Рисующие архитекторы

В МАММ открылась выставка бюро SPEECH, приуроченная к его десятилетию.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Мастерская:

SPEECH
В московском Мультимедиа Арт Музее вчера открылась выставка, посвященная десятилетию бюро SPEECH. Она расположилась на третьем и пятом этажах обновленного музея, на балконе же четвертого этажа между ними разместилась открывшаяся в тот же день камерная выставка старых фотографий Венеции из коллекции Павла и Анастасии Хорошиловых. Открывали обе экспозиции совместно: директор МАММ Ольга Свиблова, директор Музея архитектуры Ирина Коробьина, советник президента Павел Хорошилов, и основатели SPEECH: Сергей Чобан и Сергей Кузнецов (который теперь, став главным архитектором Москвы, в работе бюро не участвует). Открытие было людным – на праздник бюро SPEECH собрались если не все, то очень многие руководители московских архитектурных мастерских Москвы.
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Гости на открытии выставки “Проект SPEECH”. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сергей Чобан на открытии выставки. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ольга Свиблова на открытии выставки. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка коллекции Павла и Анастасии Хорошиловых. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Юбилейная выставка SPEECH получилась светлой и лаконичной; в этом она вторит белому воздушному дизайну пространств МАММ. В первой части архитекторы показали постройки, начиная с офисного здания на Ленинском проспекте и Atlantic Apartments на Можайском валу, и заканчивая БЦ Лотос, сочинским комплексом Актер Гэлакси, Невской ратушей и Ледовым дворцом ВТБ. Постройки показаны не все, только самые любимые, и без чертежей, только фотографиями – крупными, в простых деревянных рамах. Фотографии – разных авторов, но их объединяет общая тональность и подход, вероятно, подбор. Все они, на нейтральном белом, хорошо подсвеченном фоне зала очень активны и в какой-то мере берут на себя функции организации пространства: либо стремятся вырваться из своей картинной плоскости, либо затянуть зрителя в перспективу ведуты или ракурсного прорыва в небо в духе Родченко, – либо поразить фактурой или пластикой деталей. Некоторые берут на себя роль пестрого настенного ковра. Но все крайне далеки от меланхолии, ярки и объемны, каждая как журнальная обложка. Отобранные панорамы и элементы подчеркивают не столько увлечение архитекторов орнаментом и каменными поверхностями, – о нём все знают, но оно здесь как-то стёрто, сколько их умение подчинить здание крупной форме, энергичному жесту, даже работая с камнем. Здесь много пластики, разворота и ракурса, жеста. Организовано же строго: картинки почти одинакового формата помещены на объемных планшетах, похожих на подрамники, как будто это – живопись.
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Архитекторы объясняют свой выставочный ход желанием показать качество построек, в том числе – их деталей. По словам авторов экспозиции, Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой, первая часть показывает «результаты – подчас очень тяжелой борьбы – за качество построенной архитектурной среды». Именно поэтому на выставке нет ни проектов, ни концепций, ни визуализаций. Нет и других элементов модной медийной культуры – только статичные фотографии, что в наши дни, особенно вкупе с живописными ассоциациями, может показаться респектабельным до консервативного.

Посереди зала – большой стол светлого дерева, на нём расставлены семь макетов; принцип «построенных зданий» здесь немного нарушен – среди макетов штаб-квартира: ИФД «КапиталЪ», привлекающая внимание широким размахом крыльев-консолей, которую планируется достроить в 2018 году, а также уже разобранный павильон России на Экспо-2015. Макеты дополняют, но не переполняют зал: для отчётной за десять лет она ощутимо невелика, здесь нет желания собрать и показать всё, а скорее наоборот – какое-то разумное самоограничение.
Штаб-квартира ИФД «Капитал», макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Грюнвальд», макет. SPEECH, АБ «Остоженка». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон России на Всемирной Экспо-2015 в Милане, SPEECH, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Офисное здание на Ленинском проспекте, SPEECH, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторую часть, на пятом этаже, можно было бы назвать мета-архитектурой по аналогии с метафизикой («то, что после физики» по Аристотелю – прим. ред.) – здесь собрано то, чем архитекторы занимаются помимо проектирования и строительства зданий. Как известно, они занимаются многими вещами. Издают журнал speech: – его экземпляры разложены на столе, похожем на тот, где внизу расставлены макеты. Здесь же каталог SPEECH, написанный Фальком Йегером и изданный JOVIS в 2012 году. Слева – фотографии инсталляций, в их число попала миланская серия, объекты, которые Сергей Чобан с коллегами делал для ежегодного фестиваля Interni в Милане; здесь же гордость бюро, павильон-Пантеон с венецианской биеннале 2012 года, который служит теперь для выставки проекта «Парка Зарядье», и павильон-колонна, Музей крестьянского труда с прошлогоднего Архстояния – окулюсы колонны и «Пантеона» перекликаются. На противоположной стене – детали зданий, дверные ручки и фасадная резьба из Музея архитектурного рисунка и Дома в Гранатном переулке. Эффект, создаваемый фотографиями здесь, подобен нижнему залу с постройками – укрупнённые дверные ручки и углы зданий выдвигаются на зрителя не без привкуса гиперреализма.
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Резьба «Византийского дома» в Гранатном переулке. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая продольная часть зала разделена на две половины: здесь показана графика, слева Сергея Чобана, справа Кузнецова. Выставки решены так же просто, хотя здесь и появляется единственный медийный элемент – экран с «говорящей головой» автора, повествующего о своей графике – и устроены они совершенно зеркально, так что говорящие с экранов Чобан и Кузнецов оказываются, условно говоря, спиной друг к другу и лицом к зрителю. Графика – не то чтобы похожа, хотя определённые переклички наблюдаются, всё же авторы временами и на пленер даже выезжают вместе. Но и различия есть – к примеру, у Сергея Чобана меньше деталей и больше чем в половине листов присутствуют фантазии на темы современных объемов, башен, консолей, встроенных в ландшафт исторического города. У Сергея Кузнецова проектных элементов нет, чистое любование натурой. К тому же авторы выставили свои работы за несколько лет, что подталкивает к размышлениям об эволюции почерка – к примеру, в последние годы деталей меньше, зато активнее цвет. Но у Сергея Чобана любимый материал пастель, а у Кузнецова – акварель. Вот-вот перейдут к живописи, но не делают этого шага, и тоже здесь угадывается некая самостоятельно поставленная граница, сходная с тем, как отобраны постройки в первом зале. Но интереснее всего то, что оба автора выставили свежие работы, ради них тоже имеет смысл прийти на выставку.
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Чобана. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Чобана 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Чобана 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Чобана, фрагмент. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, графика Сергея Чобана. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Кузнецова 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Кузнецова 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сюжет выставки развивается, таким образом, от реальности построек-воплощений к эфемерности графики – фантазии и отражения реальности, изящно закольцовываясь утверждением из первого зала – о том, что рисующие архитекторы и на постройки смотрят иначе, замечая вечное. Самым же привлекательным в этой выставке, наверное, остается мера сдержанной, но поставленной в рамки энергетики, которая ощущается во всём: пластике показанных форм, ракурсе съёмок, многообразии интересов и особенно – в том, что и фотографии, и графика активнейшим образом относятся и к зрителю и к пространству. Ни доли меланхолии мне не удалось ощутить на этой выставке; скорее наоборот – уверенная линия, объём, шаг вперед и приглашение внутрь, в картину.

В отношении содержания наблюдается нечто подобное, показано всё, но в меру – авторы отчасти оставляют нас в неведении, предлагая отреагировать на «то, что им удалось сделать». И искать, если нужно, информацию где-то ещё. Тем более что SPEECH – самое крупное, известное, и без сомнения, самое динамичное московское бюро последних лет, развившееся очень быстро. Энергетика этого развития, помноженная на эффект крупной формы – даже орнамент, любимый приём SPEECH, тоже оказывается довольно крупным, обобщённым и витальным, – как-то очень чувствуется, одновременно с некоторым сдерживающим её dignitas, самоконтролем достоинства. Хороший ход для показа большого бюро с широким кругом интересов, так, чтобы материал возможно было охватить – ну, практически одним взглядом. 

Мастерская:

SPEECH

18 Мая 2016

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.