Вокруг башни

Публикуем фрагменты из новейшего путеводителя по архитектуре Шаболовки 1920-30 годов, издание которого призвано защитить башню и уникальный конструктивистский район если не от уничтожения, то от забвения.

mainImg
На днях появилась информация о том, что проект постановления правительства РФ о перемещении Шаболовской радиобашни «был доработан» и перешел из стадии общественного обсуждения в стадию «антикоррупционной экспертизы». По-видимому, это надо понимать так, что общественное обсуждение он уже прошел, хотя его результаты не были объявлены. Эксперты, как известно, категорически против переноса башни, специалисты уверены, что это «перемещение» приведет к утрате подлинного памятника (см. подборку статей и открытых писем); существует несколько проектов сохранения башни на старом месте. И между тем формально общественное обсуждение завершилось, хотя надежда на победу здравого смысла еще остается. В четверг 29 мая в 19:00 ​на площади Краснопресненская Застава у памятника Героям революции (возле метро «Улица 1905 года») пройдет согласованный митинг в защиту башни, куда приглашаются все неравнодушные к судьбе уникального памятника русского авангарда.

В течение уже больше двух месяцев защитники башни обсуждают ее судьбу и проект культурного кластера в районе Шаболовки, водят экскурсии, пишут письма в инстанции. Недавно инициативная группа «Шаболовка» и выставочный зал «Замоскворечье» выпустили в свет путеводитель, написанный коллективом историков авангарда: с картой, фотографиями и рассказом о двадцати четырех памятниках архитектуры и инженерного искусства 1920-х – 1930-х годов, расположенных вокруг башни. С этой замечательной книжкой в руках можно гулять вокруг башни, разглядывая под наслоениями позднейшего XX и XXI века остатки великого жизнестроительного проекта. Занятие полезное и увлекательное. Путеводитель можно приобрести за 150 рублей в галерее «Замоскворечье» (Серпуховской вал, 24, к.2). Мы же в преддверии решения судьбы конструктивистского квартала публикуем, с согласия авторов и издателя, часть помещенных в нем рассказов о памятниках авангарда на Шаболовке. О районе, который необходимо сохранить. 
Юлия Тарабарина
zooming
Шуховская башня на Шаболовке. Фотография: предоставлена Б.Е. Пастернаком, главным архитектором Центра историко-градостроительных исследований
zooming

Путеводитель с тремя приложениями:
маршрутами прогулок по Шаболовке.
Фотография Александры Селивановой
***
 
Радиобашня
Ул. Шаболовка, ул. Шухова
Владимир Шухов
1919-1922
zooming
Шуховская башня на Шаболовке. Фотография: предоставлена Б.Е. Пастернаком, главным архитектором Центра историко-градостроительных исследований
Шуховская башня на Шаболовке – всемирно известное творение гениального русского инженера Владимира Шухова. Конструкция так называемой гиперболоидной башни была создана им еще в 1896 году, а Шаболовская радиобашня стала самым высоким его сооружением такого рода.

Кроме эстетической новизны, гиперболоидная башня дает колоссальную экономию материала. По первоначальному проекту высота башни должна была составить 350 м – выше Эйфелевой башни на 35 м, а весила бы она при этом в 4 раза меньше своей знаменитой французской сестры.

Военная разруха заставила уменьшить высоту башни до 150 м, но все же она надолго стала самым высоким сооружением Москвы и одной из ее визитных карточек. Еще одно важное достоинство башен Шухова – простота сборки. Несмотря на изящные криволинейные очертания, каждая секция собирается из прямых стержней, которые пересекаются друг с другом. А в высоту башня росла, как подзорная труба – каждая секция собиралась на земле внутри предыдущих и лебедками поднималась на нужную высоту.

После подъема четвертой секции случилась катастрофа – секция обрушилась, повредила третью, два строителя погибло. Несмотря на выводы экспертизы о том, что виновата в этом не ошибка в расчете, а некачественный металл, Шухову выносят беспрецедентный приговор – условный расстрел. К чести Владимира Григорьевича, строительство даже в условиях послевоенной разрухи было завершено на высочайшем уровне.

В 1922 году башня передала первый радиосигнал, а 17 лет спустя стала первой в Союзе телевизионной башней. В умах миллионов россиян башня навсегда останется символом отечественного телевидения.

Последние 10 лет башня принадлежит «Российской телевизионной и радиовещательной сети», которая своей халатностью довела объект культурного наследия до предаварийного состояния. Задача всего мирового сообщества – сохранить этот уникальный памятник архитектуры и истории, образец выдающихся достижений российской инженерной науки для будущего.
Айрат Багаутдинов
Историк инженерии, автор проекта «Москва глазами инженера»
***
 
Радиобаза ГОРЗ на Дровяной площади
Ул. Хавская, д. 5
1918-1920-е
zooming
Радиобаза ГОРЗ на Дровяной площади. Анкерный башмак технологической растяжки радиоантенны. Фотография: Илья Малков
zooming
Радиобаза ГОРЗ на Дровяной площади. Анкерный башмак технологической растяжки радиоантенны. Фотография: Илья Малков

В 1919 году по декрету Владимира Ленина радиолаборатории и станция беспроводной связи, работавшие на участках бывшего Варваринского приюта и соседней Дровяной площади, стали основой новой сверхмощной радиостанции для нужд правительственной связи. Так появилась радиобаза ГОРЗ (Государственные Объединённые Радио Заводы). Между Шаболовкой и Мытной, вдоль всего Сиротского переулка (теперь – улица Шухова) выстроились высокие радиомачты (одна стояла в центре поля сегодняшней школы №600, другая – ближе к Мытной).

В 1922 году к ним присоединилась уникальная радиобашня Владимира Шухова. Вместе с мачтами они работали в единой системе, соединённые между собой траверсой-антенной. По мере развития технологий связи мачты-антенны убрали, и к середине 1930-х годов здесь осталась лишь башня. Но артефакты эпохи радиобазы ГОРЗ можно увидеть и сегодня – это хорошо сохранившийся анкерный башмак технологической растяжки радиоантенны (1918-1919), а также останки других таких анкерных блоков – на территории поля 600-й школы на углу улиц Хавская, Шухова и Татищева. Каждый такой блок хорошо заглублен в грунт, отлит из высокопрочного спецбетона с металлическим кронштейном с проушинами для крепления растяжек радиомачт.
Илья Малков
Краевед, дизайнер, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение»
Ул. Лестева 18
Георгий Вольфензон, Самуил Айзикович
1926-1929
zooming
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение». Фотография: предоставлена Б.Е. Пастернаком, главным архитектором Центра историко-градостроительных исследований

Его принято называть первым домом-коммуной в СССР, но по факту это постройка переходного типа с жилыми ячейками и квартирами, распределенными по нескольким блокам. Проект разработан двумя архитекторами Георгием Вольфензоном и Самуилом Айзиковичем. Оба выучились профессии еще до революции, один в Одессе, другой в Вильно. Первый их подход к теме дома-коммуны случился в рамках участия во втором конкурсе Моссовета на новые типы жилья. Уже в нем они выработали использованную на ул. Лестева систему с осевой симметрией глубокого двора (курдонера) и размещением культурно-бытовой инфраструктуры в центральной перемычке здания. Однако именно в 1929-м на Шаболовке это решение приобрело всю свою планировочную полноту.
zooming
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение». Фотография: Наталия Меликова
zooming
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение». Фотография: Наталия Меликова

Ось двора здесь держит вертикаль Шуховской башни, от которой корпуса теперь расходятся, словно лучи ее радиоволн. Во время строительства «Вечерняя Москва» писала: «С фасада даже недостроенный, этот дом-гигант особенно величественен и красив. За ним высится сетчатая башня радио-станции им. Коминтерна, пронзившая небо. И кажется, что это одно целое: дом, башня, синее небо. Можно так стоять и смотреть, как в музее или на картинной выставке». В то же время здесь очевидна функциональная логика: нежилой блок получил размещение на северной стороне участка, ведь в клубном помещении со сценой и в столовой солнце не так важно, а ясли, наоборот могли быть ориентированы на юг, также как и сам двор со спортивной площадкой, фонтаном и беговой дорожкой. Кстати, на крыше корпуса был организован солярий с душевыми кабинами, а на последнем этаже спортивный зал – все для формирования здорового образа жизни. Жилая часть, рассчитанная на 600-700 человек, включала коридорные корпуса с 230 жилых ячеек (без кухонь и персональных санузлов/душей) и флигели с 40 квартирами, ориентированными на две стороны для качественного проветривания и освещения (потолки 2,9 м, 3-4 комнаты). Строительство стало возможно благодаря кооперации будущих жильцов. Из воспоминаний известно, что одна из жительниц за свою ячейку внесла 100 рублей. Позже власти возвращали эти затраты, превращая дом в государственную собственность.
Мария Фадеева
Архитектурный журналист, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
Школа №50 ЛОНО (Школа №600)
Ул. Хавская, 5
Анатолий Антонов, Игорь Антипов
1934-1935
zooming
Школа №50 ЛОНО (Школа №600). Фотография: Наталия Меликова
zooming
Школа №50 ЛОНО (Школа №600). Фотография: Илья Малков

Один из немногих реализованных проектов школ-гигантов конца 1920-х годов. Задуманный конструктивистом Антоновым, с асимметричным планом, башней для астрономических наблюдений и большими перетекающими пространствами рекреации и лестниц, проект был тактично «доведен» в 1935 году Антиповым уже в духе постконструктивизма. Появившиеся тогда портик на фасаде, колонны упрощенного ордера и кессоны в интерьерах нисколько не испортили здание. Сейчас это одна из лучших по архитектуре и сохранности первоначальных интерьеров школ Москвы эпохи авангарда. На протяжении десятилетий школа была экспериментальной базой Института художественного образования РАО, благодаря чему артистические пространства наполнялись вполне артистическим содержанием: архитектурные, художественные, музыкальные классы, хоровые аудитории, гримерные...
Александра Селиванова
Историк архитектуры, директор Центра авангарда в Еврейском музее, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
 Дом с магазином «Три поросенка»
Ул. Мытная, 52
Н.Порфирьев, А.Кучеров
1932-1936
zooming
Дом с магазином «Три поросенка». Фотография: Наталия Меликова

Экспериментальный дом из крупных блоков, предшественник «блочек» эпохи застоя, должен был стать образцом скоростного строительства, но возводился долгих четыре года. За это время он успел «обрасти» стильным геометрическим декором: в основном объеме здания подчеркнули четкие линии прямоугольных блоков, а одноэтажный продуктовый магазин «завернули» лихим изгибом в духе американского стримлайна. Его витрину украсили фигурами трех поросят из популярного и в СССР диснеевского мультфильма; старожилы пользуются этим названием до сих пор.
Алексей Петухов
Искусствовед, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина
***
 
  Универмаг Мосторга (Торговый дом Даниловский)
Ул. Люсиновская, 70, с.1
Александр Болдырев, Георгий Олтаржевский
1929-1931; 1934-1936
zooming
Универмаг Мосторга (Торговый дом Даниловский). Фотография: Наталия Меликова
zooming
Универмаг Мосторга (Торговый дом Даниловский). Фотография: Наталия Меликова

У Даниловского универмага, как и у многих зданий переходного периода, два автора. В 1929 году гражданский инженер Болдырев спроектировал два симметричных торговых корпуса, замыкающих жилой комплекс завода Гознак со стороны заново формируемой Даниловской площади. Строительство правого корпуса, будущего универмага, началось в 1930-м, но в 1931-м, когда все ресурсы страны были брошены на индустриализацию, его законсервировали. В 1934-м универмаг решили достроить, но первоначальный конструктивистский проект уже не отвечал требованиям времени. Переработать его доверили Георгию Олтаржевскому, автору ряда дореволюционных доходных домов в неклассическом стиле. Однако универмагу он придал черты не неоклассики, а международного ар деко: подобные торговые здания со скругленным углом, утопленным главным входом, крытыми галереями вдоль витрин и рельефной надписью на аттике можно встретить во многих городах мира.

В интерьере ключевую роль играет полукруглая лестница, освещенная большим вертикальным витражом. Свободная планировка этажей с минимальным числом опор – наследство первоначального конструктивистского проекта.
Наталия Броновицкая,
Историк архитектуры
***
 
 Школа (Строительный колледж №30, «Баухауз – 30»)
Ул. Академика Петровского, 10
Даниил Фридман
1935-1936
zooming
Школа (Строительный колледж №30, «Баухауз – 30»). Фотография: Наталия Меликова

Колледж занимает здание бывшей школы, построенной по одному из самых удачных проектов середины 1930-х годов. В столице сохранился почти десяток подобных школ, но проект, хоть и считался типовым, каждый раз реализовывался по-разному.

Это представительное по своему замыслу здание с симметричной фасадной композицией, нарушенной в позднейшее время пристройками.
zooming
Школа (Строительный колледж №30, «Баухауз – 30»). Фотография: Наталия Меликова

В отличие от многих других реализаций фридмановского проекта, здание на Шаболовке не оштукатурено, но мелкий, характерный для этой эпохи декор выложен в кирпиче и вполне читается. Входной ризалит обрамлен геометризованными квадратными пилястрами, а на центральной части фасада чередуются характерные для ар деко большие квадратные окна с сгруппированными по три узкими прямоугольными проемами. Посередине фасада побеленным кирпичом выложена дата постройки здания.
Николай Васильев
Искусствовед, председатель российского отделения Docomomo
***
 
1-й московский крематорий и колумбарий (храм Серафима Саровского и Анны Кашинской)
Донская пл., 1, с. 29, 31
1910-е-1927
zooming
1-й московский крематорий и колумбарий (храм Серафима Саровского и Анны Кашинской). Фотография: Александра Селиванова

Хотя Новое Донское кладбище действовало уже в начале ХХ века, в 1920-е годы оно стало ареной совершенно нового эксперимента. Здесь, в недостроенной церкви, решили устроить первый в столице крематорий: в подвале установили специально заказанную в Германии печь, само здание заново оформили в сдержанных конструктивистских формах по проекту архитектора Николая Осипова, кстати, покоящегося здесь же. По бокам от крематория задумали возвести два корпуса колумбария (до войны успели построить только один).
zooming
1-й московский крематорий и колумбарий (храм Серафима Саровского и Анны Кашинской). Фотография: Александра Селиванова

Газеты славили «огненное погребение», а для торопливых горожан кремация быстро стала частью быта с изрядной дозой черного юмора. Маленькие ячейки колумбария – своего рода аналог коммунального жилья для преждевременно почивших строителей нового мира – сегодня стали уникальными капсулами времени и позволяют почувствовать себя буквально в толпе жителей довоенной Москвы. Многие образцы оформления урн здесь – настоящие миниатюрные шедевры прикладного искусства, и все без исключения – уникальные исторические документы. С 1970-х крематорий работать перестал, а в 1990-е центральный корпус отдали церкви, и история так и не освященного до революции здания продолжилась в первоначальном русле.
Александра Селиванова
Историк архитектуры, директор Центра авангарда в Еврейском музее, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
Общежитие студентов Текстильного института («Коммуна»)
2-й Донской проезд, 9
Иван Николаев
1929-1930
zooming
Общежитие студентов Текстильного института («Коммуна»)

Это не просто общежитие, а студенческий дом-коммуна, радикальный пример социальной инженерии средствами архитектуры. Дом-коммуна предназначался для «парттысячников» – мобилизованной в ВУЗ трудовой, преимущественно крестьянской, молодежи. К концу трехлетнего срока обучения студент должен был стать не только специалистом, но и современным горожанином, отучившись от прежних бытовых привычек.
zooming
Общежитие студентов Текстильного института («Коммуна»). Фотография: Наталия Меликова

Выстроенное по канонам «современного движения» здание состоит из трех соединенных между собой корпусов. В широком трехэтажном корпусе находились комнаты для общения, большая библиотека, где студенты делали домашние задания, (зубчатая кровля – это т.н. шедовые фонари, через которые в зал проникал верхний свет), к которому примыкали два яруса маленьких кабинетов для индивидуальных занятий (кабинеты освещались через ленточные окна), а также столовая и кухня, расположенная в дальнем от ул. Орджоникидзе конце. Поперечный корпус – гигиенический, там находились души и туалеты. Войдя в него, студент поднимался по лестнице или по пандусу, выдающемуся башней в пространство двора, на свой этаж (юноши и девушки жили на разных этажах), снимал одежду и направлялся в спальный корпус, совершая по пути гигиенические процедуры. Надев пижаму, он затем шел в спальную кабину, которую делил с товарищем. Площадь кабины – всего шесть метров, недостаток пространства компенсировала искусственная вентиляция. В спальных кабинах можно было находиться только днем, и там полагалось держать только самый минимум личных вещей: книги и все, нужное для учебы, студенты хранили в шкафчиках в библиотеке. Часть нижнего этажа узкого и длинного спального корпуса занимал тир, а другая половина поднята на столбы по заветам Ле Корбюзье.

Широкие балконы гигиенического корпуса и плоская кровля использовались для утренней зарядки, а перед фасадом спального корпуса были устроены спортплощадки.

Дом-коммуна находится в процессе реконструкции, при которой подлинная постройка фактически заменяется копией.
Анна Броновицкая
Историк архитектуры, доцент МАрхИ
***
 
Общежитие Текстильного института («Белое»)
Ул. Стасовой, 10. к.2
Первая половина 1930-х
zooming
Общежитие Текстильного института («Белое»). Фотография: Наталия Меликова

Здание было построено на рубеже 1930-х в форме каре, композиционно оно сходно с домом-коммуны на улице Лестева – два крыла образуют двор сужающейся формы, однако ориентирован он не на юг, а на север.
Фланкирующие корпуса пятиэтажные, пронизанные сквозным коридором, сдвижка секций позволила осветить коридоры через торцевые проемы, ведущие на общественные балконы.  Центральная часть с южной стороны обрамлена балконами с глухими бетонными парапетами, с северной, дворовой – ризалитами лестниц, окна в которых прорезаны в скругленных, обращенных друг к другу, углах.
zooming
Общежитие Текстильного института («Белое»). Фотография: Наталия Меликова

Первоначально центральная, входная часть общежития была двухэтажной, над вестибюлем располагался остекленный зал. Такой разрыв позволял освещать открытый на север двор. Однако сейчас центральная часть надстроена до пяти этажей.
Николай Васильев
Искусствовед, председатель российского отделения Docomomo
***
 
Общежитие Текстильного института («Красное»)
2-й Донской пр., 7/1
zooming
Общежитие Текстильного института («Красное»). Фотография: Илья Малков
zooming
Общежитие Текстильного института («Красное»). Фотография: Илья Малков

Среди местных жителей весь район между Шаболовкой и Ленинским проспектом именуется «Текстильным»: могущественный институт возвел здесь в межвоенные годы десятки зданий – настоящий город в городе. Краснокирпичный корпус общежития исполнен с изобретательностью и большим чувством стиля: выдвинутые квадраты «панелей» – элегантное эхо европейского модернизма и отражение мечты о типовом жилье, а монументальный вход с громадным полукруглым окном наделен почти дворцовой статью. Здание, по обыкновению тех лет, было оставлено неоштукатуренным и сохранило первоначальный облик до сего дня.
Алексей Петухов
Искусствовед, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина
***
 
Путеводитель подготовлен Инициативной группой «Шаболовка» и Выставочным залом «Замоскворечье». Его можно приобрести в галерее «Замоскворечье» (Серпуховской вал, 24, к.2), стоимость – 150 руб.

Справка: 
Инициативная группа «Шаболовка» – это общественное объединение, куда входят историки архитектуры, менеджеры культуры, журналисты, дизайнеры, жители района, обеспокоенные судьбой Шуховской башни и окружающей ее застройки 1920-1930-х годов. Группа инициирует проекты, нацеленные на продвижение района, как уникального культурного центра Москвы, связанного с наследием авангарда ХХ века, и рассказывающие о значении башни на Шаболовке как важнейшего российского памятника архитектуры и истории. Группа видит своей целью реализацию постоянно действующей модели шаболовского кластера, объединяющего творческие, образовательные, коммерческие институции района в единую сеть.

Выставочный зал (галерея) «Замоскворечье» был образован более 20 лет назад на базе творческого объединения «Москворечье» в центре Хавско-Шаболовского жилмассива, спроектированного в конце 1920-х архитекторами Травиным и Блохиным.     Изначально район (ныне – Даниловский) был задуман как гимн новой пост-революционной Москвы. Здесь сохранилось множество  памятников конструктивистской архитектуры; рядом – всемирно известный шедевр архитектуры ХХ века – Радиобашня архитектора В. Шухова.  C 1991 года галереей было организовано и проведено более 600 художественных выставок в Москве и в других городах России и зарубежья.  Галерея собирается    развивать историко-краеведческие проекты,  посвященные  конструктивизму  и связанные с осмыслением культурного наследия Даниловского района и его популяризации.
 

28 Мая 2014

Шаболовский культурный кластер
Шуховская башня – главная достопримечательность целого района Москвы, считают авторы проекта развития территории Шабловки: АБ Асадова, Madetogether, НЛО проектное бюро и инициативная группа «Шаболовка».
Башня в кубе
Концепция восстановления Шуховской башни от архитектурного бюро «Четвертое измерение»: не то чтобы новая, но и не очень известная.
Пресса: Москва может спасти Шуховскую телебашню на Шаболовке
Компания РТРС более трёх лет после указания В.В.Путина не может защитить Шуховскую телебашню от коррозии. После выделения денег Правительством России прошло уже три летних сезона, удобных для проведения работ по защите башни от коррозии. Может быть, кто-то специально хочет разрушить башню Шухова на Шаболовке коррозией, чтобы потом с выгодой реализовать участок земли в центре Москвы под её основанием?
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.