От идеи до реализации

СМИ пишут об итогах конкурсов на развитие московской агломерации и создание дизайна интерьера «Центрального детского магазина», о приостановке реализации проекта музея ГЦСИ в Москве и об отказе пермских властей от «Стены» Евгения Асса, Григорий Ревзин рассуждает о природе дорогих российских экспозиций на международных выставках, а Вукан Вучик – о транспортных проблемах Москвы. Читайте новый обзор прессы.

mainImg
Итоги конкурса на развитие московской агломерации были подведены 5 сентября. Работы оценивались в трех номинациях: развитие агломерации, Москвы и создание правительственного центра. По мнению жюри, в первых двух победила французская команда Antoine Grumbach et Associes, а лучшую концепцию по созданию федерального центра предложил американский коллектив Urban design associates. Французы акцентировали внимание на транспортных проблемах «большой Москвы», они предложили провести на новые территории метро, скоростной трамвай, создать новое железнодорожное кольцо, которое соединило бы аэропорты с четырьмя новыми подмосковными вокзалами. Американцы предлагают построить на присоединенных территориях подземный железнодорожный вокзал, рядом с которым мог бы разместиться Федеральный, финансовый и логистический центры, а также университет и больница. Между тем с итогами конкурса согласны не все. Так, источник в Москомархитектуре рассказал газете «Известия», что общественности было представлено заключение международного жюри, в состав которого вошли семь специалистов, а заключение экспертного сообщества, состоящего из 40 экспертов, обнародовано не было. «Тут игра очень четкая: русская часть жюри фактически отсутствовала, за исключением Хуснуллина. Жюри было иностранным, исход был предопределен», – сказал источник. При этом результаты двух комиссий расходятся полностью: по решению экспертного совета, первое место заняла мастерская Андрея Чернихова, второе – «Остоженка», бюро Грюмбаха и UDA, третье – Studio Associato Secchi-Vigano. В любом случае столичная мэрия не собирается реализовывать идеи архитекторов, победивших в конкурсе,  они будут всего лишь «учитываться» при корректировке генплана Москвы.

На этой неделе подведены итоги еще одного конкурса – на создание  дизайна интерьера «Центрального детского магазина», бывшего «Детского мира». Победителем творческого конкурса стал проект «Теремок» Елизаветы Факировой и Екатерины Прыймы, сообщает РИА «Новости». Они  предложили создать доступное пространство для всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями, разбив его на различные зоны. Магазин они поделили на модули, один из которых должен стать музыкальным залом для слабовидящих детей, другой – залом тактильных игр. В центре магазина, согласно их проекту, должна появиться многофункциональная сцена. Второе и третье места поделили между собой четыре коллектива, которые предложили установить колесо обозрения, огромное интерактивное дерево и закрученную спираль из разноцветных труб. Организаторы конкурса на оглашении результатов заявили, что, возможно, все эти проекты будут воплощены в «Детском мире» по очереди, а такие конкурсы станут проводиться  пару раз в год.

zooming
Проект здания музея современного искусства © ПТАМ Хазанова
zooming
Один из проектов конкурса на дизайн интерьера «Детского мира» © Мария Суркова

А реализация проекта музея Государственного центра современного искусства приостановлена. Рабочая группа общественного совета при Минкульте призвала пересмотреть проект нового комплекса, пишет газета «Коммерсант». Эксперты сочли недопустимым создание огромного музейного комплекса без открытого конкурса.  Они считают, что проект слишком дорогой (на строительство было выделено 5 миллиардов рублей), не отвечает современным представлениям об архитектуре, и несмотря на то что был перенесен на новое место (на улицу Бауманскую), нисколько не изменился. На заседании была отмечена непроработанность концепции дальнейшего существования ГЦСИ в новом здании. Проект принадлежит архитекторам Антону Нагавицыну и Михаилу Хазанову, он предусматривает строительство стилобата и вертикальной башни. Директор ГЦСИ Михаил Миндлин рассказал «Газете.Ru», что проект дважды рассматривался на расширенном заседании совета по архитектуре при мэрии Москвы и дважды получал одобрение. Кроме того, его высоко оценили Заха Хадид, Яннис Кунеллис и Роберт Сторр.

Пермские власти решили пересмотреть проект реконструкции площади перед академическим театром из-за его дороговизны. В частности, из проекта исчезнет деревянная скульптура «Стена» архитектора Евгения Асса, которая представляет собой информационно-сценический комплекс. Евгений Асс в свою очередь заявил, что он категорически против ее переноса в другое место и считает неэтичным то, что обсуждение нового места для размещения «Стены» началось без участия авторов. «Этот проект был задуман не просто как какая-то абстрактная стенка, которую можно поставить где угодно. Эта стена концептуально, пространственно и скульптурно связана именно с этим местом и с этим театром», – говорит архитектор. Между тем «Стена» уже изготовлена. Ее длина 100 метров, а высота – от 9 до 12 метров.

zooming
«Стена» архитектора Евгения Асса © Евгений Асс

О российских экспозициях на международных выставках и о продаже идеалов рассуждает архитектурный критик Григорий Ревзин на страницах газеты «Коммерсант». Он пишет о претензиях, высказанных в адрес российского павильона «Сколково» на биеннале в Венеции. Первая касается самого наукограда как бессмысленной затеи, отбирающей деньги у науки, вторая – дороговизны экспозиции. Критик приводит слова архитектора Сергея Скуратова: «Мы, как всегда, в стороне от мирового тренда. В то время как мир движется к сдержанности и простоте, мы делаем невероятно дорогие экспозиции с технологическими примочками. Это дико стыдно и провинциально». Ревзин связывает создание дорогих экспозиций с продажей идеалов: «Мы продаем идеалы постоянно и на широкую ногу. И в этом случае нам кажется естественным как бы вернуть им часть той цены, которую мы за них получили. Как бы создать им некоторую добавленную стоимость в надежде, что тогда они, что ли, поубедительнее будут».

«Московский комсомолец» пишет о том, что реконструкция Комсомольского проспекта не предусматривает увеличение количества полос магистрали. Об этом газете заявил главный инженер НИиПИ Генплана Михаил Крестмейн. В рамках работ будут созданы карманы для общественного транспорта, парковки и три подземных пешеходных перехода. Между тем активисты движения «Рассерженные горожане» подчеркивают, что жители протестуют не против расширения дороги, а вообще против любых работ на Комсомольском проспекте. Они считают, что парковочные карманы построят на месте газонов, а создание переходов повлечет за собой вырубку деревьев. Против реконструкции проспекта выступают не только активисты и жители Хамовников, но и местная власть, которая полагает, что проект нуждается в доработке.

«Не надо поощрять использование автомобилей. Нужно стимулировать людей пересесть на общественный транспорт. Сделать так, чтобы люди хотели ходить пешком, а для этого нужно организовать хорошие пешеходные дорожки, дорожки для детей», – говорит американский специалист по проектированию транспортных систем Вукан Вучик. Он считает, что в Москве необходимо ограничить количество парковок и повысить цену на них, создать хороший общественный транзит, развивать сеть трамваев и троллейбусов. В частности, он предлагает проложить трамвайный маршрут на Тверской улице.

В Петербурге состоялись публичные слушания по проекту планировки территории, на которой планируется построить 465-метровый небоскреб «Лахта-центра», сообщают «Санкт-Петербургские Ведомости». Противники его возведения говорили о том, что строительство транспортной и инженерной инфраструктуры слишком дорого обойдется городу, что создание такого претенциозного сооружения неуместно на фоне нерешенных социальных проблем, а также что работы планируется начать в зоне геологического риска. По-прежнему много вопросов вызывает высота небоскреба. Кроме того, звучали требования благоустроить соседние с «Лахта-центром» поселки, а также берег Финского залива.

zooming
Проект «Лахта-центра» в Петербурге © RMJM

Законодательное собрание Петербурга направило губернатору города Георгию Полтавченко запрос с просьбой провести расследование причин сноса дома Рогова на Загородном проспекте. А члены петербургского отделения ВООПИК настаивают на проведении тщательного и беспристрастного служебного расследования, призванного выявить всех причастных к сносу лиц и наказать виновных. Они назвали снос дома заранее спланированной акцией, осуществленной собственником при попустительстве и соучастии властей. В ВООПИК предлагают изъять у собственника (ООО «Вектор») земельный участок, на  котором располагался дом, и привлечь его к ответственности за намеренное доведение объекта культурного наследия до аварийного состояния, а дом Рогова восстановить в точном соответствии с его прежним обликом.

В Москве 4 сентября к двухсотлетию Бородинской битвы открыли Триумфальную арку. К этому событию в Музее архитектуры имени Щусева подготовлена выставка – «Триумф арки. История Триумфальной арки архитектора Осипа Бове в документах и фотографиях». Экспозиция включает проектные материалы, обмеры, уникальные фотографии и гипсовые копии декоративных фрагментов из коллекции музея, а также подлинные фрагменты Триумфальной арки.

А в «Галерее Беляево» открылась выставка «Мозаика городской среды», сообщает телеканал «Культура». Выставка демонстрирует синтез архитектуры и мозаики. На ней представлены работы авторов из России, Италии, Греции, Польши и Японии. От России в выставке участвуют архитекторы Сергей Чобан, Юрий Григорян, Юрий Аввакумов, Илья Уткин и многие другие.

08 Сентября 2012

Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.