От идеи до реализации

СМИ пишут об итогах конкурсов на развитие московской агломерации и создание дизайна интерьера «Центрального детского магазина», о приостановке реализации проекта музея ГЦСИ в Москве и об отказе пермских властей от «Стены» Евгения Асса, Григорий Ревзин рассуждает о природе дорогих российских экспозиций на международных выставках, а Вукан Вучик – о транспортных проблемах Москвы. Читайте новый обзор прессы.

mainImg
Итоги конкурса на развитие московской агломерации были подведены 5 сентября. Работы оценивались в трех номинациях: развитие агломерации, Москвы и создание правительственного центра. По мнению жюри, в первых двух победила французская команда Antoine Grumbach et Associes, а лучшую концепцию по созданию федерального центра предложил американский коллектив Urban design associates. Французы акцентировали внимание на транспортных проблемах «большой Москвы», они предложили провести на новые территории метро, скоростной трамвай, создать новое железнодорожное кольцо, которое соединило бы аэропорты с четырьмя новыми подмосковными вокзалами. Американцы предлагают построить на присоединенных территориях подземный железнодорожный вокзал, рядом с которым мог бы разместиться Федеральный, финансовый и логистический центры, а также университет и больница. Между тем с итогами конкурса согласны не все. Так, источник в Москомархитектуре рассказал газете «Известия», что общественности было представлено заключение международного жюри, в состав которого вошли семь специалистов, а заключение экспертного сообщества, состоящего из 40 экспертов, обнародовано не было. «Тут игра очень четкая: русская часть жюри фактически отсутствовала, за исключением Хуснуллина. Жюри было иностранным, исход был предопределен», – сказал источник. При этом результаты двух комиссий расходятся полностью: по решению экспертного совета, первое место заняла мастерская Андрея Чернихова, второе – «Остоженка», бюро Грюмбаха и UDA, третье – Studio Associato Secchi-Vigano. В любом случае столичная мэрия не собирается реализовывать идеи архитекторов, победивших в конкурсе,  они будут всего лишь «учитываться» при корректировке генплана Москвы.

На этой неделе подведены итоги еще одного конкурса – на создание  дизайна интерьера «Центрального детского магазина», бывшего «Детского мира». Победителем творческого конкурса стал проект «Теремок» Елизаветы Факировой и Екатерины Прыймы, сообщает РИА «Новости». Они  предложили создать доступное пространство для всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями, разбив его на различные зоны. Магазин они поделили на модули, один из которых должен стать музыкальным залом для слабовидящих детей, другой – залом тактильных игр. В центре магазина, согласно их проекту, должна появиться многофункциональная сцена. Второе и третье места поделили между собой четыре коллектива, которые предложили установить колесо обозрения, огромное интерактивное дерево и закрученную спираль из разноцветных труб. Организаторы конкурса на оглашении результатов заявили, что, возможно, все эти проекты будут воплощены в «Детском мире» по очереди, а такие конкурсы станут проводиться  пару раз в год.

zooming
Проект здания музея современного искусства © ПТАМ Хазанова
zooming
Один из проектов конкурса на дизайн интерьера «Детского мира» © Мария Суркова

А реализация проекта музея Государственного центра современного искусства приостановлена. Рабочая группа общественного совета при Минкульте призвала пересмотреть проект нового комплекса, пишет газета «Коммерсант». Эксперты сочли недопустимым создание огромного музейного комплекса без открытого конкурса.  Они считают, что проект слишком дорогой (на строительство было выделено 5 миллиардов рублей), не отвечает современным представлениям об архитектуре, и несмотря на то что был перенесен на новое место (на улицу Бауманскую), нисколько не изменился. На заседании была отмечена непроработанность концепции дальнейшего существования ГЦСИ в новом здании. Проект принадлежит архитекторам Антону Нагавицыну и Михаилу Хазанову, он предусматривает строительство стилобата и вертикальной башни. Директор ГЦСИ Михаил Миндлин рассказал «Газете.Ru», что проект дважды рассматривался на расширенном заседании совета по архитектуре при мэрии Москвы и дважды получал одобрение. Кроме того, его высоко оценили Заха Хадид, Яннис Кунеллис и Роберт Сторр.

Пермские власти решили пересмотреть проект реконструкции площади перед академическим театром из-за его дороговизны. В частности, из проекта исчезнет деревянная скульптура «Стена» архитектора Евгения Асса, которая представляет собой информационно-сценический комплекс. Евгений Асс в свою очередь заявил, что он категорически против ее переноса в другое место и считает неэтичным то, что обсуждение нового места для размещения «Стены» началось без участия авторов. «Этот проект был задуман не просто как какая-то абстрактная стенка, которую можно поставить где угодно. Эта стена концептуально, пространственно и скульптурно связана именно с этим местом и с этим театром», – говорит архитектор. Между тем «Стена» уже изготовлена. Ее длина 100 метров, а высота – от 9 до 12 метров.

zooming
«Стена» архитектора Евгения Асса © Евгений Асс

О российских экспозициях на международных выставках и о продаже идеалов рассуждает архитектурный критик Григорий Ревзин на страницах газеты «Коммерсант». Он пишет о претензиях, высказанных в адрес российского павильона «Сколково» на биеннале в Венеции. Первая касается самого наукограда как бессмысленной затеи, отбирающей деньги у науки, вторая – дороговизны экспозиции. Критик приводит слова архитектора Сергея Скуратова: «Мы, как всегда, в стороне от мирового тренда. В то время как мир движется к сдержанности и простоте, мы делаем невероятно дорогие экспозиции с технологическими примочками. Это дико стыдно и провинциально». Ревзин связывает создание дорогих экспозиций с продажей идеалов: «Мы продаем идеалы постоянно и на широкую ногу. И в этом случае нам кажется естественным как бы вернуть им часть той цены, которую мы за них получили. Как бы создать им некоторую добавленную стоимость в надежде, что тогда они, что ли, поубедительнее будут».

«Московский комсомолец» пишет о том, что реконструкция Комсомольского проспекта не предусматривает увеличение количества полос магистрали. Об этом газете заявил главный инженер НИиПИ Генплана Михаил Крестмейн. В рамках работ будут созданы карманы для общественного транспорта, парковки и три подземных пешеходных перехода. Между тем активисты движения «Рассерженные горожане» подчеркивают, что жители протестуют не против расширения дороги, а вообще против любых работ на Комсомольском проспекте. Они считают, что парковочные карманы построят на месте газонов, а создание переходов повлечет за собой вырубку деревьев. Против реконструкции проспекта выступают не только активисты и жители Хамовников, но и местная власть, которая полагает, что проект нуждается в доработке.

«Не надо поощрять использование автомобилей. Нужно стимулировать людей пересесть на общественный транспорт. Сделать так, чтобы люди хотели ходить пешком, а для этого нужно организовать хорошие пешеходные дорожки, дорожки для детей», – говорит американский специалист по проектированию транспортных систем Вукан Вучик. Он считает, что в Москве необходимо ограничить количество парковок и повысить цену на них, создать хороший общественный транзит, развивать сеть трамваев и троллейбусов. В частности, он предлагает проложить трамвайный маршрут на Тверской улице.

В Петербурге состоялись публичные слушания по проекту планировки территории, на которой планируется построить 465-метровый небоскреб «Лахта-центра», сообщают «Санкт-Петербургские Ведомости». Противники его возведения говорили о том, что строительство транспортной и инженерной инфраструктуры слишком дорого обойдется городу, что создание такого претенциозного сооружения неуместно на фоне нерешенных социальных проблем, а также что работы планируется начать в зоне геологического риска. По-прежнему много вопросов вызывает высота небоскреба. Кроме того, звучали требования благоустроить соседние с «Лахта-центром» поселки, а также берег Финского залива.

zooming
Проект «Лахта-центра» в Петербурге © RMJM

Законодательное собрание Петербурга направило губернатору города Георгию Полтавченко запрос с просьбой провести расследование причин сноса дома Рогова на Загородном проспекте. А члены петербургского отделения ВООПИК настаивают на проведении тщательного и беспристрастного служебного расследования, призванного выявить всех причастных к сносу лиц и наказать виновных. Они назвали снос дома заранее спланированной акцией, осуществленной собственником при попустительстве и соучастии властей. В ВООПИК предлагают изъять у собственника (ООО «Вектор») земельный участок, на  котором располагался дом, и привлечь его к ответственности за намеренное доведение объекта культурного наследия до аварийного состояния, а дом Рогова восстановить в точном соответствии с его прежним обликом.

В Москве 4 сентября к двухсотлетию Бородинской битвы открыли Триумфальную арку. К этому событию в Музее архитектуры имени Щусева подготовлена выставка – «Триумф арки. История Триумфальной арки архитектора Осипа Бове в документах и фотографиях». Экспозиция включает проектные материалы, обмеры, уникальные фотографии и гипсовые копии декоративных фрагментов из коллекции музея, а также подлинные фрагменты Триумфальной арки.

А в «Галерее Беляево» открылась выставка «Мозаика городской среды», сообщает телеканал «Культура». Выставка демонстрирует синтез архитектуры и мозаики. На ней представлены работы авторов из России, Италии, Греции, Польши и Японии. От России в выставке участвуют архитекторы Сергей Чобан, Юрий Григорян, Юрий Аввакумов, Илья Уткин и многие другие.

08 Сентября 2012

Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.