Международная премия за локальную архитектуру

27 мая в Центральном доме художника состоялась церемония вручения Международной архитектурной премии имени Якова Чернихова «Вызов времени – 2010», а накануне ее лауреаты, архитекторы бюро Fantastic Norway, выступили на «Арх Москве» с лекцией о своем творчестве.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

01 Июня 2011
mainImg
Текущее, третье издание премии посвящено проблеме «новой формы локализма»: так решил ее куратор Стефано Боери. И победители, норвежские архитекторы Хокон Матре Осарёд и Эрленд Блакстад Хаффнер, стали прямо-таки олицетворением этой идеи — «локализма 2.0», не тянущего архитектуру назад, к «традиции» в ортодоксальном понимании этого слова, но пытающегося найти современный вариант genius loci, больше основанный на особенностях местного социума, природы, истории, чем на застывших архитектурных формах.

В конкурсе на премию приняли участие 133 бюро из 38 стран мира, номинированные экспертным советом. Жюри из семи человек остановило свой выбор на дуэте Fantastic Norway (хотя среди их соперников были гораздо более известные имена — чтобы претендовать на победу, архитекторы должны быть моложе 44 лет, но их профессиональные успехи ничем не ограничены), вероятно, потому, что они занимают очень активную практическую позицию. Осарёд и Хаффнер на своей лекции сравнили себя с охотничьими собаками, которые сами ищут дичь и дают знать об этом хозяину (в отличие от обычных псов, только приносящих обратно брошенную им палку — очевидно, под ними лауреаты подразумевают коллег, всегда ожидающих заказа). Они сами ищут проблемы, требующие для своего решения участия архитектора, и сами же предлагают свои услуги местным властям. Для этого они и приобрели в начале своей карьеры красный дом-автоприцеп, в котором отправились в путешествие по родной стране. Они уверены: чтобы понять локальную ситуацию, необходимо пожить в этой местности некоторое время и пообщаться с жителями, попытаться наладить с ними диалог. После этого, когда станет ясно положение вещей и задача архитекторов (например, городку нужен спортзал), следует создать некий общественный «энтузиазм» и привлечь на свою сторону власти и активистов из числа местного населения, и лишь потом — заняться проектированием.

Осарёд и Хаффнер не ограничивают свою активность границами Норвегии: их красный фургончик побывал на венецианской биеннале–2008, где стал платформой для дискуссий, а также на завершившейся «Арх Москве»: он был показан публике в рамках выставки работ номинантов Премии имени Якова Чернихова. Выступая против глобализации, победители этого года не отвергают реалии современного мира: например, они успешно ведут программу на норвежском телевидении, в популярной форме рассказывающую о проблемах архитектуры. Такая просветительская деятельность позволяет сделать общественную дискуссию об архитектуре более глубокой, увести ее от непродуктивной антиномии «красиво – некрасиво» к конкретным проблемам, которые можно решить в процессе сотрудничества архитектора и «потребителей» его проекта — жителей дома, учеников школы, сотрудников офиса.

Президент Фонда имени Якова Чернихова Андрей Чернихов, выступая на церемонии вручения премии, подчеркнул, что архитектура Fantastic Norway — средство коммуникации, устанавливающее связи между обществом, властью, бизнесом, а также заполняющее лакуны в социуме. Хотя не все члены жюри были с ним согласны: для максимальной открытости на церемонии были показаны видеофрагменты процесса судейства и объявления победителей, где французский архитектор Руди Риччотти объявил, что творчество Fantastic Norway банально и лишено романтики (!) и в качестве своего фаворита назвал российского архитектора Никиту Асадова (напомним, что Архи.ру об этом подробно рассказывал).

Среди выступавших также был Барт Голдхоорн, отметивший, что несомненный успех премии стал для него неожиданностью, а также то, что присуждаемый раз в два года «Вызов времени», нацеленный на продвижение молодых талантливых архитекторов, совпадает с проведением «Арх Москвы», теперь постоянно посвященной теме Next — нового поколения практиков. Посол Королевства Норвегии в России Кнут Хауге, вышедший на сцену поздравить лауреатов в галстуке-бабочке по проекту Якова Чернихова, отметил сходство дипломатической работы и метода Осарёда и Хаффнера: они также «наводят мосты», только не между странами, а между обществом и архитекторами.

Лауреаты, по традиции премии, не стали выступать с ответным словом, но выразили свои мысли и чувства в рисунке: они изобразили свой фургончик в панораме Москвы, отражающейся в реке.
Бюро Fantastic Norway: Эрленд Блакстад Хаффнер и Хокон Матре Осарёд. Фото предоставлено Фондом имени Якова Чернихова
Fantastic Norway. Проект посетительского центра Кнейсен на Черном леднике в Северной Норвегии. Изображение предоставлено Фондом имени Якова Чернихова
Андрей Чернихов и лауреаты Премии имени Якова Чернихова «Вызов времени» Эрленд Блакстад Хаффнер и Хокон Матре Осарёд (бюро Fantastic Norway). Фото Нины Фроловой
Хореографический этюд на церемонии вручения Премии имени Якова Чернихова
Барт Голдхорн выступает на церемонии вручения Премии имени Якова Чернихова
Президент Фонда имени Якова Чернихова Андрей Чернихов и Посол Королевства Норвегии в РФ Кнут Хауге на церемонии вручения Премии имени Якова Чернихова
Заместитель Министра культуры РФ Андрей Бусыгин выступает на церемонии вручения Премии имени Якова Чернихова
Рисунок-благодарственное слово лауреатов Премии имени Якова Чернихова архитекторов бюро Fantastic Norway


01 Июня 2011

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Опалубка для экзоскелета
Жилая башня One Thousand Museum в Майами по проекту Zaha Hadid Architects получила вынесенную на фасад бетонную конструкцию с постоянной опалубкой из стеклофибробетона.
Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.