От идеи до реализации

СМИ пишут об итогах конкурсов на развитие московской агломерации и создание дизайна интерьера «Центрального детского магазина», о приостановке реализации проекта музея ГЦСИ в Москве и об отказе пермских властей от «Стены» Евгения Асса, Григорий Ревзин рассуждает о природе дорогих российских экспозиций на международных выставках, а Вукан Вучик – о транспортных проблемах Москвы. Читайте новый обзор прессы.

mainImg
Итоги конкурса на развитие московской агломерации были подведены 5 сентября. Работы оценивались в трех номинациях: развитие агломерации, Москвы и создание правительственного центра. По мнению жюри, в первых двух победила французская команда Antoine Grumbach et Associes, а лучшую концепцию по созданию федерального центра предложил американский коллектив Urban design associates. Французы акцентировали внимание на транспортных проблемах «большой Москвы», они предложили провести на новые территории метро, скоростной трамвай, создать новое железнодорожное кольцо, которое соединило бы аэропорты с четырьмя новыми подмосковными вокзалами. Американцы предлагают построить на присоединенных территориях подземный железнодорожный вокзал, рядом с которым мог бы разместиться Федеральный, финансовый и логистический центры, а также университет и больница. Между тем с итогами конкурса согласны не все. Так, источник в Москомархитектуре рассказал газете «Известия», что общественности было представлено заключение международного жюри, в состав которого вошли семь специалистов, а заключение экспертного сообщества, состоящего из 40 экспертов, обнародовано не было. «Тут игра очень четкая: русская часть жюри фактически отсутствовала, за исключением Хуснуллина. Жюри было иностранным, исход был предопределен», – сказал источник. При этом результаты двух комиссий расходятся полностью: по решению экспертного совета, первое место заняла мастерская Андрея Чернихова, второе – «Остоженка», бюро Грюмбаха и UDA, третье – Studio Associato Secchi-Vigano. В любом случае столичная мэрия не собирается реализовывать идеи архитекторов, победивших в конкурсе,  они будут всего лишь «учитываться» при корректировке генплана Москвы.

На этой неделе подведены итоги еще одного конкурса – на создание  дизайна интерьера «Центрального детского магазина», бывшего «Детского мира». Победителем творческого конкурса стал проект «Теремок» Елизаветы Факировой и Екатерины Прыймы, сообщает РИА «Новости». Они  предложили создать доступное пространство для всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями, разбив его на различные зоны. Магазин они поделили на модули, один из которых должен стать музыкальным залом для слабовидящих детей, другой – залом тактильных игр. В центре магазина, согласно их проекту, должна появиться многофункциональная сцена. Второе и третье места поделили между собой четыре коллектива, которые предложили установить колесо обозрения, огромное интерактивное дерево и закрученную спираль из разноцветных труб. Организаторы конкурса на оглашении результатов заявили, что, возможно, все эти проекты будут воплощены в «Детском мире» по очереди, а такие конкурсы станут проводиться  пару раз в год.

zooming
Проект здания музея современного искусства © ПТАМ Хазанова
zooming
Один из проектов конкурса на дизайн интерьера «Детского мира» © Мария Суркова

А реализация проекта музея Государственного центра современного искусства приостановлена. Рабочая группа общественного совета при Минкульте призвала пересмотреть проект нового комплекса, пишет газета «Коммерсант». Эксперты сочли недопустимым создание огромного музейного комплекса без открытого конкурса.  Они считают, что проект слишком дорогой (на строительство было выделено 5 миллиардов рублей), не отвечает современным представлениям об архитектуре, и несмотря на то что был перенесен на новое место (на улицу Бауманскую), нисколько не изменился. На заседании была отмечена непроработанность концепции дальнейшего существования ГЦСИ в новом здании. Проект принадлежит архитекторам Антону Нагавицыну и Михаилу Хазанову, он предусматривает строительство стилобата и вертикальной башни. Директор ГЦСИ Михаил Миндлин рассказал «Газете.Ru», что проект дважды рассматривался на расширенном заседании совета по архитектуре при мэрии Москвы и дважды получал одобрение. Кроме того, его высоко оценили Заха Хадид, Яннис Кунеллис и Роберт Сторр.

Пермские власти решили пересмотреть проект реконструкции площади перед академическим театром из-за его дороговизны. В частности, из проекта исчезнет деревянная скульптура «Стена» архитектора Евгения Асса, которая представляет собой информационно-сценический комплекс. Евгений Асс в свою очередь заявил, что он категорически против ее переноса в другое место и считает неэтичным то, что обсуждение нового места для размещения «Стены» началось без участия авторов. «Этот проект был задуман не просто как какая-то абстрактная стенка, которую можно поставить где угодно. Эта стена концептуально, пространственно и скульптурно связана именно с этим местом и с этим театром», – говорит архитектор. Между тем «Стена» уже изготовлена. Ее длина 100 метров, а высота – от 9 до 12 метров.

zooming
«Стена» архитектора Евгения Асса © Евгений Асс

О российских экспозициях на международных выставках и о продаже идеалов рассуждает архитектурный критик Григорий Ревзин на страницах газеты «Коммерсант». Он пишет о претензиях, высказанных в адрес российского павильона «Сколково» на биеннале в Венеции. Первая касается самого наукограда как бессмысленной затеи, отбирающей деньги у науки, вторая – дороговизны экспозиции. Критик приводит слова архитектора Сергея Скуратова: «Мы, как всегда, в стороне от мирового тренда. В то время как мир движется к сдержанности и простоте, мы делаем невероятно дорогие экспозиции с технологическими примочками. Это дико стыдно и провинциально». Ревзин связывает создание дорогих экспозиций с продажей идеалов: «Мы продаем идеалы постоянно и на широкую ногу. И в этом случае нам кажется естественным как бы вернуть им часть той цены, которую мы за них получили. Как бы создать им некоторую добавленную стоимость в надежде, что тогда они, что ли, поубедительнее будут».

«Московский комсомолец» пишет о том, что реконструкция Комсомольского проспекта не предусматривает увеличение количества полос магистрали. Об этом газете заявил главный инженер НИиПИ Генплана Михаил Крестмейн. В рамках работ будут созданы карманы для общественного транспорта, парковки и три подземных пешеходных перехода. Между тем активисты движения «Рассерженные горожане» подчеркивают, что жители протестуют не против расширения дороги, а вообще против любых работ на Комсомольском проспекте. Они считают, что парковочные карманы построят на месте газонов, а создание переходов повлечет за собой вырубку деревьев. Против реконструкции проспекта выступают не только активисты и жители Хамовников, но и местная власть, которая полагает, что проект нуждается в доработке.

«Не надо поощрять использование автомобилей. Нужно стимулировать людей пересесть на общественный транспорт. Сделать так, чтобы люди хотели ходить пешком, а для этого нужно организовать хорошие пешеходные дорожки, дорожки для детей», – говорит американский специалист по проектированию транспортных систем Вукан Вучик. Он считает, что в Москве необходимо ограничить количество парковок и повысить цену на них, создать хороший общественный транзит, развивать сеть трамваев и троллейбусов. В частности, он предлагает проложить трамвайный маршрут на Тверской улице.

В Петербурге состоялись публичные слушания по проекту планировки территории, на которой планируется построить 465-метровый небоскреб «Лахта-центра», сообщают «Санкт-Петербургские Ведомости». Противники его возведения говорили о том, что строительство транспортной и инженерной инфраструктуры слишком дорого обойдется городу, что создание такого претенциозного сооружения неуместно на фоне нерешенных социальных проблем, а также что работы планируется начать в зоне геологического риска. По-прежнему много вопросов вызывает высота небоскреба. Кроме того, звучали требования благоустроить соседние с «Лахта-центром» поселки, а также берег Финского залива.

zooming
Проект «Лахта-центра» в Петербурге © RMJM

Законодательное собрание Петербурга направило губернатору города Георгию Полтавченко запрос с просьбой провести расследование причин сноса дома Рогова на Загородном проспекте. А члены петербургского отделения ВООПИК настаивают на проведении тщательного и беспристрастного служебного расследования, призванного выявить всех причастных к сносу лиц и наказать виновных. Они назвали снос дома заранее спланированной акцией, осуществленной собственником при попустительстве и соучастии властей. В ВООПИК предлагают изъять у собственника (ООО «Вектор») земельный участок, на  котором располагался дом, и привлечь его к ответственности за намеренное доведение объекта культурного наследия до аварийного состояния, а дом Рогова восстановить в точном соответствии с его прежним обликом.

В Москве 4 сентября к двухсотлетию Бородинской битвы открыли Триумфальную арку. К этому событию в Музее архитектуры имени Щусева подготовлена выставка – «Триумф арки. История Триумфальной арки архитектора Осипа Бове в документах и фотографиях». Экспозиция включает проектные материалы, обмеры, уникальные фотографии и гипсовые копии декоративных фрагментов из коллекции музея, а также подлинные фрагменты Триумфальной арки.

А в «Галерее Беляево» открылась выставка «Мозаика городской среды», сообщает телеканал «Культура». Выставка демонстрирует синтез архитектуры и мозаики. На ней представлены работы авторов из России, Италии, Греции, Польши и Японии. От России в выставке участвуют архитекторы Сергей Чобан, Юрий Григорян, Юрий Аввакумов, Илья Уткин и многие другие.

08 Сентября 2012

Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.