Международная премия за локальную архитектуру

27 мая в Центральном доме художника состоялась церемония вручения Международной архитектурной премии имени Якова Чернихова «Вызов времени – 2010», а накануне ее лауреаты, архитекторы бюро Fantastic Norway, выступили на «Арх Москве» с лекцией о своем творчестве.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

01 Июня 2011
mainImg
Текущее, третье издание премии посвящено проблеме «новой формы локализма»: так решил ее куратор Стефано Боери. И победители, норвежские архитекторы Хокон Матре Осарёд и Эрленд Блакстад Хаффнер, стали прямо-таки олицетворением этой идеи — «локализма 2.0», не тянущего архитектуру назад, к «традиции» в ортодоксальном понимании этого слова, но пытающегося найти современный вариант genius loci, больше основанный на особенностях местного социума, природы, истории, чем на застывших архитектурных формах.

В конкурсе на премию приняли участие 133 бюро из 38 стран мира, номинированные экспертным советом. Жюри из семи человек остановило свой выбор на дуэте Fantastic Norway (хотя среди их соперников были гораздо более известные имена — чтобы претендовать на победу, архитекторы должны быть моложе 44 лет, но их профессиональные успехи ничем не ограничены), вероятно, потому, что они занимают очень активную практическую позицию. Осарёд и Хаффнер на своей лекции сравнили себя с охотничьими собаками, которые сами ищут дичь и дают знать об этом хозяину (в отличие от обычных псов, только приносящих обратно брошенную им палку — очевидно, под ними лауреаты подразумевают коллег, всегда ожидающих заказа). Они сами ищут проблемы, требующие для своего решения участия архитектора, и сами же предлагают свои услуги местным властям. Для этого они и приобрели в начале своей карьеры красный дом-автоприцеп, в котором отправились в путешествие по родной стране. Они уверены: чтобы понять локальную ситуацию, необходимо пожить в этой местности некоторое время и пообщаться с жителями, попытаться наладить с ними диалог. После этого, когда станет ясно положение вещей и задача архитекторов (например, городку нужен спортзал), следует создать некий общественный «энтузиазм» и привлечь на свою сторону власти и активистов из числа местного населения, и лишь потом — заняться проектированием.

Осарёд и Хаффнер не ограничивают свою активность границами Норвегии: их красный фургончик побывал на венецианской биеннале–2008, где стал платформой для дискуссий, а также на завершившейся «Арх Москве»: он был показан публике в рамках выставки работ номинантов Премии имени Якова Чернихова. Выступая против глобализации, победители этого года не отвергают реалии современного мира: например, они успешно ведут программу на норвежском телевидении, в популярной форме рассказывающую о проблемах архитектуры. Такая просветительская деятельность позволяет сделать общественную дискуссию об архитектуре более глубокой, увести ее от непродуктивной антиномии «красиво – некрасиво» к конкретным проблемам, которые можно решить в процессе сотрудничества архитектора и «потребителей» его проекта — жителей дома, учеников школы, сотрудников офиса.

Президент Фонда имени Якова Чернихова Андрей Чернихов, выступая на церемонии вручения премии, подчеркнул, что архитектура Fantastic Norway — средство коммуникации, устанавливающее связи между обществом, властью, бизнесом, а также заполняющее лакуны в социуме. Хотя не все члены жюри были с ним согласны: для максимальной открытости на церемонии были показаны видеофрагменты процесса судейства и объявления победителей, где французский архитектор Руди Риччотти объявил, что творчество Fantastic Norway банально и лишено романтики (!) и в качестве своего фаворита назвал российского архитектора Никиту Асадова (напомним, что Архи.ру об этом подробно рассказывал).

Среди выступавших также был Барт Голдхоорн, отметивший, что несомненный успех премии стал для него неожиданностью, а также то, что присуждаемый раз в два года «Вызов времени», нацеленный на продвижение молодых талантливых архитекторов, совпадает с проведением «Арх Москвы», теперь постоянно посвященной теме Next — нового поколения практиков. Посол Королевства Норвегии в России Кнут Хауге, вышедший на сцену поздравить лауреатов в галстуке-бабочке по проекту Якова Чернихова, отметил сходство дипломатической работы и метода Осарёда и Хаффнера: они также «наводят мосты», только не между странами, а между обществом и архитекторами.

Лауреаты, по традиции премии, не стали выступать с ответным словом, но выразили свои мысли и чувства в рисунке: они изобразили свой фургончик в панораме Москвы, отражающейся в реке.
Бюро Fantastic Norway: Эрленд Блакстад Хаффнер и Хокон Матре Осарёд. Фото предоставлено Фондом имени Якова Чернихова
Fantastic Norway. Проект посетительского центра Кнейсен на Черном леднике в Северной Норвегии. Изображение предоставлено Фондом имени Якова Чернихова
Андрей Чернихов и лауреаты Премии имени Якова Чернихова «Вызов времени» Эрленд Блакстад Хаффнер и Хокон Матре Осарёд (бюро Fantastic Norway). Фото Нины Фроловой
Хореографический этюд на церемонии вручения Премии имени Якова Чернихова
Барт Голдхорн выступает на церемонии вручения Премии имени Якова Чернихова
Президент Фонда имени Якова Чернихова Андрей Чернихов и Посол Королевства Норвегии в РФ Кнут Хауге на церемонии вручения Премии имени Якова Чернихова
Заместитель Министра культуры РФ Андрей Бусыгин выступает на церемонии вручения Премии имени Якова Чернихова
Рисунок-благодарственное слово лауреатов Премии имени Якова Чернихова архитекторов бюро Fantastic Norway


01 Июня 2011

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.