Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.07.2014

«Освободите землю!»

Екатерина Ровнова

Испанские архитекторы из мастерской Ensamble Studio стали очередными лауреатами Международной архитектурной премии имени Якова Чернихова «Вызов времени» и рассказали о своих проектах и идеях на лекции в институте «Стрелка».

Антон Гарсия-Абриль и Дебора Меса в институте «Стрелка». Фото:  Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Антон Гарсия-Абриль и Дебора Меса в институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

8 июля в резиденции посла Испании в Москве состоялась церемония награждения лауреатов премии имени Якова Чернихова «Вызов времени». В этот раз на награду было номинировано 108 архитекторов из 29 стран мира, из этого числа традиционно отобрали 10 финалистов, но, в отличие от предыдущих лет, разногласий при выборе победителя среди членов жюри не возникло: четвертыми лауреатами премии стали Антон Гарсия-Абриль и Дебора Меса из бюро Ensamble Studio. Напомним, что награда, основанная Фондом имени Якова Чернихова в 2005, отмечает архитекторов моложе 44 лет, чье творчество – «новаторский ответ современности и одновременно профессиональный вызов будущему».
 
В творчестве молодых архитекторов во втором издании премии искали «междисциплинарную архитектурную деятельность» (тогда лауреатом стал японец Дзюнья Исигами), в третьем – «новые формы локализма» (норвежцы Fantastic Norway), а в этот раз манифестом стала «абсолютная тишина». Куратор премии, маститый японский архитектор Фумихико Маки, не смог сформулировать единый принцип: «Когда-то у нас было ощущение, что все мы находимся в одной большой лодке, которая плывет в общее будущее. Сейчас мы разъединились, и множество отдельных лодок хаотично плавают в открытом море. Сегодня у меня нет послания, которое я мог бы передать молодым архитекторам, и которое подошло бы им всем. Так что можете сказать своим номинантам, что мое послание им – абсолютная тишина».
 
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio

По словам Евгения Асса, входившего в состав жюри, неудивительно, что его коллеги оказались столь единодушны в своем выборе: Антон Гарсия-Абриль и Дебора Меса – «одни из самых ярких представителей своего поколения», и все проекты Ensamble Studio отличает «замечательное сочетание самых совершенных технологий с тончайшим ощущением природы и человеческого присутствия внутри архитектуры».

Кроме чека на 50 тысяч евро, лауреатам были вручены диплом с изображением одной из композиций Якова Чернихова и серебряная медаль, представляющая собой увеличенную копию его личной печати с надписью «Научно-исследовательская лаборатория архитектурных форм Якова Чернихова».
 
Трехмерные кварталы Supraextructures © Ensamble Studio
Трехмерные кварталы Supraextructures © Ensamble Studio

Важно отметить, что не постройки Ensamble Studio, а развиваемая ими в рамках исследовательской лаборатории POPlab в Массачусетском технологическом институте концепция вертикальных «трехмерных» кварталов – «Supraextructures» – поразительно схожа с черниховскими композициями. «Supraextructures» – это способ прекращения экспансивного развития городов, подразумевающего постоянный захват новой земли; вместо этого предлагается развивать город вверх. Традиционное строение небоскреба – ядро и оболочка – трансформируется во множество ядер, связанных между собою огромными стальными балками до 100 метров длиной. И уже на этих балках строятся дома, прокладываются дороги и разбиваются сады: получается многоуровневый мегаполис. Если представить пространство таких кварталов, как будто оказываешься внутри графических индустриально-архитектурных фантазий Якова Чернихова: под ногами бежит трамвайная линия, над головой мчатся велосипедисты, слева и справа – вертикали несущих конструкций. Антон Гарсия-Абриль на лекции в институте «Стрелка» говорит, что со временем эти фантазии начнут воплощаться в жизнь, и мы увидим «трехмерные» кварталы даже в Москве.
 
Антон Гарсия-Абриль читает лекцию в институте «Стрелка». Фото:  Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Антон Гарсия-Абриль читает лекцию в институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

К концу лекции у Абриля очень садится голос: низкий хриплый тембр, игра теней на крупных чертах лица, активная жестикуляция, каждое слово как удар – его провокационные ответы на вопросы слушателей в такой визуально-акустической упаковке воспринимаются как пророчества. Аудитория недоумевает, как будут жить люди в трехмерной сетке, не чувствуя неба над головой – он отвечает, что мы почувствуем небо не только над собой, но и вокруг себя. Аудитория спрашивает, насколько такие экстравагантные идеи конкурентоспособны на сегодняшний день – он иронично замечает, что у них нет конкурентов. Аудитория не верит, что эти концепции экономически оправданы – он парирует, что бетон очень дешев (умалчивая о стоимости металла и вертикальных коммуникаций) и что практическая реализация – это всего лишь вопрос времени и... девелопера, который «захочет навсегда изменить урбанистическую парадигму».
 
Лекция Антона Гарсия-Абриля и Деборы Месы в институте «Стрелка». Фото:  Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Лекция Антона Гарсия-Абриля и Деборы Месы в институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Дебора Меса читает лекцию в институте «Стрелка». Фото:  Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Дебора Меса читает лекцию в институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

«Освободите землю», – говорит Антон Гарсия-Абриль. Сначала кажется, что это апелляция к небоскребам и многоуровневым развязкам, но на деле – это лейтмотив почти всех проектов Ensamble Studio. Освобождение происходит не только за счет переноса жизни в вертикаль, но и за счет того, что сама земля становится частью архитектуры, а архитектура – частью земли.
 
Дом The Truffle © Roland Halbe
Дом The Truffle © Roland Halbe

Уже ставший очень известным проект микро-дома The Truffle — огромный валун, сливающийся с пустынным скалистым побережьем Коста-да-Морте – земляной гриб, выросший из земли и бетона. Опалубкой для его внутреннего пространства послужили 50 кубов сена, которые в течение года выедал теленок Паулина, формируя пустоту внутри камня. Так на побережье Атлантики появился дом, причем побережье этого даже не заметило.
 
Дом The Truffle. Схема процесса «создания» интерьера © Ensamble Estudio
Дом The Truffle. Схема процесса «создания» интерьера © Ensamble Estudio
Ensamble Studio. Инсталляция на 12-й венецианской биеннале «Эквилибристика». Фото © Нина Фролова
Ensamble Studio. Инсталляция на 12-й венецианской биеннале «Эквилибристика». Фото © Нина Фролова

Гарсия-Абриль и Меса играют с гравитацией в жилых домах Hemeroscopium и Martemar: на огромных балках и консолях размещены основные функции, а земля остается свободной.
 
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio

Театр Сервантеса в Мехико целиком ушел под землю, а его входная зона – это большое открытое пространство под навесом, прикасающемся к земле лишь четырьмя опорами.
 
Театр Сервантеса в Мехико © Roland Halbe
Театр Сервантеса в Мехико © Roland Halbe
Театр Сервантеса в Мехико © Roland Halbe
Театр Сервантеса в Мехико © Roland Halbe
Театр Сервантеса в Мехико © Roland Halbe
Театр Сервантеса в Мехико © Roland Halbe

Еще не завершен проект культурного центра в Монтане в фантастическом необитаемом лунном ландшафте: архитектура здесь интерпретирует свое окружение, ее задача – не только не выглядеть, как здание, но и не ощущаться, как здание. Она только обрамляет желтые скалистые карьеры, которые становятся полом и стенами концертных залов, она только корректирует акустику и укрепляет обрывы, а треугольная форма постройки повторяет линию берега.
 
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe

Лауреаты четвертой премии «Вызов времени» считают, что архитектура должна быть именно такой – чтобы земля оставалась свободной для устройства парков, и лодка Ensamble Studio плывет к вертикальному будущему. Присоединение остальных к этому курсу, как уверен Антон Гарсия-Абриль, неизбежно: это всего лишь дело времени.
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe