Течение краски

В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

23 Октября 2019
mainImg
Главная «фишка» выставки – цифровая презентация в медиа-зале, живая панорама, проецируемая под музыку как на стены вокруг, так и на пол под ногами. На полу – карта, для каждого из четверых авторов своего города: Берлина, Москвы, Рима и Нью-Йорка. Поскольку она движется, глядя под ноги можно испытать легкое вертиго. На стенах вырастают многократно укрупненные рисунки городов, их проявляет кисть, они возникают из красочных разводов, которые капают в черноту, как краска в воду или на мокрый лист; временами начинает идти дождь. Безусловный хит – движение снизу вверх в панораме Сергея Чобана «Город, похожий на Берлин»: его анимация основана на движении планов и создается вполне достоверное ощущение того, что мы едем на лифте над нарисованным городом.
Сергей Чобан, «Город, похожий на Берлин. Вид сверху», 2019. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Панорама, надо сказать, стала «гвоздем» и в экспозиции подлинников, который она держит на себе – ее нельзя не заметить. Это самая большая и эффектная графика во всех четырех залах, жаль, что не подлинник, а «распечатка на акварельной бумаге», но оригинал велик и не смог бы поместиться в зал.
Сергей Чобан, «Город, похожий на Берлин. Вид сверху», 2019. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Рисунок суммирует темы большинства работ Сергея Чобана, показанных на выставке: исследование возможных изменений среды исторического города с вторжением туда современной архитектуры, в основном стеклянных башен, наклоняющих головы, как перископы, сканирующие окрестности, и прозрачных же навесных переходов с людьми, которые бродят по стеклу над городом на большой высоте. Фантазии стеклянных вторжений возникают то как варианты городских пейзажей-предположений, то более сложным способом – к примеру, на рекламном щите, врисованном в улицу – что, впрочем, выглядит даже более достоверным, чем воображаемые пейзажи (см. Шоссенштрассе с архитектурной фантазией на рекламном щите. 2019). Среди рисунков Сергея Чобана, чаще пастелью и углем, попадаются, впрочем, и жанровые уличные зарисовки, и другие места, не только Берлин и даже не всегда архитектура – а, к примеру, рисунок восточного рынка. Но «у Сергея Чобана очень цельная концепция выставки, – поясняет куратор Екатерина Шалина. – В других городах представлены виды, чем-то напоминающие архитектору Берлина, а какие именно места – указано в тегах, помещенных в подписях к рисункам». И все же эта часть – наиболее архитектурна, и потому, что высказывается о проблематике и активно интересуется современными зданиями и их формой.

Три других автора – акварелисты. Альваро Кастаньет рекомендован как «один из самых уважаемых художников-акварелистов в мире», – и его работы, встречающие нас на входе, действительно завораживают полетом кисти и смелостью цветовых и графических пятен, очерчивающих эмоциональные свойства пейзажей, но не лишенных точности.
Альваро Кастаньет, фрагмент акварели. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Такая акварель, формально оставаясь графикой, конечно, близка к живописи, про нее как-то не скажешь: нарисовал. Несколько лет назад Сергей Кузнецов перешел к похожей технике. Концертный зал Зарядье, с его решетками, тенями и бликами, отлично ложится на живые, подвижные мазки, а он показан здесь и в процессе строительства, и после, так что получается Зарядье в Зарядье.
Альваро Кастаньет, фрагмент акварели. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Сергей Кузнецов, Концертный зал Зарядье во время строительства, фрагмент. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Четвертый автор – Томас Уэллс Шаллер, бывший архитектор из Лос-Анджелеса, показал в основном Рим – где «кристаллизовался его архитектурный почерк», хотя и с вкраплениями Москвы. Он придерживается более строгой, даже жестковатой акварели, не заигрывает с разбелами и увлеченно раскладывает по листу строго очерченные света и тени.
Сергей Кузнецов, Концертный зал Зарядье. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Все работы свежие, много 2019 года, хотя встречается и 2018, многие созданы специально для выставки – в частности, серия фантазий Сергея Чобана на тему будущего Берлина, города, который, как известно, интенсивно застраивается современной архитектурой, в том числе и в исторической среде. Экспозиция подлинников довольно большая, красивая и удобная (дизайнеры Planet 9) – в принципе по логике вещей, она главная.

Но самый сильный аттрактор, конечно, ролик-панорама, созданный командой Artplay Media, авторами анимированного Ван Гога, Климта и Микеланджело – кино из графики, изрядно «размоченное» преобладанием акварели.
Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Надо признать, он красив, хотя акварель, в отличие от рисунка, плохо поддается анимационному оживляжу, отсюда постоянные потеки и кляксы. Кроме того даже для тех, кто мало знаком к примерами выставочных проектов, очевидно и, скажем, по киношным заставкам, что анимация графики могла бы быть более сложной, трудоемкой и впечатляющей. Здесь, помимо едущей панорамы фантазийного Берлина, пару раз движутся люди, один раз, кажется, автомобили, птицы – и, пожалуй, всё, остальное кисть и кляксы. Но находиться в зале с анимацией любопытно, к тому же это первый опыт такого рода анимации архитектурной графики и живописи, показанный в Москве московскими авторами. Возможно, известная аккуратность, деликатность в подходе к материалу, умеренность эффектов вызвана именно этим. Пожелаем же удачи куратору Екатерине Шалиной, которая последовательно показывает нам архитектурную графику (выставка конкурса Архиграфика открыта в Малом Власьевском, 5c2) может быть в будущем мы станем свидетелями анимированных реконструкций города или, наоборот, впечатляющего показа гипер-проектов – в такого рода зале было бы проще оценить размах любого проекта, каких у нас сейчас немало.
Гиф-анимация передает эффект анимации довольно приблизительно. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру


23 Октября 2019

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.