Рукотворная история

В проекте, сделанном в рамках закрытого конкурса, архитекторы UNK project попытались «ускорить время» и добавить технократическому городу эмоций, представив себе, как мог бы выглядеть исторический центр Сколкова, если бы он у него был.

Автор текста:
Анна Старостина

02 Марта 2017
mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK project
Проект:
ЖК «ЛофтКвартал» ARTEXPO в Сколково
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Юлий Борисов – руководитель авторского коллектива; Павел Култышев, Данило Вукосавлевич 

2016
Любому, даже очень современному, продуманному и логично организованному городскому организму необходим ясно выраженный связующий центр. В обычной ситуации он складывается постепенно и становится своеобразным слепком всех исторических процессов, лицом города, как не банально это звучит. В случае с инноградом Сколково такой процесс, очевидно, невозможен. И сложность заключается не только в больших объемах одномоментного нового строительства, но и в принципиальной фрагментарности всей внушительной территории и ставке на авторскую, сильную архитектуру.

Необходимость появления некого связующего звена, которое превратило бы отдельные яркие участки в единое образование, была очевидной. Для решения проблемы выделили участок, практически идеальный для таких целей: действительно в самом сердце строящегося города, так что рядом оказываются и торговые центры, и жилые кварталы, и транспортный узел, и даже зелёная зона отдыха с прудом. Получилась несколько парадоксальная ситуация – город развивается не от центра к окраинам, а наоборот. Одним из участников объявленного закрытого конкурса на лучшую концепцию развития территории стало бюро UNK project, предложившее, во-первых, создать свободную творческую среду, позволяющую передохнуть от жёсткого ритма современной жизни, а во-вторых, разрешить людям самим «обжить» имеющееся пространство и дальше постоянно «подстраивать» его в зависимости от текущих потребностей и интересов.
ЖК «ЛофтКвартал» © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Граница © UNK project

«Заказчик полагал, что характерная стилистика реконструируемых промышленных зданий будет наиболее удачной в сложившейся ситуации и видел центральный квартал наполненным пространствам и лофтового плана, – рассказывает руководитель авторского коллектива Юлий Борисов, – ещё одним его пожеланием было создание насыщенной, живой среды в духе некоторых районов европейских городов с магазинами и ресторанами – подвижной, но расслабленной атмосферой. Пытаться искусственным образом моделировать промышленную архитектуру, которой здесь никогда не было, нам показалось по меньшей мере странным и мы попробовали найти иную концептуальную основу. Что может создать впечатление культурной многослойности в отсутствие исторически ценной архитектуры? Мы решили использовать для этого современное искусство и превратить лофт-квартал в арт-квартал».

С функциональной точки зрения программа была вполне понятна: средняя этажность, первые этажи занимают небольшие магазины, бары и кафе, а верхние отведены под трансформируемые пространства, в которых можно и жить, и работать, экономя время, силы, ресурсы. Архитекторы разбили весь квартал на несколько небольших зон, часть из которых носит приватный характер и предназначена в основном для местных жителей, а часть выделена в ярко выраженные общественные пространства.
ЖК «ЛофтКвартал». Дорожная сеть © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Площадь © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Квартал © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Внутреннее пространство © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Внутреннее пространство © UNK project

Зелёные зоны во дворах помогут создать необходимую спокойную и комфортную атмосферу. Но в формируемых общественных пространствах заказчик просил отказаться от зелёных зон и вообще открытой земли или травы. Чтобы задать для них настроение, архитекторы придумали так называемые мультикубы. Сдвиги блоков верхних этажей зданий образуют относительно небольшие, защищённые от осадков зоны, которые можно использовать в качестве выставочного зала, концертной площадки, кинотеатра или террасы кафе. Абсолютно универсальные пространства можно даже частично закрыть и превратить в некие переходные зоны между улицей и внутренними помещениями. Какое именно применение, какой именно вид искусства наиболее точно отвечает текущим потребностям арендаторов и владельцев, предстоит решить им самим. Жители таким образом станут соавторами архитекторов, а вновь созданная среда быстро приобретет необходимое разнообразие и эмоциональность. В верхней же части эти мультикубы образуют эффектные террасы, которые также можно будет использовать самым разным образом. Они получат оформление в виде подсвеченной стены из стеклопрофилита – воспоминание об архитектуре советских НИИ и кивок авторов в сторону технологического окружения.
ЖК «ЛофтКвартал». Расположение мультикубов © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Мультикубы: многофункциональность и всесезонность © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Формирование «Мультикуба» © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Мультикуб © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Мультикубы © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Мультикубы © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Мультикубы © UNK project

Отвечая на требование историзации среды, архитекторы UNK project не стали пытаться искусственным образом воссоздавать конкретные образцы или копировать элементы. Ускорить время и добиться исторического впечатления помогают сложность и вариативность всех составляющих: узкие, сложно организованные улочки, разнообразная форма и структура зданий, различного цвета и качества кирпич на фасадах здания и мощения, даже заменяемые граффити на фасадах. Архитекторы сознательно как бы уходят в тень и даже не пытаются жёстко диктовать конкретные правила. Более того, дают полную свободу пользователю.

«Обычно ужасно раздражает, когда люди пытаются самовольно стеклить балконы или еще как-то нарушать изначальный замысел архитектора, – комментирует Юлий Борисов, – а в данном случае, наоборот, мы хотели, чтобы такие временные объекты появлялись и, как следствие, стремились дать жителям как можно больше инструментов для этого». И даже сами внутренние пространства могут быть организованы и использованы по-разному. В их основе лёгкая модульная конструкция, которую можно масштабировать от 80 до 300 м2. Предназначены они в основном под несколько непривычную пока типологию квартир-офисов. Такое решение создаст в квартале постоянную активность и позволит владельцам максимально эффективно использовать все имеющиеся площади.

И конечно же новый район ориентировали в сторону соседнего парка. Все строения расставлены так, что организуют людские потоки, направляя их от торгового центра и транспортного терминала в парк, минуя закрытые дворы. Кроме того, этажность и без того невысоких домов дополнительно понижается по мере приближения к парку, чтобы обеспечить виды из окон и с террас. Со стороны парка же подсвеченные террасы задают необходимые городские акценты. В результате, моделируемый «исторический центр» должен стать неким самостоятельным организмом со своей уникальной атмосферой, другими материалами и ритмом жизни и одновременно – совершенно неотъемлемой частью всего городского образования, близкой технократичной и функциональной окружающей среде.
ЖК «ЛофтКвартал». Связь с парком © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал». Понижение этажности © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал» © UNK project
ЖК «ЛофтКвартал» © UNK project

«У меня есть некоторые опасения: найдёт ли наша идея сделать смешанную, и жилую, и рабочую среду понимание среди российских инвесторов и пользователей сегодня? – говорит Юлий Борисов. – Как правило подобные проекты реализуются именно при реновации промышленных территорий и оказываются как следствие менее затратны. К тому же мы предлагаем непростую, многослойную архитектуру, не слишком яркую и «цепляющую», от неё, как от хорошего вина, должно оставаться сложное послевкусие. Но я абсолютно уверен в перспективности именно такого подхода: такой этажности, плотности, формате, за этим будущее. Сам бы хотел жить в такой архитектурной среде».

Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK project
Проект:
ЖК «ЛофтКвартал» ARTEXPO в Сколково
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Юлий Борисов – руководитель авторского коллектива; Павел Култышев, Данило Вукосавлевич 

2016

02 Марта 2017

Автор текста:

Анна Старостина
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.