Течение краски

В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

23 Октября 2019
mainImg
Главная «фишка» выставки – цифровая презентация в медиа-зале, живая панорама, проецируемая под музыку как на стены вокруг, так и на пол под ногами. На полу – карта, для каждого из четверых авторов своего города: Берлина, Москвы, Рима и Нью-Йорка. Поскольку она движется, глядя под ноги можно испытать легкое вертиго. На стенах вырастают многократно укрупненные рисунки городов, их проявляет кисть, они возникают из красочных разводов, которые капают в черноту, как краска в воду или на мокрый лист; временами начинает идти дождь. Безусловный хит – движение снизу вверх в панораме Сергея Чобана «Город, похожий на Берлин»: его анимация основана на движении планов и создается вполне достоверное ощущение того, что мы едем на лифте над нарисованным городом.
Сергей Чобан, «Город, похожий на Берлин. Вид сверху», 2019. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Панорама, надо сказать, стала «гвоздем» и в экспозиции подлинников, который она держит на себе – ее нельзя не заметить. Это самая большая и эффектная графика во всех четырех залах, жаль, что не подлинник, а «распечатка на акварельной бумаге», но оригинал велик и не смог бы поместиться в зал.
Сергей Чобан, «Город, похожий на Берлин. Вид сверху», 2019. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Рисунок суммирует темы большинства работ Сергея Чобана, показанных на выставке: исследование возможных изменений среды исторического города с вторжением туда современной архитектуры, в основном стеклянных башен, наклоняющих головы, как перископы, сканирующие окрестности, и прозрачных же навесных переходов с людьми, которые бродят по стеклу над городом на большой высоте. Фантазии стеклянных вторжений возникают то как варианты городских пейзажей-предположений, то более сложным способом – к примеру, на рекламном щите, врисованном в улицу – что, впрочем, выглядит даже более достоверным, чем воображаемые пейзажи (см. Шоссенштрассе с архитектурной фантазией на рекламном щите. 2019). Среди рисунков Сергея Чобана, чаще пастелью и углем, попадаются, впрочем, и жанровые уличные зарисовки, и другие места, не только Берлин и даже не всегда архитектура – а, к примеру, рисунок восточного рынка. Но «у Сергея Чобана очень цельная концепция выставки, – поясняет куратор Екатерина Шалина. – В других городах представлены виды, чем-то напоминающие архитектору Берлина, а какие именно места – указано в тегах, помещенных в подписях к рисункам». И все же эта часть – наиболее архитектурна, и потому, что высказывается о проблематике и активно интересуется современными зданиями и их формой.

Три других автора – акварелисты. Альваро Кастаньет рекомендован как «один из самых уважаемых художников-акварелистов в мире», – и его работы, встречающие нас на входе, действительно завораживают полетом кисти и смелостью цветовых и графических пятен, очерчивающих эмоциональные свойства пейзажей, но не лишенных точности.
Альваро Кастаньет, фрагмент акварели. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Такая акварель, формально оставаясь графикой, конечно, близка к живописи, про нее как-то не скажешь: нарисовал. Несколько лет назад Сергей Кузнецов перешел к похожей технике. Концертный зал Зарядье, с его решетками, тенями и бликами, отлично ложится на живые, подвижные мазки, а он показан здесь и в процессе строительства, и после, так что получается Зарядье в Зарядье.
Альваро Кастаньет, фрагмент акварели. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Сергей Кузнецов, Концертный зал Зарядье во время строительства, фрагмент. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Четвертый автор – Томас Уэллс Шаллер, бывший архитектор из Лос-Анджелеса, показал в основном Рим – где «кристаллизовался его архитектурный почерк», хотя и с вкраплениями Москвы. Он придерживается более строгой, даже жестковатой акварели, не заигрывает с разбелами и увлеченно раскладывает по листу строго очерченные света и тени.
Сергей Кузнецов, Концертный зал Зарядье. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Все работы свежие, много 2019 года, хотя встречается и 2018, многие созданы специально для выставки – в частности, серия фантазий Сергея Чобана на тему будущего Берлина, города, который, как известно, интенсивно застраивается современной архитектурой, в том числе и в исторической среде. Экспозиция подлинников довольно большая, красивая и удобная (дизайнеры Planet 9) – в принципе по логике вещей, она главная.

Но самый сильный аттрактор, конечно, ролик-панорама, созданный командой Artplay Media, авторами анимированного Ван Гога, Климта и Микеланджело – кино из графики, изрядно «размоченное» преобладанием акварели.
Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Надо признать, он красив, хотя акварель, в отличие от рисунка, плохо поддается анимационному оживляжу, отсюда постоянные потеки и кляксы. Кроме того даже для тех, кто мало знаком к примерами выставочных проектов, очевидно и, скажем, по киношным заставкам, что анимация графики могла бы быть более сложной, трудоемкой и впечатляющей. Здесь, помимо едущей панорамы фантазийного Берлина, пару раз движутся люди, один раз, кажется, автомобили, птицы – и, пожалуй, всё, остальное кисть и кляксы. Но находиться в зале с анимацией любопытно, к тому же это первый опыт такого рода анимации архитектурной графики и живописи, показанный в Москве московскими авторами. Возможно, известная аккуратность, деликатность в подходе к материалу, умеренность эффектов вызвана именно этим. Пожелаем же удачи куратору Екатерине Шалиной, которая последовательно показывает нам архитектурную графику (выставка конкурса Архиграфика открыта в Малом Власьевском, 5c2) может быть в будущем мы станем свидетелями анимированных реконструкций города или, наоборот, впечатляющего показа гипер-проектов – в такого рода зале было бы проще оценить размах любого проекта, каких у нас сейчас немало.
Гиф-анимация передает эффект анимации довольно приблизительно. Выставка «Города в движении», Зарядье
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру


23 Октября 2019

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.