Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Их хочется назвать картонами, но к картонам в классическом понимании – подготовительным эскизам крупной академической картины или ренессансной фрески – они отношения не имеют, хотя и нарисованы углем на картоне классического бежевого оттенка, как от коробки. Вольно и размашисто, фрагментарно, в основном по кусочку от каждого из известных зданий. А ведь задача академического картона не разделить, а выстроить композицию, чтобы избежать ошибок перед ее перенесением на холст или на стену.
С другой стороны, если немного пофантазировать, можно представить себе, что тут, на металлической конструкции (предложенной Агнией Стерлиговой и Planet9) то ли раскладывается, то ли складывается, то ли просто левитирует – поскольку застыл в недоумении – некий калейдоскоп шпалерной развески в объеме. То есть именно картон – в академическом смысле – из которого, если повезет, может сложиться каким-нибудь волшебным образом цельная картина архитектуры всего мира. Ну или, наоборот, рассыпаться окончательно.
Поскольку рисунки не висят на стенах, как полагается, а группируются на конструкции по оси зала, сооружение довольно предсказуемо оказывается похоже на храм, к примеру церковь Санта Мария деи Мираколи, о которой тут несложно вспомнить, поскольку ее изображение присутствует недалеко от входа-выхода. Еще конструкция с картонами напоминает – протяженностью и встроенностью в интерьер с отступом от стен – капеллу Ручелаи в Сан-Панкратио; только собранную из рисунков отдельных зданий, известных памятников архитектуры. Присутствие среди рисунков портала церкви Покрова на Нерли добавляет этой воображаемой церкви, к примеру, портал. В то же время на склад запасника тоже похоже.
Воздержимся от идеи сопоставления конструкции с «храмом архитектуры всего мира», хотя она тут, возможно, и присутствует. Но достаточно очевидно, что все сооружение вместе с рисунками – посвящено скорее собиранию, чем деконструкции формы, программа кажется позитивной.
Это созвучно и авторскому объяснению: «собрание самых ярких и важных впечатлений, отложившихся в памяти». В темном нижнем зале той части Третьяковки, которая раньше была ЦДХ, а теперь называется Западным крылом, с черными стенами и направленной подсветкой рисунки, действительно, похожи на некие сполохи воспоминаний: они светятся живым желтым светом, как этакие фонарики, и не исчезают, удерживаются в пространстве, поддержанные музыкой, написанной Андреем Антонцем и OID специально для проекта, ее задача – передать «атмосферу присутствия в тех городах», которые показаны на рисунках.
Ну то есть, картина, она же инсталляция, – об архитектурном путешествии. Не просто воспоминания о туристических поездках, хотя и это тоже, а впечатления человека, который наблюдает, прежде всего, памятники архитектуры, а теперь вынужден скорее вспоминать, чем наблюдать и, в общем-то, тоскует по поездкам, как и многие люди вокруг.
Но здесь нельзя преувеличивать. Тоска, ностальгия и пассеизм не были свойственны работам Сергея Кузнецова раньше и не просматриваются сейчас. Несмотря на некоторое сходство техники, масштаба, фрагментарности и даже тона с картинами Валерия Кошлякова – к примеру, серии, которая была показана год назад в Анфиладе Музея архитектуры: там точно так же арки, колонны и черные провалы лоджий на холстах активно взаимодействовали с пространством залов – но поэзии руины, какого-то плача по стирающейся классической традиции у Сергея Кузнецова нет.
Есть – фиксация, коллекционирование, утверждение, в том числе, как сказано в пояснениях, единства архитектуры всего мира в целом. Удивительно, но несмотря на эскизность манеры форма – в основном очень уверенная в себе, устойчивая, и почему-то кажется, что ее апофеоз и идеал – голова льва, которую можно вспомнить по более ранним работам углем на картоне (к примеру, на выставке, открытой ровно год назад в театре Фоменко).
На открытии автор подчеркнул, что на этот раз «головы» намеренно не стал включать в состав выставки, но поскольку в основном тут изображена такая архитектура, в которой много скульптуры, то и головы нет-нет да появятся, то тут, то там, то лев, то быки. Львы и быки – это такие очень позитивно настроенные существа, недаром они часто встречаются в геральдике. Однако между позитивностью энергичной формы, этих львиных голов, этого хрестоматийного набора зданий – и выбранной гиперэскизной техникой, фрагментированием, возникает некое напряжение. Если это воспоминания, то у автора очень хорошая, цепкая память.
Открытие выставки «Сергей Кузнецов. На сцене города» в Мастерской Петра Фоменко, 13.04.2022
В углу на подиуме показывают ролик, в котором Сергей Кузнецов работает над показанной серией. С одной стороны, это свойственно работе Кузнецова как художника уже давно, кажется даже, что, благодаря соцсетям и мастер-классам мы чаще видим как рисует главный архитектор Москвы, чем что он рисует. С другой стороны, ролик помогает понять, как формируются и уточняются показанные «воспоминания».
И еще одна любопытная особенность: на пресс-показе, отвечая на вопрос о разнонаправленности своих интересов, Сергей Кузнецов объяснил ее примерно так: когда я проектирую – я архитектор, когда рисую – художник, когда бегу марафон – спортсмен. И от смены амплуа не скучно жить.
Наконец, подбор объектов – тоже особенность. Показано 24 рисунка, для проекта за полтора года Сергей Кузнецов сделал 37. Сюжеты отбирал автор, работы для показа – куратор Полина Могилина. Половину работ, 12 из 24, вертикального формата, недавно уже успели показать на выставке в Анненкирхе. В этом тоже завидная регулярность: 12 вертикальных, 12 горизонтальных, итого 24. Так вот, подбор сюжетов. Все это очень известные, можно сказать хрестоматийные здания, от собора Покрова на Рву на входе до медресе Улугбека в Бухаре на противоположном торце. Заметно преобладает Венеция, Рим, Италия, портал церкви Покрова на Нерли примыкает к ним вполне органично.
А вот собор Покрова на Рву на входе кажется чужеродным: с одной стороны, как мы знаем, он тоже принадлежит к той же ренессансной европейской традиции, что и, скажем, церковь Санта Мария деи Мираколи по соседству, но с другой стороны, люди настолько привыкли считать его символом средневековой Москвы, фантазией кондитера по Виолле ле Дюку, плюс это самый цветной рисунок, хотя игольчатый, но почти не фрагментарный, да еще и на входе – как открытка. Также несколько не отсюда три резных наличника, как будто для разнообразия и широты охвата. Зато они напоминают ранние рисунки Сергея Кузнецова, один такой я видела несколько лет назад на выставке 2016 года в МАММ, карандашом, небольшой, очень аккуратный и детальный, а изображен был деревянный дом. С тех пор много воды утекло, года два назад появился уголь на картоне. И заметно, что, уже довольно давно, автора больше увлекают арки, купола, колонны и ниши.
В этом смысле мне показалось несколько противоречивым появление цитаты Ле Корбюзье в эпиграфе к экспликации выставки: «Архитектура – это выученная, правильная и великолепная игра форм, собранных в свете». Предположу, что цитата появилась там из-за присутствующих в ней слов «свет», и «игра форм», могу ошибаться, но мне кажется, ничего специфически корбюзеанского в ней нет, много кто мог бы такое сказать. И еще цитата может здесь быть для того, чтобы подчеркнуть: автор показанных рисунков – архитектор. И все же что-то царапает: на входе цитата Корбю, а среди рисунков ничего похожего на его архитектуру. Ну, я и спросила автора на пресс-показе, почему так. Сергей Кузнецов ответил примерно следующее: Корбюзье бывает разный, есть ведь капелла в Роншане; и еще он переоценен; а выбранная техника рисования углем, между тем, вполне могла бы подойти для рисования его архитектуры, как и, к примеру, какого-нибудь прома.
Ну, значит, будем ждать новых серий.
Выставка открыта в 4 зале Западного крыла Новой Третьяковки (от входа налево) и продлится до 20 августа 2023.