Блоггеры возмущаются публичными слушаниями по реконструкции Ленинского проспекта и долгостроем в Зарядье, порчей вестибюля станции метро «Чистые пруды» и конкурсом на уничтожение памятников архитектуры.
В Москве объявили долгожданный конкурс на концепцию парка в Зарядье и впервые за несколько лет пустили журналистов за забор с рекордной рекламной площадью в Европе. Блоггер nikitskij опубликовал фоторепортаж из «самой дорогой зоны отчуждения в мире». На интернет аудиторию долгострой произвел сильное впечатление – как будто Москва после апокалипсиса, заметили в комментариях. Nikitskij, тем временем, с удивлением обнаружил, что гостиница «Россия» снесена не полностью – «первый этаж еще стоит, не говоря про подвалы». Блоггеры, в свою очередь, объяснили это расположенными под землей стратегическими объектами, из-за которых, по их мнению, здесь до сих пор ничего не построили. Впрочем, большинство этому радо и поддерживает идею парка. Хотя в комментариях встретились и более экстравагантные варианты – например, psamiad предложил выстроить задуманную тут полвека назад восьмую сталинскую высотку. Самому Nikitskij нравится идея директора Центрального парка Нью-Йорка Дагласа Блонски сделать это место «зеленым» продолжением Красной площади.
Тем временем, главные страсти в блогах всю прошлую неделю кипели вокруг начавшихся 11 апреля публичных слушаний по реконструкции Ленинского проспекта. Возмущенные блоггеры назвали слушания «грандиозным обманом граждан». Как пишет у себя в журнале один из авторов альтернативного проекта реконструкции, муниципальный депутат и блоггер Максим Кац, «вместо того чтобы привести на слушания ответственных лиц /…/ Сергей Собянин устроил непонятный цирк с конями. Сначала перед слушаниями распространялись какие-то непонятные листовки и проходили автопробеги, потом на сами слушания согнали нашистов, бюджетников и каких-то там православных персонажей, накидали в урны кучу бюллетеней «мы за строительство!» и сейчас довольные по телевизору доложат, что «жители поддержали проект!»
В то же время пользователь veHD утверждает, что проекта как такового нет, «картинки и ролики – это не проектная документация. Юридически на слушаниях утверждаются только границы земельного участка под будущее проектирование, а далее можно разрабатывать проект, не имеющий ничего общего с картинками – то есть, строить любые эстакады перед окнами домов, расширять проезжую часть хоть вплотную к домам!» А по сведениям муниципального депутата Дмитрия Барановского, конкурс на разработку проектной документации был объявлен еще в декабре 2011 года и на сегодня она готова, так что нынешние обсуждения проекта планировки, мягко говоря, запоздали.
Другая курьезная история, которую в последние дни увлеченно обсуждают в блогах, приключилась с наземным вестибюлем станции метро «Чистые пруды». Рабочие покрасили гранитные колонны памятника архитектуры серой краской; как объяснили – для удобства мытья. «Москва совсем уж превращается в военный городок, – замечает на это petty_sark в блоге Ильи Варламова. – Обычно именно там процветает подобный олигофренический дизайн. А мы всё больше привыкаем к идиотской жёлто-зелёной раскраске бордюрчиков во дворах». По мнению ряда блоггеров, за такой вандализм нужно обязательно привлекать к ответственности, тем более что случается он не впервые: Илья Варламов напоминает, что в прошлом году «хозяйственники» закрасили казенной бордовой краской все гранитные тумбы на бульварах.
По-хозяйски, между тем, подошли в итоге и к реконструкции скандально известной эспланады в Перми. Экстравагантная «стена» «Архитекторов Асс» канула в лету (местные власти посчитали ее слишком дорогостоящей), однако проект, как пишет в своем блоге Денис Галицкий, продолжает реализовываться, причем у депутатов до сих пор нет ни малейшего представления, какой вид в результате примет площадь перед театром. Как отмечается в блоге usefulperm.wordpress.com, эспланада на сегодня – ни парк, ни мемориал, ни культурный, ни торговый центр города: «Стоит определиться с назначением эспланады, иначе она так и будет странным совмещением несовместимого и предметом бесконечного прожектёрства». Ну а реализуемый проект, по мнению Дениса Галицкого, просто сводится к замене мощения за огромные деньги: «Будет положена гранитная брусчатка разноцветными полосами, почему-то ещё и поперёк эспланады», – замечает блоггер.
В сообществе samara-ru.livejournal.com в эти дни обсуждали студенческие проекты по спасению конструктивистской Фабрики-Кухни в Самаре. Памятник предлагается превратить в т.н. ДНК-центр – осовремененный советский Дом культуры, почти полностью сохранив его первоначальный облик. Между тем, блоггеры в комментариях высказались за еще более строгое соответствие оригиналу – «чтобы стекло было обычное, а не зеркальное и соответствовало декларированным идеалам времени, то есть открытости разных сторон жизни», – замечает, к примеру, блоггер ondryushka. «Не надо ничего изобретать. Надо сделать всё как было: и внешний вид по первоначальному проекту, и внутреннее содержание, – возражает redallert2000. – Надо сделать там столовую, кулинарию, как и было задумано». Впрочем, по мнению arheolog68, все эти фантазии скорей всего останутся на бумаге, потому что область вряд ли купит «эту рухлядь». А у нынешних собственников здания другие планы: как пишет 63ru, «они сейчас давят на 98% износ здания. /…/ Даже если, к примеру, будет решение суда о незаконном сносе ФК и решение о восстановлении здания, то отобьются собственники тем, что невозможно восстановить здание в первозданном виде до сноса…».
Тем временем, вызов наследию то ли в шутку, то ли всерьез объявили итальянские архитекторы: они организовали своего рода антиконкурс под названием «Найти и уничтожить», задачей которого является найти ценный памятник, разрушить его и возвести на этом месте новый объект с похожей функцией. Анатолий Белов, в блоге которого на эту тему развернулась дискуссия, пишет, что «это не смешно» и «что-то с нашим поколением не так». Irina Zeltsman возражает, что «не так» – это скорее про нас: «В Италии – концептуальный конкурс при общем пиетете к наследию, здесь – реальное уничтожение памятников, прикрываемое словоблудием о сохранение наследия…». – «Просто итальянцы устали от своих древних стен и архитектурных руин, которые не дают им реализовываться как современным архитекторам, – пишет Александр Антонов. – Не надо их учить, как обращаться с ИХ наследием». А вот по мнению Михаила Белова, таких архитекторов надо не учить, а «лечить»: «Организаторы этого конкурса, а это не молодежь, уже перешли от глумления и «детских танцев фриков на полянках» к реальному варварству на проектном уровне. Ярко выраженная хулиганская выходка, целью которой является привлечение к себе внимание любым способом /…/. Тоже мне футуристы! Им бы хоть миллионную долю таланта Бурлюка или Маяковского».
Защитников культурного наследия в Ярославле, тем временем, возмущает не разрушение, а наоборот, строительство – колокольни Успенского собора на Стрелке. Бой против воссоздания самого храма, в полтора раза превышающего оригинал, активисты уже проиграли, однако надеются, что власти хотя бы не будут возводить при нем 67-метровую доминанту. Правда, как показывают комментарии, у новодела довольно много сторонников. Аудитория портала onliner.by в это время обсудила четырех кандидатов на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Среди них – замковый комплекс «Мир», архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже и др. Пользователь Bellar уточняет, что, напротив, «Мир и Несвиж планируют исключить из этого списка. Как-то ПВХ окна и двери 17 века, металлочерепица 14 века и лифт в Мирском замке 16 века всех европейцев в шок повергает». – «Самое обидное, что в этих списках уже не светится проспект Скорины в Минске, – напоминает, в свою очередь, mitrander. – А ведь в Минск приезжала специальная комиссия ЮНЕСКО в начале 2000-х…». Впрочем, даже ЮНЕСКО, по мнению пользователя rigs, не гарантирует полную сохранность; к примеру, такой статус не помог Софийскому собору в Полоцке, которому, по словам блоггера, даже нормальную крышу поставить не смогли, «настелили по-быстрому солдаты металлические листы и покрасили. Ни тебе черепицы, ни тебе какого-то сохранения».
Наряду с ЮНЕСКО пользователи onliner.by на днях обсудили и лауреатов ежегодного конкурса на лучшее достижение в строительной отрасли Беларуси, среди которых жюри выбрало стилизованный под «средневековье» ТРЦ «Замок» и новую штаб-квартиру «Белорусской калийной компании» с центральной частью в виде кристалла сильвинита в Минске. У блоггеров, однако, выбор не нашел одобрения. egerby пишет, к примеру, что ТРЦ выглядит как «надувной Мирский замок, сделанный в Китае». А штаб-квартиру пользователь belegemen вообще назвал градостроительной ошибкой: «Акцент в никуда. Форма сломана непонятно зачем. Испоганили зеленую зону и перекрыли возможное и логичное развитие гостиничного комплекса».
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.