Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

Блоги: 18–24 апреля

Блоггеры возмущаются публичными слушаниями по реконструкции Ленинского проспекта и долгостроем в Зарядье, порчей вестибюля станции метро «Чистые пруды» и конкурсом на уничтожение памятников архитектуры.

24 Апреля 2013
0 В Москве объявили долгожданный конкурс на концепцию парка в Зарядье и впервые за несколько лет пустили журналистов за забор с рекордной рекламной площадью в Европе. Блоггер nikitskij опубликовал фоторепортаж из «самой дорогой зоны отчуждения в мире». На интернет аудиторию долгострой произвел сильное впечатление – как будто Москва после апокалипсиса, заметили в комментариях. Nikitskij, тем временем, с удивлением обнаружил, что гостиница «Россия» снесена не полностью – «первый этаж еще стоит, не говоря про подвалы». Блоггеры, в свою очередь, объяснили это расположенными под землей стратегическими объектами, из-за которых, по их мнению, здесь до сих пор ничего не построили. Впрочем, большинство этому радо и поддерживает идею парка. Хотя в комментариях встретились и более экстравагантные варианты – например, psamiad предложил выстроить задуманную тут полвека назад восьмую сталинскую высотку. Самому Nikitskij нравится идея директора Центрального парка Нью-Йорка Дагласа Блонски сделать это место «зеленым» продолжением Красной площади.

Тем временем, главные страсти в блогах всю прошлую неделю кипели вокруг начавшихся 11 апреля публичных слушаний по реконструкции Ленинского проспекта. Возмущенные блоггеры назвали слушания «грандиозным обманом граждан». Как пишет у себя в журнале один из авторов альтернативного проекта реконструкции, муниципальный депутат и блоггер Максим Кац, «вместо того чтобы привести на слушания ответственных лиц /…/ Сергей Собянин устроил непонятный цирк с конями. Сначала перед слушаниями распространялись какие-то непонятные листовки и проходили автопробеги, потом на сами слушания согнали нашистов, бюджетников и каких-то там православных персонажей, накидали в урны кучу бюллетеней «мы за строительство!» и сейчас довольные по телевизору доложат, что «жители поддержали проект!»
 
В то же время пользователь veHD утверждает, что проекта как такового нет, «картинки и ролики – это не проектная документация. Юридически на слушаниях утверждаются только границы земельного участка под будущее проектирование, а далее можно разрабатывать проект, не имеющий ничего общего с картинками – то есть, строить любые эстакады перед окнами домов, расширять проезжую часть хоть вплотную к домам!» А по сведениям муниципального депутата Дмитрия Барановского, конкурс на разработку проектной документации был объявлен еще в декабре 2011 года и на сегодня она готова, так что нынешние обсуждения проекта планировки, мягко говоря, запоздали.

Другая курьезная история, которую в последние дни увлеченно обсуждают в блогах, приключилась с наземным вестибюлем станции метро «Чистые пруды». Рабочие покрасили гранитные колонны памятника архитектуры серой краской; как объяснили – для удобства мытья. «Москва совсем уж превращается в военный городок, – замечает на это petty_sark в блоге Ильи Варламова. – Обычно именно там процветает подобный олигофренический дизайн. А мы всё больше привыкаем к идиотской жёлто-зелёной раскраске бордюрчиков во дворах». По мнению ряда блоггеров, за такой вандализм нужно обязательно привлекать к ответственности, тем более что случается он не впервые: Илья Варламов напоминает, что в прошлом году «хозяйственники» закрасили казенной бордовой краской все гранитные тумбы на бульварах.

По-хозяйски, между тем, подошли в итоге и к реконструкции скандально известной эспланады в Перми. Экстравагантная «стена» «Архитекторов Асс» канула в лету (местные власти посчитали ее слишком дорогостоящей), однако проект, как пишет в своем блоге Денис Галицкий, продолжает реализовываться, причем у депутатов до сих пор нет ни малейшего представления, какой вид в результате примет площадь перед театром. Как отмечается в блоге usefulperm.wordpress.com, эспланада на сегодня – ни парк, ни мемориал, ни культурный, ни торговый центр города: «Стоит определиться с назначением эспланады, иначе она так и будет странным совмещением несовместимого и предметом бесконечного прожектёрства». Ну а реализуемый проект, по мнению Дениса Галицкого, просто сводится к замене мощения за огромные деньги: «Будет положена гранитная брусчатка разноцветными полосами, почему-то ещё и поперёк эспланады», – замечает блоггер.

В сообществе samara-ru.livejournal.com в эти дни обсуждали студенческие проекты по спасению конструктивистской Фабрики-Кухни в Самаре. Памятник предлагается превратить в т.н. ДНК-центр – осовремененный советский Дом культуры, почти полностью сохранив его первоначальный облик. Между тем, блоггеры в комментариях высказались за еще более строгое соответствие оригиналу – «чтобы стекло было обычное, а не зеркальное и соответствовало декларированным идеалам времени, то есть открытости разных сторон жизни», – замечает, к примеру, блоггер ondryushka. «Не надо ничего изобретать. Надо сделать всё как было: и внешний вид по первоначальному проекту, и внутреннее содержание, – возражает redallert2000. – Надо сделать там столовую, кулинарию, как и было задумано». Впрочем, по мнению arheolog68, все эти фантазии скорей всего останутся на бумаге, потому что область вряд ли купит «эту рухлядь». А у нынешних собственников здания другие планы: как пишет 63ru, «они сейчас давят на 98% износ здания. /…/ Даже если, к примеру, будет решение суда о незаконном сносе ФК и решение о восстановлении здания, то отобьются собственники тем, что невозможно восстановить здание в первозданном виде до сноса…».

Тем временем, вызов наследию то ли в шутку, то ли всерьез объявили итальянские архитекторы: они организовали своего рода антиконкурс под названием «Найти и уничтожить», задачей которого является найти ценный памятник, разрушить его и возвести на этом месте новый объект с похожей функцией. Анатолий Белов, в блоге которого на эту тему развернулась дискуссия, пишет, что «это не смешно» и «что-то с нашим поколением не так». Irina Zeltsman возражает, что «не так» – это скорее про нас: «В Италии – концептуальный конкурс при общем пиетете к наследию, здесь – реальное уничтожение памятников, прикрываемое словоблудием о сохранение наследия…». – «Просто итальянцы устали от своих древних стен и архитектурных руин, которые не дают им реализовываться как современным архитекторам, – пишет Александр Антонов. – Не надо их учить, как обращаться с ИХ наследием». А вот по мнению Михаила Белова, таких архитекторов надо не учить, а «лечить»:  «Организаторы этого конкурса, а это не молодежь, уже перешли от глумления и «детских танцев фриков на полянках» к реальному варварству на проектном уровне. Ярко выраженная хулиганская выходка, целью которой является привлечение к себе внимание любым способом /…/. Тоже мне футуристы! Им бы хоть миллионную долю таланта Бурлюка или Маяковского».

Защитников культурного наследия в Ярославле, тем временем, возмущает не разрушение, а наоборот, строительство – колокольни Успенского собора на Стрелке. Бой против воссоздания самого храма, в полтора раза превышающего оригинал, активисты уже проиграли, однако надеются, что власти хотя бы не будут возводить при нем 67-метровую доминанту. Правда, как показывают комментарии, у новодела довольно много сторонников. Аудитория портала onliner.by в это время обсудила четырех кандидатов на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Среди них – замковый комплекс «Мир», архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже и др. Пользователь Bellar уточняет, что, напротив, «Мир и Несвиж планируют исключить из этого списка. Как-то ПВХ окна и двери 17 века, металлочерепица 14 века и лифт в Мирском замке 16 века всех европейцев в шок повергает». – «Самое обидное, что в этих списках уже не светится проспект Скорины в Минске, – напоминает, в свою очередь, mitrander. – А ведь в Минск приезжала специальная комиссия ЮНЕСКО в начале 2000-х…». Впрочем, даже ЮНЕСКО, по мнению пользователя rigs, не гарантирует полную сохранность; к примеру, такой статус не помог Софийскому собору в Полоцке, которому, по словам блоггера, даже нормальную крышу поставить не смогли, «настелили по-быстрому солдаты металлические листы и покрасили. Ни тебе черепицы, ни тебе какого-то сохранения».

Наряду с ЮНЕСКО пользователи onliner.by на днях обсудили и лауреатов ежегодного конкурса на лучшее достижение в строительной отрасли Беларуси, среди которых жюри выбрало стилизованный под «средневековье» ТРЦ «Замок» и новую штаб-квартиру «Белорусской калийной компании» с центральной частью в виде кристалла сильвинита в Минске. У блоггеров, однако, выбор не нашел одобрения. egerby пишет, к примеру, что ТРЦ выглядит как «надувной Мирский замок, сделанный в Китае». А  штаб-квартиру пользователь belegemen вообще назвал градостроительной ошибкой: «Акцент в никуда. Форма сломана непонятно зачем. Испоганили зеленую зону и перекрыли возможное и логичное развитие гостиничного комплекса».

24 Апреля 2013

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Сейчас на главной
Звездчатый полиэдр
В пригороде Парижа открылся новый корпус медицинского факультета Университетского госпиталя Кремлен-Бисетр. Архитектор Жан-Филипп Паргад выбрал для здания необычную многогранную форму и ленточные фасады из белого алюминия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Концептуальный максимализм
Спортивный клуб Gympa создавался по заветам lagom и agile, то есть он минималистичный и гибкий, но в то же время уютный и эффективный. Главная изюминка места – зал с кварцевым песком и освещением, настроенным под циркадные ритмы.
Алмазный палимпсест
Римское бюро Labics завершило реконструкцию значимого ренессансного памятника Палаццо деи-Диаманти в Ферраре. Дворец получил удобные, современные выставочные пространства, комфортные общественные зоны и четко организованную структуру.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Акулы и лава
Бюро MERA Makers придумало и построило игровой комплекс для детского сада в Сарове. Восемь модулей из фанеры и цветного оргстекла, придуманных после обсуждения с детьми, соединяются в остров, который предлагает разные сценарии игры и богатый сенсорный опыт.
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.