Интервью с Алексеем Ивановым о шестом Международном симпозиуме по естественному свету и о свете в современной архитектуре

mainImg
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД http://www.archaos.ru
Компaния:
VELUX (Велюкс)
Контакты:

 

Александр Иванов, генеральный директор «Архстройдизайн АСД»
zooming
В начале осени в Лондоне прошел шестой Международный симпозиум по естественному свету, весь 2015 провозглашен ЮНЕСКО Годом света, и оба эти события объединяет компания VELUX – организатор лондонской встречи и официальный спонсор Года. В Лондоне разговор шел об исследованиях и передовых концепциях использования естественного ресурса, а как это соотносится с ежедневной практикой отечественного проектирования и строительства? Об этом мы поинтересовались у архитектора Алексея Иванова, который побывал на симпозиуме вместе с коллегами из Санкт-Петербурга и сотрудниками «ВЕЛЮКС Россия»
Шестой Международный симпозиум по естественному свету, VELUX, Лондон. Марина Прозаровская, Михаил Мамошин,Алексей Иванов,Алла Богатырева, Егор Левочкин.

«ВЕЛЮКС Россия» не первый раз приглашает на международную встречу российских архитекторов, с которыми сотрудничает на разных проектах. Существенным преимуществом Алексея Иванова были навыки английского языка (спецшкола, опыт работы в США), однако и он посетовал, что, к сожалению, в такой непринужденной манере, блестяще защитить свою презентацию, как это делали спикеры из самых разных стран, у нас смогут немногие.

Алексей Иванов:
Для архитектора важно умение объяснить и доказать свою точку зрения. Не всегда есть возможность проиллюстрировать проектные решения рисунками и визуализациями. Мы работаем с чертежами – знаками и эти знаки необходимо сопровождать объяснениями. Были интересные, хорошо срежессированные презентации из Китая, Венгрии, Польши.

Archi.ru: 
35 выступлений за три дня, плюс обсуждения… Можно ли выделить наиболее яркие идеи?

А.И.: Общая тема была про здоровые здания. Если человек 90 процентов времени проводит под крышей, как сделать, чтобы естественный свет работал все сутки? Чтобы здание стимулировало человека к активности…На первый взгляд звучит как медицинская тема, но, на самом деле, многие делали акцент на междисциплинарные контакты и социальную активность архитектора. Например, британский профессор, специалист по устойчивому развитию Коэн Стимерс показал, в каких пространствах людям легко общаться, ощущать гармонию. Он даже назвал архитектуру элементом благосостояния, иллюстрации воспринимались, как пособие по фейсконтролю… Любопытно было узнать, что полупрозрачность в китайской жилой архитектуре несет семиотический смысл, поддерживает иерархию и порядок пространства, поэтому является частью национальной идентичности. Презентация нового здания от «Хеннинг Ларсен Архитектс» подтвердила репутацию датчан как мастеров приручения света… Кстати, произвел впечатление партнер Нормана Фостера: он рассматривал объекты с точки зрения выстраивания тени. "Избыточность света – проблема юга: там тень становится героем архитектуры."

Похоже, говорили не только на любимую архитекторами тему о формообразовании…

А.И.: Да-да. В том числе о том, как обрести ощущение комфорта в плотной городской застройке, о том, когда и где изменить планировочную структуру, по-иному расставлять дома, чтобы они лучше ловили свет. Что нужно изменить европейские стандарты, архитекторам, дизайнерам плотнее сотрудничать с врачами, чтобы понять, насколько предлагаемые ими решения действительно полезны для человека. Ну и, конечно, было немало слов про устойчивое развитие. Свет – это энергия, общедоступный ресурс, выигрывает тот, кто умеет им пользоваться по максимуму.

Все-таки умеют европейцы одновременно говорить о гуманизме и помнить про стратегические цели. Или это мы слишком привыкли думать про нефть… Алексей Александрович, насколько для российского профессионала важны подобные поездки? Или здесь все же больше важен тот эффект, который бывает при статусной покупке? 

А.И.: Тут нельзя сказать, что сразу что-то отразится и заиграет в ближайшем проекте. Одно знаю точно: архитектору очень важно хотя бы раз в два года нужно совершать подобные вояжи. В тот же Лондон. Поскольку мое бюро больше 20 лет занимается в числе прочего и проектированием поселков, малоэтажного жилья, невольно повсюду видишь примеры именно на близкую мне тему. Первые частные заказы по освоению земельных участков мы выполняли уже в начале 90-х, и тогда казалось, что мы пойдем по американскому пути освоения территории, будем создавать свою малоэтажную субурбию. В Америке я как раз стажировался по проектированию такой застройки. Действительно, в 90-е было очевидно, что люди устали жить в плотной жилой среде мечтают о собственном доме, и эту мечту можно реализовать. И лет десять коттеджное строительство активно развивалось.

В двухтысячные стало ясно: что-то не срабатывает, идет перерасход, переплата за стройку – сети неподготовлены – в отличие от той страны, на которую мы тогда хотели быть похожи. А ведь Европа и Америка в периоды кризисов за счет общественных работ сумели подготовить связную транспортную инфраструктуру, это и облегчило последующие шаги. У нас бюджет съедают огромные кредиты на дороги. Поэтому «одноэтажная Россия» – не деревенская – пока не состоялась. Сам тип жилья изменился от отдельных домов – к блокированным – затем к многоквартиным. Загородное строительство перешло на 3-4 этажа, сейчас уже растут восемнадцатиэтажки. Хотя на Урале, на Кубани, в Сибири особенно востребованы свои дома… Вернемся в Лондон. Там активно развивается с запада на восток города как раз малоэтажное жилье. Это разнообразие параметров, типологий, подходов вдохновляет.

Такое сочетание выглядит органично?

А.И.: Не могу ответить однозначно. Известно, архитекторы чужую работу осматривают более критично. Я тоже видел немало вопросительных вещей. Но всегда важно представлять, какой заложен бюджет, ведь нередко, предположим, недорогие материалы провоцируют создавать остроумные решения – это и ценно. Симпозиум проходил в старинных доках XIX века – они реконструированы под проведение выставок и подобных масштабных встреч, а на берегу можно было наблюдать непосредственную жизнь жилых кварталов. Любопытно, как там решают проблему первых этажей, ведь, не секрет, что занять все помещения магазинами, парикмахерскими и чем-то еще не всегда возможно. Там тоже делают квартиры, но им нужна дополнительная привлекательность, в Великобритании эта привлекательность обеспечена традицией: многие блокированные дома имеют огороженные высокими кирпичными или каменными стенами террасы или садики. Это не значит, что мы сделаем так же, но информация к размышлению получена. Навигация: каждый корпус имеет свое имя. Мы обратили внимание и на автобусные остановки: на нешироких дорогах с естественным сливом ограждение идет к наружной стороне – павильон стоит спиной к дороге, закрывает от возможной грязи… Минусы тоже заметны: все эти домики из 80-х, мелко раздробленные, еще 15 лет назад выглядели круто, сейчас – неостроумно.

В поездках обостряются чувства, а при интеллектуально насыщенном общении на симпозиуме – тем более. Сразу замечаешь гораздо больше. А наш заказчик готов к разговору про тот же естественный свет?

А.И.: Пока не готов. Эта тема – после экономики, расположения участка, и остального – где-то на пятнадцатом месте.

Возможно, вот тут как раз и понадобится красноречие архитектора?

А.И.: Все зависит от конкретной ситуации. Свет, как и цвет – инструмент в нашей работе, но не первый, дополнительный. Привычно считается, что это важно для значимых общественных построек, но не для частного дома, увы. Каждый архитектор хотел бы затеять такую игру со светом, масштабом, восприятием, как Стивен Холл в Массачусетсе. Помните, там вместо привычной сетки окон – небольшие, с ровным шагом? Фасад – как гигантская губка, внутри – потоки света дробят стену от пола до потолка.

У вас есть награды, в том числе, за лучшие интерьеры. В интерьерных проектах приходилось показывать, как меняется свет?

А.И.: Пока не приходилось. Как правило, свет нужен для выявления акцентов: что спрятать, что раскрыть на переднем плане. До тонких вещей руки не доходят.

Разрешите помечтать? Быть может, игра света ляжет в основу концепции какого-нибудь нового поселка? 

А.И.: Это – сверхзадача! По-прежнему у нас самая большая беда – отсутствие профессиональных заказчиков. Человека, который занимается строительством поселков, чаще всего хватает на один проект. Ну на два. Новички же все считают на ходу. Меняют тип домов – меняется плотность застройки, значит, социальная нагрузка, транспортная, инженерная тоже требуют перерасчета. Приходится перепроектировать и пересогласовать. Еще пять лет назад такого вопроса не было – как перепроектировать. Но сейчас финансовая ситуация диктует подобную «гибкость». Сейчас меньше фантазий – полученные 20 га сбиваются крепко, никаких фитнесов, ресторанов (а было модно в начале 2000-х).

А Вы говорили, что российский заказчик романтичен.

А.И.: Он два года выбирает себе архитектора по душе, хотя, оказывается, ему нужен планировщик, а архитектуру он в гробу видел. И 6 соток ему не надо – пусть 2, если ни 10. Не надо того, что с русским прошлым, русский стиль у нас не прижился! Ни «Баженова», ни «Казакова» не хотят. Мисс ванн дер Роэ, замки Луары, шале – могут выбрать.

Но не все так безнадежно. Смотрю, у вас рисуют подсветки общественного пространства. Вот утро, день, вечер…

А.И.: Мы хотим показать заказчику, как меняется вид этого места в течение суток. Конечно, это – бонус. Нам самим интересно. Общественные пространства работают на застройку круглосуточно.


Симпозиум в Лондоне завершился выступлением Олафура Элиассона. Всемирно известный художник рассказал о некоторых своих проектах. Он давно успешно работает с природными элементами, за счет света помогает зрителям почувствовать пространство. Для него принципиально побуждать публику к активному восприятию и участию. И эти знания теперь увезли с лондонской встречи 350 архитекторов в разные страны мира.

***

От России на симпозиуме присутствовали:

Алексей Иванов («Архитектурная студия Иванова АРХДИЗАЙН», Москва);

Михаил Мамошин, Алла Богатырева, («Архитектурная студия Мамошина»);

Марина Прозаровская, Егор Левочкин (Архитектурно-строительный отдел VELUX)

Международный симпозиум по естественному свету, VELUX, Лондон. Алексей Иванов, Михаил Мамошин, Алла Богатырева, Егор Левочкин, Марина Прозаровская.

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД http://www.archaos.ru

28 Октября 2015

VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Сила света
Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
Технологии и материалы
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Сейчас на главной
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.