Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

Блоги: 6–12 декабря

В архитектурных блогах на этой неделе вспоминают великого Оскара Нимейера, рассуждают о параметрическом проектировании, планах по сносу ветхого жилого фонда в ЦАО и состоянии усадебных ансамблей.

12 Декабря 2012
0 Архитекторы всего мира в последние дни делятся печальным известием – не стало легендарного Оскара Нимейера, великого модерниста XX века. Вспоминают построенную им футуристическую столицу Бразилии и всеобщую восторженность архитекторов того времени ее несомненными шедеврами из бетона и стекла. Архитектор Андрей Чернихов, в блоге Мнения.ру пишет: «Как только появились материалы с проектами Нимейера и его потрясающе красиво нарисованными гнутыми козырьками, все советские архитекторы загнули козырьки на своих зданиях». Опираясь на идеи Ле Корбюзье, Нимейер, как отмечает в том же блоге историк архитектуры Елизавета Лихачева, оказался куда более поэтичным, хотя и «недалеко от него ушел».

О Нимейере написал в своем блоге в Фейсбуке и архитектор Михаил Белов. Вспоминая недавнюю лекцию Александра Раппапорта, объявившего всю современную архитектуру «мертвой», Михаил Белов заметил, что постройки великого бразильца всегда были свежи и «мертвечиной» назвать их трудно. Впрочем, и использовать по назначению тоже, добавляет автор блога, например, в качестве столицы. Соглашаясь с Раппапортом, Михаил Белов, между тем, приходит к заключению, что даже свежая мысль в архитектуре сегодня может быть мертва. Продолжая любопытную дискуссию вокруг своей лекции, Александр Раппапорт у себя в блоге пояснил, что под «мертвечиной» имеет в виду вовсе не то, что с виду гниет, а «удобный дизайн, чистый, порой даже скромный (чаще напыщенный), созданный на белом листе или голубом экране и вставленный в нашу жизнь и среду как изящный зубной протез».

Между тем, в блоге «Башня и лабиринт» появилась еще одна интересная статья, в которой Александр Раппапорт сравнивает метафизическую природу архитектуры и кино. С недавних пор архитектура для философа, по его признанию, перестала быть «организацией пространства». Как и кино, она, считает Раппапорт, оперируют с категорией времени; однако эти времена у обоих искусств не совпадают, имея «собственную меру и сферу свободы». Сколько бы кино не изображало архитектуру, пишет Раппапорт, оно никогда не передаст главного – «переживания нашего реального тела и реальной воли к движению», которые только архитектура в состоянии нам сообщить.

Про кино вспоминал на днях и Михаил Белов, сетуя на то, что проект порой реализуется дольше, чем снимают фильм: «Проекты делаются быстро, строятся долго, вообще не строятся или строят черт знает что вместо проекта. Почти все реализации – это 3-7 лет жизни». Так, спустя семь лет, «после всех кризисов, смены заказчиков и подрядчиков, безнадежного долгостроя» у Михаила Белова вызрел новый объект – ажурная жилая башня в глубине квартала между Люсиновской и Мытной улицами, которую сам архитектор ласково назвал «московская худая Кутафья».

Терзания архитекторов, живущих по выражению Михаила Белова в ожидании реализации своего проекта «в кипящей на огне самолюбия кастрюле идентичности», между тем, должны закончиться с переходом к параметрическому проектированию. Блог «А4 архитектура + новости» опубликовал интервью о самом передовом архитектурном методе с его исследователем Эдуардом Хайманом. Строго говоря, и архитектором творца таких зданий назвать трудно: скорее это оператор, моделирующий не конкретные формы, а некие процессы в ответ на запросы среды. Эдуард Хайман, в свою очередь, рассказал, есть ли в параметрической архитектуре место категориям эстетики, стиля, духовности и способна ли она воспроизводиться без вмешательства человеческого разума.

Пока же параметрический метод остается областью футурологии, современная архитектура на запросы среды продолжает выдавать самые необъяснимые решения. В сообществе «Ивановская горка», созданном в защиту уникального исторического уголка Москвы, продолжают обсуждать проект застройки Хохловской площади, что в начале Покровского бульвара. Строители подземного гаража пять лет назад наткнулись здесь на фундаменты стен Белого города и, испугавшись больших затрат на музеефикацию, бросили затею. Однако есть информация, что застройщик согласен в три года завершить дело, если ему разрешат дополнить проект надземной коммерческой составляющей. Блоггеры недоумевают, что можно построить на крохотной площади, и предлагают ограничиться озеленением с возведением подземного паркинга и пешеходного перехода.

О неизбежности реновации ЦАО со строительством на месте «ветхой застройки» нового жилья, тем временем, напомнил в своем блоге в Фейсбуке Александр Можаев. Градозащитник сослался на высказывания застройщиков и чиновников новой команды мэра, в том числе и главного архитектора столицы Сергея Кузнецова, о том, что реконструировать таким образом центр правильно с точки зрения развития экономики города. Коренным жителям недвусмысленно предлагается покинуть насиженные места, на что блоггеры предложили самим чиновникам переехать в «Новую Москву» и там строиться.

А на странице журнала «Проект Россия» в Фейсбуке обсудили проведенный 8 декабря круглый стол по вопросам градостроительных нормативов Московской области, вызвавших накануне острую дискуссию. Пользователи согласились с одним из главных противоречий нынешней градостроительной политики, которое обозначил Александр Ложкин: региональные чиновники до сих пор предпочитают строить жилье в чистом поле и отчитываться количеством квадратных метров. Если строить его с инфраструктурой и средой, получается меньше, дороже и недоступнее, замечает Ложкин, но если оставить все как есть, Москва с областью вскоре перестанут быть пригодными для жизни.

Полна противоречий и политика в области охраны наследия. Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), отметившее накануне 20-летие своего воссоздания, публикует в группе arch_heritage подробные отчеты о состоянии изученных ими памятников. Тенденция, как пишет член ОИРУ Андрей Чекмарев, удручающая – усадебная культура может быть утрачена на глазах уже ныне живущего поколения. Впрочем, как замечают блоггеры, кое-что все-таки реставрируется, особенно если  рядом есть крупный градообразующий комбинат или меценат-благотворитель.

Случай новгородской церкви Петра и Павла на Синичьей горе в этот счастливый список до сих пор не попал, хотя возраст уникального памятника датируется последней третью XII века. В блогах распространяется просьба о помощи храму, который уже десять лет стоит без кровли. Накануне с официальным обращением к властям выступили участники конференции «Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация». Правда, по мнению некоторых блоггеров, этого вряд ли достаточно; нужна инициатива сверху, как, например, в случае двух древних монастырей в соседней Старой Ладоге, семь миллиардов на восстановление которых правительство Санкт-Петербурга прописало отдельной строкой в бюджете.

12 Декабря 2012

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.