Дети в городе

Нужно ли множество нормативов и требований или они губят развитие детского пространства? Чего не хватает детским площадкам и должны ли они быть яркими? – архитекторы, психологи, чиновники и предприниматели обсудили это на круглом столе 14 мая.

mainImg
Дискуссия на тему «Детское пространство в городской среде» состоялась 14 мая и была инициирована бюро UNK project, в чьей практике пространства для детей занимают далеко не последнее место. К примеру, архитекторы этой мастерской во главе с Юлией Тряскиной были соавторами новых интерьеров одного из знаковых московских зданий – «Центрального детского магазина» на Лубянке. Организацией мероприятия занимался и журнал speech:, очередной номер которого посвящен теме «Архитектура для детей». Детская тема в последние дни стала очень популярной – напомним, что недавно мы рассказывали об эталонных школах Финляндии. Но обо всем по порядку.

zooming
Детское пространство в городской среде. Из презентации Анна Мартовицкой и журнала Speech
zooming
Круглый стол на тему «Детское пространство в городской среде». Фотография предоставлена UNK project

Модератором дискуссии выступила Анна Мартовицкая, главный редактор журнала speech:. Она подчеркнула широту «детской» типологии в современной архитектуре и объяснила, что для обсуждения из всего многообразия построек для детей были выбраны именно уличные и внеуличные игровые площадки как пространства наиболее массовые и востребованные в любом мегаполисе.
zooming
Парк Teardrop в Нью-Йорке. Из презентации Анны Мартовицкой

Вводная презентация Анны Мартовицкой была посвящена примерам оформления детских игровых зон в мировой практике, способным дать ответ на вопрос, каким должен быть город, удобный для детей. Среди удачных оказались парк Teardrop в Нью-Йорке, чье достоинство – в разнообразии сценариев активных игр и развития ребенка и игровая площадка Interlace бюро Carve в Сингапуре. Мировая практика предлагает решения, нацеленные на вовлечение детей в социальные и фантазийные игры, создающие благодатную почву для развития мышления и активной «авторской» позиции. В России же типологический набор этого жанра пока что весьма ограничен. Яркие детские зоны, возникающие при торговых центрах, фитнес-клубах, больницах и кафе, способны развлечь детей, пока заняты их родители, но насколько в них учитываются интересы и возрастные особенности ребенка? Эти, как впрочем и другие проблемы детских пространств Анна Мартовицкая предложила обсудить участникам встречи.
zooming
Игровая площадка Interlace. Архитектура комплекса – OMA, архитектура площадки – Carve. Из презентации Анны Мартовицкой и журнала Speech


Добровольная сертификация и ее стандарты
zooming
Елена Семенкова, заместитель начальника Управления архитектурно-художественного облика города Москомархитектуры. Фотография предоставлена UNK project

Первой из приглашенных гостей слово взяла Елена Семенкова, заместитель начальника Управления архитектурно-художественного облика города Москомархитектуры. Она рассказала, что обязательная сертификация всего оборудования для спортивных и игровых зон появилась лишь в начале 2000-х годов. Постепенно ведомство сформировало классификацию оборудования для различных возрастных категорий: от предназначенного для активных развлечений до предполагающих более спокойное времяпрепровождение и даже с образовательным уклоном. Разработчики постарались учесть не только физические особенности ребенка определенного возраста – скажем, размер руки, от которой зависит толщина поручней – но и его психологию и интересы. Особенное внимание при разработке классификации чиновники уделяли безопасности детей – просчитывали надежность конструкций, высоту ступенек, и даже скорость скольжения ребенка определенной массы с горки.

По словам Елены Семенковой, если СНИПы скорее ограничивали развитие типологии детской игровой площадки, то добровольная сертификация, которую сейчас использует большинство производителей, – напротив, открыла новые возможности.
 
Среди минусов добровольной сертификации Елена Семенкова назвала рекомендательный характер всех замечаний, касающихся внешнего облика площадок – обязательны только их пользовательские характеристики.


Сейчас проектировщик самостоятельно определяет набор элементов, цвет и конфигурацию объемов. И ответственность за безопасность несет также проектировщик, – не считая, конечно, эксплуатирующей организации.

Поэтому – так завершила свой рассказ представитель управления, – пока не удается регулировать архитектурный облик детских пространств, исключая разве что знаковые участки города. Застройщик чаще всего делает выбор в пользу чрезмерно ярких, кричащих цветов и форм, и в пространстве парков они выглядят как инородные предметы.


Потребность в игре
zooming
Популярность игровых объектов на площадке. График, составленный по результатам исследования детских площадок Волхонки. Из презентации психолога Марии Соколовой

На вопрос, насколько оправданы такие яркие цветовые решения, постаралась ответить Мария Соколова, психолог и сотрудник центра экспертизы игр и игрушек МГППУ. Она напомнила, что основная потребность ребенка – это игра. На улице дети должны не только гулять и активно двигаться, как думает большинство родителей. Пространство города должно предоставлять маленькому жителю разнообразные возможности для игры – деятельности, благодаря которой он может развиваться и познавать мир.
zooming
Точки интереса детей в городе. Из презентации психолога Марии Соколовой

Небольшой ручеёк, где можно пускать бумажные кораблики, по словам докладчика, принесет больше пользы и радости, нежели яркие и громоздкие конструкции. Изучению востребованности тех или иных игровых элементов детьми было посвящено исследование детских площадок в районе Волхонки. Мария Соколова рассказала, как в течение двух месяцев осуществлялось наблюдение за основными площадками этого района, и в результате была составлена статистика их популярности, согласно которой три из них оказались постоянно пустующими, еще несколько пользовались спросом, в основном, у взрослых людей и студентов, и лишь отдельные площадки привлекали детей.
zooming
Пример детского городка со слишком ярким и закрытыми объектами. Из презентации психолога Марии Соколовой

Что касается оборудования игровых зон, исследование показало, что и сегодня ему не хватает разнообразия.
 
Потребность детей в игре сейчас обеспечивается менее чем на 40% – и то такими элементами, как домик или песочница.


Функционально закрытые объекты не позволяют ребенку создавать собственный сценарий игры, преобразовывать окружение, делать его «своим». Отсутствие хоть какого-то ландшафта также существенно ограничивает возможности детей. Ко всему этому добавляются некачественные материалы, из которых изготавливается оборудование, обилие непрочного пластика, множество сенсорных раздражителей, к которым можно отнести и сочетания ярких цветов. На самом деле, ребенок, по словам психолога, в этих цветах не нуждается, он всегда найдет детский городок, даже если тот будет сливаться с деревьями в парке. Более того, яркие объекты могут быть даже опасны, поскольку провоцируют ошибки в движениях.
zooming
Игровой комплекс Эко-деревня в олимпийском Сочи-Парке. Из презентации психолога Марии Соколовой

Мария Соколова предложила, обратив внимание на все перечисленные ошибки и заблуждения взрослых, создать некую модель грамотно организованного пространства для детей. В ней сочетаются возможности для движения, творчества, общения, эксперимента, исследования и риска. Зоны отдыха соседствуют с зонами уединения. Объекты выполнены максимально открытыми и разнообразными, а пространства лишены видимых ограждений. На площадке учитываются интересы и самых маленьких посетителей, и подростков, и их родителей. Последние должны быть не безучастными наблюдателями, а полноценными участниками игрового процесса: для этого необходимо создавать объекты для совместной деятельности взрослого и ребенка. Из наиболее удачных примеров из собственной практики Соколова привела Эко-деревню в олимпийском Сочи-парке, где авторы постарались создать очень вариативную игровую среду.


Примеры
zooming
Юлия Тряскина, cоучредитель бюро UNK project. Фотография предоставлена UNK project

От теории дискуссия плавно перешла к практике. Соучредитель бюро UNK project архитектор Юлия Тряскина рассказала сразу о нескольких проектах для юных «пользователей». Самым крупным и важным по праву можно назвать обновление интерьеров «Центрального детского магазина» на Лубянке, открытия которого много лет с волнением ждали все москвичи. Выступив соавторами интерьеров, они постарались максимально сохранить их исторический облик. Пространство, созданное по проекту Алексея Душкина, оживает при входе в зал – та же площадь, те же часы… – сказала Юлия Тряскина, – но чем выше, тем заметнее меняется интерьер, приобретая современные черты. В этом, по словам Тряскиной, и состоял замысел. Ближе к куполу, в новых атриумах расположились интерактивные зоны, где можно играть и рисовать мультфильмы. Рядом – большая библиотека. Чуть в стороне – космический фудкорт под красочными витражами. Есть и детский кинотеатр, и места для совместного творчества детей и их родителей. Правда, как призналась Юлия, концепция пребывания детей в магазине ещё не доработана до конца, но будет развиваться дальше с учетом выявляемых интересов и запросов детей.
zooming
Интерьеры Центрального детского магазина
zooming
Интерьеры Центрального детского магазина
zooming
Интерьеры Центрального детского магазина
zooming
Интерьеры Центрального детского магазина
zooming
Интерьеры Центрального детского магазина

Другой реализованный проект, созданный UNK – детский фудкорт в торговом центре «Град» в Воронеже. Магазин построен достаточно давно и первоначально не предусматривал отдельного помещения для пребывания детей, но владелец обратился в архитектурное бюро с просьбой дополнить взрослые интерьеры детскими. Архитекторы предложили весьма нетрадиционное решение – сказочный фудкорт, предлагающий исключительно детское питание. Его центральная стойка внешне напоминает карусель – яркую и цветную, заметную уже с первого этажа. Зоны, расположенные вокруг, решены в природных, более сдержанных тонах. Главным акцентом служит сказочное дерево, широко раскинувшее свои ветви, а под ними разместились столики причудливой формы, маленькие домики, где можно спрятаться, и даже мини-театр.
zooming
Детский фудкорт в ТЦ «Град» в Воронеже © UNK project
zooming
Детский фудкорт в ТЦ «Град» в Воронеже © UNK project
zooming
Детский развлекательный центр в Рязани. Иннопарк © UNK project

Еще один детский проект UNK делают в Рязани – семейно-развлекательный центр в Рязани учитывает интересы детей разных возрастов и не забывает про их родителей. Юлия Тряскина отметила, что создание непересекающихся зон для малышей и подростков было одной из главных задач проекта. Так, внутри комплекса появились Панда-парк, боулинг, скалодром и особая гордость проекта – научно-познавательный центр «Иннопарк».
zooming
Детский развлекательный центр в Рязани © UNK project
zooming
Детский развлекательный центр в Рязани © UNK project
zooming
Виталий Сурвилло, основатель проекта «Мастерславль». Фотография предоставлена UNK project

Необычный во всех смыслах проект для детей представили основатель проекта «Мастерславль» Виталий Сурвилло и исполнительный директор компании PRIDEX Сергей Кудрявцев, занимавшейся реализацией замысла. «Мастерславль» или Город мастеров – это 7 тысяч м2 площадей для обучения и развития детей. В Москве это первый подобный проект, и, как подчеркивает его основатель, он имеет в первую очередь образовательную функцию, хоть и позиционируется как центр развлечений. Внешне все двухуровневое пространство центра напоминает фрагмент небольшого исторического европейского города с извилистыми улочками, фасадами домов, городской площадью, мостами, деревянными скамейками и уличными фонарями. Пространство воссоздано удивительно точно, оно не похоже на бутафорию. Для достоверности застройщик использовал исключительно натуральные, очень качественные материалы, стремился к высокому уровню детализации, избегал типовых решений: каждый павильон получил свой индивидуальный дизайн. Внутри павильонов ребенку представляются самые разные игровые сценарии и задачи, способствующие его развитию. Набор мастерских довольно велик, поэтому каждый может найти себе занятие по душе и даже определиться с выбором профессии.
zooming
Семейно-тематический парк «Мастерславль» © Pridex Group
zooming
Семейно-тематический парк «Мастерславль» © Pridex Group
zooming
Семейно-тематический парк «Мастерславль» © Pridex Group

Центр функционирует уже полгода и за это время стал довольно популярен. Но, как рассказал Виталий Сурвилло, за это время обнажились главные трудности, с которыми сталкиваются все детские пространства в России. Первое препятствие связано с особым климатом. Постоянный холод и осадки не позволяют круглогодично использовать открытые площадки. Именно поэтому уже на начальном этапе проектирования «Мастерславля» было принято решение спрятать это пространство под крышей. Однако площадок на открытом воздухе, куда можно было бы беспрепятственно выйти в случае солнечной погоды, теперь заметно не хватает. Еще одна проблема – создание одинаково комфортных условий для детей разных возрастов. Разновозрастные дети не смешиваются между собой, они стараются общаться исключительно со сверстниками. Обеспечить каждой отдельной группе интересное и удобное пребывание – это, как отмечает Виталий, чрезвычайно сложная задача. Кроме того, среда должна быть безопасной и вандалоустойчивой. Но все-таки самая главная проблема, по его мнению – это родители, которые или не знают, чем себя занять, пока их ребенок играет, или мешают ему, или вовсе снимают с себя ответственность за ребенка, полностью перекладывая ее на педагогов.
zooming
Семейно-тематический парк «Мастерславль» © Pridex Group

Резюмируя выступление Виталий Сурвилло сказал,

что правила и требования ужесточаются с каждым годом и на самом деле губят детские пространства.

Задумываться, по словам предпринимателя, следует о насущном. А в вопросе регулирования было бы неплохо обратиться к западному опыту, где сам ребенок определяет качество той или иной среды: на неинтересную площадку он попросту не пойдет.
zooming
Новые общественные пространства в Сити. Реконструкция набережных. Из презентации Антона Гречко

Антон Гречко, главный архитектор архитектурно-дизайнерского бюро «СИТИ», по его собственному признанию, пришел на встречу скорее с вопросами, нежели с ответами. До сегодняшнего дня в ММДЦ не было места для детей: ведь даже полноценных общественных территорий проект не предусматривал. При этом потребности сотрудников офисов и жителей Сити в них огромна. Согласно озвученной Антоном Гречко цифре, в настоящее время количество людей с детьми в возрасте до 6 лет, работающих и живущих на территории «Москва-Сити», составляет 8 000 человек. Сити с каждым годом меняется, теперь дело дошло, наконец, и до благоустройства. По словам докладчика, сейчас разрабатывается проект освоения набережных, создания новых зеленых зон, рассматривается возможность связать комплекс с парком на Красной Пресне. Также планируется создание детского развивающего центра формата day care в одной из башен ММДЦ.
zooming
Новые общественные пространства в Сити. Реконструкция набережных. Из презентации Антона Гречко

Под занавес обсуждения выступили представители компании «Группа ПСН». Они рассказали об уже реализованном проекте подобного детского центра, встроенного в сердце крупного делового квартала «Новоспасский двор». Проведя маркетинговое исследование, владельцы комплекса пришли к выводу, что сотрудники остро нуждаются в детском садике прямо на территории квартала. Надо отдать должное компании – на казалось бы неприспособленной территории им удалось создать вполне комфортное пространство для дневного пребывания детей, включая собственную прогулочную зону и спорткомплекс.

21 Мая 2015

Похожие статьи
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.