В поисках решений архитекторы отталкивались именно от местоположения здания, предполагающего создание не просто развлекательного объекта, а нового городского центра активности с большим парком и разнообразными местами для отдыха. Образ изгибающейся реки здесь оказался самым сильным. Так появилась воздушная легкая природная форма, похожая то ли на парящую над водой птицу с широко раскинутыми крыльями, то ли на белую океанскую яхту, идущую под парусами. Основной мыслью стала идея не просто вписать здание в зеленое окружение, а сделать его частью и продолжением парка.
Уже придумав и окончательно сформулировав концепцию комплекса, авторы столкнулись с новой, несколько неожиданной задачей: вдохновившись получившимся образом, заказчик предложил решить в той же стилистике другой торговый центр, на окраине Одинцово. Сложность заключалась в том, что его каркас-параллелепипед, в пластическом отношении не то чтобы «летящий», к тому времени был уже построен и от архитекторов требовалось приспособить найденный образ к иной основе.
В отличие от просторной площадки в Жуковском, участок в Одинцово тесно зажат между существующими домами крупного микрорайона и шумным Можайским шоссе. Несколько лет назад здесь должны были построить магазин пешей доступности для жителей окрестных домов. Возвели каркас, таящий в себе массу проектных ошибок: неверная посадка, неправильно организованный вход, нерационально построенное внутреннее пространство, неоправданно большие торговые площади арендных помещений, достигающие в среднем 300–500 кв.м. Все это в реалиях современной жизни делало магазин нежизнеспособным.
И вот на такой основе, а точнее, на таком каркасе нужно было создать второй не менее яркий «Атлас». Задача поначалу казалась практически невыполнимой. Ведь одно дело проектировать с нуля, на просторной площадке, в соседстве с активным природным ландшафтом, и совсем другое – работать с уже заданной бетонной «коробкой» совершенно другого масштаба, а именно в десять раз меньше своего «старшего брата», наделяя ее узнаваемыми чертами фирменного стиля.
К моменту начала работы над одинцовским проектом «Атласпарк» в Жуковском имел уже вполне законченный вид: невысокое обтекаемое здание с тремя наземными и двумя подземными этажами, повторяющее сложные очертания участка и рельефа. Покрывало плоского навеса над эксплуатируемой крышей при взгляде сверху похоже на небрежно брошенную и чуть сбитую ветром шаль. На крыше – два теннисных корта, беговые дорожки, открытая панорамная терраса ресторана и летнего бассейна, а зимой – катка. Навес частично накрывает три основных объема, закрученных вокруг общей обходной галереи и светлых атриумных пространств, самое большое из которых расположено сразу за центральным входом, а дальше – по убывающей.
В плане все три блока, вмещающие в себя помимо торговли восьмизальный кинотеатр, фитнесс-клуб, детскую игровую комнату, разнообразные кафе и рестораны, вместе с центральным коммуникационным ядром напоминают обточенные водой камни – гладкие и округлые, как будто выброшенные волной на берег. Самый крупный и тяжеловесный занял позицию у самой воды, другой, более тонкий и вытянутый, а потому похожий на пришвартованную к берегу лодку, развернут лицом к городу и гордо несет на себе название и логотип комплекса.
Кстати, все колористическое решение комплекса – золотисто-фиолетовое – выросло из логотипа «Атласа». Насыщенный фиолетовый – это всегда яркий акцент, а в данном случае не просто акцент, это цветовой всплеск на фоне мерцающих белых и золотистых панелей с 3D-эффектом, ассоциативно возвращающих нас к образу все той же воды. Объемные панели вместе с большими стеклянными витринами переливаются на солнце, усиливая впечатление. Третий, самый «необточенный», камень-блок, завершающийся с одной из сторон квадратным в плане объемом, разместился перпендикулярно к двум другим. Своим округлым торцом он обращен к реке. Его резко очерченный фасад смотрит на жилые дома. Такое построение позволяет аккуратно не просто вписать, а «вложить» крупное сложное здание точно в границы участка, повторив изгиб русла реки, замкнув и уравновесив общую композицию.
Во всех трех входных зонах, в том числе и со стороны реки, – навес кровли опирается на лес тонких колонн. По-разному наклоненные, они очень похожи на молодую поросль, все еще тонкоствольную, но уже увенчанную пышной кроной кровли.
***
В Одинцово же вместо воды и зелени – городские джунгли, но и здесь предложенное в Жуковском решение выглядит вполне уместным, хоть и более сдержанным. Перенести стилистику и настроение на строгий геометрический каркас оказалось не так сложно: тот же вылет парящей кровли, которая теперь стала строго прямоугольной, но точно так же, лишь фрагментарно, накрывает здание. Далеко выступающий навес с тем же лесом стволов-колонн, удерживающих кровельную плашку, акцентирует внимание на входных группах. В отделке использованы те же материалы и фирменные цвета, что и в Жуковском. Родство двух проектов подчеркивается еще и визуальным членением фасада на несколько отдельных объемов с грамотно решенной концепцией размещения рекламных баннеров и информационных щитов. Все легко, изящно и внешне почти невесомо.
Куда большие сложности возникли при решении внутренних проблем здания. В первую очередь авторам пришлось задуматься о его «посадке», учитывая существенный перепад рельефа на участке. Как ни странно, но в прежнем проекте здание имело вход только со стороны улицы, из-за чего жителям микрорайона, примыкающего к комплексу с противоположной стороны, для того, чтобы попасть внутрь, пришлось бы обходить его вокруг, поднимаясь при этом вверх. Юлия Тряскина предложила организовать для жителей дополнительный вход. Оставив центральный вход на прежнем месте – со стороны Можайского шоссе, со стороны микрорайона открыли второй, дополнительный, добавив эскалатор для желающих войти с парадной стороны.
Внутри тупиковый коридор заменили обходной галереей. По ее внешней границе выстроились небольшие магазинчики, а в центре появился атриум с лифтовой группой, дающий представление об объеме в целом и буквально призывающий посетителей подняться выше. Рядом расположились островные магазины. Полностью изменив планировочную схему, пришлось перенести все эскалаторы, входы и выходы, изменить форму лестниц. В результате от прежнего проекта не осталось ничего, кроме наружных стен, но зато в планировке проявилась четкая логика и удобство построения, без которых ни один торговый центр не сможет быть успешным. Обогатился и функциональный состав комплекса, который, конечно, уступает разнообразию, достигнутому в Жуковском, но может предложить весь необходимый набор магазинов – от супермаркета до детского мира, а также спортивный зал, рестораны и кафе.
Что же касается интерьерных решений, то как и в случае с фасадами, в обоих проектах легко читаются общие узнаваемые черты. По сути, различается только масштаб. Придуманная в Жуковском тема парка, проникающего в интерьер, успешно реализуется и в стенах одинцовского торгового центра. Здесь и вполне парковые петляющие дорожки на полу, обозначенные ярким фиолетовым цветом, и скамьи в виде белоснежных каменных глыб, много натуральной зелени и света. Остекленные фрагменты потолка, зашитые деревянными ламелями отсылают нас к образу садовой перголы. В Жуковском под навесом таких символических пергол, пропускающих внутрь достаточное количество естественного света, решили высадить живые деревья. Натяжной потолок с эффектом бликов и распространяющегося света превращен в затянутое пушистыми облаками небо. Зоны атриумов, местами пересеченные мостками-переходами, пронизаны многочисленными круглыми стеклянными иллюминаторами, но настоящее небо и лучи солнечного света в интерьер проникают только сквозь большие стеклянные купола.
Интересно, что традиционные природные материалы соседствуют здесь с самыми современными, а естественные сдержанные и сближенные цвета сменяются почти кричащими. Фантастичность, а точнее, футуристичность изображения парка особенно отчетливо видна в решении одного из атриумов жуковского комплекса, где создана картина необычного сада со свисающими с потолка гигантскими фруктами. Из-за этих настойчивых включений возникает смешанное чувство: непонятно, то ли ты и в самом деле очутился в парке будущего, то ли чудным образом попал на орбитальную космическую станцию и блуждаешь где-то в околоземном пространстве – на грани восторга и изумления.
Два здания в Одинцово и Жуковском не единственные в своем роде – мастерская UNK project на сегодняшний день уже взялась за проектирование целой сети торговых центров, стремясь сохранить единство основной концепции.
Строительство же первых двух идет полным ходом и через некоторое время футуристические пространства смогут принять первых посетителей.