Интервью с Алексеем Ивановым о шестом Международном симпозиуме по естественному свету и о свете в современной архитектуре

mainImg
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД
Компaния:
VELUX (Велюкс)
Контакты:

 

Александр Иванов, генеральный директор «Архстройдизайн АСД»
zooming
В начале осени в Лондоне прошел шестой Международный симпозиум по естественному свету, весь 2015 провозглашен ЮНЕСКО Годом света, и оба эти события объединяет компания VELUX – организатор лондонской встречи и официальный спонсор Года. В Лондоне разговор шел об исследованиях и передовых концепциях использования естественного ресурса, а как это соотносится с ежедневной практикой отечественного проектирования и строительства? Об этом мы поинтересовались у архитектора Алексея Иванова, который побывал на симпозиуме вместе с коллегами из Санкт-Петербурга и сотрудниками «ВЕЛЮКС Россия»
Шестой Международный симпозиум по естественному свету, VELUX, Лондон. Марина Прозаровская, Михаил Мамошин,Алексей Иванов,Алла Богатырева, Егор Левочкин.

«ВЕЛЮКС Россия» не первый раз приглашает на международную встречу российских архитекторов, с которыми сотрудничает на разных проектах. Существенным преимуществом Алексея Иванова были навыки английского языка (спецшкола, опыт работы в США), однако и он посетовал, что, к сожалению, в такой непринужденной манере, блестяще защитить свою презентацию, как это делали спикеры из самых разных стран, у нас смогут немногие.

Алексей Иванов:
Для архитектора важно умение объяснить и доказать свою точку зрения. Не всегда есть возможность проиллюстрировать проектные решения рисунками и визуализациями. Мы работаем с чертежами – знаками и эти знаки необходимо сопровождать объяснениями. Были интересные, хорошо срежессированные презентации из Китая, Венгрии, Польши.

Archi.ru: 
35 выступлений за три дня, плюс обсуждения… Можно ли выделить наиболее яркие идеи?

А.И.: Общая тема была про здоровые здания. Если человек 90 процентов времени проводит под крышей, как сделать, чтобы естественный свет работал все сутки? Чтобы здание стимулировало человека к активности…На первый взгляд звучит как медицинская тема, но, на самом деле, многие делали акцент на междисциплинарные контакты и социальную активность архитектора. Например, британский профессор, специалист по устойчивому развитию Коэн Стимерс показал, в каких пространствах людям легко общаться, ощущать гармонию. Он даже назвал архитектуру элементом благосостояния, иллюстрации воспринимались, как пособие по фейсконтролю… Любопытно было узнать, что полупрозрачность в китайской жилой архитектуре несет семиотический смысл, поддерживает иерархию и порядок пространства, поэтому является частью национальной идентичности. Презентация нового здания от «Хеннинг Ларсен Архитектс» подтвердила репутацию датчан как мастеров приручения света… Кстати, произвел впечатление партнер Нормана Фостера: он рассматривал объекты с точки зрения выстраивания тени. "Избыточность света – проблема юга: там тень становится героем архитектуры."

Похоже, говорили не только на любимую архитекторами тему о формообразовании…

А.И.: Да-да. В том числе о том, как обрести ощущение комфорта в плотной городской застройке, о том, когда и где изменить планировочную структуру, по-иному расставлять дома, чтобы они лучше ловили свет. Что нужно изменить европейские стандарты, архитекторам, дизайнерам плотнее сотрудничать с врачами, чтобы понять, насколько предлагаемые ими решения действительно полезны для человека. Ну и, конечно, было немало слов про устойчивое развитие. Свет – это энергия, общедоступный ресурс, выигрывает тот, кто умеет им пользоваться по максимуму.

Все-таки умеют европейцы одновременно говорить о гуманизме и помнить про стратегические цели. Или это мы слишком привыкли думать про нефть… Алексей Александрович, насколько для российского профессионала важны подобные поездки? Или здесь все же больше важен тот эффект, который бывает при статусной покупке? 

А.И.: Тут нельзя сказать, что сразу что-то отразится и заиграет в ближайшем проекте. Одно знаю точно: архитектору очень важно хотя бы раз в два года нужно совершать подобные вояжи. В тот же Лондон. Поскольку мое бюро больше 20 лет занимается в числе прочего и проектированием поселков, малоэтажного жилья, невольно повсюду видишь примеры именно на близкую мне тему. Первые частные заказы по освоению земельных участков мы выполняли уже в начале 90-х, и тогда казалось, что мы пойдем по американскому пути освоения территории, будем создавать свою малоэтажную субурбию. В Америке я как раз стажировался по проектированию такой застройки. Действительно, в 90-е было очевидно, что люди устали жить в плотной жилой среде мечтают о собственном доме, и эту мечту можно реализовать. И лет десять коттеджное строительство активно развивалось.

В двухтысячные стало ясно: что-то не срабатывает, идет перерасход, переплата за стройку – сети неподготовлены – в отличие от той страны, на которую мы тогда хотели быть похожи. А ведь Европа и Америка в периоды кризисов за счет общественных работ сумели подготовить связную транспортную инфраструктуру, это и облегчило последующие шаги. У нас бюджет съедают огромные кредиты на дороги. Поэтому «одноэтажная Россия» – не деревенская – пока не состоялась. Сам тип жилья изменился от отдельных домов – к блокированным – затем к многоквартиным. Загородное строительство перешло на 3-4 этажа, сейчас уже растут восемнадцатиэтажки. Хотя на Урале, на Кубани, в Сибири особенно востребованы свои дома… Вернемся в Лондон. Там активно развивается с запада на восток города как раз малоэтажное жилье. Это разнообразие параметров, типологий, подходов вдохновляет.

Такое сочетание выглядит органично?

А.И.: Не могу ответить однозначно. Известно, архитекторы чужую работу осматривают более критично. Я тоже видел немало вопросительных вещей. Но всегда важно представлять, какой заложен бюджет, ведь нередко, предположим, недорогие материалы провоцируют создавать остроумные решения – это и ценно. Симпозиум проходил в старинных доках XIX века – они реконструированы под проведение выставок и подобных масштабных встреч, а на берегу можно было наблюдать непосредственную жизнь жилых кварталов. Любопытно, как там решают проблему первых этажей, ведь, не секрет, что занять все помещения магазинами, парикмахерскими и чем-то еще не всегда возможно. Там тоже делают квартиры, но им нужна дополнительная привлекательность, в Великобритании эта привлекательность обеспечена традицией: многие блокированные дома имеют огороженные высокими кирпичными или каменными стенами террасы или садики. Это не значит, что мы сделаем так же, но информация к размышлению получена. Навигация: каждый корпус имеет свое имя. Мы обратили внимание и на автобусные остановки: на нешироких дорогах с естественным сливом ограждение идет к наружной стороне – павильон стоит спиной к дороге, закрывает от возможной грязи… Минусы тоже заметны: все эти домики из 80-х, мелко раздробленные, еще 15 лет назад выглядели круто, сейчас – неостроумно.

В поездках обостряются чувства, а при интеллектуально насыщенном общении на симпозиуме – тем более. Сразу замечаешь гораздо больше. А наш заказчик готов к разговору про тот же естественный свет?

А.И.: Пока не готов. Эта тема – после экономики, расположения участка, и остального – где-то на пятнадцатом месте.

Возможно, вот тут как раз и понадобится красноречие архитектора?

А.И.: Все зависит от конкретной ситуации. Свет, как и цвет – инструмент в нашей работе, но не первый, дополнительный. Привычно считается, что это важно для значимых общественных построек, но не для частного дома, увы. Каждый архитектор хотел бы затеять такую игру со светом, масштабом, восприятием, как Стивен Холл в Массачусетсе. Помните, там вместо привычной сетки окон – небольшие, с ровным шагом? Фасад – как гигантская губка, внутри – потоки света дробят стену от пола до потолка.

У вас есть награды, в том числе, за лучшие интерьеры. В интерьерных проектах приходилось показывать, как меняется свет?

А.И.: Пока не приходилось. Как правило, свет нужен для выявления акцентов: что спрятать, что раскрыть на переднем плане. До тонких вещей руки не доходят.

Разрешите помечтать? Быть может, игра света ляжет в основу концепции какого-нибудь нового поселка? 

А.И.: Это – сверхзадача! По-прежнему у нас самая большая беда – отсутствие профессиональных заказчиков. Человека, который занимается строительством поселков, чаще всего хватает на один проект. Ну на два. Новички же все считают на ходу. Меняют тип домов – меняется плотность застройки, значит, социальная нагрузка, транспортная, инженерная тоже требуют перерасчета. Приходится перепроектировать и пересогласовать. Еще пять лет назад такого вопроса не было – как перепроектировать. Но сейчас финансовая ситуация диктует подобную «гибкость». Сейчас меньше фантазий – полученные 20 га сбиваются крепко, никаких фитнесов, ресторанов (а было модно в начале 2000-х).

А Вы говорили, что российский заказчик романтичен.

А.И.: Он два года выбирает себе архитектора по душе, хотя, оказывается, ему нужен планировщик, а архитектуру он в гробу видел. И 6 соток ему не надо – пусть 2, если ни 10. Не надо того, что с русским прошлым, русский стиль у нас не прижился! Ни «Баженова», ни «Казакова» не хотят. Мисс ванн дер Роэ, замки Луары, шале – могут выбрать.

Но не все так безнадежно. Смотрю, у вас рисуют подсветки общественного пространства. Вот утро, день, вечер…

А.И.: Мы хотим показать заказчику, как меняется вид этого места в течение суток. Конечно, это – бонус. Нам самим интересно. Общественные пространства работают на застройку круглосуточно.


Симпозиум в Лондоне завершился выступлением Олафура Элиассона. Всемирно известный художник рассказал о некоторых своих проектах. Он давно успешно работает с природными элементами, за счет света помогает зрителям почувствовать пространство. Для него принципиально побуждать публику к активному восприятию и участию. И эти знания теперь увезли с лондонской встречи 350 архитекторов в разные страны мира.

***

От России на симпозиуме присутствовали:

Алексей Иванов («Архитектурная студия Иванова АРХДИЗАЙН», Москва);

Михаил Мамошин, Алла Богатырева, («Архитектурная студия Мамошина»);

Марина Прозаровская, Егор Левочкин (Архитектурно-строительный отдел VELUX)

Международный симпозиум по естественному свету, VELUX, Лондон. Алексей Иванов, Михаил Мамошин, Алла Богатырева, Егор Левочкин, Марина Прозаровская.

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД

28 Октября 2015

VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Сила света
Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.