Блоги: 18–24 апреля

Блоггеры возмущаются публичными слушаниями по реконструкции Ленинского проспекта и долгостроем в Зарядье, порчей вестибюля станции метро «Чистые пруды» и конкурсом на уничтожение памятников архитектуры.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

24 Апреля 2013
mainImg
В Москве объявили долгожданный конкурс на концепцию парка в Зарядье и впервые за несколько лет пустили журналистов за забор с рекордной рекламной площадью в Европе. Блоггер nikitskij опубликовал фоторепортаж из «самой дорогой зоны отчуждения в мире». На интернет аудиторию долгострой произвел сильное впечатление – как будто Москва после апокалипсиса, заметили в комментариях. Nikitskij, тем временем, с удивлением обнаружил, что гостиница «Россия» снесена не полностью – «первый этаж еще стоит, не говоря про подвалы». Блоггеры, в свою очередь, объяснили это расположенными под землей стратегическими объектами, из-за которых, по их мнению, здесь до сих пор ничего не построили. Впрочем, большинство этому радо и поддерживает идею парка. Хотя в комментариях встретились и более экстравагантные варианты – например, psamiad предложил выстроить задуманную тут полвека назад восьмую сталинскую высотку. Самому Nikitskij нравится идея директора Центрального парка Нью-Йорка Дагласа Блонски сделать это место «зеленым» продолжением Красной площади.
zooming
Территория снесенной гостиницы «Россия». Фото: nikitskij.livejournal.com
zooming
1-й этаж гостиницы «Россия». Фото: nikitskij.livejournal.com

Тем временем, главные страсти в блогах всю прошлую неделю кипели вокруг начавшихся 11 апреля публичных слушаний по реконструкции Ленинского проспекта. Возмущенные блоггеры назвали слушания «грандиозным обманом граждан». Как пишет у себя в журнале один из авторов альтернативного проекта реконструкции, муниципальный депутат и блоггер Максим Кац, «вместо того чтобы привести на слушания ответственных лиц /…/ Сергей Собянин устроил непонятный цирк с конями. Сначала перед слушаниями распространялись какие-то непонятные листовки и проходили автопробеги, потом на сами слушания согнали нашистов, бюджетников и каких-то там православных персонажей, накидали в урны кучу бюллетеней «мы за строительство!» и сейчас довольные по телевизору доложат, что «жители поддержали проект!»
 
В то же время пользователь veHD утверждает, что проекта как такового нет, «картинки и ролики – это не проектная документация. Юридически на слушаниях утверждаются только границы земельного участка под будущее проектирование, а далее можно разрабатывать проект, не имеющий ничего общего с картинками – то есть, строить любые эстакады перед окнами домов, расширять проезжую часть хоть вплотную к домам!» А по сведениям муниципального депутата Дмитрия Барановского, конкурс на разработку проектной документации был объявлен еще в декабре 2011 года и на сегодня она готова, так что нынешние обсуждения проекта планировки, мягко говоря, запоздали.
zooming
Публичные слушания по реконструкции Ленинского проспекта. Фото: vk.com/club46001659

Другая курьезная история, которую в последние дни увлеченно обсуждают в блогах, приключилась с наземным вестибюлем станции метро «Чистые пруды». Рабочие покрасили гранитные колонны памятника архитектуры серой краской; как объяснили – для удобства мытья. «Москва совсем уж превращается в военный городок, – замечает на это petty_sark в блоге Ильи Варламова. – Обычно именно там процветает подобный олигофренический дизайн. А мы всё больше привыкаем к идиотской жёлто-зелёной раскраске бордюрчиков во дворах». По мнению ряда блоггеров, за такой вандализм нужно обязательно привлекать к ответственности, тем более что случается он не впервые: Илья Варламов напоминает, что в прошлом году «хозяйственники» закрасили казенной бордовой краской все гранитные тумбы на бульварах.
zooming
Вестибюль станции метро «Чистые пруды». Фото: metrowalks.ru; Mark Krutov (2); archnadzor.livejournal.com

По-хозяйски, между тем, подошли в итоге и к реконструкции скандально известной эспланады в Перми. Экстравагантная «стена» «Архитекторов Асс» канула в лету (местные власти посчитали ее слишком дорогостоящей), однако проект, как пишет в своем блоге Денис Галицкий, продолжает реализовываться, причем у депутатов до сих пор нет ни малейшего представления, какой вид в результате примет площадь перед театром. Как отмечается в блоге usefulperm.wordpress.com, эспланада на сегодня – ни парк, ни мемориал, ни культурный, ни торговый центр города: «Стоит определиться с назначением эспланады, иначе она так и будет странным совмещением несовместимого и предметом бесконечного прожектёрства». Ну а реализуемый проект, по мнению Дениса Галицкого, просто сводится к замене мощения за огромные деньги: «Будет положена гранитная брусчатка разноцветными полосами, почему-то ещё и поперёк эспланады», – замечает блоггер.
zooming
Пермская эспланада. Изображение: usefulperm.wordpress.com

В сообществе samara-ru.livejournal.com в эти дни обсуждали студенческие проекты по спасению конструктивистской Фабрики-Кухни в Самаре. Памятник предлагается превратить в т.н. ДНК-центр – осовремененный советский Дом культуры, почти полностью сохранив его первоначальный облик. Между тем, блоггеры в комментариях высказались за еще более строгое соответствие оригиналу – «чтобы стекло было обычное, а не зеркальное и соответствовало декларированным идеалам времени, то есть открытости разных сторон жизни», – замечает, к примеру, блоггер ondryushka. «Не надо ничего изобретать. Надо сделать всё как было: и внешний вид по первоначальному проекту, и внутреннее содержание, – возражает redallert2000. – Надо сделать там столовую, кулинарию, как и было задумано». Впрочем, по мнению arheolog68, все эти фантазии скорей всего останутся на бумаге, потому что область вряд ли купит «эту рухлядь». А у нынешних собственников здания другие планы: как пишет 63ru, «они сейчас давят на 98% износ здания. /…/ Даже если, к примеру, будет решение суда о незаконном сносе ФК и решение о восстановлении здания, то отобьются собственники тем, что невозможно восстановить здание в первозданном виде до сноса…».
zooming
Самарская Фабрика-кухня. Фото: vot-tak-da.livejournal.com

Тем временем, вызов наследию то ли в шутку, то ли всерьез объявили итальянские архитекторы: они организовали своего рода антиконкурс под названием «Найти и уничтожить», задачей которого является найти ценный памятник, разрушить его и возвести на этом месте новый объект с похожей функцией. Анатолий Белов, в блоге которого на эту тему развернулась дискуссия, пишет, что «это не смешно» и «что-то с нашим поколением не так». Irina Zeltsman возражает, что «не так» – это скорее про нас: «В Италии – концептуальный конкурс при общем пиетете к наследию, здесь – реальное уничтожение памятников, прикрываемое словоблудием о сохранение наследия…». – «Просто итальянцы устали от своих древних стен и архитектурных руин, которые не дают им реализовываться как современным архитекторам, – пишет Александр Антонов. – Не надо их учить, как обращаться с ИХ наследием». А вот по мнению Михаила Белова, таких архитекторов надо не учить, а «лечить»:  «Организаторы этого конкурса, а это не молодежь, уже перешли от глумления и «детских танцев фриков на полянках» к реальному варварству на проектном уровне. Ярко выраженная хулиганская выходка, целью которой является привлечение к себе внимание любым способом /…/. Тоже мне футуристы! Им бы хоть миллионную долю таланта Бурлюка или Маяковского».

Защитников культурного наследия в Ярославле, тем временем, возмущает не разрушение, а наоборот, строительство – колокольни Успенского собора на Стрелке. Бой против воссоздания самого храма, в полтора раза превышающего оригинал, активисты уже проиграли, однако надеются, что власти хотя бы не будут возводить при нем 67-метровую доминанту. Правда, как показывают комментарии, у новодела довольно много сторонников. Аудитория портала onliner.by в это время обсудила четырех кандидатов на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Среди них – замковый комплекс «Мир», архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже и др. Пользователь Bellar уточняет, что, напротив, «Мир и Несвиж планируют исключить из этого списка. Как-то ПВХ окна и двери 17 века, металлочерепица 14 века и лифт в Мирском замке 16 века всех европейцев в шок повергает». – «Самое обидное, что в этих списках уже не светится проспект Скорины в Минске, – напоминает, в свою очередь, mitrander. – А ведь в Минск приезжала специальная комиссия ЮНЕСКО в начале 2000-х…». Впрочем, даже ЮНЕСКО, по мнению пользователя rigs, не гарантирует полную сохранность; к примеру, такой статус не помог Софийскому собору в Полоцке, которому, по словам блоггера, даже нормальную крышу поставить не смогли, «настелили по-быстрому солдаты металлические листы и покрасили. Ни тебе черепицы, ни тебе какого-то сохранения».
zooming
Мирский замок. Фото: krupenino.by

Наряду с ЮНЕСКО пользователи onliner.by на днях обсудили и лауреатов ежегодного конкурса на лучшее достижение в строительной отрасли Беларуси, среди которых жюри выбрало стилизованный под «средневековье» ТРЦ «Замок» и новую штаб-квартиру «Белорусской калийной компании» с центральной частью в виде кристалла сильвинита в Минске. У блоггеров, однако, выбор не нашел одобрения. egerby пишет, к примеру, что ТРЦ выглядит как «надувной Мирский замок, сделанный в Китае». А  штаб-квартиру пользователь belegemen вообще назвал градостроительной ошибкой: «Акцент в никуда. Форма сломана непонятно зачем. Испоганили зеленую зону и перекрыли возможное и логичное развитие гостиничного комплекса».
zooming
Здание штаб-квартиры «Белорусской калийной компании». Фото: realt.onliner.by


24 Апреля 2013

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.