От идеи до реализации

СМИ пишут об итогах конкурсов на развитие московской агломерации и создание дизайна интерьера «Центрального детского магазина», о приостановке реализации проекта музея ГЦСИ в Москве и об отказе пермских властей от «Стены» Евгения Асса, Григорий Ревзин рассуждает о природе дорогих российских экспозиций на международных выставках, а Вукан Вучик – о транспортных проблемах Москвы. Читайте новый обзор прессы.

mainImg
Итоги конкурса на развитие московской агломерации были подведены 5 сентября. Работы оценивались в трех номинациях: развитие агломерации, Москвы и создание правительственного центра. По мнению жюри, в первых двух победила французская команда Antoine Grumbach et Associes, а лучшую концепцию по созданию федерального центра предложил американский коллектив Urban design associates. Французы акцентировали внимание на транспортных проблемах «большой Москвы», они предложили провести на новые территории метро, скоростной трамвай, создать новое железнодорожное кольцо, которое соединило бы аэропорты с четырьмя новыми подмосковными вокзалами. Американцы предлагают построить на присоединенных территориях подземный железнодорожный вокзал, рядом с которым мог бы разместиться Федеральный, финансовый и логистический центры, а также университет и больница. Между тем с итогами конкурса согласны не все. Так, источник в Москомархитектуре рассказал газете «Известия», что общественности было представлено заключение международного жюри, в состав которого вошли семь специалистов, а заключение экспертного сообщества, состоящего из 40 экспертов, обнародовано не было. «Тут игра очень четкая: русская часть жюри фактически отсутствовала, за исключением Хуснуллина. Жюри было иностранным, исход был предопределен», – сказал источник. При этом результаты двух комиссий расходятся полностью: по решению экспертного совета, первое место заняла мастерская Андрея Чернихова, второе – «Остоженка», бюро Грюмбаха и UDA, третье – Studio Associato Secchi-Vigano. В любом случае столичная мэрия не собирается реализовывать идеи архитекторов, победивших в конкурсе,  они будут всего лишь «учитываться» при корректировке генплана Москвы.

На этой неделе подведены итоги еще одного конкурса – на создание  дизайна интерьера «Центрального детского магазина», бывшего «Детского мира». Победителем творческого конкурса стал проект «Теремок» Елизаветы Факировой и Екатерины Прыймы, сообщает РИА «Новости». Они  предложили создать доступное пространство для всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями, разбив его на различные зоны. Магазин они поделили на модули, один из которых должен стать музыкальным залом для слабовидящих детей, другой – залом тактильных игр. В центре магазина, согласно их проекту, должна появиться многофункциональная сцена. Второе и третье места поделили между собой четыре коллектива, которые предложили установить колесо обозрения, огромное интерактивное дерево и закрученную спираль из разноцветных труб. Организаторы конкурса на оглашении результатов заявили, что, возможно, все эти проекты будут воплощены в «Детском мире» по очереди, а такие конкурсы станут проводиться  пару раз в год.

zooming
Проект здания музея современного искусства © ПТАМ Хазанова
zooming
Один из проектов конкурса на дизайн интерьера «Детского мира» © Мария Суркова

А реализация проекта музея Государственного центра современного искусства приостановлена. Рабочая группа общественного совета при Минкульте призвала пересмотреть проект нового комплекса, пишет газета «Коммерсант». Эксперты сочли недопустимым создание огромного музейного комплекса без открытого конкурса.  Они считают, что проект слишком дорогой (на строительство было выделено 5 миллиардов рублей), не отвечает современным представлениям об архитектуре, и несмотря на то что был перенесен на новое место (на улицу Бауманскую), нисколько не изменился. На заседании была отмечена непроработанность концепции дальнейшего существования ГЦСИ в новом здании. Проект принадлежит архитекторам Антону Нагавицыну и Михаилу Хазанову, он предусматривает строительство стилобата и вертикальной башни. Директор ГЦСИ Михаил Миндлин рассказал «Газете.Ru», что проект дважды рассматривался на расширенном заседании совета по архитектуре при мэрии Москвы и дважды получал одобрение. Кроме того, его высоко оценили Заха Хадид, Яннис Кунеллис и Роберт Сторр.

Пермские власти решили пересмотреть проект реконструкции площади перед академическим театром из-за его дороговизны. В частности, из проекта исчезнет деревянная скульптура «Стена» архитектора Евгения Асса, которая представляет собой информационно-сценический комплекс. Евгений Асс в свою очередь заявил, что он категорически против ее переноса в другое место и считает неэтичным то, что обсуждение нового места для размещения «Стены» началось без участия авторов. «Этот проект был задуман не просто как какая-то абстрактная стенка, которую можно поставить где угодно. Эта стена концептуально, пространственно и скульптурно связана именно с этим местом и с этим театром», – говорит архитектор. Между тем «Стена» уже изготовлена. Ее длина 100 метров, а высота – от 9 до 12 метров.

zooming
«Стена» архитектора Евгения Асса © Евгений Асс

О российских экспозициях на международных выставках и о продаже идеалов рассуждает архитектурный критик Григорий Ревзин на страницах газеты «Коммерсант». Он пишет о претензиях, высказанных в адрес российского павильона «Сколково» на биеннале в Венеции. Первая касается самого наукограда как бессмысленной затеи, отбирающей деньги у науки, вторая – дороговизны экспозиции. Критик приводит слова архитектора Сергея Скуратова: «Мы, как всегда, в стороне от мирового тренда. В то время как мир движется к сдержанности и простоте, мы делаем невероятно дорогие экспозиции с технологическими примочками. Это дико стыдно и провинциально». Ревзин связывает создание дорогих экспозиций с продажей идеалов: «Мы продаем идеалы постоянно и на широкую ногу. И в этом случае нам кажется естественным как бы вернуть им часть той цены, которую мы за них получили. Как бы создать им некоторую добавленную стоимость в надежде, что тогда они, что ли, поубедительнее будут».

«Московский комсомолец» пишет о том, что реконструкция Комсомольского проспекта не предусматривает увеличение количества полос магистрали. Об этом газете заявил главный инженер НИиПИ Генплана Михаил Крестмейн. В рамках работ будут созданы карманы для общественного транспорта, парковки и три подземных пешеходных перехода. Между тем активисты движения «Рассерженные горожане» подчеркивают, что жители протестуют не против расширения дороги, а вообще против любых работ на Комсомольском проспекте. Они считают, что парковочные карманы построят на месте газонов, а создание переходов повлечет за собой вырубку деревьев. Против реконструкции проспекта выступают не только активисты и жители Хамовников, но и местная власть, которая полагает, что проект нуждается в доработке.

«Не надо поощрять использование автомобилей. Нужно стимулировать людей пересесть на общественный транспорт. Сделать так, чтобы люди хотели ходить пешком, а для этого нужно организовать хорошие пешеходные дорожки, дорожки для детей», – говорит американский специалист по проектированию транспортных систем Вукан Вучик. Он считает, что в Москве необходимо ограничить количество парковок и повысить цену на них, создать хороший общественный транзит, развивать сеть трамваев и троллейбусов. В частности, он предлагает проложить трамвайный маршрут на Тверской улице.

В Петербурге состоялись публичные слушания по проекту планировки территории, на которой планируется построить 465-метровый небоскреб «Лахта-центра», сообщают «Санкт-Петербургские Ведомости». Противники его возведения говорили о том, что строительство транспортной и инженерной инфраструктуры слишком дорого обойдется городу, что создание такого претенциозного сооружения неуместно на фоне нерешенных социальных проблем, а также что работы планируется начать в зоне геологического риска. По-прежнему много вопросов вызывает высота небоскреба. Кроме того, звучали требования благоустроить соседние с «Лахта-центром» поселки, а также берег Финского залива.

zooming
Проект «Лахта-центра» в Петербурге © RMJM

Законодательное собрание Петербурга направило губернатору города Георгию Полтавченко запрос с просьбой провести расследование причин сноса дома Рогова на Загородном проспекте. А члены петербургского отделения ВООПИК настаивают на проведении тщательного и беспристрастного служебного расследования, призванного выявить всех причастных к сносу лиц и наказать виновных. Они назвали снос дома заранее спланированной акцией, осуществленной собственником при попустительстве и соучастии властей. В ВООПИК предлагают изъять у собственника (ООО «Вектор») земельный участок, на  котором располагался дом, и привлечь его к ответственности за намеренное доведение объекта культурного наследия до аварийного состояния, а дом Рогова восстановить в точном соответствии с его прежним обликом.

В Москве 4 сентября к двухсотлетию Бородинской битвы открыли Триумфальную арку. К этому событию в Музее архитектуры имени Щусева подготовлена выставка – «Триумф арки. История Триумфальной арки архитектора Осипа Бове в документах и фотографиях». Экспозиция включает проектные материалы, обмеры, уникальные фотографии и гипсовые копии декоративных фрагментов из коллекции музея, а также подлинные фрагменты Триумфальной арки.

А в «Галерее Беляево» открылась выставка «Мозаика городской среды», сообщает телеканал «Культура». Выставка демонстрирует синтез архитектуры и мозаики. На ней представлены работы авторов из России, Италии, Греции, Польши и Японии. От России в выставке участвуют архитекторы Сергей Чобан, Юрий Григорян, Юрий Аввакумов, Илья Уткин и многие другие.

08 Сентября 2012

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.