Екатерина Ножова: «Шуховская башня может быть отреставрирована на месте»

Историк Шуховской башни – об особенностях ее конструкции, специфике строительной документации (которой фактически нет) и необходимости тщательной экспертизы памятника.

mainImg
Екатерина Ножова – соавтор нового международного исследования, посвященного творчеству Шухова, и автор диссертации, посвященной, в значительной степени, истории строительства башни на Шаболовке (диссертация написана в Федеральным институте технологий Цюриха). Екатерина входит в несколько европейских обществ историков строительства, главы которых недавно подписали открытое письмо президенту РФ с просьбой предотвратить утрату Шаболовской башни и предложением «профессиональной поддержки научного и инженерного сообществ».

Екатерина рассказала нам об особенностях конструкции башни, попытках ее обследования, а также поделилась своим мнением о возможности реконструкции памятника без строительства дорогостоящих лесов (заявленная стоимость которых, как следует из пояснительной записки к проекту постановления правительства о демонтаже башни, собственно, и сделала приоритетной идею разборки памятника мирового значения).
Шаболовская телебашня. Фотография сделана посредством октокоптера. Материалы предоставлены Е. Ножовой
Екатерина Ножова. Фотография предоставлена Е.Ножовой

Архи.ру:
– Как возник международный проект, посвященный исследованию творчества Владимира Шухова?

Екатерина Ножова:
– Совместный исследовательский проект Германии, Швейцарии и Австрии был инициирован тремя крупнейшими институтами – Техническим университетом Мюнхена, Университетом Иннсбрука, Федеральным институтом технологий Цюриха (ЕТН), представителем которого я являюсь, и лично Райнером Грефе – автором первой подробной книги, посвященной деятельности Шухова, которая вышла в 1990 году. Райнер Грефе обратился к своим коллегам с просьбой помочь ему в выпуске следующего издания о Шухове, дополненного самыми последними материалами и проектами. В общей сложности мы посвятили данной работе более трех лет, начав исследование в 2010 году. В настоящее время готовится финальный отчет по итогам проделанной работы. Я убеждена, что сведения, полученные в рамках данного проекта, могут быть полезны при проведении реставрационных работ.

– Кто инициировал открытое обращение к президенту РФ?

– На протяжении долгого времени мы следили за судьбой Шуховской башни. В связи с возникшей информацией о ее демонтаже, было принято решение направить открытое письмо Владимиру Путину, подписанное представителями национальных обществ Америки, Германии, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Великобритании и Бельгии. В своем обращении мы предлагаем помощь не только в вопросах консультации, мы готовы активно участвовать в реставрации, предоставить собственных специалистов. В первой версии письма были обозначены даже более конкретные шаги: проведение съезда, обсуждение всех материалов и образцов, которые нам могут быть предоставлены, анализ, экспертиза, и первые меры по консервации башни.

По вашей оценке, что сегодня препятствует консервации башни? Почему принято решение о ее демонтаже?

Проблема в том, что у башни есть собственник, который просто не знает, что делать с такой сложной 150-метровой конструкцией. И, действительно, данный проект требует деликатного и комплексного подхода. Работу над ним нельзя доверить одному отдельному бюро. Здесь понадобятся очень разнопрофильные специалисты: инженеры-обмерщики, специалисты по расчету конструкций, специалисты по металлам и их коррозии. Возможно, что и в России можно собрать такую команду. Мы же готовы прямо сейчас предоставить своих специалистов.

Еще одна серьезная проблема – отсутствие подробной документации. Сохранилось всего несколько чертежей, причем довольно схематичных. На одном из чертежей узлы стыков секций не совпадают с теми, которые можно видеть на построенной башне. Есть основания думать, что этот чертеж был сделан как часть описательной документации и датируется не 1919-м годом, а началом 1940-х. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в шапке подписи чертежа указана организация, появившаяся только в 1932 году. Другой имеющийся документ дает представление лишь о пропорциях сооружения. Сохранившийся эскиз фундамента сильно отличается от фундамента построенной башни, а чертеж стыка между двух секций дошел до нас в очень плохом состоянии, что не позволяет составить полное представление о деталях конструкции.

При сборе всех исходных материалов мы также обратились в ЦНИИПСК им. Мельникова, созданный на базе фирмы Александра Бари, в которой работал Шухов. В институте сохранились несколько обследований 1947 и 1971 годов. Галина Шеляпина, ведущий инженер института, показала мне эти чертежи. Но когда я лично поднялась на башню, стало очевидно, что и в них есть существенное несоответствие действительности. Недостаточно знать просто пропорции, необходима полная информация о стыках, наклонных стойках, которые собирались из нескольких профилей, что напрямую было связано с методом монтажа без строительных лесов. Этой информации, к сожалению, у нас нет.

Поэтому прежде чем говорить о консервации и реставрации, необходимо провести тщательные обмеры, обследования и составить карту объекта со всеми его повреждениями. Следующим шагом должно стать создание документации башни с точными размерами всех профилей и оценкой их состояния.
Шаболовская телебашня. Фотография сделана посредством октокоптера. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Тот факт, что башня остро нуждается в ремонте, обсуждается уже очень давно. Что до сих пор мешало провести то обследование, о котором Вы говорите?

Объект очень большой и сложный. Надо понимать, что даже большая команда верхолазов не способна обмерить башню за короткие сроки вручную.

Полтора года назад совместно с российской Академией наук и Государственным институтом авиационных систем мы пытались провести обследование с помощью небольшого летательного аппарата – октокоптера. Полтора года потребовалось нам и директору института Сергею Желтову только на то, чтобы получить разрешение на полет вокруг башни. Когда же это разрешение было получено, выяснилось, что на башне установлено огромное количество датчиков сотовой связи, которые создают мощное магнитное поле. Это поле не позволило полноценно управлять октокоптером, а следовательно – выполнить задуманное. Однако помимо нас подобные проекты пытались осуществить и другие компании. Сергей Желтов продолжил проект обмеров с компанией ZALA AERO. Им удалось получить снимки, сделанные с помощью фотограмметрического обследования. Эти фотографии воссоздают довольно точную модель, однако воспроизвести по ним детали не удается. С той же проблемой мы столкнулись при изучении материалов, подготовленных Академией наук два года назад в ходе лазерного сканирования башни. Данная работа проводилась под руководством Андрея Леонова из Института истории, естествознания и техники. Им удалось сделать самую точную модель из всех ныне существующих. Но и она дает только геометрию сооружения, не воссоздавая узлы и стыки.
Фрагменты анализа документации по Шуховской башне НиГРЭС в Дзержинске, из которых хорошо видно, что в шуховской конструкции важен каждый миллиметр. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Из Вашего рассказа понятно, что анализ такого крупного и сложного объекта как Шуховская башня с технической точки зрения осуществить довольно сложно. Однако в своем обращении к президенту РФ вы настаиваете на проведении экспертизы. У вас имеется какой-либо алгоритм действий?

Если объединить все описанные мной выше методы, попытаться в очередной раз поработать с октокоптером или камерой на подвижной платформе, применить фотограмметрический анализ, лазерное сканирование, фотографии и ручное обследование в самых труднодоступных местах, то вполне можно получить достаточно точное представление о сегодняшнем состоянии башни. При этом не потребуется возведение дорогостоящих строительных лесов.

Вы против возведения лесов?

Дело в том, что существует проект, разработанный компанией «Качество и надежность», получившей право на проектирование по результатам тендера РТРС. Однако этот проект нигде не был опубликован. Лишь в ноябре 2012 года его представили в рамках пресс-конференции в МГСУ-МИСИ, которая была открытой, но не собрала много публики, из-за чего широкой огласки это событие не получило. Я лично там присутствовала и уже тогда у меня возникла масса вопросов. В частности – стоимость строительных лесов, по расчетам компании, в три раза превышала весь бюджет, выделенный государством на реконструкцию памятника. На основании этих расчетов был сделан вывод, что реставрация башни на месте – это слишком дорогостоящее мероприятие, куда проще ее снести. В связи с этим возникает вопрос: так ли необходимы строительные леса? Свойства шуховских конструкций таковы, что даже при повреждении нескольких элементов сооружение остается очень устойчивым, поскольку нагрузки равномерно распределяются по всей конструктивной сетке. Например, когда мы начинали реконструкцию 128-метровой Шуховской башни на Оке НиГРЭС, вандалами у нее было подпилено 16 из 40 опорных ног, но она устояла, выдержала колоссальную нагрузку и сейчас отреставрирована.
Фрагменты документации по Шуховской башне НиГРЭС в Дзержинске, из которых хорошо видно, что в шуховской конструкции важен каждый миллиметр. Материалы предоставлены Е. Ножовой
Фрагменты документации по Шуховской башне НиГРЭС в Дзержинске. Материалы предоставлены Е. Ножовой
Фотография Шуховской башни, сделанная весной 1921 года, до аварии при монтаже. Здесь видно, что по первому проекту конструкция была гораздо легче – вдвое меньше опорных стоек в 3 секции.

Удивительно еще и то, что сегодня вся информация о той ноябрьской конференции исчезла из общего доступа, включая ролики, выложенные на YouTube. Никто сегодня не знает, насколько подробно был проработан этот проект. Были ли сделаны обмеры, насколько качественно это было сделано и т.д.
Конструктивный узел Шуховской башни. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Если будет получено одобрение предложения о консервации башни, то с какими еще проблемами придется столкнуться при последующей реставрации?

Серьезная проблема – это качество металла, использованного при строительстве Шаболовской башни. Она строилась из того, что в то время можно было достать на складах. А это, как правило, был металл низкого качества с большим содержанием фосфора и другими примесями. Надо сказать, что верхние секции проржавели гораздо сильнее, чем основание, сделанное, по всей видимости, из другого сплава, оказавшегося менее уязвимым. В момент строительства башни в России в ходу было как минимум пять видов производства стали. По статистике, только 12% металла соответствовало принятым тогда стандартам, все остальное не имело гарантий качества. Разумеется, сталь, использованная для возведения Шуховской башни, сильно отличается от современных сплавов. Поэтому здесь необходим самый серьезный анализ, чтобы не допустить конфликта между разными сплавами, который неизбежно приведет к еще большей коррозии. Подобные ошибки уже совершались во время проведения предшествующих ремонтных работ на сооружении.
Письмо от производителя работ по возведению башни с просьбой прислать сумки для верхолазов. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Возможно ли будет собрать башню снова в неизменном виде, если ее демонтируют?

Сделать это будет крайне сложно. А самое главное, что я не вижу причин, по которым ее нужно разбирать. Первые проявления коррозии появились еще в 1991 году. Если бы меры были приняты сразу, то можно было бы обойтись обычной обработкой металла. Теперь все гораздо сложнее. Но говорить об угрозе разрушения, как мне кажется, преждевременно. Если же все-таки будет принято решение о демонтаже, то урон памятнику будет нанесен колоссальный. На профилях сохранились следы от монтажа, на которые при разборке башни, скорее всего, никто не обратит внимания. А это очень важная деталь, которую потом невозможно будет восстановить. При возведении все элементы монтировались на земле и поднимались вверх на специальных деревянных конструкциях при помощи лебедок. В результате на профилях остались отверстия диаметром около 2 см, по которым сегодня можно воссоздать весь процесс монтажа. При разборке башни весь этот пласт информации просто исчезнет.
Бланк заказа на металл для башни. Из архива экономики. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Еще один момент – башня собрана при помощи клепок, которые верхолазы поднимали наверх в специально сшитых для этого кожаных сумках.  В подвешенном состоянии они разогревали и крепили эти клепки. То есть это были совершенно невероятное, рукодельные усилия, которые теперь могут быть полностью утеряны. Ведь при разборке клепки будут просто срезаны, а новые сегодня нигде не производят. Например, в одном из реставрационных проектов в Швейцарии клепки пришлось заказывать кузнецу. И это только малая толика того непоправимого ущерба, который будет нанесен памятнику.

Очень сложна геометрия башни. Воссоздать плоскую конструкцию проще, тогда как гиперболическая имеет скрученные профили, слегка повернутые вокруг своей оси. Здесь мы имеем дело с трехмерными и очень сложными узлами. Каждое пересечение имеет свой угол. Разница величин часто не достигает и 1 мм, но даже такая крохотная разница очень важна для последующего монтажа. Я не знаю других конструкций, раскроенных с обязательной точностью до миллиметра.

Но главный наш посыл – это срочное проведение экспертизы. Пока она не проведена, невозможно оценить состояние конструкций. А вследствие этого нельзя предпринимать вообще никаких шагов, тем более нельзя демонтировать здание. Если разбор будет начат без экспертизы, то инициаторы демонтажа получат возможность вовсе отказаться от ее дальнейшего восстановления, сославшись на ужасное состояние деталей. Я лично убеждена, что Шуховская башня может быть отреставрирована на месте.

21 Марта 2014

Шаболовский культурный кластер
Шуховская башня – главная достопримечательность целого района Москвы, считают авторы проекта развития территории Шабловки: АБ Асадова, Madetogether, НЛО проектное бюро и инициативная группа «Шаболовка».
Вокруг башни
Публикуем фрагменты из новейшего путеводителя по архитектуре Шаболовки 1920-30 годов, издание которого призвано защитить башню и уникальный конструктивистский район если не от уничтожения, то от забвения.
Башня в кубе
Концепция восстановления Шуховской башни от архитектурного бюро «Четвертое измерение»: не то чтобы новая, но и не очень известная.
Пресса: Москва может спасти Шуховскую телебашню на Шаболовке
Компания РТРС более трёх лет после указания В.В.Путина не может защитить Шуховскую телебашню от коррозии. После выделения денег Правительством России прошло уже три летних сезона, удобных для проведения работ по защите башни от коррозии. Может быть, кто-то специально хочет разрушить башню Шухова на Шаболовке коррозией, чтобы потом с выгодой реализовать участок земли в центре Москвы под её основанием?
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.