Музей завода АЗЛК в Москве в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Марии Серовой, архитектора и сооснователя проекта «Совмод».
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК) Архитектор: Ю.А. Регентов Москва, Волгоградский проспект, 42 Проектирование: 1975–1978 Завершение строительства: 1980
Мария Серова, архитектор, сооснователь проекта «Совмод»:
«Автомобильный гигант АЗЛК, ныне уже несуществующий, с момента открытия в 1930 к началу 1980-х успел разрастись до масштаба внушительного городского центра. Вблизи завода в 1960-е сперва заработала станция метро «Текстильщики», затем у предприятия появился свой стадион, а в 1970-е годы к нему добавились и другие сооружения для занятий спортом и проведения досуга: крытый каток, здание бассейна с различными спортивными секциями и собственный дворец культуры.
Столь бурное развитие территорий завода – вкупе с почти маниакальной советской привязанностью к круглым датам и юбилеям – подтолкнули администрацию к решению о строительстве здания музея к 50-летию АЗЛК. Здание с амбициозной и крайне популярной в те годы формой летающей тарелки спроектировал архитектор Юрий Андреевич Регентов, а открылся музей в 1980 году. Изначальная концепция была ближе к выставочному комплексу для демонстрации современных образцов продукции завода, но по ходу проектирования основной упор был все же сделан на историческую составляющую экспозиции. Несмотря на относительно скромные размеры самого здания, экспозиция получилась довольно внушительной: здесь экспонировались исторические модели, начиная с самых первых автомобилей, выпускавшихся на заводе – Ford A и Ford AA, и заканчивая последними моделями «Москвичей», а также опытные образцы автомобилей, не пошедших в массовое производство. Машины выставлялись по кругу, огибая центральную опору здания, по центру был закреплен и основной круговой светильник. Благодаря такой абсолютной центричности при взгляде на экспозицию возникало ощущение особенной торжественности происходящего в выставочном зале, а посетитель, следуя по кругу, оказывался вовлеченным в водоворот автомобильной истории.
В 1996, когда завод в первый раз встал, а о его банкротстве руководство сообщило официально, закрылся и музей автомобилей. По некоторым данным, там еще проходили редкие экскурсии, но через несколько лет экспозицию почти полностью перевезли в музей ретро-автомобилей на Рогожском валу, где на старые «Форды», КИМ-ы и «Москвичи» можно посмотреть и сегодня. История музея с его размышлением о прошлых достижениях и полным надежды взглядом на успехи настоящего закончилась, фактически так и не состоявшись, и теперь только футуристическая оболочка «тарелки» и остроносый козырек, выглядывающий на небольшую площадь перед Шоссейной улицей, напоминают о некогда далеко идущих планах автомобилестроения.
Сегодня комплекс АЗЛК носит название «Технополис “Москва”» и позиционируется как площадка для развития высокотехнологичных производств. Достаточно ли технологичным окажется для новой эры осиротевший пришелец из прошлого, пока загадка: однозначной концепции по включению здания в новый формат жизни заводской территории пока нет. Остается только надеяться, что красноречивое высказывание советского модернизма окажется достаточно живучим, чтобы войти в новую жизнь на старом месте.»
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте © Денис Есаков
|