Блоггеры возмущаются публичными слушаниями по реконструкции Ленинского проспекта и долгостроем в Зарядье, порчей вестибюля станции метро «Чистые пруды» и конкурсом на уничтожение памятников архитектуры.
Территория снесенной гостиницы «Россия». Фото: nikitskij.livejournal.com
В Москве объявили долгожданный конкурс на концепцию парка в Зарядье и впервые за несколько лет пустили журналистов за забор с рекордной рекламной площадью в Европе. Блоггер nikitskij опубликовал фоторепортаж из «самой дорогой зоны отчуждения в мире». На интернет аудиторию долгострой произвел сильное впечатление – как будто Москва после апокалипсиса, заметили в комментариях. Nikitskij, тем временем, с удивлением обнаружил, что гостиница «Россия» снесена не полностью – «первый этаж еще стоит, не говоря про подвалы». Блоггеры, в свою очередь, объяснили это расположенными под землей стратегическими объектами, из-за которых, по их мнению, здесь до сих пор ничего не построили. Впрочем, большинство этому радо и поддерживает идею парка. Хотя в комментариях встретились и более экстравагантные варианты – например, psamiad предложил выстроить задуманную тут полвека назад восьмую сталинскую высотку. Самому Nikitskij нравится идея директора Центрального парка Нью-Йорка Дагласа Блонски сделать это место «зеленым» продолжением Красной площади.
1-й этаж гостиницы «Россия». Фото: nikitskij.livejournal.com
Тем временем, главные страсти в блогах всю прошлую неделю кипели вокруг начавшихся 11 апреля публичных слушаний по реконструкции Ленинского проспекта. Возмущенные блоггеры назвали слушания «грандиозным обманом граждан». Как пишет у себя в журнале один из авторов альтернативного проекта реконструкции, муниципальный депутат и блоггер Максим Кац, «вместо того чтобы привести на слушания ответственных лиц /…/ Сергей Собянин устроил непонятный цирк с конями. Сначала перед слушаниями распространялись какие-то непонятные листовки и проходили автопробеги, потом на сами слушания согнали нашистов, бюджетников и каких-то там православных персонажей, накидали в урны кучу бюллетеней «мы за строительство!» и сейчас довольные по телевизору доложат, что «жители поддержали проект!»
В то же время пользователь veHD утверждает, что проекта как такового нет, «картинки и ролики – это не проектная документация. Юридически на слушаниях утверждаются только границы земельного участка под будущее проектирование, а далее можно разрабатывать проект, не имеющий ничего общего с картинками – то есть, строить любые эстакады перед окнами домов, расширять проезжую часть хоть вплотную к домам!» А по сведениям муниципального депутата Дмитрия Барановского, конкурс на разработку проектной документации был объявлен еще в декабре 2011 года и на сегодня она готова, так что нынешние обсуждения проекта планировки, мягко говоря, запоздали.
Публичные слушания по реконструкции Ленинского проспекта. Фото: vk.com/club46001659
Другая курьезная история, которую в последние дни увлеченно обсуждают в блогах, приключилась с наземным вестибюлем станции метро «Чистые пруды». Рабочие покрасили гранитные колонны памятника архитектуры серой краской; как объяснили – для удобства мытья. «Москва совсем уж превращается в военный городок, – замечает на это petty_sark в блоге Ильи Варламова. – Обычно именно там процветает подобный олигофренический дизайн. А мы всё больше привыкаем к идиотской жёлто-зелёной раскраске бордюрчиков во дворах». По мнению ряда блоггеров, за такой вандализм нужно обязательно привлекать к ответственности, тем более что случается он не впервые: Илья Варламов напоминает, что в прошлом году «хозяйственники» закрасили казенной бордовой краской все гранитные тумбы на бульварах.
Вестибюль станции метро «Чистые пруды». Фото: metrowalks.ru; Mark Krutov (2); archnadzor.livejournal.com
По-хозяйски, между тем, подошли в итоге и к реконструкции скандально известной эспланады в Перми. Экстравагантная «стена» «Архитекторов Асс» канула в лету (местные власти посчитали ее слишком дорогостоящей), однако проект, как пишет в своем блоге Денис Галицкий, продолжает реализовываться, причем у депутатов до сих пор нет ни малейшего представления, какой вид в результате примет площадь перед театром. Как отмечается в блоге usefulperm.wordpress.com, эспланада на сегодня – ни парк, ни мемориал, ни культурный, ни торговый центр города: «Стоит определиться с назначением эспланады, иначе она так и будет странным совмещением несовместимого и предметом бесконечного прожектёрства». Ну а реализуемый проект, по мнению Дениса Галицкого, просто сводится к замене мощения за огромные деньги: «Будет положена гранитная брусчатка разноцветными полосами, почему-то ещё и поперёк эспланады», – замечает блоггер.
В сообществе samara-ru.livejournal.com в эти дни обсуждали студенческие проекты по спасению конструктивистской Фабрики-Кухни в Самаре. Памятник предлагается превратить в т.н. ДНК-центр – осовремененный советский Дом культуры, почти полностью сохранив его первоначальный облик. Между тем, блоггеры в комментариях высказались за еще более строгое соответствие оригиналу – «чтобы стекло было обычное, а не зеркальное и соответствовало декларированным идеалам времени, то есть открытости разных сторон жизни», – замечает, к примеру, блоггер ondryushka. «Не надо ничего изобретать. Надо сделать всё как было: и внешний вид по первоначальному проекту, и внутреннее содержание, – возражает redallert2000. – Надо сделать там столовую, кулинарию, как и было задумано». Впрочем, по мнению arheolog68, все эти фантазии скорей всего останутся на бумаге, потому что область вряд ли купит «эту рухлядь». А у нынешних собственников здания другие планы: как пишет 63ru, «они сейчас давят на 98% износ здания. /…/ Даже если, к примеру, будет решение суда о незаконном сносе ФК и решение о восстановлении здания, то отобьются собственники тем, что невозможно восстановить здание в первозданном виде до сноса…».
Тем временем, вызов наследию то ли в шутку, то ли всерьез объявили итальянские архитекторы: они организовали своего рода антиконкурс под названием «Найти и уничтожить», задачей которого является найти ценный памятник, разрушить его и возвести на этом месте новый объект с похожей функцией. Анатолий Белов, в блоге которого на эту тему развернулась дискуссия, пишет, что «это не смешно» и «что-то с нашим поколением не так». Irina Zeltsman возражает, что «не так» – это скорее про нас: «В Италии – концептуальный конкурс при общем пиетете к наследию, здесь – реальное уничтожение памятников, прикрываемое словоблудием о сохранение наследия…». – «Просто итальянцы устали от своих древних стен и архитектурных руин, которые не дают им реализовываться как современным архитекторам, – пишет Александр Антонов. – Не надо их учить, как обращаться с ИХ наследием». А вот по мнению Михаила Белова, таких архитекторов надо не учить, а «лечить»: «Организаторы этого конкурса, а это не молодежь, уже перешли от глумления и «детских танцев фриков на полянках» к реальному варварству на проектном уровне. Ярко выраженная хулиганская выходка, целью которой является привлечение к себе внимание любым способом /…/. Тоже мне футуристы! Им бы хоть миллионную долю таланта Бурлюка или Маяковского».
Защитников культурного наследия в Ярославле, тем временем, возмущает не разрушение, а наоборот, строительство – колокольни Успенского собора на Стрелке. Бой против воссоздания самого храма, в полтора раза превышающего оригинал, активисты уже проиграли, однако надеются, что власти хотя бы не будут возводить при нем 67-метровую доминанту. Правда, как показывают комментарии, у новодела довольно много сторонников. Аудитория портала onliner.by в это время обсудила четырех кандидатов на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Среди них – замковый комплекс «Мир», архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в Несвиже и др. Пользователь Bellar уточняет, что, напротив, «Мир и Несвиж планируют исключить из этого списка. Как-то ПВХ окна и двери 17 века, металлочерепица 14 века и лифт в Мирском замке 16 века всех европейцев в шок повергает». – «Самое обидное, что в этих списках уже не светится проспект Скорины в Минске, – напоминает, в свою очередь, mitrander. – А ведь в Минск приезжала специальная комиссия ЮНЕСКО в начале 2000-х…». Впрочем, даже ЮНЕСКО, по мнению пользователя rigs, не гарантирует полную сохранность; к примеру, такой статус не помог Софийскому собору в Полоцке, которому, по словам блоггера, даже нормальную крышу поставить не смогли, «настелили по-быстрому солдаты металлические листы и покрасили. Ни тебе черепицы, ни тебе какого-то сохранения».
Мирский замок. Фото: krupenino.by
Наряду с ЮНЕСКО пользователи onliner.by на днях обсудили и лауреатов ежегодного конкурса на лучшее достижение в строительной отрасли Беларуси, среди которых жюри выбрало стилизованный под «средневековье» ТРЦ «Замок» и новую штаб-квартиру «Белорусской калийной компании» с центральной частью в виде кристалла сильвинита в Минске. У блоггеров, однако, выбор не нашел одобрения. egerby пишет, к примеру, что ТРЦ выглядит как «надувной Мирский замок, сделанный в Китае». А штаб-квартиру пользователь belegemen вообще назвал градостроительной ошибкой: «Акцент в никуда. Форма сломана непонятно зачем. Испоганили зеленую зону и перекрыли возможное и логичное развитие гостиничного комплекса».