Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.11.2015

Ловцы света и тени на симпозиуме VELUX Daylight 2015

Павел Олигорский
Мастерская:
VELUX (Велюкс)

В Лондоне состоялся симпозиум VELUX Daylight, где обсуждалась роль естественного освещения в архитектуре и градостроительстве. Главным организатором этой встречи стала VELUX Group, которая является спонсором «Года света», провозглашенного ЮНЕСКО в 2015.

Об энергии Солнца – в лондонских доках

День или ночь, свет или тень, сумрак или игра полутонов? Как уловить энергию солнца в офисах и жилых домах, под крышами которых наши современники иногда проводят до 90% своего времени? И как управлять естественным освещением, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему? Как примирить постиндустриальное общество с природой? Обо всех нюансах этих проблем и шла речь на симпозиуме VELUX Daylight 2015.

Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com
Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com

На территории старых лондонских доков (постройки XIX века), получивших новую жизнь усилиями современных архитекторов и дизайнеров, дискутировали о тенденциях в архитектуре зданий и дизайне интерьеров, о планировке городских районов и маленьких поселков, об исследованиях и передовых концепциях использования солнечного света.

Центральная тема – как «уловить» свет и тени в архитектурных формах во благо людей? Этими секретами и делились участники симпозиума, словно пытаясь вывести нас за руку из закопченных пещер.

Нефть, газ, уголь и даже ядерное топливо – это не бесконечные ресурсы. Да и вреда для здоровья от них иногда больше, чем пользы. Поэтому многие борцы за экологию активно «продвигают» небесное светило как неисчерпаемый (в ближайшие миллиарды лет) источник энергии.

Другие специалисты возражают экологам, напоминая о бескрайних пустынях на Земле, выжженных переизбытком солнечных лучей. И в тех краях от этого жара укрывают жилища в тени, а солнечной энергией пытаются заполнить аккумуляторы. Но на большей части Европы (и уж тем более в России) солнечная энергия скорей во благо и в радость, так как эти регионы звезда нашей планетарной системы балует светом и теплом нерегулярно. Потому многие участники симпозиума и призывали к более эффективному использованию дневного света, повторяя, как мантру, словосочетание «устойчивое развитие».

Приручить свет по-датски

Некоторые специалисты, напротив, призывали делать ставку не столько на развитие, сколько на возращение к опыту прошлого. Китайский профессор архитектуры Сун Ехао (Song Yehao) привел в пример опыт древних строителей Восточной Азии. Проницаемость в классических китайских домах, по мнению профессора Суна, упорядочивала все пространство как внутри, так и вокруг них. Но индустриальная революция и западное влияние лишили азиатскую архитектуру этой полупрозрачности, а вместе с ней и национальной идентичности.

Суровые просторы Северной Европы никогда не баловали людей избытком солнечного света и тепла и потому «нордические» жилища не отличаются проницаемостью. Но современные скандинавские архитекторы все чаще пытаются спроектировать «уловители солнца». Например, представленный на симпозиуме проект реновации существующих зданий на трех уровнях (весь микрорайон, отдельное здание, одна квартира) от датского архитектурного бюро «Хеннинг Ларсен Архитектс» (Henning Larsen Architects) подтвердил репутацию датчан как мастеров «приручения» света.

А что для этого нужно? Как правило, архитекторы используют свет для создания крупных акцентов – одну деталь спрятать, другую выдвинуть на передний план. И обычно до тонких штрихов дело не доходит. Датчане же постарались вникнуть во все детали – чтобы даже немногие солнечные лучи поймать в окнах и складках стен.

Если на севере проблема – как уловить солнце, то как быть на юге? Архитектор Дэвид Нельсон, партнер знаменитого Нормана Фостера, на симпозиуме больше внимание уделил проблеме тени. По его мнению, избыточность солнечного света возводит тень в «главные персонажи» архитектуры. И в южных широтах именно тень, а не свет, начинает диктовать условия по подбору строительного материала и в конструктивных решениях фасадов, крыш и интерьера.

Одной из звезд симпозиума стал датский художник Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), который свои «живописные полотна» растворяет в пространстве. Точнее, его крупномасштабные инсталляции становятся частью пейзажа или оживляют города. Так, например, несколько лет назад мосты Манхэттена обзавелись благодаря Элиассону настоящими водопадами. Другая из его знаменитых работ состояла из комнаты с большим круглым проемом в потолке, через которую солнечный луч рисовал образы на стенах внутри. А в Турбинном зале лондонской Галереи Тейт Модерн художник поместил искусственное солнце в сочетании с настоящим туманом: его Weather Project (2003-2004) был невероятно популярен среди горожан и туристов.
Олафур Элиассон. Фотография с сайта thedaylightsite.com
Олафур Элиассон. Фотография с сайта thedaylightsite.com

В последнее время Олафур Элиассон вместе с инженером Фредериком Оттесеном (Frederik Ottesen) активно продвигают проект Little Sun («Солнышко») – это система дешевых световых приборов для тех районов Земли, где нет доступа к электрическим сетям. Little Sun вместе с VELUX провели международный конкурс «Естественный свет» (Natural Light). Его победителями стали студенты из Аргентины – 23-летний Лука Фонделло (Luca Fondello) и 22-летняя Мариана Арандо (Mariana Arando), которые учатся на промышленных дизайнеров в Университете Буэнос-Айреса. Они разработали простой ручной светильник, работающий от солнечной энергии. 14 500 прототипов такой лампы будут распространены в Африке (Сенегале, Зимбабве и Замбии) в начале 2016 года.
Мариана Арандо и Лука Фонделло, победители конкурса Velux Natural Light 2015. Фотография с сайта velux.com
Мариана Арандо и Лука Фонделло, победители конкурса Velux Natural Light 2015. Фотография с сайта velux.com

Архитектор как медик

Нередко на симпозиуме звучали реплики про необходимость строительства «здоровых зданий», в смысле не «огромных», а безвредных или даже полезных для здоровья человека. Многие из нас вынуждены большую часть своей жизни проводить в помещении. И как обеспечить таких людей солнечным светом в количестве, достаточном для жизненного тонуса? А сделать это архитекторы и строители могут только в тесном сотрудничестве со специалистами в медицине, физиологии, психологии и других дисциплинах, изучающих человека и общество.

Английский специалист по устойчивому развитию Коэн Стимерс (Koen Steemers) более детально остановился на аспектах «здорового здания» и описал пространства, где люди могут ощутить комфорт. По его мнению, архитектура – это один из главных элементов благополучия человека, наряду с деньгами и социальным статусом.

Коэн Стимерс уверен, что дизайн среды обитания имеет определяющее значение для качества жизни. Меняя среду своего обитания (дом, офис, клуб), любой человек может изменить качество своей жизни, повлиять на свое здоровье и долголетие. И получается, профессия архитектора схожа профессии медика.

Важно помнить об атмосфере внутри зданий

Организатор симпозиума VELUX Group уже давно развивает в своих проектах идею экономного природопользования и жизни в гармонии с окружающим миром. В рамках концепт-проекта «Образцовый дом 2020» (Model Home 2020) VELUX построила в разных странах Европы дома, где эффективно используется свет, тепло и свежий воздух.

VELUX активно поддерживает проведение исследований в области влияния естественного освещения на здоровье человека, потому и устраивает раз в два года подобные симпозиумы, начиная с 2005-го. А также VELUX проводит международные конкурсы для студентов архитектурных учебных заведений. Тем самым будущих архитекторов призывают не замыкаться в своих проектах только на поисках эффектных форм: теперь им надо помнить не только об интерьере, но и об атмосфере внутри здания.

А также архитекторы и строители должны научиться чувствовать пространство в крупных масштабах – в плотной городской застройке или более разреженной застройке поселков. Как изменить планировочную структуру, как расположить здания, чтобы они лучше получали свет, чтобы обитатели этих зданий ощутили полноценный комфорт.
Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com
Симпозиум VELUX Daylight. Фотография с сайта thedaylightsite.com

Новые стандарты освещения – пока лишь проект

Один из «пророков» современности Ле Корбюзье как-то изрек: «История архитектуры – это история борьбы за свет». Развивая этот тезис, Наталья Сокол, представляющая Гданьский технологический университет, сделала акцент на «борьбе за разумное использование дневного света». На симпозиуме она поделилась опытом польских специалистов, занимающихся городским планированием. Она уверена, что визуальное восприятие пространства сильно влияет на здоровье людей, живущих там. Поэтому в Польше пытаются убедить чиновников внести изменения в строительные нормы и правила с учетом стандартов естественного освещения.

Кстати, о стандартах. На симпозиуме в Лондоне речь шла и о новых строительных нормах. При этом архитекторов и дизайнеров призывали к более тесному сотрудничеству с медиками, чтобы определить строительные нормы, которые действительно будут полезны для человека.

Профессор датского Института строительных исследований Марк Фонтуанон (Marc Fontoynont) представил проект «Европейского стандарта естественного освещения», который разрабатывается совместными усилиями многих экспертов из стран ЕС. Это будет целый свод норм и правил для архитекторов и строителей: как должны быть освещены рабочие места в офисах и на фабриках, как в жилых домах и зданиях эффективно использовать энергию солнца, как вычислять потребность в энергии для освещения помещений.

Принятие этих стандартов упростит и в то же время усложнит работу архитекторов и строителей. Но главное, оно обяжет заказчиков строительства и девелоперов не экономить на здоровье людей, которым предстоит жить или работать в новостройках.
Дебора Барнетт, компания Benya Burnett (США). Фотография с сайта thedaylightsite.com
Дебора Барнетт, компания Benya Burnett (США). Фотография с сайта thedaylightsite.com

Главная цель – впредь не допускать появления плохо освещенных помещений (в северных широтах) и, наоборот, переизбытка солнца (на «глобальном Юге»). В идеале, по замыслу экспертов, по новым стандартам естественное освещение помещений будет обеспечиваться как минимум в течение половины всех «солнечных» часов в году. И учитывать теперь придется не только размеры окон, их количество и прозрачность, но и ориентацию зданий по сторонам света, и взаиморасположение фасадов соседних построек. По сути, архитекторам и строителям придется моделировать микроклимат как внутри сооружений, так и в целых поселках и микрорайонах.

Проблема учета естественного освещения в России

Россию на симпозиуме представляла небольшая группа архитекторов и специалистов, приглашенных VELUX Group. Один из них – Алексей Иванов (московская «Архитектурная студия Иванова АРХДИЗАЙН»), который занимается проектированием малоэтажного жилья и поселков. В интервью для Archi.ru он заметил, что российский заказчик пока не готов учитывать естественное освещение при проектировании жилых домов, офисов и промышленных зданий:

«Эта тема возникает после экономики, расположения участка и остального – где-то на пятнадцатом месте», – говорит архитектор.

Также Алексей Иванов уверен, что при проектировании новых поселков в России очень кстати было бы учитывать естественное освещение, но пока это лишь мечта: «По-прежнему у нас самая большая беда – отсутствие профессиональных заказчиков. Человека, который занимается строительством поселков, чаще всего хватает на один проект. Ну на два. Новички же все считают на ходу. Меняют тип домов – меняется плотность застройки, значит, социальная нагрузка, транспортная, инженерная тоже требуют перерасчета. Приходится перепроектировать и пересогласовывать. Еще пять лет назад такого вопроса не было – как перепроектировать. Но сейчас финансовая ситуация диктует подобную «гибкость»».

Но заказчик диктует свою волю не только на просторах России. И это уже глобальная проблема: как архитектору убедить заказчика, что нужно учитывать не только цемент, кирпич и краску, что все эти материалы должны быть обязательно дополнены солнечным светом? И тут все зависит не только от полета фантазии архитектора, но и от его таланта «переговорщика».