Ловцы света и тени на симпозиуме VELUX Daylight 2015

В Лондоне состоялся симпозиум VELUX Daylight, где обсуждалась роль естественного освещения в архитектуре и градостроительстве. Главным организатором этой встречи стала VELUX Group, которая является спонсором «Года света», провозглашенного ЮНЕСКО в 2015.

mainImg
Компaния:
VELUX (Велюкс)
Контакты:

 
Об энергии Солнца – в лондонских доках

День или ночь, свет или тень, сумрак или игра полутонов? Как уловить энергию солнца в офисах и жилых домах, под крышами которых наши современники иногда проводят до 90% своего времени? И как управлять естественным освещением, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему? Как примирить постиндустриальное общество с природой? Обо всех нюансах этих проблем и шла речь на симпозиуме VELUX Daylight 2015.
zooming
Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com

На территории старых лондонских доков (постройки XIX века), получивших новую жизнь усилиями современных архитекторов и дизайнеров, дискутировали о тенденциях в архитектуре зданий и дизайне интерьеров, о планировке городских районов и маленьких поселков, об исследованиях и передовых концепциях использования солнечного света.

Центральная тема – как «уловить» свет и тени в архитектурных формах во благо людей? Этими секретами и делились участники симпозиума, словно пытаясь вывести нас за руку из закопченных пещер.

Нефть, газ, уголь и даже ядерное топливо – это не бесконечные ресурсы. Да и вреда для здоровья от них иногда больше, чем пользы. Поэтому многие борцы за экологию активно «продвигают» небесное светило как неисчерпаемый (в ближайшие миллиарды лет) источник энергии.

Другие специалисты возражают экологам, напоминая о бескрайних пустынях на Земле, выжженных переизбытком солнечных лучей. И в тех краях от этого жара укрывают жилища в тени, а солнечной энергией пытаются заполнить аккумуляторы. Но на большей части Европы (и уж тем более в России) солнечная энергия скорей во благо и в радость, так как эти регионы звезда нашей планетарной системы балует светом и теплом нерегулярно. Потому многие участники симпозиума и призывали к более эффективному использованию дневного света, повторяя, как мантру, словосочетание «устойчивое развитие».

Приручить свет по-датски

Некоторые специалисты, напротив, призывали делать ставку не столько на развитие, сколько на возращение к опыту прошлого. Китайский профессор архитектуры Сун Ехао (Song Yehao) привел в пример опыт древних строителей Восточной Азии. Проницаемость в классических китайских домах, по мнению профессора Суна, упорядочивала все пространство как внутри, так и вокруг них. Но индустриальная революция и западное влияние лишили азиатскую архитектуру этой полупрозрачности, а вместе с ней и национальной идентичности.

Суровые просторы Северной Европы никогда не баловали людей избытком солнечного света и тепла и потому «нордические» жилища не отличаются проницаемостью. Но современные скандинавские архитекторы все чаще пытаются спроектировать «уловители солнца». Например, представленный на симпозиуме проект реновации существующих зданий на трех уровнях (весь микрорайон, отдельное здание, одна квартира) от датского архитектурного бюро «Хеннинг Ларсен Архитектс» (Henning Larsen Architects) подтвердил репутацию датчан как мастеров «приручения» света.

А что для этого нужно? Как правило, архитекторы используют свет для создания крупных акцентов – одну деталь спрятать, другую выдвинуть на передний план. И обычно до тонких штрихов дело не доходит. Датчане же постарались вникнуть во все детали – чтобы даже немногие солнечные лучи поймать в окнах и складках стен.

Если на севере проблема – как уловить солнце, то как быть на юге? Архитектор Дэвид Нельсон, партнер знаменитого Нормана Фостера, на симпозиуме больше внимание уделил проблеме тени. По его мнению, избыточность солнечного света возводит тень в «главные персонажи» архитектуры. И в южных широтах именно тень, а не свет, начинает диктовать условия по подбору строительного материала и в конструктивных решениях фасадов, крыш и интерьера.

Одной из звезд симпозиума стал датский художник Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), который свои «живописные полотна» растворяет в пространстве. Точнее, его крупномасштабные инсталляции становятся частью пейзажа или оживляют города. Так, например, несколько лет назад мосты Манхэттена обзавелись благодаря Элиассону настоящими водопадами. Другая из его знаменитых работ состояла из комнаты с большим круглым проемом в потолке, через которую солнечный луч рисовал образы на стенах внутри. А в Турбинном зале лондонской Галереи Тейт Модерн художник поместил искусственное солнце в сочетании с настоящим туманом: его Weather Project (2003-2004) был невероятно популярен среди горожан и туристов.
zooming
Олафур Элиассон. Фотография с сайта thedaylightsite.com

В последнее время Олафур Элиассон вместе с инженером Фредериком Оттесеном (Frederik Ottesen) активно продвигают проект Little Sun («Солнышко») – это система дешевых световых приборов для тех районов Земли, где нет доступа к электрическим сетям. Little Sun вместе с VELUX провели международный конкурс «Естественный свет» (Natural Light). Его победителями стали студенты из Аргентины – 23-летний Лука Фонделло (Luca Fondello) и 22-летняя Мариана Арандо (Mariana Arando), которые учатся на промышленных дизайнеров в Университете Буэнос-Айреса. Они разработали простой ручной светильник, работающий от солнечной энергии. 14 500 прототипов такой лампы будут распространены в Африке (Сенегале, Зимбабве и Замбии) в начале 2016 года.
zooming
Мариана Арандо и Лука Фонделло, победители конкурса Velux Natural Light 2015. Фотография с сайта velux.com

Архитектор как медик

Нередко на симпозиуме звучали реплики про необходимость строительства «здоровых зданий», в смысле не «огромных», а безвредных или даже полезных для здоровья человека. Многие из нас вынуждены большую часть своей жизни проводить в помещении. И как обеспечить таких людей солнечным светом в количестве, достаточном для жизненного тонуса? А сделать это архитекторы и строители могут только в тесном сотрудничестве со специалистами в медицине, физиологии, психологии и других дисциплинах, изучающих человека и общество.

Английский специалист по устойчивому развитию Коэн Стимерс (Koen Steemers) более детально остановился на аспектах «здорового здания» и описал пространства, где люди могут ощутить комфорт. По его мнению, архитектура – это один из главных элементов благополучия человека, наряду с деньгами и социальным статусом.

Коэн Стимерс уверен, что дизайн среды обитания имеет определяющее значение для качества жизни. Меняя среду своего обитания (дом, офис, клуб), любой человек может изменить качество своей жизни, повлиять на свое здоровье и долголетие. И получается, профессия архитектора схожа профессии медика.

Важно помнить об атмосфере внутри зданий

Организатор симпозиума VELUX Group уже давно развивает в своих проектах идею экономного природопользования и жизни в гармонии с окружающим миром. В рамках концепт-проекта «Образцовый дом 2020» (Model Home 2020) VELUX построила в разных странах Европы дома, где эффективно используется свет, тепло и свежий воздух.

VELUX активно поддерживает проведение исследований в области влияния естественного освещения на здоровье человека, потому и устраивает раз в два года подобные симпозиумы, начиная с 2005-го. А также VELUX проводит международные конкурсы для студентов архитектурных учебных заведений. Тем самым будущих архитекторов призывают не замыкаться в своих проектах только на поисках эффектных форм: теперь им надо помнить не только об интерьере, но и об атмосфере внутри здания.

А также архитекторы и строители должны научиться чувствовать пространство в крупных масштабах – в плотной городской застройке или более разреженной застройке поселков. Как изменить планировочную структуру, как расположить здания, чтобы они лучше получали свет, чтобы обитатели этих зданий ощутили полноценный комфорт.
zooming
Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com

Новые стандарты освещения – пока лишь проект

Один из «пророков» современности Ле Корбюзье как-то изрек: «История архитектуры – это история борьбы за свет». Развивая этот тезис, Наталья Сокол, представляющая Гданьский технологический университет, сделала акцент на «борьбе за разумное использование дневного света». На симпозиуме она поделилась опытом польских специалистов, занимающихся городским планированием. Она уверена, что визуальное восприятие пространства сильно влияет на здоровье людей, живущих там. Поэтому в Польше пытаются убедить чиновников внести изменения в строительные нормы и правила с учетом стандартов естественного освещения.

Кстати, о стандартах. На симпозиуме в Лондоне речь шла и о новых строительных нормах. При этом архитекторов и дизайнеров призывали к более тесному сотрудничеству с медиками, чтобы определить строительные нормы, которые действительно будут полезны для человека.

Профессор датского Института строительных исследований Марк Фонтуанон (Marc Fontoynont) представил проект «Европейского стандарта естественного освещения», который разрабатывается совместными усилиями многих экспертов из стран ЕС. Это будет целый свод норм и правил для архитекторов и строителей: как должны быть освещены рабочие места в офисах и на фабриках, как в жилых домах и зданиях эффективно использовать энергию солнца, как вычислять потребность в энергии для освещения помещений.

Принятие этих стандартов упростит и в то же время усложнит работу архитекторов и строителей. Но главное, оно обяжет заказчиков строительства и девелоперов не экономить на здоровье людей, которым предстоит жить или работать в новостройках.
zooming
Дебора Барнетт, компания Benya Burnett (США). Фотография с сайта thedaylightsite.com

Главная цель – впредь не допускать появления плохо освещенных помещений (в северных широтах) и, наоборот, переизбытка солнца (на «глобальном Юге»). В идеале, по замыслу экспертов, по новым стандартам естественное освещение помещений будет обеспечиваться как минимум в течение половины всех «солнечных» часов в году. И учитывать теперь придется не только размеры окон, их количество и прозрачность, но и ориентацию зданий по сторонам света, и взаиморасположение фасадов соседних построек. По сути, архитекторам и строителям придется моделировать микроклимат как внутри сооружений, так и в целых поселках и микрорайонах.

Проблема учета естественного освещения в России

Россию на симпозиуме представляла небольшая группа архитекторов и специалистов, приглашенных VELUX Group. Один из них – Алексей Иванов (московская «Архитектурная студия Иванова АРХДИЗАЙН»), который занимается проектированием малоэтажного жилья и поселков. В интервью для Archi.ru он заметил, что российский заказчик пока не готов учитывать естественное освещение при проектировании жилых домов, офисов и промышленных зданий:

«Эта тема возникает после экономики, расположения участка и остального – где-то на пятнадцатом месте», – говорит архитектор.

Также Алексей Иванов уверен, что при проектировании новых поселков в России очень кстати было бы учитывать естественное освещение, но пока это лишь мечта: «По-прежнему у нас самая большая беда – отсутствие профессиональных заказчиков. Человека, который занимается строительством поселков, чаще всего хватает на один проект. Ну на два. Новички же все считают на ходу. Меняют тип домов – меняется плотность застройки, значит, социальная нагрузка, транспортная, инженерная тоже требуют перерасчета. Приходится перепроектировать и пересогласовывать. Еще пять лет назад такого вопроса не было – как перепроектировать. Но сейчас финансовая ситуация диктует подобную «гибкость»».

Но заказчик диктует свою волю не только на просторах России. И это уже глобальная проблема: как архитектору убедить заказчика, что нужно учитывать не только цемент, кирпич и краску, что все эти материалы должны быть обязательно дополнены солнечным светом? И тут все зависит не только от полета фантазии архитектора, но и от его таланта «переговорщика».

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

25 Ноября 2015

VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Сила света
Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.