутину через новый пространственный опыт, а также претендует на статус художественной доминанты.
Вторая, лучшая жизнь
Бюро Powerhouse Company, Atelier Oslo и Lundhagem выиграли конкурс на проект реконструкции Центральной библиотеки в Роттердаме. Они планируют не только приспособить ее к современным требованиям, но и ликвидировать последствия экономии бюджета во время изначального строительства.
Белый пароход
Лицей Ла-Провиданс в бретонском Сен-Мало по проекту бюро ALTA соединил местные традиции и ресурсоэффективность.
Множество террас
Музей Циньтай по проекту бюро Atelier Deshaus вписался в прибрежный ландшафт, имитируя плавную неровность рельефа.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Внутри смартфона
Офис компании VLP в Санкт-Петербурге напоминает современный гаджет – компактный, минималистичный и контрастный. Из других особенностей: зонирование с помощью растений и кабинет руководителей рядом с общей кухней.
Просьба не беспокоить
Secret Boutique Hotel, открывшийся в деловом квартале «Московский шелк», предлагает своим гостям камерность и приватность. Бюро Archpoint сделало каждый номер в чем-то особеным, а также продумало пространства для деловых или очень неформальных встреч.
Лесная шкатулка
Храм Вознесения Господня, построенный под Выборгом на фундаменте финской усадьбы, встраивается в пейзаж, достойный кисти Ивана Шишкина или Исаака Левитана. Внутреннее убранство храма одновременно минималистично и наполнено отсылками к истории места.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Один большой плюс
Для новой фабрики норвежской мебельной компании Vestre бюро BIG выбрало простую, но функционально оправданную и многозначную форму в виде огромного знака плюс посреди лесного массива.
Душой и телом
Частный спа-комплекс, напоминающий галерею искусств: барельефы из переработанного пластика в зоне бассейна, NFT-искусство в баре и антикварная мебель в комнатах отдыха.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Атриум для жизни
Историческая штаб-квартира Голландской железнодорожной компании теперь вместила амстердамский филиал международной юридической фирмы. Авторы трансформации – архитекторы KCAP и дизайнеры интерьера Fokkema & Partners.
Неоновая трансформация
Устаревший сингапурский молл 1990-х превращен бюро SPARK в яркий молодежный аттракцион. Кроме перепланировки, архитекторы занимались «содержательной» стороной и большую роль отвели инфографике и указателям, в том числе неоновым.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Горская гавань
Конкурс на концепцию развития территории «Горская» завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus, однако проект, вероятно, реализован не будет. Рассказываем о причинах и публикуем предложения победителей.
История вопроса
Эрик Валеев и бюро IQ разработали экспозиционный дизайн для выставки «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее.
Под лаской пледа
Для семейной кондитерской в спальном районе Минска ZROBIM Architects создавали уютный интерьер без налета старомодности с помощью разнообразных фактур, штучной мебели и продуманного освещения.
Правильное хранение
Обновляя интерьер винного бутика на территории алтайского курорта, архитекторы студии Balcon сделали ассортимент частью дизайна и позаботились об условиях хранения.
Три слагаемых культуры
В Шэньчжэне завершилось строительство культурного центра района Баоань по проекту Rocco Design Architects. Третьим и самым важным его элементом стало здание театра.
Пресса: Сергей Скуратов: «Садовые кварталы» — это зеркало...
В начале 2022 года была завершена застройка жилых корпусов «Садовых кварталов» — знакового для Москвы комплекса, строившегося более десяти лет. О том, что в проекте удалось, что не удалось, о радостях и трудностях совместной работы звезд архитектуры рассказал знаменитый архитектор Сергей Скуратов.