Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте

Музей завода АЗЛК в Москве в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Марии Серовой, архитектора и сооснователя проекта «Совмод».

mainImg
Архитектор:
Юрий Регентов
Проект:
Музей Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК)
Россия, Москва, Волгоградский проспект, 42

1975 — 1978 / 1980


Музей Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК)
Архитектор: Ю.А. Регентов
Москва, Волгоградский проспект, 42
Проектирование: 1975–1978
Завершение строительства: 1980

Мария Серова, архитектор, сооснователь проекта «Совмод»:

«Автомобильный гигант АЗЛК, ныне уже несуществующий, с момента открытия в 1930 к началу 1980-х успел разрастись до масштаба внушительного городского центра. Вблизи завода в 1960-е сперва заработала станция метро «Текстильщики», затем у предприятия появился свой стадион, а в 1970-е годы к нему добавились и другие сооружения для занятий спортом и проведения досуга: крытый каток, здание бассейна с различными спортивными секциями и собственный дворец культуры.

Столь бурное развитие территорий завода – вкупе с почти маниакальной советской привязанностью к круглым датам и юбилеям – подтолкнули администрацию к решению о строительстве здания музея к 50-летию АЗЛК. Здание с амбициозной и крайне популярной в те годы формой летающей тарелки спроектировал архитектор Юрий Андреевич Регентов, а открылся музей в 1980 году. Изначальная концепция была ближе к выставочному комплексу для демонстрации современных образцов продукции завода, но по ходу проектирования основной упор был все же сделан на историческую составляющую экспозиции. Несмотря на относительно скромные размеры самого здания, экспозиция получилась довольно внушительной: здесь экспонировались исторические модели, начиная с самых первых автомобилей, выпускавшихся на заводе – Ford A и Ford AA, и заканчивая последними моделями «Москвичей», а также опытные образцы автомобилей, не пошедших в массовое производство. Машины выставлялись по кругу, огибая центральную опору здания, по центру был закреплен и основной круговой светильник. Благодаря такой абсолютной центричности при взгляде на экспозицию возникало ощущение особенной торжественности происходящего в выставочном зале, а посетитель, следуя по кругу, оказывался вовлеченным в водоворот автомобильной истории.

В 1996, когда завод в первый раз встал, а о его банкротстве руководство сообщило официально, закрылся и музей автомобилей. По некоторым данным, там еще проходили редкие экскурсии, но через несколько лет экспозицию почти полностью перевезли в музей ретро-автомобилей на Рогожском валу, где на старые «Форды», КИМ-ы и «Москвичи» можно посмотреть и сегодня. История музея с его размышлением о прошлых достижениях и полным надежды взглядом на успехи настоящего закончилась, фактически так и не состоявшись, и теперь только футуристическая оболочка «тарелки» и остроносый козырек, выглядывающий на небольшую площадь перед Шоссейной улицей, напоминают о некогда далеко идущих планах автомобилестроения.

Сегодня комплекс АЗЛК носит название «Технополис “Москва”» и позиционируется как площадка для развития высокотехнологичных производств. Достаточно ли технологичным окажется для новой эры осиротевший пришелец из прошлого, пока загадка: однозначной концепции по включению здания в новый формат жизни заводской территории пока нет. Остается только надеяться, что красноречивое высказывание советского модернизма окажется достаточно живучим, чтобы войти в новую жизнь на старом месте.»

Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Архитектор:
Юрий Регентов
Проект:
Музей Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК)
Россия, Москва, Волгоградский проспект, 42

1975 — 1978 / 1980

03 Марта 2016

Денис Есаков

Авторы текста:

Денис Есаков, Мария Серова
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых, АБ «Артполис», стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Дворцовый переворот
Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Игра в кубе
В Minecraft создана виртуальная копия двух зданий Дарвиновского музея: модернистского и постмодернистского, типично-«лужковского». Можно гулять как снаружи, так и по залам.