Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.11.2020

ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе

Мария Ильевская
Мастерская:
ТПО «Резерв»

В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.

Книга о двадцатилетнем периоде творчества московского бюро ТПО «Резерв» вышла в издательстве TATLIN в мае этого года на русском и английском языках. Событие ожидаемое и закономерное, хотя нельзя сказать, что обзорных этапных публикаций о работе компании прежде не было. Следует вспомнить два моно-номера журнала TATLIN, вышедшие в 2007 и 2011 годах, двухтомный подарочный каталог, подготовленный коллективом ТПО «Резерв» в качестве сопровождения экспозиции «Владимир Плоткин – архитектор года 2010» на Арх Москве-2011, а также тематический номер 4 (157) 2017 журнала «Архитектурный Вестник», посвященный тридцатилетию бюро.

Безусловно, время, пройденное командой «Резерва», обязывает сегодня к обобщению опыта. Но не только временной рубеж явился импульсом к созданию книги – и об этом в своем выступлении на презентации говорила автор-составитель издания, архитектор ТПО «Резерв» и автор настоящего сообщения. Идея публикации «изнутри» компании уже была апробирована в юбилейном «АВ»: высказывания руководителей бюро и их творческих соратников, многие годы возглавляющих мастерские «Резерва», звучат открыто, искренне и отражают суть совместной работы, коллегиальной общности. В новой же публикации «взгляд инсайдера» устремлен не на внутреннюю корпоративную культуру, а на наследие бюро, причем наследие это предстает уже как отрезок истории, внезапно отодвинувшийся от нас, отделенный тонкой, едва ощутимой завесой времени…

ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
Фотография © Мария Ильевская

Очевидно, что начиная с периода перестройки и до настоящего момента всеми отечественными архитекторами создан колоссальный объем работ. Не менее очевидна перестройка профессиональных СМИ за это время, так же как и то мощное информационное поле, которое они создали, освещая эти работы. Но есть и еще один очевидный факт: параллельно с созданием этого исторического пласта архитектуры велась научная работа по его изучению: академическое сообщество давало многостороннюю оценку, в том числе, и в контексте мирового архитектурного процесса, путям зодчества постсоветской России. И одним из пунктов этой оценки – или скорее, ее задач – является предметное научное рассмотрение вклада отдельных бюро в отечественную архитектуру и в архитектуру мировую. Что, естественно, требует критического рассмотрения деятельности бюро с позиций архитектурной теории и архитектурной практики. Именно это явилось импульсом к выбору формы вводной статьи, которая, по сути, представляет собой классический архитектурный анализ в соотнесении со ставшими уже не менее классическими теоретическими концепциями постмодернизма. Это только самый начальный, формальный подход, который может использоваться при изучении творчества архитектурной мастерской, но, тем не менее, этот подход решает свои задачи первичного определения архитектурного лексикона бюро. Делать это, находясь внутри рабочего процесса, особенно интересно, потому что, с одной стороны, как соавтор ты несешь в себе реальность проектов, а с другой стороны – появляется возможность профессиональной рефлексии, более точного и объективного взгляда, который в конечном итоге должен влиться в общую научную картину архитектуры постсоветской эпохи и, возможно, повлиять на развитие творчества мастерской в будущем. Поэтому мы и говорим здесь о «Резерве» в перспективе новых возможностей исторической оценки, которая определяется самим ходом времени, и одновременно, о новом, пока неизвестном нам, этапе творчества.
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020 Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020 Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020 Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020 Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020 Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020 Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020 Фотография © Мария Ильевская
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
Фотография © Мария Ильевская

Теперь о взгляде ретроспективном. В книгу вошли 47 наиболее ярких работ ТПО «Резерв» за период 2000-2020 годов, наиболее характерных с точки зрения проявления в них авторского языка и в то же время ясно отражающих структуру заказа за указанный период. Имея в виду эту подборку объектов, главный архитектор бюро Владимир Плоткин подготовил для презентации блиц-обзор самых важных, с его точки зрения, архитектурных событий из жизни «Резерва» за 20 лет. Не повторяя в точности пункты доклада, который естественным образом разбился на 20 высказываний, в этом выступлении стоит выделить несколько крупных тем.

Прежде всего, была обозначена тема современной жилой архитектуры в России. По признанию архитектора, тема эта с каждым годом становится проблематичнее, и именно поэтому она всё больше требует эмоционального выхода и анализа. Речь шла о типологическом дефиците, следствием которого становится унифицированный подход к образному решению объектов. Если говорить о трансформации оценок непосредственно в рамках «Резерва», очень интересно прозвучала критика того, что можно было бы назвать «фасадной архитектурой», а именно, декоративного решения фасадов жилой застройки с использованием графических паттернов, который приобрел в отечественной архитектурной практике характер массового явления. Если учесть, что графическое осмысление фасадной плоскости – это один из фирменных сюжетов «Резерва», то такая оценка из уст Владимира Плоткина подтверждает реальность остроты проблемы. В ее свете дом в проезде Загорского (2000) – объект, открывающий галерею проектов в книге – очередной раз предстает как «экспонат» некоей новой формы городского жилья в российских реалиях и знак надежды на позитивные перемены в этой области.
Жилой комплекс в проезде Загорского
Жилой комплекс в проезде Загорского
© ТПО «Резерв»

Другой блок охватывает проблемы градостроительства, и одновременно, здесь же шла речь о периоде активного сотрудничества «Резерва» с зарубежными архитектурными бюро (с 2011 по 2014 годы). Владимир Плоткин представил ряд проектов, ставших воплощением идеи разноукладности городской среды, которая, с его точки зрения, является условием полноценного существования города. Были показаны конкурсные проекты Международного Финансового Центра в Рублево-Архангельском (2013), «Серый пояс. Преобразование» (2016), реновации кварталов района Царицыно (2017).
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020 Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020 Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020 Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020 Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020 Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020 Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020 Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020 Предоставлено ТПО «Резерв»
Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
Предоставлено ТПО «Резерв»

Офисные и административные объекты, ставшие маркой бюро в силу их яркой образности, также нашли свое место в докладе. Замкнул их череду новейший конкурсный проект офисного комплекса компании «Роскосмос» (2019). В отличие от поэтических предшественников, в нем на первый план вышла абстрактная технологичность, жесткость пространственной композиции. В определенном смысле, и здесь «Резерв» не оставил стремления отразить профиль Заказчика, откликаясь на образы космических станций и лабораторий.

Наконец – концертный зал «Зарядье» (2018) – объект-эпоха, потребовавший от «резервовцев» всех их наработанных профессиональных и коллегиальных качеств, выдержки, упорства в реализации необходимого, знания современных тенденций в строительстве подобных объектов, которые демонстрирует мировой «музыкальный строительный бум».
Концертный зал «Зарядье»
Концертный зал «Зарядье»
Фотография © Алексей Народицкий

Выход книги ТПО РЕЗЕРВ: 2000-2020. ВЛАДИМИР ПЛОТКИН = TPO RESERVE: 2000-2020. VLADIMIR PLOTKIN был бы невозможен без инициативы и терпеливой работы коллектива издательства TATLIN. Мы благодарим Эдуарда Кубенского, главного редактора издательства и куратора фестиваля «Зодчество»-2020 за теплые слова о периоде нашей совместной работы, произнесенные на открытии презентации, и за возможность выступить на фестивале с докладом. Кроме того, адресуем слова благодарности нашим спонсорам, которые не только материально поддержали проект, но и дали свои комментарии о технологических особенностях отдельных проектов «Резерва» на страницах книги: компании SCHÜCO, U-KON Engineering, ARTCOR.

Приобрести книгу и узнать подробности можно на сайте издательства TATLIN.