Блоггеры возмущаются публичными слушаниями по реконструкции Ленинского проспекта и долгостроем в Зарядье, порчей вестибюля станции метро «Чистые пруды» и конкурсом на уничтожение памятников архитектуры.
В Москве объявили долгожданный конкурс на концепцию парка в Зарядье и впервые за несколько лет пустили журналистов за забор с рекордной рекламной площадью в Европе. Блоггер nikitskij опубликовал фоторепортаж из «самой дорогой зоны отчуждения в мире». На интернет аудиторию долгострой произвел сильное впечатление – как будто Москва после апокалипсиса, заметили в комментариях. Nikitskij, тем временем, с удивлением обнаружил, что гостиница «Россия» снесена не полностью – «первый этаж еще стоит, не говоря про подвалы». Блоггеры, в свою очередь, объяснили это расположенными под землей стратегическими объектами, из-за которых, по их мнению, здесь до сих пор ничего не построили. Впрочем, большинство этому радо и поддерживает идею парка. Хотя в комментариях встретились и более экстравагантные варианты – например, psamiad предложил выстроить задуманную тут полвека назад восьмую сталинскую высотку. Самому Nikitskij нравится идея директора Центрального парка Нью-Йорка Дагласа Блонски сделать это место «зеленым» продолжением Красной площади.
Тем временем, главные страсти в блогах всю прошлую неделю кипели вокруг начавшихся 11 апреля публичных слушаний по реконструкции Ленинского проспекта. Возмущенные блоггеры назвали слушания «грандиозным обманом граждан». Как пишет у себя в журнале один из авторов альтернативного проекта реконструкции, муниципальный депутат и блоггер Максим Кац, «вместо того чтобы привести на слушания ответственных лиц /…/ Сергей Собянин устроил непонятный цирк с конями. Сначала перед слушаниями распространялись какие-то непонятные листовки и проходили автопробеги, потом на сами слушания согнали нашистов, бюджетников и каких-то там православных персонажей, накидали в урны кучу бюллетеней «мы за строительство!» и сейчас довольные по телевизору доложат, что «жители поддержали проект!»
В то же время пользователь veHD утверждает, что проекта как такового нет, «картинки и ролики – это не проектная документация. Юридически на слушаниях утверждаются только границы земельного участка под будущее проектирование, а далее можно разрабатывать проект, не имеющий ничего общего с картинками – то есть, строить любые эстакады перед окнами домов, расширять проезжую часть хоть вплотную к домам!» А по сведениям муниципального депутата Дмитрия Барановского, конкурс на разработку проектной документации был объявлен еще в декабре 2011 года и на сегодня она готова, так что нынешние обсуждения проекта планировки, мягко говоря, запоздали.
Другая курьезная история, которую в последние дни увлеченно обсуждают в блогах, приключилась с наземным вестибюлем станции метро «Чистые пруды». Рабочие покрасили гранитные колонны памятника архитектуры серой краской; как объяснили – для удобства мытья. «Москва совсем уж превращается в военный городок, – замечает на это petty_sark в блоге Ильи Варламова. – Обычно именно там процветает подобный олигофренический дизайн. А мы всё больше привыкаем к идиотской жёлто-зелёной раскраске бордюрчиков во дворах». По мнению ряда блоггеров, за такой вандализм нужно обязательно привлекать к ответственности, тем более что случается он не впервые: Илья Варламов напоминает, что в прошлом году «хозяйственники» закрасили казенной бордовой краской все гранитные тумбы на бульварах.
По-хозяйски, между тем, подошли в итоге и к реконструкции скандально известной эспланады в Перми. Экстравагантная «стена» «Архитекторов Асс» канула в лету (местные власти посчитали ее слишком дорогостоящей), однако проект, как пишет в своем блоге Денис Галицкий, продолжает реализовываться, причем у депутатов до сих пор нет ни малейшего представления, какой вид в результате примет площадь перед театром. Как отмечается в блоге usefulperm.wordpress.com, эспланада на сегодня – ни парк, ни мемориал, ни культурный, ни торговый центр города: «Стоит определиться с назначением эспланады, иначе она так и будет странным совмещением несовместимого и предметом бесконечного прожектёрства». Ну а реализуемый проект, по мнению Дениса Галицкого, просто сводится к замене мощения за огромные деньги: «Будет положена гранитная брусчатка разноцветными полосами, почему-то ещё и поперёк эспланады», – замечает блоггер.
В сообществе samara-ru.livejournal.com в эти дни обсуждали студенческие проекты по спасению конструктивистской Фабрики-Кухни в Самаре. Памятник предлагается превратить в т.н. ДНК-центр – осовремененный советский Дом культуры, почти полностью сохранив его первоначальный облик. Между тем, блоггеры в комментариях высказались за еще более строгое соответствие оригиналу – «чтобы стекло было обычное, а не зеркальное и соответствовало декларированным идеалам времени, то есть открытости разных сторон жизни», – замечает, к примеру, блоггер ondryushka. «Не надо ничего изобретать. Надо сделать всё как было: и внешний вид по первоначальному проекту, и внутреннее содержание, – возражает redallert2000. – Надо сделать там столовую, кулинарию, как и было задумано». Впрочем, по мнению arheolog68, все эти фантазии скорей всего останутся на бумаге, потому что область вряд ли купит «эту рухлядь». А у нынешних собственников здания другие планы: как пишет 63ru, «они сейчас давят на 98% износ здания. /…/ Даже если, к примеру, будет решение суда о незаконном сносе ФК и решение о восстановлении здания, то отобьются собственники тем, что невозможно восстановить здание в первозданном виде до сноса…».
Тем временем, вызов наследию то ли в шутку, то ли всерьез объявили итальянские архитекторы: они организовали своего рода антиконкурс под названием «Найти и уничтожить», задачей которого является найти ценный памятник, разрушить его и возвести на этом месте новый объект с похожей функцией. Анатолий Белов, в блоге которого на эту тему развернулась дискуссия, пишет, что «это не смешно» и «что-то с нашим поколением не так». Irina Zeltsman возражает, что «не так» – это скорее про нас: «В Италии – концептуальный конкурс при общем пиетете к наследию, здесь – реальное уничтожение памятников, прикрываемое словоблудием о сохранение наследия…». – «Просто итальянцы устали от своих древних стен и архитектурных руин, которые не дают им реализовываться как современным архитекторам, – пишет Александр Антонов. – Не надо их учить, как обращаться с ИХ наследием». А вот по мнению Михаила Белова, таких архитекторов надо не учить, а «лечить»: «Организаторы этого конкурса, а это не молодежь, уже перешли от глумления и «детских танцев фриков на полянках» к реальному варварству на проектном уровне. Ярко выраженная хулиганская выходка, целью которой является привлечение к себе внимание любым способом /…/. Тоже мне футуристы! Им бы хоть миллионную долю таланта Бурлюка или Маяковского».
Защитников культурного наследия в Ярославле, тем временем, возмущает не разрушение, а наоборот, строительство – колокольни Успенского собора на Стрелке. Бой против воссоздания самого храма, в полтора раза превышающего оригинал, активисты уже проиграли, однако надеются, что власти хотя бы не будут возводить при нем 67-метровую доминанту. Правда, как показывают комментарии, у новодела довольно много сторонников. Аудитория портала onliner.by в это время обсудила четырех кандидатов на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Среди них – замковый комплекс «Мир», архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже и др. Пользователь Bellar уточняет, что, напротив, «Мир и Несвиж планируют исключить из этого списка. Как-то ПВХ окна и двери 17 века, металлочерепица 14 века и лифт в Мирском замке 16 века всех европейцев в шок повергает». – «Самое обидное, что в этих списках уже не светится проспект Скорины в Минске, – напоминает, в свою очередь, mitrander. – А ведь в Минск приезжала специальная комиссия ЮНЕСКО в начале 2000-х…». Впрочем, даже ЮНЕСКО, по мнению пользователя rigs, не гарантирует полную сохранность; к примеру, такой статус не помог Софийскому собору в Полоцке, которому, по словам блоггера, даже нормальную крышу поставить не смогли, «настелили по-быстрому солдаты металлические листы и покрасили. Ни тебе черепицы, ни тебе какого-то сохранения».
Наряду с ЮНЕСКО пользователи onliner.by на днях обсудили и лауреатов ежегодного конкурса на лучшее достижение в строительной отрасли Беларуси, среди которых жюри выбрало стилизованный под «средневековье» ТРЦ «Замок» и новую штаб-квартиру «Белорусской калийной компании» с центральной частью в виде кристалла сильвинита в Минске. У блоггеров, однако, выбор не нашел одобрения. egerby пишет, к примеру, что ТРЦ выглядит как «надувной Мирский замок, сделанный в Китае». А штаб-квартиру пользователь belegemen вообще назвал градостроительной ошибкой: «Акцент в никуда. Форма сломана непонятно зачем. Испоганили зеленую зону и перекрыли возможное и логичное развитие гостиничного комплекса».
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Архитектура управления. Как цифровая доска Futurello экономит...
Современное архитектурное бюро тонет в коммуникационном хаосе: тысячи писем, задачи в мессенджерах, замечания в PDF. Российская разработка Futurello предлагает решение – единое пространство для управления проектом.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.